"Что-то вы меня, папаша, больно утесняете.
Я без пропитания оставаться не могу,
где же я буду харчеваться?»
К-ф «Собачье сердце»
Паника
В Минске происходят поразительные вещи. С одной стороны, Минск, после
подписания 12 января с российским правительством нефтяного соглашения, ликвидировавшего белорусский нефтяной оффшор, продолжает отступать - урегулирован вопрос о поставке белорусского сахара с сокращением претензий белорусской стороны больше чем в два раза (от 400 – 450 тыс. тонн до 180 тыс. тонн),
ведется подготовка к отмене 75 нетарифных ограничений на экспорт российских товаров на белорусский рынок. Белорусская сторона безропотно соглашается на ревизорские проверки санитарных служб России, инспектирующих белорусскую экспортную мясо-молочную продукцию. На прошедшей неделе произошла словесная
«перестрелка» между пограничными ведомствами двух стран. Ведение визового режима не за горами.
Не исключено, что в ближайшие недели «подтянутся» и другие российские ведомства, в той или иной степени связанные разного рода отношениями с Беларусью. Естественно, процесс «упорядочивания» отношений
с Минском имеет вид некого утвержденного плана поручений. С высокой степенью вероятности, можно говорить о том, что Россия применяет к белорусским властям вариант политики «отстранения» или «ограждения», протестированный осенью прошлого года на Грузии.
С другой стороны, возникает ощущение, что
Минску сопротивляться нечем. Попытки белорусских властей заблокировать калининградский транзит несут не столь экономические проблемы для Москвы, сколь дают повод еще раз убедиться российскому обществу, очень болезненно относящемуся к судьбе своего анклава на балтийском побережье, что Минск не
является союзником России. Решение «наказать» российские кампании, не желающие поставлять нефть на белорусские НПЗ на «давальческих» схемах, удорожанием для них транзита по белорусской территории, говорит о своеобразном мышлении белорусского Совета Министров. Транзитер нефти через Беларусь один –
государственная компания «Транснефть». Автор этих строк не представляет, как белорусская сторона будет «процеживать» российскую нефть в поисках нефти «провинившихся» перед «Белнефтехимом» российских нефтяных компаний? В любом случае потребуется выработка некой весьма изощренной технологии, как
оценки «корпоративного транзита», так и получения с российского нефтяного бизнеса транзитных платежей. Однако в любом случае, реакция России на новые транзитные «новации» белорусских «партеров» известна и ничем не будет отличаться от событий нефтяного кризиса в начале январе 2007 года.
Поражает другое. Вторую неделю с белорусского телеэкрана льются эмоциональные заявления белорусского руководства о «предательстве» со стороны Москвы, угрозы выставления платы за землеотводы под российским газопроводом «Ямал - Европа» или под российскими военными объектами, обещания компенсировать
«потерянные» 3,5 млрд. USD, филиппики в адрес Запада, «протянувшего руку» в «критическую минуту».
Примечательно то, что белорусское руководство избрало публичный формат «претензий» к российскому руководству – ежедневные проклятья бывшему «союзнику» и угрозы обеспечить компенсацию финансовых
потерь Минска за счет интересов российского государства на белорусской территории. Обвинения российских властей в экспансионистских притязаниях к суверенной республике вдруг неожиданно дополнились «искренними» признаниями, что белорусское руководство действительно являлось инициатором создания
единого российско – белорусского государства. Однако «коварство» России, потребовавшей реального вхождения в состав федерации белорусских областей, обрушила интеграцию между двумя странами и т.д.
Когда в созданный коктейль проклятий и угроз «подливают» призывы к Москве «вернуться к
сотрудничеству», «строить вторую очередь газопровода «Ямал – Европа и не заниматься «дурью» на Балтике» и даже… «белорусские и российские предприятия должны совместно противодействовать зарубежным производителям…» (В. Семашко, 25.01.07), то ощущение паники, накрывшей толстым «одеялом» белорусские
власти становится почти осязаемым.
Пустые угрозы
В реальности, ситуация для Минска тяжелая. Белорусские власти, которых 6 -7 января «накрыли» с поличным у нефтепровода, откачивающими чужую транзитную нефть, а затем заставили публично, 13 января на глазах и под контролем
всей Европы, вкачивать краденное обратно и гнать эту нефть на Запад целых четыре часа («четыре часа» белорусского позора, только после которого российская «Транснефть» открыла задвижки) вынуждены доказывать, что Россия сама у себя крала собственную нефть, сливая ее почему-то в белорусские
нефтехранилища и, видимо, после новогодних банкетов, почему-то закрыла задвижки и вентили на «Дружбе». С тем же успехом пойманный карманник мог бы обвинить обокраденного пассажира трамвая, что тот сам разбрасывал собственные кошельки по салону. Любопытно, что при этом белорусское телевидение не
забывает, по традиции заявить, что «международные эксперты отмечают абсолютную надежность Беларуси, как транзитной страны»... В. Путин 21 января, после встречи с канцлером ФРГ А. Меркель назвал эту «надежность» «паразитированием». Естественно, всю эту пустую риторику из Минска можно смело
игнорировать.
Дело не в том, что в случае формализации пока устных претензий к России белорусское руководство фактически открывает «ящик Пандоры» - односторонний выход Минска из соглашений, большинство из которых имеет более, чем десятилетнюю историю, вызовут мгновенную ответную реакцию
Кремля. Более того, Москва не скрываясь, ждет широко заявленных «ответных» действий официального Минска.
Проблема в том, что беда пришла в белорусское государство. Зрелище поистине жалкое, когда седые и почти лысые пожилые мужики вдруг превращаются в Гудвинов Великих и Ужасных, от которых все
в Москве «дрожат», и день за днем рассказывающих о личном потенциале «наказать» и «поразить». Это интересно в первый раз, во второй, но когда демонстрация репрессивного «потенциала» в формате «вы не бывали на Таити?» превращается в продолжение «Кривого зеркала» Петросяна, то понимаешь, что люди
просто струсили и готовы бесконечно оправдываться: «это не мы, это они…»
Москва боится революции в Минске?
Все это бесполезно. Москве угрозы из Минска не интересны. Она знает им цену, как и цену А. Лукашенко. Эта цена (5,8 млрд. USD в 2007 году) объявлена публично и
принята на политический счет В. Путина. Именно российский президент взял на себя ответственность за то, что процедура «отключения кислорода» от псевдосоюзника переведена в стадию постепенного «ограждения» от недоговороспособного и склонного к дорожно-транзитному грабежу соседа.
В этом случае
стоит отметить точку зрения лидера ОГП А. Лебедько, заявившего 26 января в что интервью немецкому радио ARD, что Кремль в отношении Лукашенко остановился на полумерах и ограничился незаконченными фразами: «Москва не хочет в прежнем объеме инвестировать в Лукашенко, но полагает, что запустить в
действие все инструменты экономического и политического воздействия в отношении белорусского правителя — значит сделать инвестиции в революционную ситуацию в Беларуси. Кремль не любит Лукашенко, но еще больше ему не нравятся революции».
Интересно, где в Беларуси А. Лебедько нашел потенциальную
революцию? Если он рассчитывает, что результате обострения российско – белорусского кризиса в республике возникнет социально – экономическая нестабильность, которая и «сметет» А. Лукашенко, то он не просто заблуждается, а фатально ошибается.
Не будем тратить время на повторение тысячи раз
проверенного на практике и прекрасно теоретически описанного фактора «единения» диктатуры и народа в условиях обострения политической или экономической ситуации - своеобразный многомиллионный «шведский синдром», заметив только, что если в чем и преуспела белорусская пропаганда, так в мастерстве
«перевода стрелок». Уже сейчас население Беларуси твердо уверено, что за все положительное в своей жизни необходимо благодарить А. Лукашенко, а за все негативное – от засухи и нашествия грызунов до цен на бензоколонках – ругать Россию.
Отметим только то, что пока у власти в Минске А.
Лукашенко, российское руководство может не просто буквально в один день ликвидировать все льготы и преференции для белорусской экономики, но вообще без проблем огородить Беларусь с востока и севера «железным занавесом», нисколько не опасаясь не то, что «цветной», но даже «черно-белой» революции в
Минске. А. Лукашенко, борясь за власть, не задумываясь, при малейших революционных поползновениях в панике передушит и спалит половину страны. Гауляйтеры Беларуси периода фашисткой оккупации от зависти перевернутся в гробах.
Автор этих строк половину Беларуси обошел пешком и прекрасно знает
«революционный потенциал» белорусского народа. Революций в гетто не бывает. Там бывают восстания. Если белорусская оппозиция строит свою политическую стратегию на «пустых желудках», то чем они отличаются от большевиков, с восторгом воспринявших втягивание России в первую мировую войну? Политическая
стратегия, рассчитанная на социально-экономический кризис, ориентирует не на смену власти, а на погром и анархию, в варианте кошмара безвластия, что уже пережил Минск в конце июня 1941 года. Оппозиция рассчитывает самый простой «путь», как говорится, «спустя рукава», въехать во власть на «чужом
горбу».
Безусловно, народ, может быть, и выбежит на улицы и площади, но только после того, как «Боинг» А. Лукашенко навсегда улетит куда-нибудь в Антарктиду. Вот тогда все мигом станут «революционерами», включая господ Сидорских, Семашек, Пролесковских и прочих Якубовичей.
Так что будем
считать, что брэнд «белорусской революции» рассчитан на западного спонсора. Как десяток лет А. Лукашенко продавал Москве «союзничество» и «стабильность», так и столько же лет белорусская оппозиция продает Западу уже успешно ставшей дряхлой и морщинистой «белорусскую революцию».
В принципе,
политическая ситуация для оппонентов белорусского президента складывается благоприятная. У А. Лукашенко оказался вполне заурядный политический путь. Начав с активиста (не члена) БНФ, белорусский президент скандально завершил «интеграционный» этап своей карьеры и вновь оказался в роли ярого борца
против российского «империализма», на что так радостно клюнула часть белорусской оппозиции. Кольцо замкнулось.
Кто спас А. Лукашенко?
В январе 2007 года президенту России пришлось выдержать определенную борьбу с отраслевыми лоббистами и даже с собственным окружением,
вслух требующих решить проблему «минского паразита». Спасла А. Лукашенко не угроза мифической «белорусской революции» а в очередной раз Европа. Дешевый белорусский бензин, «серая» реэкспортная российская нефть, второе десятилетие утекающая в Польшу и Литву, реальный «санитарный кордон» против России
в виде лукашенковской Беларуси, истеричное восприятие любого нарушения графика поставок нефтепродуктов в ЕС заставила Брюссель буквально вцепиться в Кремль. А. Меркель 21 января в Сочи только и твердила о белорусском транзите и польском мясе.
В итоге В. Путин решил не обострять отношения с
Европой, расширяя и так существующие противоречия по белорусской проблеме.
В Москве прекрасно понимают, что в настоящее время Минск востребован Западом. Заинтересованность Европы в беспрерывной череде конфликтов по периметру российской границы очевидна. Длительная провокационная деятельность
грузинского руководства осенью прошлого года завершилась полномасштабным кризисом и политикой «отгораживания» России от М. Саакашвили. В конце 2006 г. эстафету кризиса перехватил Минск. Как только после 12 января противостояние между белорусским и российским руководствами стало уходить с первых мест
в колонках новостей, так в условиях местных выборов занялись гробокопательством эстонские власти. Следом в Тбилиси вспомнили о задержанном год назад гражданине России с обогащенным ураном. Кто следующий?
Задача прозрачна: «утопить» Россию в кризисах на постсоветском пространстве, не допустить
«входа» России в Центральную и Восточную Европу, перегородить дорогу для российской экономической экспансии в Евросоюз, объявив российский энергоэкспорт непредсказуемым и нестабильным, «сбить цену» на российские газ и нефть, противостоять российскому политическому влиянию на европейские дела
(Косово, размещение систем ПРО в Центральной Европе и т.д.) и все это на фоне практически открытой схватки за российские энергоресурсы.
Россия в данном случае не одинока. Во всем мире страны – экспортеры энергоносителей всеми силами избавляются от услуг западных энергетических корпораций. Их
вытесняют, их доли выкупают, а Уго Чавес вообще национализирует. Перевод энергетических отношений в формат «покупатель – продавец» не устраивает Брюссель. Евросоюз, как нормальная молодая империя, желает обеспечить критически важные для нее энергопоставки возможностью контроля своими корпорациями не
только доставки газа и нефти, но и их добычи на территории России. Этим критериям отвечает Энергетическая Хартия, в которой хозяину ресурсов отведена роль рантье. Так что идет нормальная конкурентная борьба двух партнеров, которым в ближайшие пять лет друг от друга некуда деваться. В ход идет все –
экология, «бронзовые солдаты», Лукашенко, «суверенная демократия», «энергетическое оружие», даже погромы в Куршевеле. Ставка огромна – судьба объединенной Европы.
А. Лукашенко понимает, что сейчас он нужен Европе, она в нем заинтересована. Белорусский президент смог продемонстрировать
Брюсселю, что ему хватает воли для закручивания вентилей на российско – европейском энергетическом транзите. Торг, судя по контексту, уже начался и стороны подсчитывают издержки по использованию друг друга в игре против России. Учитывая, что политическую судьба А. Лукашенко смутна, если вообще не
обречена, то Брюссель и Минск считают, что обойтись можно почти символическими уступками. К примеру, освобождением Козулина.
Безусловно, Европа способна на длительное, на «поверхности» едва обозначенное политическое сотрудничество с А. Лукашенко по уже использовавшейся на постсоветском
пространстве формуле отношений Запада с режимом Туркменбаши. Если в основе связей с президентом Туркменистана лежал огромный газовый потенциал этой страны, то в отношениях с А. Лукашенко вполне может оказаться истеричное восприятие Евросоюзом проблем доступа к поставкам энергоносителей. У А.
Лукашенко появляется шанс стать универсальным транзитным шантажистом Востока и Запада одновременно. И он им уже практически стал – это косвенный, но от того не менее важный результат последствий нефтяной части энергетического этапа российско – белорусского кризиса.
Если кто-то думает, что
Европа не будет менять гарантии энергетической безопасности на права человека, то таких людей искренне жаль. Для примера можно вспомнить того же уже усопшего президента Ниязова или последние президентские выборы в Азербайджане. Безоговорочный приезд в Минск председателя ПАСЕ, несмотря на
сопутствующую визиту демократическую риторику, с одной стороны оказал А. Лукашенко огромную пропагандистскую помощь, а с другой продемонстрировал, что предела политической «гибкости» Европы поистине нет предела. Белорусские власти взамен визита не сделали ничего… Зато сейчас А. Лукашенко почти
уверен, что он может «откупиться» от Брюсселя российским энергетическим транзитом. Боюсь, что он прав…
Белорусский транзитный тупик
Насколько долго продлиться столь благоприятный для А. Лукашенко период, от белорусского президента не зависит. Объективно он закончится или
тогда, когда Европа получит альтернативные энергетические коммуникации. Это может быть как «Северный Поток», так и Набуко. Не стоит забывать и Южно-Европейский газопровод. В отношении нефти решение будет приниматься скорее всего комплексно – новые нефтепроводы на Балканах и к побережью около
Архангельска и Санкт – Петербурга (Приморск), а также почти удвоение мощности Балтийской трубопроводной системы. Для этого потребуется два – три года. После этого Беларусь потеряет свой транзитный статус и ее забудут как Европа, так и Россия. Для России Беларусь не вопрос политики, а вопрос
издержек. Между прочим, А. Лукашенко понимает значение ближайших трех лет.
Минск знает, что сейчас Москва не ставит политических задач в Беларуси. В них нет смысла, так как появилось убеждение, что любое новое белорусское руководство будет, как и уже практически ушедший в историю А. Лукашенко,
строить свою политику на «историческом праве» белорусского государства обирать российский транзит и пытаться продать свое геополитическое положение направо и налево – типичная лимитрофная стратегия. Отсюда бесконечные скандалы и конфликты, попытки апеллировать к российскому общественному мнению,
призывы к морали и братству за счет исключительно одной стороны и прочее… У российского государства нет выхода – Беларусь будут обходить. Стоить, копать, сваривать и т.д. Москва не может ставить солидную часть своей внешнеэкономической деятельности от капризов правителей в Минске, какую бы фамилию
они не носили.
Отсюда и несдержанные формулировки белорусского президента в сторону российских транзитных энергетических проектов, прежде всего балтийского – «самый дурацкий». Аргументация, применяемая в данном случае – «газопровод на куче боеприпасов», не новая, а активно разрабатываемая в
свое время белорусским писателем Ю. Шевцовым. Естественно, эти «аргументы» не имеют никакого отношения к реальности, так как дно Балтики по трассе маршрута газопровода дважды обследовано, затопленные в 1945 – 1946 гг. боеприпасы находятся за сотню миль на Запад от южного участка будущего
газопровода. А. Лукашенко, несомненно зная об этом, лгал.
Так что для белорусских властей значат ближайшие три года?
А. Лукашенко и Москва
Автор этих строк неоднократно утверждал, что власть в Беларуси может быть удержана только тем политическим лидером, который
способен решать проблемы белорусского государства в Москве. Иллюзий нет. Пока экономика Беларуси настолько зависима от своего соседа, что разрушение для нее льготного режима со стороны России, а также уход с ее территории энергетического транзита означает быстрый переход страны в ряды
«несостоявшихся государств». Стоит напомнить, что ни один из товаров, поставляемых из РБ в РФ, не является критичным для российской экономики или российского рынка. Транзитное значение Беларуси не абсолютно, ее уже сейчас можно объехать, что и делают, завтра можно будет «обкачать».
Реальное
военно – стратегическое значение Беларуси давно не адекватно мифам о белорусском щите, закрывающем Москву. Во-первых, а против кого защищать-то? Против НАТО, что сидит в афганских блиндажах и трясется от предстоящего весеннего ужаса? Неужели не понятно, что российские базы в Беларуси больше нужны
самой Беларуси, чем Москве? Российские базы в РБ –зримое свидетельство российского ядерного зонтика над Беларусью.
РЛС под Барановичами вполне перекрывается введенной в декабре 2006 мобильной (!) РЛС в Ленинградской области. Радиостанция ВМФ под Вилейкой вполне заменяется двумя радиостанциями
под Нижним Новгородом и Краснодаром. Неожиданно появившееся сравнение объекта ВМФ РФ с закрытой российской радиоэлектронной базой под Гаваной не объективно. База на Кубе являлась мощным разведцентром, она сканировала половину территории США. Это был не центр связи, а электронного шпионажа.
Автор этих строк относится к растущей части экспертного сообщества, считающих, что российские базы необходимо из Беларуси выводить и не только по причине того, что они технически пережили себя , но и потому, что служить там русском солдату все равно не дадут. Белорусское руководство превратило
два российских военных объекта в постоянную точку политического истерики. Не проходит и месяца, чтобы то сам А. Лукашенко, то сенатор Н. Чергинец не начинал требовать за базы сотни миллионов долларов. Рано или поздно Минск односторонне выйдет из соглашения 1996 года, обеспечившего существование
российских баз на белорусской территории на 25 лет за счет списания 1,4 млрд. USD долга Беларуси за российский природный газ.
Но проблема не в российских базах, судьба которых будет решена. Обращает на себя внимание многолетнее отсутствие заключенного соглашения по ЕС ПВО. Подписание
переносится, наверное, в сотый раз. Тем временем, за две последних недели федеральные телевизионные каналы передали несколько репортажей о буднях летчиков ПВО России, которые со своих баз в Тверской области прикрывают Москву и «видят супостата еще над Атлантикой». Москва намекает – ПВО Беларуси не
монополист на западном направлении, Москва вполне защищена и без белорусских зенитчиков и активно перевооружается на ЗРК С-400.
Безусловно, России в данном регионе Восточной Европы решать военно – стратегические вопросы с Беларусью было бы легче, но можно и обойтись. Незакрытых секторов нет и
сейчас. Издержки вполне по силам федеральным бюджетам и не составляют сотни миллиардов USD, как любит пугать белорусские СМИ. Упор будет сделан на развитие военной инфраструктуры в Калининграде – форпосту России в Центральной Европе.
Труп Лукашенко
В настоящее время
белорусский президент А. Лукашенко является для Москвы политическим трупом. «Оживление мертвецов» не в традициях политической жизни России. А. Лукашенко настолько был уверен в ничтожности российской элиты, настолько преувеличивал свое значение для российского политического рынка, что явно потерял
реальное восприятие реальности. На самом деле, он прозевал процесс «перехода количества и качества» - накопление «критического» материала закончилось уже к лету 2006 года. Однако белорусский президент делал ошибки за ошибками, наращивая свое присутствие в общей массе российско – белорусских проблем,
которыми приходится разбираться российским исполнительной, законодательной властям, российскому бизнесу, российскому обществу, значение которого не стоит преуменьшать.
Во всяком случае, российскому политическому классу, включая даже ярых сторонников А. Лукашенко, явно не хочется получить в
равноправном формате в Союзном Государстве реальные концлагеря для политических заключенных, которые уже имеются на территории «братской» Беларуси. В России еще не забыли лагеря на Колыме и страстное влечение А. Лукашенко к варварским репрессиям в духе 1937 года не ускользнула от внимания
российского общества.
Постепенно менялся формат появления А. Лукашенко в российском медиа-пространстве. Бросалась в глаза его неадекватность, истеричность, мгновенные переходы от угроз к попрошайничанью. Даже внешне облик белорусского президента стал сливаться с внешностью вождя германского
народа. Тот же взгляд, усики, жесты, мимика, даже походка. Белорусский президент стал привычен в своей непредсказуемости и недоговороспособности. Отсюда вторая проблема для официального Минска в России – полная деградация доверия.
Уничтожение традиций добрососедства и доверия, что жило в
русском народе и в среде российского политического класса по отношению к белорусам и Беларуси является одним из тяжелейших преступлений режима А. Лукашенко. Бездарно растрачено единственное то, что могло существенно облегчить будущее молодого белорусского государства. Традиции какого-то странного
совершенно безосновательного и чудовищного чванства, склочности, превосходства привело к тому, что Россия стала замечать – из колодца то черпают, но не преминут и плюнуть в него. Долго не обращали внимания, затем мирились, потом крышку колодца захлопнули. Наверное, навсегда…
Россия – страна
документа и подписи. В России даже мафия ездит на «разборки» обложившись расписками и договорами, чтобы можно было что-то «предъявить». Беззастенчивое игнорирование только что подписанных договоров и соглашений, произвольное их толкование, наделение себя дополнительными полномочиями, чем, к примеру,
решительно воспользовалась белорусская таможня, присвоив себе права своих российских коллег, ставил россиян в тупик.
Справедливости ради стоит отметить, что в исчезновение доверия между Россией и Беларусью огромный вклад внес не только А. Лукашенко. С годами образ белорусов в глазах россиян
стал отождествляться с жуткими злоупотреблениями белорусских таможенников на автопереходах и на вокзале в Бресте, дорожным «полицаями» на автострадах, бесчисленной милицией на улицах Минска, контрабандиста, тянущего в фуре белорусский сахар и американские куриные окорочка по грунтовым объездам на
белорусско – российской границе, лицемерными выходками белорусских переговорщиков, которые по примеру своего президента, готовы часами попрошайничать в российских ведомствах, чтобы потом публично проклинать своих партнеров по переговорам, что «блестяще» продемонстрировал вице-премьер В. Семашко 25
января 2006 г. в аэропорту Минска.
Резко упал авторитет белорусского бизнеса. Российским партнерам приходится закреплять долгосрочные соглашения с государственными предприятиями едва ли не на высшем уровне. Ставший традиционным для белорусского государственного и частного бизнеса «белорусский
форс – мажор» - А. Лукашенко, вошел в неписанный учебник российского коммерсанта и промышленника (оплата или поставка задерживается или вообще не производится под предлогом неких проверок, штрафов, конфискаций и «замораживания» счетов). В данном случае недобросовестный белорусский бизнес просто
использует негативный имидж белорусского президента, исподтишка сваливая на него свои грехи.
Итог известен, доверия к Минску больше нет. Естественно, пока это недоверие сконцентрировано вокруг личности А. Лукашенко, который после начала грабежа российской транзитной нефти, совпавшего с
призывами о помощи к Европе, не иначе, как предателем в основной части российского истэблишмента не воспринимается.
Лобби в кустах
Как следствие, белорусское лобби практически мгновенно рассыпалось. Некоторые «авторитеты» российско – белорусской интеграции, как то Г.
Селезнев или Ю. Лужков или игнорируют белорусскую тему или вообще не показываются обществу. Только в последние два – три дня стали появляться испуганные лица самых одиозных «солдатов» гвардии А. Лукашенко в Москве. Не обошлось без клоунады - депутат Госдумы Николай Курьянович (бывший член ЛДПР)
сообщил на пресс-конференции в Москве, что "заслуживающие доверия источники" передали ему информацию о готовности белорусского президента создать Союзное государство с Россией в обмен на пост главы правительства РФ. Видимо депутат Курьянович насмотрелся «Кавказской пленницы». В общем, трагедия
закончилась, начался фарс (политический балаганчик).
Взывания к «братству» части депутатов ГосДумы из КПРФ вызвал ответную реакцию - компартии напомнили, что она все-таки трактует себя российской, а не белорусской партией. А если ей Беларусь ближе, то пусть и участвует в выборах в нижнюю
палату белорусского парламента, а не в российскую ГосДуму.
В принципе, без этого можно было обойтись, так как основной тезис остатков белорусского лобби в Москве не выдерживает никакой критики. Сторонники сохранения России в качестве белорусской ресурсной и энергетической колонии утверждают,
что деньги, полученные с «братской Беларуси» за газ и нефть все равно уйдут на Запад и будут проедены российскими олигархами. И это при том, что даже российским школьникам известно, что большая часть российской нефти и практически весь российский газ или принадлежит или контролируется российским
государством. Тот же «Газпром» обеспечивает 25% российского бюджета.
Между прочим, распадом белорусского лобби воспользовались выходцы из белорусской оппозиции. 17 января в Москве А. Войтович возглавил учрежденное в России российско – белорусское движение "Сотрудничество и прогресс".
Понаблюдаем…
Кающаяся Москва
Сейчас, когда российско – белорусские отношения переживают невиданный в своей истории кризис, как и в российском, так и в белорусском экспертном сообществе активно обсуждается роль Москвы в многолетней поддержке мифа о союзных отношениях между
двумя странами, о финансовой и ресурсной помощи режиму А. Лукашенко. Кое-кто предлагает Москве «покаяться». Наверное, если уж началась дискуссия по поиску тех, кто виноват, то каяться стоит очень многим, включая Западу. Можно напомнить, что требования покаяния только на первый взгляд носят морально
– нравственный характер. Обычно, после покаяния мгновенно появляются финансовые претензии.
Безусловно, Россия долгое время проводила в отношении Республики Беларусь политику, которая завершилась провалом. Но в тоже время, автор этих строк не считает, что 42 млрд. USD, вбитых Россией в
экономику и социальную сферу Беларуси за последние 10 лет оказались выброшенными «на ветер». Страна сохранилась, в ней проживает не чужой россиянам народ (так во всяком случае, россияне несколько наивно считают). Работают предприятия, выплачиваются пенсии, ходит общественный транспорт. Если
белорусский народ благодарен за это благополучие исключительно А. Лукашенко, то и в этом нет проблемы. Россия закладывала основы поддержки Беларуси в соглашениях, которые подписывал белорусский президент, чья легитимность в те годы не вызывала сомнений. Сейчас А. Лукашенко заявляет, что россияне
поголовно поддерживают его, а не российского президента. В принципе, он отказывает в легитимности В. Путину и претендует на захват власти в России на основе доверия к нему российского электората. Это даже не угроза переворота, а объявление войны…
Инстинктивно белорусский президент попытается
вернуться обратно – в столь благоприятное для его режима десятилетие абсолютной власти. Но вернуть ему эту абсолютную власть в силах только Москва.
Однако искать что-то А. Лукашенко в Москве бесполезно. Он официально объявлен «паразитом». Сейчас приезд в Минск какого-нибудь губернатора из
российской глубинки, не говоря уже политика федерального масштаба, означает вызов российской политической элите. Роль А. Лукашенко на политической арене России сродни роли Б. Березовского или М. Саакашвили. Использовать фактор СГ в российской предвыборной борьбе сейчас равносильно политическому
самоубийству.
В итоге, надежды того же Ю. Шевцова, высказанные осенью 2006 года, что российское руководство не рискнет в предвыборный год на разбирательство с «последним союзником» в очередной раз блистательно провалились. Беда белорусской политической аналитике в неадекватной и завышенной
минимум на два порядка оценке роли Беларуси не только на мировой арене, но и для существования Российской Федерации.
Москва совершила исторически очень быстрый переход от «любви» до «ненависти». Дело здесь даже не в закрытии нефтепровода. И не в ненависти к России, что захлестнула белорусские
СМИ. 15 января, к примеру, в «Панораме» БТ совещание под руководством В. Путина в Кремле было названо «дешевым спектаклем, рассчитанным на простачков» - речь шла о 5,8 млрд. USD дотации, что получит РБ от РФ в 2007 году. Это к вопросу о возмущении А. Лукашенко тем, что «и оплевывать Главу
государства, не важно, в каких газетах и журналах, издеваться над белорусским народом, который ничем не провинился перед русским народом – я думаю, это не добавляет в наших отношениях доверия». Это он бы своей прессе сказал…
Попытаемся суммировать мнение российской элиты, включая солидную
часть российской оппозиции в отношении личной ответственности белорусского президента за провал российско – белорусского интеграционного проекта (сразу отмечу, что автор этих строк только частично разделяет приведенную ниже аргументацию):
1) А. Лукашенко «сдал» Россию в российско – белорусской
интеграции Инициатором союзного интеграционного проекта было белорусского руководство и лично А. Лукашенко. Больше десяти лет белорусское руководство спекулировало на братских чувствах двух родственных народов, попутно решая экономические проблемы упорно нереформируемой и постепенно загнивающей
белорусской экономики.
2) Россия отметает все обвинения в ее адрес в «коварных замыслах» по лишению белорусского народа его национального государства. Российское руководство все эти годы воспринимало все социально – экономические проблемы Белоруссии, как свои, считая, что стремление
белорусского народа и его руководства к полноценной интеграции с Российской Федерацией искренне и всеохватывающе, на чем постоянно настаивало и белорусское руководство. Между прочим, если бы российское руководство действительно планировало аншлюс Беларуси, то ему бы даже в голову не пришло тянуть
новый газопровод стоимостью в десять с лишним миллиардов долларов по болотам Вологды и по дну Балтики.
3) Российское руководство еще в 90-е годы, испытывая искренние братские чувства и уважение к белорусскому народу, и, не являясь сторонником скорейшего объединения двух государств в одно,
избрало самый щадящий и крайне бережный режим подготовки белорусской экономики и белорусского государства к полноценному реформированию без «шоковой терапии», что должно было по идее и со слов белорусского руководства, облегчить строительство Союзного Государства России и Беларуси, превращению СГ в
полноценный субъект международного права;
4) Долгие годы российское руководство, буквально засыпанное уверениями в стремлении белорусского народа и дальше жить с россиянами в рамках одних границ, считало, что растущие год от года экономические издержки этого странного бесконечного
интеграционного процесса можно терпеть ради сохранения чувства приязни и братства между нашими народами.
5) Российское руководство считает, что ничего аморального нет в помощи стране, выразившей устами ее лидера желание интегрироваться с Россией. Без сомнений, если бы на месте России оказалась
любая другая крупная европейская или азиатская страна, а на месте Белоруссии любая из их менее крупных соседок, то публично выраженная политическая воля объединиться в одно государство, безусловно, встретило бы полную поддержку и многолетнюю помощь.
6) Авантюристическая деятельность
белорусского руководства подорвало саму основу доверия между Москвой и Минском. Все очевидней стало то, что белорусское руководство изначально пыталось превратить РФ в бессловесную колонию, из которой можно извлекать огромные финансовые, рыночные и ресурсные дотации, отдавая взамен бесконечную
союзную риторику.
7) В итоге ситуация стала нетерпимой. РФ не считает себя вправе как-то ограничивать белорусский суверенитет, включая экономический, и руководствуясь формулой «Суверенитет равен мировым ценам», преисполнена желанием восстановить между двумя странами нормальные экономические
отношения по международным стандартам.
Таково мнение российского истэблишмента. Стоит отметить, что оно не безупречно, так как Москва долгие годы закрывала глаза на нарушения прав человека в союзном ей государстве.
Стоит отметить, что мнение долго формировалось, но в разгар кризиса
кристаллизация произошла буквально на глазах. Такого рода «мнения» сродни приговору, а потому исключительно устойчивое. Кроме того, в традициях византийства не принято предателям давать шанс на исправление. Считается, что это бесполезно.
Суверенный Лукашенко
Сейчас А.
Лукашенко имеет шанс стать поистине независимым президентом и продемонстрировать, что правило белорусской политической жизни «легитимность власти в Минске обеспечивается (но не производится) Москвой» устарело. Но тогда белорусским директорату и банкирам непосредственно, силовикам опосредовано, а
населению напрямую придется смириться с постепенным превращением Беларуси в «Северную Молдову». Кроме того, учитывая, что А. Лукашенко остался без политического прикрытия, белорусскому политическому классу придется надеть на себя китель северокорейского покроя. Иначе, в условиях уже полной изоляции,
власть А. Лукашенко не удержать. Разорвут свои же.
Надежды на реформирование белорусской экономики не имеют под собой никаких оснований. Для такого поворота в современных условиях необходима колоссальная политическая воля. Ее у А. Лукашенко нет. Одни пустые угрозы с телеэкрана.
Что
сейчас, в краткосрочной перспективе угрожает власти А. Лукашенко? Время. Он совершил традиционную для авторитарных и тоталитарных лидеров ошибку – на определенном этапе А. Лукашенко решил, что он ему подвластно даже безостановочное время. А время это деньги, которых нет.
НПЗ не загружены,
российские кампании не желают поставлять сырую нефть на белорусскую нефтепереработку. Причем, даже если все-таки решить проблему загрузки НПЗ путем снятия части акцизов, то вывоз нефтепродуктов из РБ на грани рентабельности. Тупик.
Солигорск – второй источник столь желанной валюты остался без
контрактов на 2007 год. Остальные символы индустриальной Беларуси - МАЗ, МТЗ и прочие «Горизонты» живут на государственных дотациях и списаниях. Особняком смотрится БМЗ. Чем жить – непонятно. А белорусской власти надо продержаться до марта 2008 года – А. Лукашенко надеется, что к власти в Кремле
придут «свои».
Беда в том, что белорусские власти не понимают, что российско – белорусский кризис имеет в своей основе долгое время скрываемые с двух сторон идеологически несовместимые противоречия. Идеологические проблемы не возможно решить за столом переговоров.
Тем не менее, Москву
заполонили белорусские депутаты и чиновники, бросаются чуть не на министерских вахтеров, клянясь в «дружбе и братстве», рвутся на российский экран, названивают в Думу, Совет Федерацию, Счетную палату, Администрацию президента России. Им всем впору носить бэйдж «единственный союзник». На фоне
постоянных угроз А. Лукашенко «разобраться» с Москвой белорусские «ничегонепонимающие» лоббисты – плакальщики выглядят как-то неадекватно.
Действительно, если А. Лукашенко столь «опасен» и «могуч», как он сам рассказывает о себе каждому встречному – поперечному, и вся официальная Москва его
безумно «боится», то, что мешает белорусскому президенту прибыть в столицу России и погонять здесь всех этих Путиных, Грефов, и прочих Медведевых с Ивановыми. Навести, так сказать «образцовый порядок» и заставить российский придаток к супердержаве Беларусь и дальше обеспечивать политические, военно
– стратегические, финансовые, ресурсные и весьма своеобразные аграрно-эстетические запросы белорусского руководства? Переход на формат «101 китайского предупреждения» превращает «потенциал» А. Лукашенко в объект для анекдотов.
ну там есть моменты, с которыми я например не согласен, но автор вменяемый, и там есть очень много правды, которую даже наша оппозиция старается обходить, если не считать войтовича. ну их-то понять
можно, это их работа, но кто-то же должен сказать..
"Надежды на реформирование белорусской экономики не имеют под собой никаких оснований. Для такого поворота в современных условиях необходима колоссальная политическая воля. Ее у А. Лукашенко нет. Одни пустые угрозы с телеэкрана.
Что сейчас, в краткосрочной перспективе угрожает
власти А. Лукашенко? Время. Он совершил традиционную для авторитарных и тоталитарных лидеров ошибку – на определенном этапе А. Лукашенко решил, что он ему подвластно даже безостановочное время. А время это деньги, которых нет. "
Помимо воли надо, чтобы люди были не по
полицейск, и не по толитарному - раскованы. Станут раскованными - также Лукашенко не устоять - в пустом коридоре или туалетной кабинке придушат.... Ситуация почти как в России, но явно острее. :-)
> Помимо воли надо, чтобы люди были не по полицейск,
> и не по толитарному - раскованы.
ну так это же прямое следствие из воли/свободы. неоткуда взяться этой раскованности, если люди веками живут под домокловым мечом.
> Станут раскованными - также Лукашенко
не устоять - в пустом коридоре
> или туалетной кабинке придушат.... Ситуация почти как в России, но явно
> острее.
если бы в этом был смысл, давно бы уже это сделали. но в таком случае исполняющим обязанности станет наш премьер, у которого выбор будет примерно такой
же, как у лукашенко: портфель или камера в лучшем случае. а потом всё пойдёт по прежнему с такими же честными выборами. вот как сейчас в туркмении. вся суть в том, чтобы на выборах победил оппозиционный кандидат. только в таком случае можно ожидать перемен. вот именно поэтому до сих пор и
продолжается эта возня.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)