на меня эта фраза впечатление произвела: "... Не умрем мы за этот миллиард… Но вы потеряете последнюю страну-союзника, вы просто опозоритесь», - пообещал президент Белоруссии.".. :popcorn:
Это общий обзор положения Беларуси и отношений с Россией. То, что по ссылке, я считаю - торг.
"Оценивая выступления предыдущих участников заседания Клуба мирового развития, директор белорусского Центра по проблемам европейской
интеграции Юрий Шевцов отметил, что провозглашенные в идеологии развития цели, задачи и принципы вполне вписываются в государственную политику Республики Беларусь. Часть из них даже прописана в третьей белорусской «Пятилетке». Это, прежде всего, демографическое развитие, составляющее важный пункт
повестки дня идеологии развития. Это, далее, организация инновационного развития, что имеет непосредственное отношение к идее промышленного развития, отстаиваемой Ю.Крупновым и его соратниками. И это, в-третьих, создание сбытовых сетей белорусских производителей в России и в других странах. Это
направление было провозглашено в качестве общенациональной задачи, решение которой само по себе без дополнительных мер обеспечило бы значительное увеличение прибылей белорусских производителей. Очевидно, что сама идея Сети мирового развития, ее структурно-организационные и информационные
возможности, вполне могут быть использованы для решения этой стратегической задачи, стоящей перед белорусским государством.
В качестве проблемного момента Юрий Шевцов обозначил форму сотрудничества между Беларусью и ПАРТИЕЙ РАЗВИТИЯ, поскольку в силу различий в политических системах
Беларуси и России осуществлять прямые контакты из Беларуси с политической партией в России представляется весьма затруднительным. Однако для решения этой проблемы как раз и может быть использована предельно неформальная Сеть мирового развития.
В целом, по мнению Юрия Шевцова, задача
организации развития России своими силами на сегодняшний день вряд ли может быть решена. Слишком велика роль сырьевого сектора в экономической и политической жизни страны и слишком велика инерционность российской экономики, чтобы эту роль можно было достаточно быстро уменьшить. Территория Московской
агломерации, безусловно, может выступить островком инноватики в российской сырьевой экономике. Однако для того, чтобы начать серьезное и всеобщее движение от сырьевой экономики к инновационной, необходима разработка и использование системы внешних точек опоры. Так, иранская ядерная программа,
безусловно, является точкой опоры для развития российского высокотехнологичного сектора, и потенциал ее сегодня еще далеко не исчерпан. Далее, подобные точки опоры есть в Китае, Венесуэле, Индии. Если удастся максимально использовать их, выстроить на их основе достаточно мощную в экономическом и
политическом плане производительную систему в России, тогда можно будет говорить о начале превращения сырьевой российской экономики в экономику высокотехнологичную и инновационную.
В Беларуси же сегодня сложилась несколько другая ситуация, с другими масштабами и другими проблемами:
борьба с бюрократизацией, осуществление технологического переоснащения производств и т.д. При этом выбранный курс социально-экономического развития по большинству направлений позволяет решать эти проблемы. Однако в последнее время в Беларуси наметилась возможность для настоящего прорыва. Совсем
недавно о направлении этого прорыва на саммите стран-членов Движения неприсоединения заявил Александр Лукашенко: Беларусь для Движения неприсоединения стремится стать тем же, чем была БССР для СССР. Причем, в этом плане белорусскому руководству уже удалось добиться значительных успехов.
Так, перед Новым 2006 годом состоялся визит Александра Лукашенко в Китай. В результате визита было подписано 17 соглашений, важнейшие положения которых сводятся к следующему. Беларусь допускается к участию в конкурсах по реализации стратегических программ Китая: в сфере модернизации армии,
системы ПВО, космических программ, инфраструктурных и т.д. Беларусь здесь предлагает то же, что она предлагала в рамках СССР элементную базу и электронику: военная сотовая связь, системы управления войсками и ПВО, система управления полем боя и т.д. Кроме того – сверхтяжелые тягачи и ряд других
позиций.
Кроме этого, Китай начал инвестировать в белорусскую науку и образование. Так, в ближайшие пять лет на учебу в Беларусь будет отправлено порядка 30.000 китайских студентов и аспирантов. Причем, все – по государственным программам, в основном, для получения образования по
техническим специальностям. Кроме того, Китай инвестирует и собственно в науку. Во-первых, Белорусской государственный университет и Академия наук получают заказы на разработки для китайского ВПК. Во-вторых, Китай открыл огромную по белорусским меркам кредитную линию для финансирования развития
высоких технологий – на 1 млрд. долларов в год. Таким образом, если все эти программы реализуются, то Беларусь, по сути, становится китайским технопарком, вынесенным в Европу. Это важно и для России, поскольку значительная часть технологических цепочек, завершением которых являются белорусские
предприятия, находится в России. Так что китайские инвестиции – это также и косвенные инвестиции в Россию.
Далее, в 2006 году состоялся исторический визит президента Венесуэлы Уго Чавеса в Беларусь. В результате было подписано 22 меморандума о сотрудничестве в различных сферах. Основное
их содержание – то же: сотрудничество по модернизации вооруженных сил Венесуэлы. Кроме того, Беларусь допускается к осуществлению ряда инфраструктурных проектов в Венесуэле (строительство дорог, систем связи и т.д.). Венесуэла также стала импортером белорусских калийных удобрений (едва ли не
единственная чисто сырьевая статья белорусского экспорта). Но, самое важное, Беларусь получает доступ к добыче венесуэльской нефти и продаже ее США. На сегодняшний день уже определены площадки, на которые будет допущена Беларусь. Общий объем добычи и продажи нефти позволит Беларуси полностью
покрывать затраты на приобретение нефти в России. Помимо всего этого, в Боливии Беларусь также была допущена к разработке газовых месторождений.
Таким образом, в ближайшем будущем Беларусь может получить энергетическую независимость. При этом потенциал Латинской Америки для Беларуси еще
совсем не исчерпан. Если Венесуэле, Боливии и Кубе удастся присоединить к своему союзу крупное государство региона, то, фактически, может получиться второй Китай со всеми возможными благоприятными для Беларуси последствиями.
Примерно такие же соглашения, но более скромные по размаху,
заключены сегодня с Ираном. В том же направлении планируется развивать отношения с Индией, Малайзией и Вьетнамом.
Таким образом, по мнению Ю.Шевцова, то, что сегодня предлагает Ю.Крупнов в идеологии развития, вполне вписывается в стратегические направления развития Беларуси. Остается
лишь вопрос о выстраивании форм взаимодействия...
По просьбе участников заседания Юрий Шевцов дополнительно прокомментировал ситуацию в отношениях Беларуси и России. По его мнению, несмотря на все внешние сложности, в основе отношений двух стран лежит прочный и прагматичный союз.
Россия продолжает быть импортером половины белорусского экспорта, причем как потребитель наиболее важную роль играет для Беларуси Московская агломерация. Технологические связи между Беларусью и Россией также весьма крепки. Порядка 80% комплектующих, используемых белорусскими предприятиями,
производится в России. Очевидно, что заменить эти связи на что-либо другое – дело весьма сложное, дорогостоящее и небыстрое. Поэтому говорить о том, что союз Беларуси и России находится под угрозой распада, вряд ли возможно.
С другой стороны, опасность серьезного осложнения отношений на
основе «нефтегазовой» тематики, безусловно, существует. И если агрессивные шаги со стороны России будут предприняты в этом плане, то они принесут большой вред Беларуси, хотя и не поставят ее на колени, как кажется многим.
Для успешного развития белорусско-российской интеграции
необходимо, во-первых, сохранить ту философию интеграции, которая была изначально заложена в отношениях двух стран – равноправное сотрудничество и партнерство (идея вхождения Беларуси в состав России абсолютно неприемлема для подавляющего большинства белорусов); во-вторых, углубить и
интенсифицировать интеграцию: нарастить значение союзных программ, увеличить эффективность союзных органов, не превращая их в наднациональные. По мере усиления России на нефтедолларовой волне, наблюдается укрепление институтов власти, поворот к менее эмоциональной, более прагматичной политике,
интерес к проблемам развития. В принципе, именно это и надо для продолжения интеграции. Беларуси нужна сильная Россия. Действительно сильная, а не играющая в сильную."
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)