Пути демонтажа вечно ободранного «всероссийского собеса по распределению га…и пара». Нашел в электронных запасниках правительства. На общее обозрение и обсуждение. С картинками (на которые члены правительства глубокомысленно смотрели в казеных сониевских ноутбуках), в 9-ти частях размазал, с
пресс-фуршетом.
Доклад Министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко на заседании Правительства РФ 28.10.04 О первоочередных мерах по переводу предприятий и организаций ЖКХ на работу в рыночных
условиях
Сегодня в жилищно-коммунальный комплекс страны входят более 52 тыс. предприятий различных форм собственности, где работают более 4 млн. человек.
Обсуждение первоочередных мер по переводу жилищно-коммунального хозяйства на работу в рыночных условиях
выходит далеко за рамки традиционных отчетов о прохождении очередного отопительного сезона.
Несмотря на формулировку, речь идет о завершающих шагах. Поэтому нам предстоит взглянуть не на промежуточные итоги текущего сезона. А на период, начиная с 92 года. Именно с той
поры государство пытается преобразовать «всероссийский собес по распределению воды, газа, тепла и электричества» в современную отрасль народного хозяйства.
Цель преобразований одна. Повышение эффективности функционирования ЖКХ. Перевод отрасли на условия
бизнес-функционирования. Основной инструмент преобразований - законотворчество.
За эти годы на федеральном уровне была создана законодательная база:
• Закон о приватизации жилья – позволил создать рынок жилья (более 70% жилья вовлечены в
оборот).
• Закон об основах федеральной жилищной политики – разделил полномочия. И ввел систему адресной социальной защиты граждан по оплате ЖКУ.
• Принято решение о разграничении государственной собственности по уровню власти - проведена передача объектов жилья и
коммунальных услуг в муниципальную собственность.
• Закон о ТСЖ - товариществах собственников жилья. Этот закон создает условия для появления субъекта рыночного спроса на жилищно-коммунальные услуги.
• Приняты указы Президента:
- О создании
конкурентной среды в ЖКХ.
- О концепции реформы ЖКХ.
• Принято более пятидесяти постановлений Правительства.
По сути дела, деятельность федеральной власти все эти годы была нацелена на формирование трех рынков, взаимосвязанных друг с другом (СЛАЙД 1):
• жилья;
• жилищных услуг;
• и коммунальных услуг.
По сути дела любой из этих рынков может быть описан по формуле поставщик-потребитель. А внутри этой формулы разворачивается система разнообразных отношений.
В результате мер, принятых на заседании Правительства весной, на
рынке жилья складывается абсолютно новая ситуация. (СЛАЙДЫ 2-3)
Бизнес успешно охватывает не только само строительство жилья, но и весь
технологический цикл, вплоть до производства первичных строительных материалов. Этому отвечает и структура жилищного фонда по формам собственности. (СЛАЙД 4)
Эта
сфера подверглась наименьшим преобразованиям. Он самый инерционный, и бизнес туда не пришел. Как результат – новые объекты инфрастуктуры становятся скорее исключением, которое подтверждает правило. Продолжается старение и разрушение коммунальной инфраструктуры.
В свою очередь, на
рынке коммунальных услуг не возникло рыночной позиции ни у производителей, ни у потребителей. Это тормозит развитие рынка жилья и жилищных услуг. Образно говоря, автомобиль полезен только тогда, когда есть: а) сеть дорог и заправок и б) система автосервиса.
С одной стороны рынок
коммунальных услуг не развит. А с другой – само коммунальное хозяйство - в кризисе финансирования и тотального банкротства. (СЛАЙД 6)
Между тем здесь ежегодно расходуется 200 млрд. рублей бюджетных средств. При этом
кредиторская задолженность жилищно-коммунального хозяйства составляет около 300 млрд. руб., дебиторская - более 200 млрд. руб. (СЛАЙД 7)
• Отсутствие договорных отношений собственника объекта ЖКУ и производителем услуг.
• Неэффективная тарифная политика. Преобладание политической мотивации над экономической целесообразностью при установлении
тарифов.
• Законодательство не носит нормы прямого действия. Это приводит к субъективизму на местах в сфере ЖКХ. И, как следствие, к монополии муниципальных властей на управление, формирование спроса и предложение в ЖКХ. Проводимая «ручная настройка» реформы
не приносит желаемого результата.
(И спрос, и предложение на ЖКУ формируются органами местного самоуправления через утверждение нормативов потребления, цен и тарифов на услуги, перечней работ, порядка оплаты услуг, правил и регламентов). (СЛАЙД 9)
В силу сложившегося государственного устройства, федеральные решения носят рекомендательный характер для местных властей. Вместе с тем регионы, которые действовали в русле основных направлений реформирования ЖКХ, достигли позитивных
результатов. Это произошло благодаря:
• бюджетному планированию расходов на ЖКХ,
• формированию товариществ собственников жилья;
• демонополизации процессов предоставления отдельных видов услуг ЖКХ;
• энергосбережению и модернизации основных
фондов ЖКХ, внедрению приборов учета;
• формированию договорных отношений;
• исполнению федеральных стандартов, адекватному тарифному регулированию и постепенной ликвидации перекрестного субсидирования; (СЛАЙД 10)
• снижены: объемы потребления
энергоресурсов до 15%, бюджетных расходов по предоставлению жилищно-коммунальных услуг до 3-5%, произошло снижение темпов роста задолженности предприятий ЖКХ на 10-15% в год;
• сняты проблемы подготовки предприятий ЖКХ к работе в зимних условиях.
Именно в эти
регионы активно входит частный бизнес в сферу управления жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры.
Там же, где живут по старинке, продолжая распылять ресурсы коммунальных предприятий, и «закрывая дыры» бюджета неэффективной тарифной политикой, изменений в ЖКХ к лучшему ожидать не приходится.
Чувство повышенной социальной значимости в
ЖКХ на деле сводится к моральной ответственности органов власти всех уровней перед населением за холодные батареи и сорванные краны. Ощущая эту ответственность, мы вынуждены постоянно заниматься реанимацией того, что в своем нынешнем виде нежизнеспособно в принципе.
Время от
времени федеральный уровень пытается декларировать меры системного плана.
Всякий раз, еще, не будучи реализованными, они воспринимаются как перекладывание нагрузки по реформированию ЖКХ на плечи населения. Заметьте, что во всей этой истории взаимоотношений между гражданами и
властью по поводу ЖКХ, сама система ЖКХ умудряется оставаться как бы в стороне. И продолжает работать в привычных для себя схемах.
Для многих людей, которые работают в органах местного самоуправления и предприятиях ЖКХ сложившаяся ситуация вполне приемлема и комфортна. По
принципу «чем хуже, тем лучше». А точнее «тем больше денег можно каждый раз запрашивать из бюджета». В свою очередь, первые робкие попытки частных структур развернуть проекты в сфере ЖКХ показали: это такая же отрасль экономики, как и, например, пищевая промышленность или банковская сфера.
И если мы вполне успешно перешли на рыночные принципы хозяйствования в экономике в целом, то довольно-таки странно оставлять ЖКХ своего рода нетронутым заповедником. Заповедником совершенно диких по своим последствиям проблем для населения и государства.
Прежние
подходы к функционированию ЖКХ не годятся по целому ряду причин. Назову лишь наиболее очевидные:
- непомерная нагрузка на расходные статьи бюджетов всех уровней в ситуации, когда финансовые средства могут и должны направляться на решение, например, задач социального плана;
- бюджетные средства, направляемые в ЖКХ расходуются внутри системы неэффективно, их всегда ни на что не хватает, чтобы довести дело до конца;
- неэффективно не только средства расходуются, но и сама система работает вне какой бы то ни было зависимости от результата своей
деятельности.
Деятельность в сфере ЖКХ отнесена к исключительной компетенции местного самоуправления. Действия местных органов власти по реформированию жилищно-коммунального сектора особенно актуальны в свете принятия закона «Об основных принципах организации представительной,
законодательной и исполнительной власти в субъектах федерации» и закона «Об основных принципах организации местного самоуправления».
• проведение реструктуризации долговых обязательств коммунальных предприятий, принятие мер по оздоровлению финансовой ситуации в секторе;
• составление
генеральных планов развития территорий и на их базе - перспективных программ развития коммунальной инфраструктуры и финансовых источников для их реализации;
• разработку и стандартизацию документации, необходимой для проведения конкурсов частных операторов и формулирование для них
производственной программы;
• Проведение реорганизации МУПов в иные организационно-правовые формы предприятий.
• Обязательное проведение конкурсов на управление имуществом, относящимся к ЖКХ и принадлежащим органам местного самоуправления.
• Принятие
соответствующих актов, обеспечивающих недискриминационный доступ к инфраструктуре ЖКХ как со стороны производителей, так и со стороны потребителей.
• Принятыми в августе текущего года Правительством решениями создаются предпосылки для местных органов власти с 2005 года:
- ликвидировать дотационность предприятий ЖКХ;
- установить единый порядок предоставления субсидий населению по оплате ЖКУ, определяющий исчерпывающий перечень документов для их получения. (СЛАЙД 14)
Таким образом на федеральном уровне возможны следующие механизмы воздействия на процесс реформирования ЖКХ муниципальными образованиями:
первое - законодательное сопровождение реформ,
второе - финансирование из федерального
бюджета обязательств государства по федеральным льготникам,
третье – создание современных механизмов государственной поддержки местных властей, успешно осуществляющих преобразования в сфере ЖКХ. (СЛАЙД 15)
Что касается законодательного сопровождения реформ:
Первое:
• Необходимо принять новый Жилищный Кодекс РФ , который закрепит принципы организации управления многоквартирным домом, сформирует условия по упрощенным процедурам создания
товариществ собственников жилья как субъекта рынка жилищно-коммунальных услуг, определит основы оплаты жилья и коммунальных услуг для нанимателей и собственников квартир, а также меры социальной поддержки граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, переведет взаимоотношения потребителя и
производителя ЖКУ в режим нормальных гражданско-правовых отношений.
• Федеральный закон «Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания». Он позволит законодательно урегулировать вопросы управления имуществом коммунальной сферы на основе концессионных
механизмов. А также решит проблему привлечения частных инвестиций в коммунальную отрасль.
• Федеральный закон «Об общих принципах тарифного регулирования организаций коммунального комплекса» мотивирует частных операторов. Четко определяет уровни полномочий в сфере тарифного
регулирования между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления. Тарифные решения будут приниматься на основании единой методической базы, утверждаемой Правительством РФ. Эта база даст возможность принять долгосрочные тарифные решения с достаточной нормой доходности для инвесторов.
• Федеральный закон «О финансовом оздоровлении организаций ЖКХ». Целью законопроекта является создание правовых условий для предотвращения воспроизводства задолженности организаций ЖКХ с последующей реструктуризацией ранее накопленных долгов.
• Федеральный закон
«Об особенностях регулирования оборота имущества в коммунальной сфере» - предусматривает ограничения на приватизацию объектов коммунальной инфраструктуры.
• Для льготополучателей «несправедливость» состоит в том, что
размер снижения оплаты для одной и той же категории льготников различен. Причем большую поддержку получает тот, у кого комфортнее жилье. А значит и дороже жилищные условия и качество коммунальных услуг.
• Жилищно-коммунальным предприятиям компенсация поступает в размере не более 80% от
фактически предоставленных льгот. Это приводит к убыткам предприятий. Кроме того, организации ЖКХ вынуждены заниматься как учетом льготников и непосредственным льготированием. Это не является функцией производителя услуги и отталкивает бизнес.
• Помимо этого необходимо решить вопрос с
обеспечением бюджетного финансирования дотаций, льгот и субсидий для граждан. Требуется их передача в распоряжение граждан. В течение 2005 года, и в форме прямых денежных выплат. Кроме того, целесообразно передать функции социальной поддержки граждан от организаций ЖКХ в органы социальной защиты.
Третье - из сказанного очевидно, что львиная доля полномочий относится на уровень регионов и даже муниципалитетов.
Сама запущенность темы делает невозможным решение задач по реформированию ЖКХ только за счет политической воли и организационных мер на муниципальном
уровне, хотя и это, безусловно, важно. И все же переход на стадию непосредственной реализации ранее принятых решений требует дополнительной финансовой поддержки со стороны федерального центра. Более того, уже сегодня в бюджете выделяется достаточно средств в виде софинансирования различных аспектов
деятельности ЖКХ (софинансирование расходов на выплату субсидий, ликвидацию ветхого жилья и другие). Федеральный центр осознает свою ответственность. Более того, я убежден, что средства могут быть увеличены. Но при этом ресурсы должны идти не в расчете на душу населения или количество децибел
политического шантажа, а в зависимости от системности и результативности преобразований, проводимых в жилищно-коммунальном секторе.
У нас уже есть примеры успешного решения подобных задач. В частности по проекту развития региональных финансов. Благодаря которому
значительная часть субъектов федерации на системном уровне изменила подходы к формированию и исполнению региональных бюджетов.
Еще раз подчеркну: мы считаем, что средств, выделяемых регионам, должно быть больше. Но этот процесс будет обусловлен мерами принимаемыми в отношении
реформирования ЖКХ на местах.
*****9 часть. Финато доклато и короткое пресс-фуршето.
ВЫВОДЫ
Необходимость привлечения в сферу ЖКХ инвестиций частного бизнеса (нового менеджмента и бизнес-технологий) становится просто очевидной. Это можно делать, настойчиво реализуя уже принятое
законодательство. Параллельно надо отказываться от механизма дотаций предприятиям ЖКХ. Дотации нужно переводить в плоскость адресных персонифицированных субсидий гражданам. Надо менять подходы к тарифной политике.
Все меры, перечисленные выше, находятся в стадии
согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами. Необходимо завершить их обсуждение. И, в соответствии с решением заседания Правительства, в двухмесячный срок подготовить график первоочередных мер по завершению на федеральном уровне нормативно-правового обеспечения реформирования ЖКХ.
Как я уже сказал, тема реформирования ЖКХ является естественным продолжением политики Правительства по жилищному пакету. Тема более чем актуальна, поскольку вопросы программы строительства доступного жилья и дальнейшего реформирования ЖКХ в начале следующего года планируется обсудить
на заседании Госсовета. Уверен, что позиция и роль российских губернаторов окажет позитивное влияние на процесс преобразований в отрасли.
***** 28 октября, 2004 14:52 Министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко после доклада на заседании Правительства РФ «О
первоочередных мерах по переводу предприятий и организаций ЖКХ на работу в рыночных условиях» дал пресс-конференцию.
Виктор Христенко обозначил настоящие проблемы и перспективы бизнеса в ЖКХ. «Любая из услуг жилищно-коммунального хозяйства базируется на инфраструктуре, сети, которые
принадлежат муниципальным образованиям. Однако рыночный потребитель, который может и должен требовать качественных услуг, еще не сформирован. В России только 0,45% товариществ собственников жилья от всех домостроений», - отметил он. - «За что должен бороться бизнес? – За право на долгосрочное
управление этой сетью». Нынешнее законодательство не позволяет этого сделать. Взять в аренду объект инфраструктуры ЖКХ можно не более чем на 5 лет, «а за этот срок ничего нельзя сделать», - было отмечено на пресс-конференции. Ряд механизмов, способствующих вхождению бизнеса в сферу ЖКХ, уже сейчас
зпложены в пакете законопроектов по формированию рынка доступного жилья – это закон о концессиях и закон тарификации услуг ЖКХ.
На пресс-конференции глава Минпромэнерго РФ заявил, что российское правительство до конца года определится с концепцией использования средств стабилизационного
фонда. Минпромэнерго направило в Правительство свое предложение по использованию стабфонда: приоритетом должны стать крупные инфраструктурные проекты. «Речь идет только о крупнейших проектах, носящих долгосрочный характер по их реализации - может быть, трубопроводы, гидрогенерирующие станции»,-
сказал Христенко.
Министр при этом признал, что возможное направление средств стабфонда на развитие крупных инфраструктурных проектов. Христенко подчеркнул, что использование этих средств на инфраструктурные проекты позволит «закрыть недоразвитость российской банковской системы и
ее неспособность быть адекватной запросам бизнеса».
Виктор Христенко также озвучил свою позиции по списанию долгов с ЖКХ. Он допускает возможность списания долгов предприятиям ЖКХ при условии устранения ими причин накопления задолженности.
«Я нормально отношусь к такого рода
радикальным процедурам при условии, если источник болезни, источник воспроизводства долгов купирован», - сказал Христенко.
«Я за то, чтобы реструктуризировать долги коммунального хозяйства, я за то, чтобы найти достаточно лояльную форму взаимодействия предприятий ЖКХ с бюджетами по
своим долгам при условии, что все причины, которые лежат в основе этой ситуации, будут устраняться», - отметил министр. Однако, по его мнению, для начала необходимо принять пакет законопроектов.
почему не получается у нашего народа привычного к колхозу организовывать ТСЖ и ТОС?
Потому, что, в отличие от колхоза, в ТСЖ и ТОС пулеметом не сгоняют.
Лично я подумывал о создании ТСЖ, но как только представлю собрание ТСЖ с участием
некоторых моих соседей-люмпенов, бросает в дрожь... Реально создать ТСЖ только в новом доме, где люди купили квартиры и относятся примерно к одному социальному слою.
Можно ли натренировать хорошего пловца без воды, можно ли быстро натренировать частную общественную инициативу после десятилетий зажима оной?! Не иначе как постепенно, шаг за шагом...
...мышцы заключенного, после десятилетий очень ограниченных движений, под жестким присмотром, в
тюремном полумраке, в очень замкнутом пространстве... аналогия...
Реформа и ТСЖ нужны, но делается опять же как с колхозами ( в которые большинство идти не хотело), или как с Юрьевым Днем - объявлен тайный, только для чиновников День Х, когда в их распоряжение попадает на веки целое податное сословие, привязанное к жилью цепями обязательных платежей.
Никакие другие либеральные меры не били по народу так сильно, - ни повышение цен на тысячи процентов, ни отсутствие зарплат по три года, ни уничтожение социального и великого государства - все это можно было пережить, а вот лишиться жилья невозможно.
Значит, еще один шок, еще один
ежемесячный стресс из-за возможности потерять жилье, из-за хамского отношения правительства к народу.
Глава "Экономический рост и менее развитые страны". Стр. 873 Экономикс...
"Особое значение имеет отсутствие энергичного слоя предпринимателей, готовых идти на риск, накапливать капитал и создавать организационные предпосылки экономического роста. Кроме того, крайне ограниченны и дороги
кадры, способные выполнять функции повседневного контроля, необходимого для реализации любой программы развития..."
"Система высшего образования во многих менее развитых странах, как ни странно, имеет гуманитарную направленность и предоставляет выпускникам мало работы в бизнесе, науке и
технике... Для жителей менее развитых стран характерно авторитарное мышление, часто поддерживаемое склонным к репрессиям правительством, что создает среду, враждебную независимому мышлению, инициативе, принятию на себя ответственности за экономический риск. Авторитаризм не поощряет эксперименты и
перемены - саму суть предпринимательской деятельности."
Вариация на тему: как обезьяны демонстрируют основные поведенческие стереотипы постсоветского человека.
Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями
достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, вы открываете кран и со шланга поливаете ВСЕХ обезьян очень холодной водой. Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомится бананом. Те же действия с вашей стороны.
ОТКЛЮЧИТЕ ВОДУ.
Третья обезьяна, одурев от голода
пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа.
А теперь, уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она увидела злые морды остальных обезьян атакующих ее. После третьей попытки
она поняла, что достать банан ей не удастся. Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно
атаковали ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом).
И так,
постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан. Почему?
ПОТОМУ, ЧТО ТАК ТУТ ЗАВЕДЕНО.
Гарик, ты к чему уже второй раз цитируешь про обезьян? Че т знакомое?
Про предпринимателей все правильно, нужны поисковые, инновационные силы в обществе, Но. Нужны и консервативные силы, связанные с тысячелетними традициями, иначе обществе оторвется в разгон и лопнет..
Вон китаи тормозят
свою экономику с 13% прироста ВВП до 8%..баланс нужен. золотая середина, а без консервативного опыта этого не узнаешь..как говорится, жадность фраера губит..предпринимателя, тоись..
Глава "Экономический рост и менее развитые страны". Стр. 873 Экономикс...
"Особое значение имеет отсутствие энергичного слоя предпринимателей, готовых идти на риск, накапливать капитал и создавать организационные предпосылки
экономического роста. Кроме того, крайне ограниченны и дороги кадры, способные выполнять функции повседневного контроля, необходимого для реализации любой программы развития..."
"Система высшего образования во многих менее развитых странах, как ни странно, имеет гуманитарную
направленность и предоставляет выпускникам мало работы в бизнесе, науке и технике... Для жителей менее развитых стран характерно авторитарное мышление, часто поддерживаемое склонным к репрессиям правительством, что создает среду, враждебную независимому мышлению, инициативе, принятию на себя
ответственности за экономический риск. Авторитаризм не поощряет эксперименты и перемены - саму суть предпринимательской деятельности."
Вы бы еще "Манифест Коммунистической партии" процитировали, Гарих... Или Геббельса (это правильнее).
Дак я, для полноты картинки для анализа, не надо на личный счет воспринимать:
1. Соотнося наше состояние с тем, что написано в Экономиксе в целом об отсталых странах, можно констатировать, что процесс у нас уже не настолько безнадежен. Сила-то нового менеджмента нарождается даже и в
общественном смысле.
2. Но инерцию общественного сознания, о чем в полушуточном и в то же время лаконично-точном, самоироничном, как мне кажется, примере об обезьянах, - тоже фактор для ряда будущих проблем движения реформы. Ну, да, как точно заметил Уралус - движение оптимально при
относительно балансовом соотношении реформаторства и консерватизма. Что б сверхактивным движением, на манер просоцдвижений хуньвенбинов, не снесло все в крайне нестабильную сторону... Уф, устал печатать, пора думать, хоть по капельке, дальше.....
"Особое значение имеет отсутствие энергичного слоя предпринимателей, готовых идти на риск, накапливать капитал и создавать организационные предпосылки экономического роста. Кроме того, крайне ограниченны и дороги кадры, способные выполнять функции
повседневного контроля, необходимого для реализации любой программы развития..."
Предпринимательство - это одна из моря специальностей, Как и для любой специальности ей необходимо учится и иметь призвание, талант. Все не могут быть предпринимателями, кто тогда будет работать
негром, строить машины, плавить металл и др. Что они будут продавать, если ни кто не будет ничего производить? Предприниматели всегда были узким слоем, не более 5%. И до революции в деревне тех, кто держал магазин было считанные единицы. Теперь этот слой превозносится до небес, а всех остальных
сравнивают с землей, вот и получаем 13 лет застоя. Как не учи, все не будут предпринимателями, как не будут все программистами или музыкантами. Все специальности равны, и не дело оправдывать заработок предпринимателя в миллионы раз больше остальных профессий, это просто воровство у других
профессий.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)