Мы разрабатываем такие средства, которые способны контролировать всякий бунтующий сброд. Мы можем успокоить, сдержать, вызвать шок, вывести из равновесия, ошеломить, привести в уныние, временно ослепить всех, кем полиции нужно соответствующим образом управлять. James Sheier
(Джеймс Шейер), конгрессмен от штата Нью Йорк.
Да, всегда, когда большим деньгам не спится за грозящий кризис, не до демократии. Но заметим: насилие не может обойтись без прикрытия. Без мастеров, которые придавали бы жестокости, вот такие привлекательные облики. Мы расскажем о том, как
наряду с террором против своих и чужих народов, империализм использует средства, на первый взгляд не связанные с насилием. Вспомним любопытную закономерность: когда кризисное явление нарастает, тут же возникают сотни эстрадных кумиров, грандиозные массовые зрелища.
Хроника 60-х годов
запечатлела взрыв молодежных бунтов, появление юных вождей, чьи гитары звали на баррикады. Но вспомним: когда бунт разросся, в дело вступили люди, которые заказали совсем другую музыку. Это они в стороне от баррикад поставили других кумиров. Это они сумели отвлечь молодежь, подменить подлинный
протест вот такой иллюзией протеста. Так было тогда, так и сегодня: любая революция - в сексе, в моде, в музыке - пожалуйста, любая революция, кроме социальной. Мы расскажем о целом арсенале приемов, которые по сути являются тайным насилием над личностью. Насилием, которое зачастую заставляет
миллионы думать и поступать так, как это нужно людям, выполняющим вполне определенный социальный заказ.
Доктор философских наук, профессор О.Феофанов: - Речь идет о дезинформации и полуправде, из которой, как известно, готовятся лучшие сорта лжи. Об эксплуатации чувств и эмоций,
инстинктов и предрассудков. Короче говоря, речь идет о манипулировании сознанием и поведением человека.
ПРОИЗВОДСТВО ИЛЛЮЗИЙ. ОПЫТ
В свое время на западе вышла книга Герберта Франка "Манипулируемый человек" - книга о воздействии рекламы на массовое сознание.
Манипулирование и реклама? Да, сегодня реклама - это не только двигатель торговли, а щедро финансируемая лаборатория и гигантский полигон, с помощью которого формируются привычки, представления, вкусы, иллюзии, чтобы навязать человеку не только товар, но и соответствующие мысли, системы и
ценности буржуазного общества. Сегдоня в производстве рекламы принимают участие тысячи и тысячи составителей текстов, художников, фотографов, режиссеров, дизайнеров, социологов. Но хотелось бы обратить ваше внимание на то, что всю завуалированную стратегию наступления на умы покупателей
разрабатывают психологи. Именно они дают рекомендации, как запрячь эмоции и даже инстинкты в колесницу бизнеса.
Вот, что по этому поводу пишет Клайд Миллер в книге "Процесс внушения" (The Proccess of persuasion): "Вырабатывать условные рефлексы у миллионов детей, которые, став со
временем взрослыми, будут натренированы покупать те или иные товары."
А вот, так сказать, стратегическая рекомендация: "Товар необходимо наделять дополнительными, символическими ценностями, которые создаются не в ходе производства самого товара, а в ходе разработки его рекламной
кампании". И после этой рекламной кампании выясняется, что эти сигареты, к примеру, только для настоящих мужчин, а этот автомобиль только для юным сердцем. Конечно, и настоящие мужчины, и юные сердцем - это всего лишь приманки, рассчитанные на определенные круги потребителей.
Известные
американский социолог Дэниэл Бурстин пишет: "Производство иллюзий, наводняющих наш жизненный опыт, стало бизнесом Америки".
Производство иллюзий... Посмотрите: вот такие неточные, неадекватные, смещенные образы в Америке называют имиджами. Имидж стал главным стимулом в погоне за
покупателем, особенно при продаже однородных товаров. Скажем, многие сорта пива мало, чем отличаются друг от друга. И тем не менее, тратятся сотни и сотни миллионов долларов, чтобы снабдить их разницей.
А вот как нещадно раздувается и эксплуатируется эгоистическое стремление возвыситься
над своими коллегами, друзьями, соседями. Обратите внимание, на каком фоне рекламируются эти сигареты. Так товар наделяется символической ценностью престижности, намекая, что эти сигареты только для людей с высоким материальным, а значит, и социальным положением. Манипуляторы с успехом пополняют
ряды поклонников, в общем-то, ординарного товара. Все эти приемы и приемчики с успехом используют для прославления институтов буржуазного общества.
Снабжая монополии мифическими добродетелями, рекламщики беспринципно придумывают для них различные девизы. Так, девиз монополии General
Electric, производящей, кроме всего прочего, оборудование для ракет, такой: "прогресс для людей". А химический концерн Dupont (Дюпон) заявляет в своем девизе: "Лучшие вещи для лучшей жизни". Разве не примечательно, что в эти лучшие вещи для лучшей жизни входит и дюпоновский напалм, который
американская военщина сжигала мирное население во Вьетнаме?
Мы хотим вам напомнить, какое определение давал Америке Фридрих Энгельс: "Кучка (??) политических дельцов, для которых политика - лишь коммерческое предприятие". Что же изменилось с тех пор?
"Мы продаем кандидатов
и их борьбу как бизнес продает свои товары", - заявляет председатель национального комитета республиканской партии Леонард Холл (Leonard Hall)
"Политическая реклама откровенно приближается к коммерческой, просто напросто заменяя товар кандидатом", - констатирует журнал Time
... НЕ ТОЛЬКО ТОВАРЫ, ИЛИ КАК ВЫБРАТЬ ЛУЧШИЙ СОРТ... ПРЕЗИДЕНТА
Это может показаться невероятным, но слова торговля, производство, сбыт настолько прочно вошли в политический лексикон Америки, что без всяких кавычек выносятся, как видите, в заглавие серьезных книг,
многочисленных статей, кинофильмов. Какую же реальность отражает это явление?
"Я представляю себе избирателя между двумя кандидатами, как покупателя, колеблющегося между двумя тюбиками зубной пасты. Будет выбран тот сорт, который наилучшим образом запечатлится в его памяти". Это
циничное признание не кого-нибудь, а Россера Ривса, создателя первой политической рекламы для кандидата в президенты Эйзенхауэра. Между двумя тюбиками зубной пасты! Посмотрим, как это делается.
1960 год. Это Джон Кеннеди. Что делает здесь, у проходной провинциального заводика кандидат в
президенты ? Здоровается с незнакомыми людьми. И то же самое на улицах другого городка. К чему такой псевдодемократизм? А потому, что рядом кинокамеры! И все эти улыбки, рукопожатия, интервью сегодня же вечером увидит Америка. Так создавался привлекательный образ кандидата: прост, доступен, совсем
рядовой американец. Демонстрирует простоту и доступность, потому что так рекомендуют манипуляторы общественным сознанием.
"Я хочу, чтобы людям нравился кандидат, даже если они не понимают ни одной его мысли", - заявлял один из мастеров политической рекламы Роберт Гудман (Robert
Goodman). Эти кадры сняты перед началом первых в истории США телевизионных дебатов. Кеннеди или Никсон?
Демократ или республиканец? Через несколько минут их увидят миллионы телезрителей. Через несколько минут! Но еще за месяцы до этого те, кто вел кандидатов на президенсткий олимп,
провели многочисленные опросы: что привлекает вас в кандидате? а вас? что отталкивает?
Никсон опытен. Это успокаивает. Но слишком ловок - это вызывает опасения. К тому же республиканцы заботятся лишь о богатых, это возмущает. А демократы? Кеннеди находчив. Это впечатляет. Но миллионер -
это настораживает. Он молод и неопытен - это тревожит. И, к тому же, католик - это очень тревожит. Итак, сегодня они вооружены знанием общественного мнения. И поэтому все, что отпугивает, маскировать. Все, что привлекает - укрупнять. Сейчас они будут штурмовать своих избирателей. Лишь бы нервы не
подвели. Их лица, их сотязания в красноречии одновременно вошли в миллионы американских домов, предлагая телезрителям хорошо продуманные наборы самых лучших личных качеств. Но были и накладки.
"Мне кажется, что я придавал большее значение тому, что собирался сказать, чем тому, как я
выгляжу", - пожалел впоследствии Ричард Никсон.
Так, с разницей всего в 113 000 голосов был выбран, если пользоваться американской терминологией, сорт президента Кеннеди. Роджер Эйлис (Roger Ailes), ныне , постановщик политических телешоу, торжествовал: "Наша работа - это начало
совершенно нового подхода. Это путь, при помощи которого теперь будут избираться президенты". Ребята, поднимающиеся наверх, теперь обязаны быть актерами".
________________________________________
Early television Ailes' career in television began in Cleveland and
Philadelphia , where he started as property assistant (1962) producer (1965) and executive producer (1967?1968) for KYW-TV ,for a then-locally produced talk-variety show, The Mike Douglas Show. He later became executive producer for the show, which was syndicated nationally. He was nominated for,
but failed to win a Daytime Emmy Awards for it in 1968. It was in this position, in 1967, that he had a spirited discussion about television in politics with one of the show's guests, Richard Nixon , who took the view that television was a gimmick. Later, Nixon called on Ailes to serve as his
executive producer of TV. Nixon's election victory was only Ailes's first venture into the political spotlight. His pioneering work in framing national campaign issues and making the stiff Nixon more likeable and accessible to voters was chronicled in The Selling of the President 1968 by Joe
McGinniss . ________________________________________
Те, кто постарше, помнят: этот "самый простой" американский президент объявит блокаду Кубы. Этот "самый симпатичный" президент загонит многих из этих восторженных юнцов на такую обработку в казармы, с тем, чтобы потом, озверев,
выпустить их на Вьетнам. Те, кто постарше, помнят: этот "самый обаятельный" президент был убежденным антикоммунистом. Человек, который еще в 50-е годы проталкивал в Конгрессе позорный закон, составленный против инакомыслящих, закон о внутренней безопасности, у истоков которого (парадокс!) стоял
кандидат-соперник.
"Гладковыбритый Маккарти", - называли тогда Ричарда Никсона. Так, четверть века назад боролись за власть два политических близнеца.
Во время перед выборами в 1960 году американская публика увидела, что-то совершенно новое. Первый раз, два кандидата на
пост Президента США отстаивали свою точку зрения на будующую политику страны перед многомиллионной аудиторией избирателей. Телевидение сделало это возможным. В 1960 году 40 миллионов семей в США (9 из 10 семей) имели дома телевизор. Избиратели всей страны могли видеть и слышать выступления обоих
кандидатов в прямом эфире, для того чтобы в последствии проголосовать за одного из них. Республиканский кандидат, Ричард Никсон (Richard M. Nixon), был вице-президентом при Президенте США, Дуайте Эйзенхауэре (Dwight D. Eisenhower) и был хорошо известен в США. Его оппонент кандидат от Демократической
партии, Джон Кеннеди (John F. Kennedy), сенатор от штата Массачусетс, был менее известен широкой общественности. Всего прошло четыре трансляции теледебатов во время предвыборной компании. Наибольшее число телезрителей собрала первая трансляция 26-го Сентября, около 70 миллионов населения США. Оба
кандидата были хорошо подготовленными ораторами, и никто из них "не выиграл" теледебаты, но люди видели, как каждый из двух кандидатов себя ведет и отстаивает свою точку зрения. Большинству Американцев понравился красивый, молодой и энергичный Кеннеди (Kennedy) больше, чем менее фотогеничный Никсон
(Nixon). Популярность Кеннеди (Kennedy) возросла, и в день выборов он получил больше голосов, чем Никсон (Nixon), и стал Президентом США.
"На деле в США однопартийная система - демопубликанская партия, замаскированная в двух партиях: демократической и республиканской.
Независимо от того, кому вы отдаете свой голос, вы голосуете за демопубликанскую партию", - признается сегодня идеолог консервативного толка Р. Риджер
Да, и сегодня хорошо отработанный механизм ?демопубликанского шоу? надёжно гримирует политические цели кандидатов. Главное ? создать
претенденту привлекательный имидж, всё остальное ? несущественно? Поэтому, как и прежде, ? демонстрация чуткости, трудолюбия, простоты. Как и прежде, ? выпускаемые по команде воздушные шарики, ?подсадные утки?, выкрикивающие имена кандидатов, сотни ?статистов? с флажками и транспарантами,
традиционный набор рекламного шоу, в котором, благодаря телевидению, принимает участие вся Америка. Как и прежде, ? теледебаты и, по-прежнему, всё, что тревожит ? обходить, всё, что умиляет ? на первый план?
А избиратель ?.. А избиратель, извините, между двумя тюбиками зубной пасты,
по-прежнему !.. Но сегодня процесс внушения ведётся всё более изощрёнными средствами ? под прицелами телеобъективов, в блицах корреспондентских фотокамер ? это Ваш, Ваш, Ваш кандидат?
Посмотрите, как мастера политической рекламы подбирают фон кандидатам. Сегодня ? встреча с ?Мисс Мир?
и, по законам восприятия, симпатия, которую вызывает её очаровательная внешность, автоматически переносится и на кандидата, а завтра ? встреча с Олимпийским чемпионом, любимцем Америки. Да, как и прежде, ? поменьше проблем, побольше эмоций?
Те, кто ведёт кандидата по трассе
предвыборного марафона, предлагают избирателям не политика, блистательные имиджи ? труженика, отца нации и, конечно же, примерного семьянина. Сегодня Америка узнает о первой встрече с супругой, о встрече с Судьбой, но помнит ли Америка о ещё одной ?встрече с Судьбой? ? с человеком, которого даже
американские газеты изображали вот так? Правее Барри Голдуотера в Америке трудно было сыскать.
На выборах ?ястреб? с треском ?провалился?, и тем не менее, у него появился страстный поклонник ? Рональд Рейган. Это он откликнулся на поражение своего кумира речью с символическим названием
?Встреча с судьбой?. Потом были и другие речи. Вот такие :
?Нашей целью должен быть парад Победы на улицах Ханоя.?
И такие:
?Мы можем залить асфальтом эту страну, расчертить места для стоянки автомобилей и успеть вернуть свои войска домой к Рождеству??
Подобные взгляды, конечно же, не остались без внимания в богатой Америке, и уже через два года Рональд Рейган ? губернатор штата Калифорния, а в 80-том году ? сороковой президент Соединённых Штатов Америки? Заключительные аккорды предвыборной кампании 1984 года, режиссура которой, по
словам журналистов, была доведена до совершенства. Вспомним слова американского социолога Бурстина :
?Если правильный имидж может избрать президента или правильно продать автомобиль, религию, сигареты, одежду, то почему он не может сделать и саму Америку, американский образ жизни,
товаром, продающимся по всему свету ?..?
По всему свету ? идею Америки, политику Америки, блистательный имидж Америки!
ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОСМЕТИКИ
Это может показаться странным, но стоит тому или иному претенденту прийти к власти, как
создается впечатление, что он время от времени страдает забывчивостью. Вспомним: президент Трумэн отдал приказ уничтожить в атомном огне мирное население Хиросимы и Нагасаки и тем самым вписал одну из самых позорных страниц в истории Америки. Но это не помешало ему заявить: "Народы мира обращаются к
Соединенным Штатам за доброй волей, силой и мудрым руководством".
Вряд ли генералу Эйзенхауэру не было известно об опытах по исследованию эффективности ядерного оружия. И вряд ли не знал генерал, что объектами этих секретных опытов были не только морские свинки. Но и морские пехотинцы.
Однако это не помешало президенту Эйзенхауэру на весь мир прославлять американскую систему, систему способную на бесчеловечные опыты даже над собственными гражданами:
"Американский эксперимент на протяжении поколений возбуждал страсть и мужество в других странах".
Нет, не
страдал забывчивостью президент - сознательно искажал истину! Правда неименуемо оттолкнула бы и тех, кто действительно верил в американскую систему, в американский эксперимент. Джон Смитерман, морской пехотинец, верил свято. И надо было его искалечить, чтобы он навсегда перестал верить. Пусть эти
картинки не введут вас в заблуждение. Линдон Джонсон был очень жестким, жестоким президентом. Это он дал зеленый свет открытой агрессии во Вьетнаме. Это в его адрес неслись проклятия американских студентов: "Эй, Эл Би Джей! Сколько ты сегодня убил детей?" А в ответ - посмотрите, как по прямой указке
президента маскировалась правда об одной из самых грязных войн.
Начало агрессии: это не война - это конфликт. Это не войска - это советники. Это не наступление - это действие. Это не налет авиации - это учебный полет. А это не сбитый американский самолет. Это несчастный случай во время
учебного полета.
Война в разгаре, и скрывать реальность все труднее. И новые запреты на слова, и новые слова-прикрытия: Это не напалм. Это мягкие заряды (soft chargers). Это не обработка местности отравляющими веществами - это операция по улучшению видимости в джунглях. Это не
бомбардировки - это доставка зарядов, защитная реакция, ограниченный воздушный удар. И это не уничтожение гражданского населения - это умиротворение (pacification).
Мы помним, правду искажали не только словами: посмотрите на эту позорные кинофальшивки. Эту войну отмывают и поныне. 12
лет спустя сам американский президент открывает памятник ветеранам грязной войны, памятник убийцам.
ГЕРОИН, ПОХЛЕБКА ДЛЯ ГОСПОЖИ ХЭКЛЕР И "БЛИСТАТЕЛЬНЫЕ ИМИДЖИ" АМЕРИКИ
Лет 20 назад
(~1965 г.) эти люди испытывали колоссальное счастье. В те годы наркомания захлестнула Америку. Люди тех дней на свалке общества. Сегодня можно услышать: все это в прошлом. Ночлежки? В прошлом! Бродяги и бездомные? В прошлом! И выстрелы на улице тоже в прошлом. И рассовая дискриминация. Да когда это
было? Все это история! Вот про эти-то годы без тени смущения президент Никсон заявлял:
"Ни одна страна в истории никогда не была так близка к достижению справедливого общества". Прошло два десятилетия. За эти годы руками и умом американского народа сделано многое. Но разве приблизилась
Америка к идеалу справедливого общества? Разве сегодня насилие и ужас только на экранах телевидения? Разве действия Ку-Клукс-Клана не демонстрируют безнаказанность расизма? А разве это не Америке только по официальным данным 50 000 000 наркоманов? И разве не сам президент убеждается в масштабах
этого бедствия? А разве бывшие псы вьетнамской войны сегодня не воспитывают новые поколения убийц?
19 000 убийств, около 700 000 вооруженных нападений, каждые три секунды ограбление, кража, изнасилование - таков печальный итог 1984 года. А что президент (Рональд Рейган)? "Нашей стране
суждено величие. Пусть история скажет о нас: это были золотые годы". Золотые годы...
В какой еще цивилизованной стране можно увидеть такое отвратительное зрелище? Партия жестокости в исполнении прекрасного пола. Но, может, здесь на арене лучше, чем там, в очереди из 9 000 000 лишних
людей? И, может, такое унизительное в грязи занятие не от того, что с жиру бесятся, а потому что лучше так, чем вот так. Или вот так, среди голодных, в очереди за благотворительной похлебкой. Послушаем диктора американского телевидения. На задворках Вашингтона группа добровольцев провела кампанию по
сбору отбросов супермаркетов. Эти поборники добра собирают отбросы, чтобы накормить сотни голодных бедняков, число которых растет в каждом городе. Эти продукты съедобные, утверждают добровольцы. Для доказательства они пригласили на ланч бизнесменов: "Еда очень вкусная и прекрасно приготовлена. Как
жаль, что многие бездомные и голодные не могут так есть каждый день". Пища из отбросов... голодные... бездомные...
Ну, а президент? "Я всегда верил, что эта страна заселена избранным народом".
Этот архитектурный отброс для избранного народа уже вошел в историю Америки
благодаря телевидению, зафиксировавшему открытие ночлежки - редкий дар американского правительства. И теперь 300 из 3 000 000 бездомных получат крышу над головой. Как погромче подать эту копеечную подачку? Для этого вечером, к этому столу на минитку явится министр здравоохранения Маргарет Хэклер.
Смотрите, сейчас есть подскажут: возьмите ложку и улыбнитесь. Она берет ложку и улыбается. Так создаются наркотики лжи.
Так даже на горьких судьбах людей создается блистательный имидж самого гуманного и заботливого правительства.
ПЯТЬ МИЛЛИАРДОВ НА ОБРАБОТКУ
СОЗНАНИЯ
Знаете, как сами американцы называют свое правительство? Правительством большого бизнеса для большого бизнеса и состоящее из людей большого бизнеса. Да, каждый пятый в президентской рате миллионер. И именно они заказчики и дирижеры пропагандистского оркестра. А это - главный
косметолог за одно и маньяк-поджигатель на посту пожарного. Так назвали его 18 американских сенаторов.
Чарльз Уик, директор USIA, информационного агентства США. Конечно, тоже миллионер. Что же за ведомство он возглавляет? USIA - это 206 отделений в 125 странах мира, 10 000 сотрудников,
десятки радиостанций, в том числе и "Голос Америки", колоссальные тиражи пропагандистской литературы, среди которой и журнал "Америка". Почти миллиард долларов в год бюджет этого министерства дезинформации.
Пятая часть всех средств, ассигнуемых США на внешнеполитическую пропаганду, на
обработку сознания народа. Это с легкой руки USIA обложки западных журналов заполняют такие картинки. С благословения правительства и самого президента, открыто объявившего крестовый поход против нас с вами. "Мы оставим марксизм-ленинизм на пепелище истории!". И вот такие игры на границе наших
союзников - это тоже угроза. А как оценить подобную радиошутку: "Мои соотечественники американцы, я рад сообщить вам, что только что подписал законодательный акт, который навсегда ставит Россию вне закона. Бомбардировка начнется через 5 минут". И тут же на страницах журнала "Америка": "Мы
протягиваем руку дружбы народам Советского Союза. Искренне ваш, Рональд Рейган". Конечно же, многое, о чем пишет журнал, с тем и связано, что это издание обращается к нам. Заметим, умеют издатели журнала рисовать иллюзорные, манящие образы благостной, глянцевой Америки, рая земного, где каждого ждет
неограниченная свобода и счастье. И если верить этому журналу, то счастлив даже амерриканский безработный. Эти сменили профессию, другие довольны пособием, а эти уже коммерсанты... А этот сменил профессию? А этот доволен пособием? А эти уже коммерсанты?! Нет, не для них, и не для этого человека
издают журнал "Америка". Он рассчитан на нас. Чтобы нажить политический капитал, все средства хороши. Одна из главных ролей в пропагандистском оркестре принадлежит телевизионной индустрии. Разве могут так жить в Америке? Если вот так живут в Америке! А это... это не Америка! Так создают
положительный эмоциональный фон. И включают механизм вытеснения - вытеснения из сознания личного опыта и здравого смысла... Америка! Америка!
Так создаются, тиражируются блистательные имиджи беспроблемной страны. С тем, чтобы вместе с ними продавать свои мифы, свои идеи, свою политику.
На все стороны света! Причем иногда продавать за бесценок. В 70-е годы, например, американские телефильмы продавались Польше подозрительно дешево - в 60 раз дешевле, чем Франции или Канаде. Откуда такая щедрость? У торговцев идеологическим товаром своя, особая бухгалтерия. Но есть пропагандистские
услуги, которые они предлагают и вовсе бесплатно. Для жителей Праги и Будапешта, для Берлина и Софии, для Ленинграда и даже для самого отдаленного горного аула. 170 миллионов в год стоит Америке этот бескорыстный, задушевный голос (радиостанция "Голос Америки").
ЗАДУШЕВНАЯ
ДЕЗИНФОРМАЦИЯ
Радиостанция "Голос Америки" входит входит в информационное агентство Соединенных штатов, которое призвано обеспечивать цели внешней политики Соединенных Штатов Америки. Что по этому поводу пишут сами американские пропагандисты? "Мы пропагандистское агентство, - заявляет
заместитель директора "Голоса Америки" Николайдес, - А пропаганда - это своего рода реклама. Поэтому задача "Голоса Америки" в том, чтобы продавать свой товар". Какой же товар продает "Голос Америки"? У Чукоса, специалиста по теории пропаганды, сказано еще более откровенно: "С помощью
радиопропаганды следует осведомленного человека превратить в неосведомленного, информированного в дезинформированного, убежденного в сомневающегося". Ради чего это делается? Чтобы убедить другие народы думать и поступать так, как это нужно Америке. Так говорил бывший руководящий работник
информационного агентства Теодор Соронсон. А что же нужно Америке? Изменить структуры коммунистических стран. Это говорит уже гос. секретарь США Шульц. Наверно поэтому-то и называл бывших президент Соединенных Штатов Америки Джимми Картер систему зарубежного вещания одним из ключевых элементов
американской внешней политики. Вот обратите внимание: "Голос Америки" стремится к тому, чтобы голоса его передач звучали доверительно, задушевно, даже интимно, чтобы в них слышался тон, так сказать, гостя в вашем доме. В психологии этот прием называется созданием "мы"-чувства. С помощью него
слушатели как бы сближаются с диктором "Голоса Америки". Таким способом создается определенный психологический фон, на котором легче внушить слушателям или, как говорят американцы, легче продать нужную идею или настроение. А теперь давайте послушаем, какие идеи, что за Америку нам продают:
"государство всеобщего благоденствия", "общество равных возможностей", "свободный мир", "открытое общество", "оплот демократии и свободы"... Вот так нам рассказывают об Америке. Этот прием в американской теории пропаганды называется glittering generality ("блестящая неопределенность" или "блестящее
обобщение"). Этот прием вообще типичен для американской пропаганды. Посмотрите, как нызывают американские вояки свои атомные бомбы: "иволга", "наваха", "гончая", "малыш", а самая большая ядерная стратегическая ракета MX названа Peacekeeper ("хранитель мира"). Примеры попыток манипулировать
сознанием, которые применяет "Голос Америки" можно продолжить. Здесь на Украине, или в Грузии, или в Узбекистане нам расскажут о русификации. А завтра русским расскажут о том, что все их проблемы - из-за грузин, узбеков, из-за украинцев. Чехам и словакам скажут, что они могли бы жить и лучше, если
бы в Польше больше работали. А в Польше сообщают, что ее проблемы были бы не так остры, если бы ей активнее помогала Чехословакия. И называется такой прием перекрестной провокацией.
--- прием "полуправды" или усеченной правды (рассказы только о плохом или только о хорошем). Этот прием
очень близко соседствует с приемом умолчания. Умолчит "Голос Америки" и об этих тренировках с ряженными в советскую форму американскими солдатами. Умолчит, что каждый час (!) Америка тратит на вооружение 24 млн. долларов. Умолчит, что каждая такая подводная лодка может уничтожить 240 советских
городов. Что по словам контрадмирала Лорока, американский флот мог бы вгонять тысячи ядерных зарядов в СССР по крайней мере 3 месяца подряд... Умолчат, но при этом станут упрекать в несговорчивости наше правительство. Можно было приводить еще много примеров, но все они только бы подтвердили, что
"Голос Америки" имеет только одну цель - оправдание агрессивной внешней политики Вашингтона и создание ложного представления об американском образе жизни, очернив при этом социализм и социалистический образ жизни.
В ПОИСКАХ "ИДЕАЛЬНОЙ МОДЕЛИ", ИЛИ РЕЦЕПТЫ НА ЗАВТРА
Еще в 1932 году английский писатель Олдес Хагсли в своем фантастическом романе "Новый смелый мир" описал леденящие душу картины общества, запрограммированной новой элиты. Особая биохимическая обработка человеческого эмбриона, соответствующая гипнопедия в младенческом возрасте позволяет вырастить
идеальные, с точки зрения власть имущих, индивиды. Что это? Фантазия автора или подозрения? Ее имя - Жоан Юар. Она объект тайных экспериментов ЦРУ.
Джоэн Логги: - Я пытался бежать, но меня настигли, вернули обрано, погрузили в состояние сна на 23 дня. Он тоже объект для опытов по
психическому программированию.
Верма Орлиго: - Я делала попытку самоубийства. Я не могла это больше выносить. И она в числе 53 человек, которые стали жертвами тайных экспериментов ЦРУ. В этом госпитале Элан Мемориал пациенты, обратившиеся за квалифицированной медицинской помощью, были
без всякого предупреждения подвергнуты бесчеловечным опытам.
Джон Киссингер (Киссинджер) был в ЦРУ ответственным за программу под кодовым названием "Проект МК Ультра". - Мы должны были побыстрее найти пути, а именно химические, психические и другие средства, способные оказать
воздействие на поведение человека.
Их травили наркотиками, мучали импульсным светом, воздействовали электрошоком в дозах, в 100 раз превышавших допустимые. Так выглядели сеансы гипнопедии. Им подсаживали чужие мысли, чужую волю, чужие эмоции. И наблюдали. Наблюдали за тем, как они
забывали свои имена, свой язык, как их постепенно захватывал по сей день не покидающий страх. Все они в результате чудовищных опытов пожизненные инвалиды. В полигоны для бесчеловечных экспериментов превращены сегодня и тюрьмы США. У заключенных удаляют и разрушают целые участки головного мозга. Для
улучшения поведения. Так в этой стране достижения психохирургии используют для решения социальных, правовых и моральных проблем.
Книга "Физический контроль над разумом. Путь к психоцивилизованному обществу" - еще один жуткий рецепт на завтра. Автор - профессор Хосэ Дельгадо - вживлял в
мозг животных радиоустройства, связанные с компьютером, и на расстоянии управлял их поведением. Профессор утверждает: подобные методы со временем будут идеальным средством контроля и за поведением человека. Залог тому - успешно проведенные опыты в клиниках для душевно больных.
Эти кадры
запечатлели опыты фашиствующих ученых над военнослужащими - опыты по химическому программированию поведения. Так готовят рецепты на завтра. Вот что заявляет бывший руководитель Гудзонского института Герман Канн: "Химические препараты дадут возможность уже к 2000 году осуществлять контроль над
массами людей через воду, пищу, воздух". Не над насекомыми или морскими свинками - над людьми. К 2000 году! Модификация поведения, формовка людей к 2000 году, к 2000 году контроль над разумом.
ПОМНИТЕ!
- Я изображу здесь красный крест. Я хочу выжить. Моя семья должна
выжить. Против атаки самолетов сверху тоже красный крест. Я вмонтирую еще перископ, и мы уедем в направлении Крейна. Здесь на верху тоже амбразура. Если появится советский патруль, я смогу себе помочь. Посмотрим, какова обстановка. Если она становится абсолютно восточной, то мы движемся во Францию.
Я уже получил визу. А там мы погрузимся на судно и в Аргентину. Ведь Южная Америка не участвует все же в мировых конфликтах.
Этот до безумия запуганный советсткой угрозой человек - жертва манипуляторов от политики. Как видите, могущественные силы скупают талантливых и бездарных,
добропорядочных и бессовестных исполнителей, продают не только зубную пасту и религию, президентов и сигареты. Не только это. Вот они - жертвы психологической обработки - дети и взрослые в самой Америке, запуганные советскими ракетами. Вот они - люди, запрограммированные манипуляторами общественного
сознания в Польше. Вот они - обманутые западной пропагандой, наши бывшие соотечественники, инженеры, педагоги, врачи... Помните! На прицеле и ваш мозг. Помните. Но помните и то, что империя внушения не всесильна. Она боится разума. ПОМНИТЕ, ОНА БОИТСЯ РАЗУМА.
Автор сценария - В.
Барсук Режиссеры - Ф. Соболев, В. Олендер Операторы - А. Лозинский, Э. Губский Редакторы - В. Задумин, В. Артамонов Звукооператор - В. Щиголь Консультанты - С. Гавриш, К. Высоцкий, В. Пономарев Художники - Е. Блават, С. Старов Монтаж - Н. Соболева Музыкальное оформление - Ю. Лазаревская Ассистенты
режиссера - И. Вильховая, О. Драгаев, Е. Артеменко Ассистенты оператора - А. Опришко, А. Верник, И. Иванов, Ю. Михальчик
Не нужно смотреть пропаганду про пропаганду про... :confused:
Прочитайте какую-нибудь серьезную книжку по сабжу.
Рекомендую например "Манипуляция сознанием" С. Кара-Мурза.
Это не напалм. Это мягкие заряды (soft chargers).
Это не обработка местности отравляющими веществами - это операция по улучшению видимости в джунглях.
Это не бомбардировки - это доставка зарядов,
защитная реакция,
ограниченный воздушный удар.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)