Прошлый год принес много нововведений для автовладельцев. Новый Административный кодекс, изменения правил техосмотра, введение обязательного страхования автотранспортных средств... Все это
по сути новая жизнь для водителя. Традиционный весенний ажиотаж вокруг техосмотра, пожалуй,- наиболее острая проблема. С чем предстоит столкнуться на этот раз владельцам "железных коней"?
Часто приходится слышать вопрос: когда проходить техосмотр? По какой цифре номера: по первой
или последней?
Как рассказал нам заместитель начальника управления надзора Главного управления ГИБДД МВД РФ Юрий Шакиров, ни по какой. Практика о предоставлении транспортного средства в течение месяца, соответствующего последней цифре регистрационного номера машины, исключена.
Дата очередного ГТО назначается через 24 месяца для автомашин, с момента выпуска которых прошло менее пяти лет, и 12 месяцев - для их старших собратьев с даты последнего ГТО. Такое положение утверждено Постановлением Правительства РФ за N 880 и соответствующим приказом МВД N 1240 1999 года.
Приезжать на осмотр надо в соответствии с датой на действующем талоне. Если таковой нет, талон действителен в течение всего года. Если вы продолжаете эксплуатировать машину по истечении этого срока, то вам грозит предупреждение или штраф в размере половины МРОТа - 50 рублей. А так как до сих пор
нет постановления о задержании транспортных средств, то ничего более страшного вам не угрожает. Новый автомобиль следует предоставлять на осмотр не позднее 30 суток со дня его регистрации в Госавтоинспекции.
Какие документы нужны при прохождении техосмотра?
Документ, удостоверяющий личность, технический паспорт или свидетельство о регистрации т/с, доверенность, если не вы собственник, ваши права, а также медицинская справка. Необходимо предъявить и квитанции об оплате техосмотра. С первого января квитанцию об оплате транспортного налога предъявлять уже
не требуется. А после первого июля уже потребуется иметь при себе полис об обязательном страховании гражданской ответственности.
На какой срок для новых машин (возраст до пяти лет) выдается талон техосмотра?
Технические осмотры нового транспортного средства
назначаются через 24 месяца трижды, если первый техосмотр был пройден в год выпуска транспортного средства. Если на первый осмотр машина была представлена в следующий год после выпуска, то дважды.
Инструментальный контроль - способ вымогательства: раз заплатил - не прошел, два
заплатил - не прошел... Сколько раз за него положено платить?
При проведении повторного осмотра машины, не прошедшей с первого раза техосмотр, не позднее 20 дней с момента предыдущего, проверка технического состояния проводится только по тем показателям, по которым она,
собственно, предыдущий осмотр и не прошла, и плата при этом не взимается. При предоставлении ее позже указанного срока проверка проводится в полном объеме, и уж тогда придется и платить по полной.
Имеют ли право инспектора останавливать на дороге машину, прошедшую техосмотр,
чтобы проверить ее исправность?
Сотрудники Госавтоинспекции вправе остановить машину при обнаружении явных признаков ее неисправности и проверить техническое состояние даже при наличии талона, тем более если эта неисправность угрожает безопасности или из тех, при которых
правилами движения запрещена дальнейшая эксплуатация. Например, при откровенно высоком выбросе выхлопных газов, запрещенной тонировке стекол. Еще раз повторюсь: оценить исправность возможно только при наличии технических средств диагностики, поверенных в установленном порядке. Впрочем, пройти второй
раз ГТО от вас никто не будет требовать. Устраните неисправность - и в путь.
ТЕХОСМОТР ПО РЕГЛАМЕНТУ
Весенняя пора, пожалуй, самая жаркая для автолюбителя: встает вопрос прохождения техосмотра. А сегодня эта пора совпала еще и с началом предвыборной гонки. Дабы
повысить свой рейтинг многие депутаты с новым рвением взялись за обеспечение легкой жизни самой многочисленной части электората, а именно автолюбителей. И первым попавшим под гнев оказался техосмотр. Заявления об отмене так называемого "инструментального контроля", об отмене платы за ТО, вообще о
полной отмене ТО сыплются с трибун и из различных СМИ с такой частотой, что уже непонятно, какие правила действуют на сегодняшний день, а какие всего лишь плод фантазии народных избранников.
Итак, зачем нам нужен Государственный технический осмотр (ГТО)?
В
первую очередь за тем, чтобы спасти сотни жизней. По статистике в России по причине неисправности в 2002 году было совершено более трех с половиной тысяч аварий, в которых погибли 806 человек и 4737 были ранены. Это сравнимо с недавними годовыми потерями армии в Чечне. Отсутствие техосмотра - это
новые жертвы на дорогах.
Техосмотр раз в год: не слишком ли часто?
Автомобили российских конструкций изначально не самые безопасные, российский автомобильный парк стареет с каждым годом, из числа находящихся на учете 22,5 миллиона легковых автомобилей только 19
процентов эксплуатируются менее пяти лет, тогда как 31 процент - свыше 10 лет. Проблема налицо. Но даже эксплуатируемые менее 5 лет автомобили российских конструкций полезно почаще диагностировать. И все равно ДТП по техническому состоянию не удастся исключить полностью. Предлагаемая периодичность
ГТО один раз в два года недостаточна, и недостаточно - раз в год, если автомобиль эксплуатируется на износ. Результаты современного техосмотра отображают реальное состояние автомобиля на пробеге, не превышающем интервала между ТО-2. Так что в перспективе нас ждет проведение осмотров не по времени, а
по пробегу и уж тем более - не увеличение интервалов между осмотрами.
Нужен ли "инструментальный контроль"?
Во-первых, такого понятия вообще как бы не существует. Впервые этот термин появился в новом Административном кодексе в примечании к статье 12.1. Более
того, это примечание не соответствует статье 17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 880.
На пунктах ГТО проводится осмотр "с применением средств технического диагностирования". Диагностирование
позволяет выявить в три раза больше опасных неисправностей, чем субъективный осмотр на площадке перед зданием ГАИ. В России уже 4 года подряд, начиная с 1999 года, то есть с начала введения диагностирования при техосмотре, последовательно, на 6-15 процентов ежегодно, сокращается аварийность по
причине неисправности. И это при том, что в целом в эти годы аварийность не сокращалась.
В ближайшие 5-6 лет в качестве Федерального закона Российской Федерации намечено утвердить технический регламент, устанавливающий требования и методы проверки технического состояния эксплуатируемых
транспортных средств. А к 2005 году завершится и без того растянутое введение диагностирования в ГТО.
Утверждается, что на "Западе" вообще нет никакого техосмотра. Так ли это?
Диагностирование при техосмотре уже более 40 лет применяют во всем мире, от Малайзии
и Китая до Египта и Норвегии, от Бразилии до Англии. Это единственная форма прямого вмешательства органов государственной власти в деятельность собственников по поддержанию технического состояния транспортных средств. Его последовательно вводила каждая страна - Россия не исключение. 13 ноября 1997
года Россия присоединилась к Европейскому соглашению о периодических технических осмотрах. Если мы откажемся от осмотра с диагностированием, то уже сегодня возникнут проблемы для российских международных перевозчиков, а спустя один-два года для наших автомобилей будет закрыт въезд в Единую Европу
В мире уже отработаны общие организационные и технологические принципы осмотра с диагностированием: всюду примерно одинаковые технические требования; периодичность осмотра в пределах от одного раза в квартал до одного раза в два года; всюду обязателен одинаковый состав диагностического
оборудования; осмотр оплачивает собственник транспортного средства, причем в тарифы за проведение осмотра включены все расходы по его выполнению; при каждом повторном осмотре собственник оплачивает все затраты трудоемкости на проверку тех частей автомобиля, которые не соответствовали требованиям при
предыдущем осмотре.
Все эти принципы и условия воспроизведены и в России. У нас, как и везде, проверка технического состояния при осмотре - не дело ГАИ. За Госавтоинспекцией - только организация развития сети пунктов ГТО, надзор за работой контролеров технического состояния и пунктов
технического осмотра, выполнение собственно полицейских функций и регистрационные действия. Но пока на станциях ГТО, находящихся в собственности ГАИ, где контролерами технического состояния работают специально подготовленные государственные инспекторы, за год проверяется только примерно 30 процентов
автомобилей. Это и отличает российское внедрение от мирового опыта.
Не проще ли отказаться от пунктов ГТО и передать функцию осмотра сервисным центрам?
Не проще. Всюду в мире технический сервис и контроль за безопасностью автомобилей запрещается выполнять
одному юридическому лицу или предпринимателю. Это запрещение - минимум того, что можно предусмотреть для разведения их интересов и предотвращения злоупотреблений. Другое дело - под крышей станций обслуживания можно создавать пункты ГТО, у которых будут другие и хозяин, и персонал.
Мороз Сергей Маркович,
ведущий сотрудник НИИАТ,
кандидат технических наук
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)