Интервью взяла Татьяна ГРИШИНА
«Коммерсантъ», 10.04.2003, с. 20
Виктор Похмелкин, депутат Госдумы, лидер Движения
автомобилистов России
- Сейчас в Госдуме находится ваш законопроект о переносе сроков введения в действие «автогражданки». Зачем нужна отсрочка закона?
- Перенос сроков - не самоцель. Мною внесен проект об изменениях и дополнениях в основной текст закона. Однако времени до
1 июля, когда обязательная «автогражданка» должна вступить в силу, остается мало. А профильный комитет Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам всячески саботирует рассмотрение моего проекта. Поэтому пришлось внести и законопроект о переносе срока введения в действие закона, чтобы успеть
принять принципиальные поправки.
- В чем суть ваших претензий к закону?
- Я настаиваю на нескольких группах поправок. Первая - это обеспечение сбалансированности между тарифами и страховыми выплатами. И те, и другие должны устанавливаться федеральным законом. Речь ведь идет
об обязательном платеже. Он сродни налогу - распространяется на миллионы людей, поэтому стоимость страхового полиса должна утверждаться публично парламентом, а не кулуарно правительством. Кроме того, в законе зафиксировано, что тарифы раз в полгода могут пересматриваться. Естественно, в сторону
увеличения - в стране инфляция. А про увеличение выплат ничего подобного не записано. Я же предлагаю установить четкую зависимость изменения этих двух показателей,
Вторая группа поправок направлена на то, чтобы обеспечить больший автоматизм получения выплаты при наступлении страхового
случая.
- Порядок поведения как страховщика, так и клиента при наступлении страхового случая прописан в законе…
- Да, но вы только прикиньте, сколько всяких документов страхователь и потерпевший должны собрать для получения выплаты: доказательства, справки. Проведение
экспертизы по страховому случаю организует страховщик, что, кстати, чревато возможностью занижения стоимости причиненного ущерба. При этом страховая выплата включает и стоимость экспертизы. Кроме того, страховое законодательство других стран разрешает водителю приобрести полис на любой срок - от
одного дня до года. У нас минимальный срок полиса - полгода. Я не понимаю, почему нельзя пойти навстречу тем нашим автомобилистам, которые ездят на своем автомобиле два-три месяца?
- В этом случае может возрасти мошенничество: люди будут покупать полис лишь на время прохождения ТО…
- Давайте все же следовать нашей Конституции, которая исходит из презумпции невиновности гражданина в отношениях с государством и юридическими лицами. Кроме того, далеко не во всех случаях автовладелец защищен от предъявления регрессных исков страховщиков. Страховщик выплатит клиенту
возмещение, потом через суд с него взыщет уплаченное. Получается, что водитель платит дважды - за полис и еще страховщику. В частности, я предлагаю убрать требование указывать в полисе всех лиц, допущенных к управлению автомобилем.
- А как же быть с правом страховщика выставить иск
клиенту, который, находясь в состоянии алкогольного опьянения, стал причиной аварии?
- Пьяный за рулем должен нести ответственность - административную или уголовную - в зависимости от тяжести последствий. Но если он застраховал свою ответственность - извольте выплатить ущерб. А потом
можете мне повышающий коэффициент применить при расчете полиса на следующий срок. Впрочем, в настоящее время я не настаиваю на исключении состояния опьянения из оснований для регрессного требования к страхователю. Это могло бы быть расценено как поощрение пьянства за рулем.
- А лимиты
выплат вам кажутся достаточными?
- Совсем нет. Если мы устанавливаем лимиты в 400 тыс. руб., то и тарифы должны быть на уровне $20. Такая цифра называлась при принятии закона. Теперь же нам говорят: «Это невозможно. Страховые компании не потянут». Тогда надо признать, господа, что мы не
готовы к введению «автогражданки», потому что она не может затеваться ради рентабельности страховой компании и в убыток гражданам.
- Ваши оппоненты, выслушав ваши доводы, обвиняют вас в популизме, связанном с началом предвыборной кампании.
Любого политика можно обвинить в
популизме. Однако посмотрите, закон проходил в Думе в 2002 году. До выборов было два года. Тогда меня никто в популизме не обвинял, а поправки я предлагал ровно такие же, как и сейчас. Я и тогда говорил, что правительство установит грабительские тарифы. У меня почтовый и электронный ящики забиты
письмами от возмущенных автолюбителей. Страховщики обвиняют меня в популизме, а я их могу обвинить в корыстолюбии и социальной безответственности. Им такой ресурс открывается при страховании всей армии автовладельцев! Но я не хочу упражняться во взаимных обвинениях. Я занимаю позицию защиты прав
граждан, автомобилистов. И я задолго до выборов не поддался на посулы страховщиков.
- Страховщики пытались вас склонить на свою сторону?
- Вы думаете, им интересно иметь такого оппонента? Конечно, они пытались сделать меня своим союзником. Но я им всегда говорил, что все,
что будет возмущать людей, будет предаваться гласности. И если уж быть совсем точным, то на волне массового протеста, который может случиться после введения закона, получать голоса на выборах гораздо легче. Но я поступаю ответственно. Я пытаюсь спасти страховые компании от кризиса, который у них
может наступить в результате действия несовершенного закона. Но, к сожалению, желание получить дешевые и быстрые деньги застит им глаза.
- Но страхование ответственности автовладельцев - один из самых убыточных видов бизнеса у страховщиков. Они не могут страховать по низким тарифам…
- А что же они столько сил и денег тратят на то, чтобы подобный закон продвинуть? 85 компаний, по моим сведениям, уже сейчас хотят получить лицензию на обязательное автострахование. Раз это так невыгодно, что же сюда все рванули?!
- А насколько объективны, на ваш взгляд,
штрафы за отсутствие страховки - пять-восемь МРОТ?
- Я вообще принципиальный противник того, чтобы устанавливать за это штрафы. При таких грабительских тарифах устанавливать еще и штрафы!..
- Но как же по-другому заставить страховаться всех автомобилистов?
-
Если это страхование будет невыгодным и неудобным для людей, заставить их страховаться никакими штрафами невозможно. Всех ведь не накажешь. Получим только новый повод для взяток гаишникам. В любом случае достаточно запрета на эксплуатацию автомобиля без страховки.
- Вам самому
приходилось пользоваться услугами страховщиков? У вас есть добровольный полис ГО?
- Нет. Я езжу на служебной машине.
- Получается, что с 1 июля обязанность купить полис на вас и вашего водителя не распространится. В бюджете денег на страхование гостранспорта, как известно,
не нашлось.
- Да, и это еще одна причина для переноса срока введения закона хотя бы на полгода - до утверждения бюджета на следующий год.
0/0 |
| Поделиться:
Re: pokhmelkin.ru : Я обвиняю страховщиков в социа...
Интересно это все... Я вот вчера свою ГО застраховал еще на год. Спрашиваю: а когда введут обязаловку, то эта страховка подойдет для нее? Нет, говорят. Надо будет еще раз застраховаться. Зачем? Если я уже застрахован? Интересно это все......
0/0 |
| Поделиться:
Re: pokhmelkin.ru : Я обвиняю страховщиков в социа...
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)