В рекламе и на упаковках разного рода продуктов содержится бесчисленное множество информации, которая является то ли полуправдой, то ли полуложью.
Потребителю не договаривают, сообщают избыточные факты,
оборачивают простую информацию в красивую оболочку. И все это с единственной целью - заставить поверить, что именно этот продукт уникален и решит все насущные проблемы человека в мгновение ока.
Все эти "без холестерина", "с протеинами кашемира" и "содержит бактерии L.Casei Imutitass" - это
допинг для самых обычных товаров сектора FMCG, цикл использования которых очень мал. Допинг, который искусственно, но успешно увеличивает их возможности быстро и без проблем разойтись с полок в супермаркетах; создает иллюзию уникальности.
Что любопытно, эти рекламные уловки совершенно легальны
- то есть с точки зрения закона придраться к формулировкам невозможно.
AdMe.ru собрал в этом материале попытки маркетологов ввести потребителя в заблуждение и склонить его к покупке.
Протестировано/Одобрено/Рекомендовано
Ассоциация стоматологов России рекомендует
жвачки, ассоциации дерматологов одобряют кремы, а Союз педиатров России отметился почти на каждом детском бренде. Даже холодильники LG протестированы "Клиникой НИИ питания РАМН" и рекомендованы "Национальной ассоциацией диетологов и нутрициологов".
Столь модная сегодня система
рекомендаций - лишь рекламная технология, призванная вызывать доверие потребителя. Расчет понятен: среди более-менее похожих товаров потребитель выберет тот, чья полезность подкреплена авторитетом государственного учреждения. Однако для НИИ, подписывающихся под брендами, это всего лишь способ
заработать деньги. Стоимость таких одобрений, по подсчетам издания "Вечерний Петербург", в зависимости от статуса организации и степени участия в рекламной кампании колеблется от 10 тысяч (если, например, рекламщику от лаборатории нужна лишь печать на бумажке) до 100 тысяч долларов (если существует
договор о длительном партнерстве).
Где нано и где не нано
На волне бума государственного пиара нанотехнологий приставка "нано" в рекламе скоро обгонит по популярности такие слова , как "глав", "мир" и "элитный" : нанокапсулы для похудения, крем для обуви на основе нанотехнологий,
нанокосметика и стиральная машина Samsung silver nano. В России пооткрывались даже наноавтомойки, которые предлагают услугу защитного "Нанопокрытия" на кузов после мойки автомобиля.
Стоит ли говорить о том, что все эти продукты и компании не имеют никакого отношения к госкорпорации
"Роснанотех" и нанотехнологиям. Но привлечь владельцев брендов к ответственности за использование приставки "нано" практически невозможно, потому что четкого представления о нанотехнологиях нет даже в научной среде.
Инновационный
В современной рекламе это модное слово повсюду - от
инновации в окрашивании волос, до инновационной формулы омолаживающей косметики и инновационных технологий производства мясопродуктов. При этом совершенно не обязательно имеется в виду какое-то революционное открытие или нововведение. Так рекламируемые сегодня инновационные краски для волос L'Oreal,
Schwarzkopf и других брендов - это появившиеся еще несколько лет назад краски без аммиака.
Еще один пример. Удивительная в своей абсурдности реклама крема - тут тебе и инновации, и наночастицы, и англицизмы для пущей важности: "Усовершенствованная инновационная формула LEOREX
обеспечивает уникальное физическое действие на верхние слои кожи. Самоорганизующаяся сетевая структура из наночастиц кремнезема и гидрофильная матрица гликозамингликанов активно распрямляет зону морщин и пролонгирует процессы омоложения".
Эко/Био/без ГМО
Число поклонников
органической продукции в мире растет с каждым днем и рекламщики тут же подхватили тенденцию и использовали стремление людей покупать экологически-чистые продукты, размещая приставки "эко", "био" и "без ГМО" на всех продуктах подряд.
В странах Европейского Союза, Америке и некоторых
других странах действуют законы о единых стандартах для производства продуктов с маркировкой "био". В России, Украине и Белоруссии таких стандартов нет. Соответственно штампики "не содержит ГМО" можно встретить даже на соли. Не подскажете, где у соли, соды и воды гены?
Хитрая
математика
Математика в словесном облачении дико таинственна.
Например, у "Эльдорадо" была громкая акция "Скидки - до 80%", однако внимательный покупатель узнавал, что скидки распространяются только на коврики для мыши и подобные дешевые и мало-интересные товары.
Подобный математический трюк используется в рекламе батареек Duracell - "работают ДО 10-ти раз больше". Если вдуматься, такая формулировка вовсе не означает что батарейки бренда работают в 10 раз дольше обычных - путем такой нехитрой подмены предлога создается ощущение долговечности
брендированных батареек.
Иногда применяется такой трюк - на рекламном баннере большими буквами пишется "Скидки 70%*", внизу баннера дается уточнение маленькими буквами: "Скидки на 70% товаров".
Подсолнечное масло без холестерина
Особая
пометка на бутылках с подсолнечным маслом - "без холестерина" - должна побуждать граждан, которых волнует этот вопрос, покупать именно это масло. Далеко не все знают о том, что холестерина нет и не может быть ни в одной бутылке растительного масла любой марки. Холестерин - это природный жирный
спирт, который содержится строго в животных организмах. И писать на бутылках с маслом "без холестерина", все равно что писать "без хлеба" - его там нет и так.
Витамин Е, который тоже выступает в коммуникации как конкурентное преимущество, напротив, неотъемлемая часть подсолнечного масла.
Эффективное лечение дисбактериоза
Не так давно к самым серьезным проблемам россиян - перхоти, потным подмышкам и бактериям за ободком унитаза - добавилась еще одна: дисбактериоз. Эта болезнь портит жизнь всем без исключения, но существуют
волшебные средства по восстановлению микрофлоры кишечника. Помимо йогуртов, о которых речь пойдет отдельно, дисбактериоз лечат многочисленные лекарственные средства.
Так, например, в рекламе средства Линекс прямо сообщается, что это "Современное оружие против дисбактериоза", и зрителям
наглядно показывают, как именно Линекс ловко залатывает прорехи в "бактериальной оболочке" кишечника.
И вот три факта:
1. Болезни "дисбактериоз" не существует. Этот диагноз не указан в Международной классификации болезней и отсутствует в нормативном документе Министерства здравоохранения
РФ "Стандарты диагностики и лечения болезней органов пищеварения". Симптомы, называемые термином "дисбактериоз", встречаются в рамках совершенно различных заболеваний и синдромов. А лечить, как известно, нужно не симптомы, а причины.
2. В современной медицине, в которой принята доказательная
методология, все подобные средства относятся к "лекарственным средствам с недоказанной эффективностью". То есть они или не прошли установленные регламентом исследования, или даже не пытались их проходить.
3. Пробиотики и бактериофаги в подавляющем большинстве случаев или не доходят до
кишечника, перевариваясь в желудке, или же отторгаются организмом как чужеродные.
Восстановление иммунитета
Проблему сниженного иммунитета, также обострившуюся у человечества в последние годы, тоже лечат производители кисломолочных продуктов и лекарственных
средств. Первые утверждают в рекламе, что иммунитет человека содержится в его желудочно-кишечном тракте, а вторые продают не имеющие доказанной эффективности экстракт эхинацеи пурпурной, опять же лизаты бактерий, сдабривая это витаминами.
Имунеле
Реклама гласит
"Специальный комплекс лактобактерий, укрепляя иммунитет, помогают здоровью быть в отличной форме". Сокращение L. в названиях "особенных" бактерий расшифровывается как Lactobacillus - то есть обычные лактобактерии. Casei и Rhamnosus - разновидность лактобактерии и подвид разновидности соответственно.
Обе чудо-культуры есть в человеческом организме и в подавляющем большинстве кисломолочных продуктов. Последняя - Rhamnosus - чаще всего используется в качестве консерванта в йогуртах, чтобы предотвратить нежелательные изменения в химическом составе, а вовсе не ради нашего с вами иммунитета.
Actimel
В рекламе Actimel, брата-близнеца Имунеле, сообщается только об одном виде лактобактерий - L.Casei Imunitass. Это те же лактобактерии, но с патентованным маркетинговым названием в целях отстройки от конкурента. В названии намеренно содержится слово, схожее по звучанию со
словом "иммунитет", так как это может внушить аудитории ложное чувство заботы об иммунитете. На сайте компании Danone, кстати, говорится о том, что именно эта бактерия была выбрана после 10 лет научных исследований.
Арбидол
В рекламе иммуномодулятора "Арбидол" мужчина в
белом халате уверенно и твердо убеждает телевизионных зрителей в необходимости начать прием препарата при первых признаках заболевания, произнося при этом кодовую фразу "Арбидол может помочь ускорить выздоровление". А может, как вы понимаете, и не помочь. И, заметьте, он даже может помочь не
вылечить, а всего лишь ускорить выздоровление". Стоит ли говорить о том, что препарат не имеет клинически доказанной эффективности.
Волшебные йогурты
Если отставить в стороне кисломолочные продукты, обещающие железобетонный иммунитет, то среди йогуртов есть еще немало
чудодейственных средств, хотя состав у всех примерно идентичный.
Как сообщает нам Федеральный закон Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", йогуртом в нашей стране может называться только кисломолочный продукт с повышенным
содержанием сухих обезжиренных веществ молока, произведенный с использованием смеси заквасочных микроорганизмов - термофильных молочнокислых стрептококков и болгарской молочнокислой палочки, они же Str. thermophylus и Lactobacterium bulgaricum. Плюс фрукты-ягоды и их заменители.
Данакор
Информация с сайта Danone: "Клинические исследования доказали, что употребление 1 бутылочки Данакор в день в течение 3 недель помогает снизить уровень холестерина в крови на 10%. Дальнейшее ежедневное употребление 1 бутылочки Данакор в день помогает поддерживать холестерин на
сниженном уровне. Он содержит растительный компонент "фитонатуралис" (фитостерин), который частично блокирует всасывание "плохого" холестерина".
Фитонатуралис - это, конечно же, название, придуманное с сугубо рекламными целями. Всеми своими буквами оно подчеркивает естественное происхождение
компонента и его важность для здоровья. Справедливости ради скажем, что собственно фитостерин (правильнее - фитостерол) действительно помогает слегка понижать уровень холестерина, так как не усваивается организмом, зато вступает в реакцию с родственным холестерином и вымывает его из организма. В
промышленных целях добывается из сои, содержится в гораздо более внушительных, чем в Данакоре, количествах в орехах и семечках.
В рекламе продукта об этом, разумеется, ни слова, зато присутствует элемент деликатного запугивания "пейте, а не то заболеете" - когда зрителю показывают людей
среднего и пожилого возраста, пугающихся от уровня холестерина в их организмах.
Активиа
Якобы уникальная бактерия ActiRegularis, которая, по уверениям производителя, способна выживать в кислой среде желудка, а следовательно наносить пользу в человеческом кишечнике, в
действительности является обычной Bifidobacterium animalis - бифидобактерией живой, содержащейся в организмах едва ли не всех млекопитающих, включая человека. ActiRegularis - это, по старинной маркетологической традиции, просто красивое патентованное название одного из штаммов этой бактерии.
Способность Bifidobacterium animalis выживать в кислой среде желудка и не отторгаться в кишечнике подтверждена только лишь исследованиями компании Danone и других компаний, производящих продукты с этой бактерией.
Растишка
Кисломолочные продукты под торговой маркой
"Растишка" продвигаются в материнские массы под слоганом "Расти на здоровье". Активный рост ребенка должно обеспечивать повышенное содержание кальция и витамина D в продукции. На упаковке Растишки указано, что в 100 граммах содержится 180 мг кальция, что составляет 20-30% от суточной физиологической
потребности ребенка. А также 10.4 граммов сахарозы, то есть две чайных ложки сахара меньше чем на полстакана. Для сравнения - в молоке нет сахара вообще, а кальция - 120 мг на 100 г продукта.
Красота требует маркетинговых жертв
Бешеная конкуренция заставляет
выдумывать все новые средства с умопомрачительными названиями и еще более умопомрачительными компонентами, направленными на создание и удержание женской красоты. Иногда можно и не придумывать, а лишь переставить слова местами. Например, в случае с краской Garnier Color Naturals маркетологи просто
переиначили "оливковое масло" в "масло оливы". И красивее, и мыслей о салате на голове не вызывает.
Популярный сегодня экстракт кашемира, который, судя по рекламе, добавляют едва ли не в каждый второй шампунь - это банальный ланолин, то есть воск, получаемый при промывании
шерсти овец. Но ланолин - это старо, не модно, не дорого и не изысканно. Поэтому путем долгих заходов сбоку и сзади маркетологами было принято решение назвать вещество экстрактом - так умнее, а шерсть нарекли кашемиром - красивей и дороже. А то, что кашемир - это строго пух строго гималайских горных
коз, уже не так важно. Главное, как звучит.
Немало на рынке косметических средств и с другими неповторимыми добавками: экстрактами жемчуга, янтаря, горного хрусталя и даже микрочастицами бриллиантов.
Если на секунду представить себе, что при помощи кислот и жуткой химии еще
как-то можно добыть какие-то вещества из органических минералов, коими являются жемчуг и янтарь, то как и что можно получить из чистейшей двуокиси кремния? И какой эффект будет, если помыть голову шампунем с щепоткой алмазной пыли на весь флакон?
Или помните такое - "Обычные шампуни на
80 процентов состоят из воды. Шампуни "Чистая линия" на 80 процентов состоят отвара трав". Надо ли говорить, что любой отвар трав на 99% состоит из воды?
Смешная история с NIVEA Silver Protect "С молекулами серебра". Маркетинг продукта придумывался именно с такой
формулировкой (упоминание молекул еще есть на официальном сайте), но потом выяснилось, что у серебра попросту нет молекул - у него либо атомы, либо ионы. Рекламу изменили на "Ионы серебра". Но смысл-то остался прежний.
Цитата: От пользователя: Lady Evangeline?ї? forever
Проблему сниженного иммунитета, также обострившуюся у человечества в последние годы, тоже лечат производители кисломолочных продуктов и лекарственных средств. Первые утверждают в рекламе, что иммунитет человека содержится в его желудочно-кишечном
тракте, а вторые продают не имеющие доказанной эффективности экстракт эхинацеи пурпурной, опять же лизаты бактерий, сдабривая это витаминами
Я давно подозревала, что в этих утверждениях что-то не так :-D
Ну, не все так просто в этом лучшем из миров. Взять хоть молоко как источник кальция - как известно, тот усваивается только в присутствии витамина Д. А в молоке его считай, что нет - так, следовые количества.
А в растишку этот витамин добавлен специально.
мой кот изволить употреблять только продукцию "Му"
остальное просто закапывается лапой и игнорируется (Тема, растишка, даноны). наводит на размышления о полезности и натуральности данных продуктов
Интересная тема. Мы до сих пор к рекламе относимся как к чему-то инородному. Но без нее уже никак.
Цитата: От пользователя: Lady Evangeline?ї? forever
Кисломолочные продукты под торговой маркой "Растишка" продвигаются в материнские массы под слоганом "Расти на здоровье".
Ну и что?
Кто-то против того, чтобы ребёнок рос?
Всем понятно, что ребенок растет не только от растишки, но кальций и витамин Д, которые в ней есть, для роста необходимы. От слогана сам продукт хуже не стал.
Не нужно слоганы воспринимать дословно.
У какой-то иномарки слоган "Сядь за руль и
обгони ветер". Никто не думает, что на этой машине скорость больше ветра или урагана, но продажи не падают.
Цитата: От пользователя: Lady Evangeline?ї? forever
Ассоциация стоматологов России рекомендует жвачки, ассоциации дерматологов одобряют кремы, а Союз педиатров России отметился почти на
каждом детском бренде. Даже холодильники LG протестированы "Клиникой НИИ питания РАМН" и рекомендованы "Национальной ассоциацией диетологов и нутрициологов".
Одобряли они или нет? Если это вранье и эти ассоциации не одобряли того, что написано, то это на уровне клеветы.
А просто
красивые слова в рекламе...куда без них. Надо просто думать и понимать, где правда, где приукрашивание, а где вранье.
Еще вспомнила слога: Жилетт - лучше для мужчины нет.
Наверняка есть многое, что лучше для мужчин :-D
Но от этого продажи у Жилетт тоже не падают, наверно.
Всем понятно, что ребенок растет не только от растишки, но кальций и витамин Д, которые в ней есть, для роста необходимы. От слогана сам продукт хуже не стал
Обман не в том, что ребенок не растет от Растишки, обман в том, что продукт
продвигается как детский, безопасный для здоровья ребенка, полезный и т.п. Вы состав Растишки видели? Вот парочка интересных наблюдений http://www.food-n-goods.ru/230 http://www.otruta.com/details.php?p=87
То же самое с Активией. Они так настойчиво твердят, что их продукт как-то взаимодействует с иммунитетом, что не
хочешь, а поверишь. На то и расчитано. А ведь никакого, ну абсолютно никакого отношения их продукция к иммунитету не имеет.
И так по всем пунктам.
Естественно, реклама и маркетинг - целая наука, которая существует для подобного воздействия на неискушенные умы. Но есть же
рекламы, где не используются такие методы.
вот, наверняка всё правда...что вы тут говорите- правда. НО :-D я когда ем активию у меня реально самочувствие лучше :-D , правда, правда....аж прям моментально чувствую улучшение ( ну вот можете смеяться, но правда....)
Обман не в том, что ребенок не растет от Растишки, обман в том, что продукт продвигается как детский, безопасный для здоровья ребенка, полезный и т.п. Вы состав Растишки видели? Вот парочка интересных наблюдений http://www.food-n-goods.ru/230 http://www.otruta.com/details.php?p=87
Вы уверены, что в этих статьях правда? Когда я начинала давать ребенку растишку (это было уже позже выхода этих статей), то я нашла много информации, опровергающей эти статьи.
Эти негативные статьи всюду перепечатываются,они дают рейтинг, мамы пугаются, ах-ах, чем мы ребенка
травим.
Можно найти массу материалов (я находила) ровно противоположного смысла. Просто их перепечатывать неинтересно, не пахнет жареным :-(
Да просто взгляните на упаковку растишки. Состав отличается от того, на который "катят бочку" в этих статьях. То есть статьи врут :-( А
уж текст и интонации такие агрессивные, что никаким рекламам не снилось.
Насчет возраста. Всюду написано, что растишку дают детям с 3-х лет. А те мамы, что не читают этикетки, а делают, как им хочется, потом обвиняют производителя.
Цитата: От пользователя: Lokki-
То же самое с Активией.
Активию не едим, не нравится, поэтому сказать по сути ничего не могу.
остальное просто закапывается лапой и игнорируется (Тема, растишка, даноны). наводит на размышления о полезности и натуральности данных продуктов
Коты легко обманываются усилителями вкуса и прочей химией. Прекрасно едят сосиски
за 100руб, в которых мяса нет. Так что кот это не авторитетный тестер продуктов.
Я сейчас вам точно не скажу, т.к. под рукой нет, но хорошо помню, что всяких
эмульгаторов-ароматизаторов там порядок. Мы тоже прошли период, когда ребенку вынь да положь было эту Растишку, так что я как потребитель в теме. Завтра я повнимательнее изучу состав непосредственно на этикетке, возможно аргументирую более убедительно, либо возьму слова обратно, пока лишь акцентирую
внимание на том, что продукт позиционируется как здоровая пища, а таковой при этом не является. Говорили бы что-то нейтральное, не было б вопросов к ним. Ну можно ведь как-то обыграть по-другому, без привязки к физическому здоровью и развитию детей.
Цитата: От пользователя: Lady Evangeline?ї? forever
В рекламе и на упаковках разного рода продуктов содержится бесчисленное множество информации, которая является то ли полуправдой, то ли полуложью
А кто-то читает то, что написано на упаковке?И кто-то верит рекламным слоганам?
Лично я смотрю только срок годности. Я даже на марку продукта не обращаю внимание. Нужен йогурт, например, клубничный - беру клубничный и смотрю дату, когда он выпущен. Кто его произвел и что он содержит - я не смотрю.
Нужен йогурт, например, клубничный - беру клубничный и смотрю дату, когда он выпущен. Кто его произвел и что он содержит - я не смотрю.
а вы почитайте что едите под видом йогурта - иногда интересно
Цитата: От пользователя: коричневый bolt
Коты легко обманываются усилителями вкуса и прочей химией. Прекрасно едят сосиски за 100руб, в которых мяса нет. Так что кот это не авторитетный тестер продуктов
кота не использую в качестве тестера продуктов, он мне еще
пригодится, пусть есть кошачью еду
кстати, сосиски, колбасы и всяческие деликатесы он за еду не признает - понюхает и закопает.
говядину, курятину и индюшатину ест, творог нормальный, сметану, простоквашу и ряженку тоже ест (но это все в качестве вкусняшки, а не регулярного корма)
из йогуртов-творожков, как детских так и не очень - только Му и с гораздо меньшей охотой Агуша.
объясняйте
в йогуртах нет ничего такого, чего нет в обычных продуктах и их ценность сильно преувеличена. Из молочных продуктов хоть какую то ценность представляет лишь твердый сыр и настоящее сливочное масло, все остальное - пустая трата денег.
Да, посмотрела, вы правы, в составе на этикетке ничего страшного не указано, более того, отдельно вынесено "из натуральных ингредиентов". Либо состав поменялся после всей этой шумихи))), либо действительно это хорошо продуманная
планомерная акция широченного масштаба по дискредитации марки. Тогда не понятно, на кого расчитаны эти статьи с указанием состава, ведь проверить очень просто.
Цитата: От пользователя: Неля77
Но что в ней плохого или нездорового?
Я бы поставила вопрос не так.
Плохого ничего, но и хорошего, полезного тоже.
Да, посмотрела, вы правы, в составе на этикетке ничего страшного не указано,
где то с год назад перестала покупать ребенку растишку после того как прочитала состав
все там присутствовало - эмульгаторы, стабилизаторы,
загустители, больше всего меня ужаснул генно-модифицированный крахмал
давно уже даже не смотрела на него
заинтересовали - завтра зайду в магазин, почитаю еще раз - неужели они правда поменя свой состав на более здоровый?
Либо состав поменялся после всей этой шумихи))), либо действительно это хорошо продуманная планомерная акция широченного масштаба по дискредитации марки. Тогда не понятно, на кого расчитаны эти статьи с указанием состава, ведь проверить очень просто.
В 2009г., когда вышли эти статьи, я еще не покупала растишку, поэтому точно ответить на ваш вопрос не могу.
Но информация о том, что это был черный пиар, в сети есть. Это мнение высказывали еще в те годы довольно квалифицированные специалисты.
А рассчитано очень
неплохо. Мало кто пошел проверять состав, большинство прочитало, ужаснулось, волна ужаса пошла по интернету...и все, цель достигнута.
Цитата: От пользователя: Zима
больше всего меня ужаснул генно-модифицированный крахмал
Вот генно-модифицированного крахмала
там точно никогда не было. Там был раньше модифицированный крахмал, а это совсем другое, к ГМО не имеет никакого отношения. Названия похожие:-(
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)