В конце прошлого года в издательстве "Иностранка" вышла драматическая трилогия Тома Стоппарда "Берег Утопии". Российский академический молодежный театр тут же принялся готовить ее постановку. Пьеса действительно уникальна для англичанина – ее главными
героями являются Герцен, Бакунин, Белинский, Чернышевский, Чаадаев и другие вожди русской оппозиции XIX века.
Стоппард вообще отличается особым интересом к утопиям. Питерский БДТ уже поставил другую его пьесу – "Аркадия", с блистательной Алисой Фрейндлих. Кстати, многие пьесы Стоппарда у нас
переводил и издавал Илья Кормильцев.
Вот об одной идее Ильи (который, увы, сам стал печальным героем последних дней), и хотелось бы здесь поразмыслить. Она звучиттак: "Мне всегда интереснее работать с вызывающими идеями, чем с теми, что поддерживают статус-кво. Это связано с моим
личным убеждением, что культура — это мертвое искусство. Культура всегда пытается защититься от искусства, обзывая его самодеятельностью и экстремизмом. Это корпорация, защищающая собственные экономические интересы и заинтересованная в том, чтобы ничего не менялось. А искусство — поток откровения.
Культура принадлежит жрецам, искусство принадлежит пророкам".
Издательство Ильи "Ультра.Культура" (закрытие которого фактически совпало с его смертью) вызывало резкую неприязнь властей предержащих не только потому, что печатало оппозиционных авторов. Эта грань куда глубже, и не
сводится только к политике. "Ультра.Культура" была феноменом настоящего современного искусства, которое по определению находится в оппозиции к официальной консервативной культуре. Даже "политические" авторы, которых она издавала – это скорее деятели искусства, поскольку воспринимают политику как
историческое творчество, а не думское заседание...
Сегодня в Российской Федерации всякие разговоры об историческом творчестве или умолкли, или немедленно подозреваются в "экстремизме". Официальная культура все более тяготеет к консервативным "ценностям" – и это ярчайший показатель
того, что новый век, в его символическом смысле, здесь так и не наступил. Страна словно бы "зависла" не то в ХХ, не то еще в XIX веке (который "наше все"), а иные хоругвеносцы ведут еще дальше в прошлое...
Ясно, что книги "Ультра.Культуры", в значительной степени представлявшие собой
переводы современных европейских авторов, оказывались совершенно не ко двору в такой ситуации. А решение "самого гуманного суда в мире" не просто о запрете, а об уничтожении тиража некоторых книг отчетливо напомнило мрачные страницы истории ХХ века... Вот такой у нас теперь официальный "антифашизм"
– с кострами из книг...
В идеологии нынешнего режима фактически сомкнулись худшие черты имперского и советского строя. Российская империя была невероятно многообразной страной – от финского парламента до бухарского эмирата. Сегодня же вся эта "цветущая сложность" подавлена и стерта
пресловутой "вертикалью". Ранняя советская идеология отличалась неукротимым футуризмом. Сегодня же признаком "советского" стала мертвая хватка за прошлое...
На культурном уровне это означает, что всех нас делают "скованными одной цепью" с так называемой "классикой". Посмотрите на
репертуар большинства столичных театров! Там царит вечный позапрошлый век, с некоторыми элементами прошлого. Молодых зрителей погружают в дремучую ветхость, заставляют переживать отношения героев давно ушедшей эпохи – потому что это, видите ли, "высокая культура". Если европейские театры давно уже
превратились в экспериментальные площадки, то в российских доминирует исторический буквализм. Это тоже часть общей политики мертвящей "стабильности", коей так озабочены власти...
История иногда проделывает странные циклические пируэты... И вот сегодня, как в эпоху Чернышевского, мы
вновь наблюдаем множество "лишних людей", и вновь убежищем новых "Герценов" оказывается Лондон... Разорвать этот порочный круг способно лишь новое, многомерное искусство – но в нынешних "нео-имперских" условиях его возникновение принципиально невозможно.
"Берег Утопии" может быть
достигнут лишь пробуждением на новом историческом этапе региональных культур – новгородской, уральской, сибирской... Не в форме какой-то "фофудьеносной" реставрации, но напротив – именно как авангардных, современных проектов. Это вполне соответствует новейшей мировой тенденции глокализации. А
имперская "Вера Павловна" пусть и дальше смотрит сны о своем "особом пути". Она уже сама давно не хочет просыпаться...
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)