Для одного сочинения нужно придумать находимую героями старинную записку. Стоит проблема с расстановской ятей, ижиц и прочего - и со стилистикой тоже. Пока сделала всё исходя из смутных познаний и интуиции. Кто разбирается в дореволюционных правилах - подскажите.
«Г-ну Iорданскому,
директору мужской гимназiи, донесенie.
Довожу до Вашего сведенiя, что г-нъ Рогожинъ, учитель русскаго языка, имеющий жительство в стенахъ гимназiи совместно со свођю женою Евлампiђю Андрђевною, есть соцiалистъ и бунтовщикъ супротивъ Государя. Въ свођй комнатђ онъ хранитъ запрещенныя кнiги i
смущађтъ юныя умы свођею революцiонною заразою. Прошу принять меры.
С почтенiем,
ученикъ 7-го класса Iвановъ
26-го февраля м-ца 1917г.»
Зачем?
В воскресенье нашел дедовский аттестат об окончании 2-й Костромской гимназии за 1917 год. Cын подпоручика Зимин Александ Петрович, православного вероисповедания, 1898 г.р. при отличном поведении закончил гимназию с золотой медалью. Много типографского текста о явке на жеребьевку при
военном призыве. Бумага - классная, на века. Похожа на пропитанную чем-то ткань. Кстати - дед заканчивал гимназию в 19 лет. То-то все гимназисты и гимназистки такие кони здоровенные и взрослые к выпуску были.
Кончив гимназию с золотой медалью можно было стать профессором и доктором наук в
провинциальном ВУЗе, как мой дед. А закончив среднюю школу на Вторчермете, со средним же баллом 3,5 можно стать слесарем-кустарем с центральным процессором, как я.
PS А кстати, Алейда, вы знаете какие предметы были в гимназии? Я там прочитал что-то непроизносимое, cвязанное с
философией. Не могу вспомнить.
Имперская бюрократическая машина останавливалась очень очень медленно. Инерция, Да и у нас ложное представление о драматичности февральский событий. Мне кажется, что примерно как Оранжевая революция. Что-то происходит в верхах, а жизнь гимназиста никак еще не изменилась. Например мой дед опять же
в семнадцатом, не начал лихорадочно готовится к штурму Зимнего, а вполне спокойно поступал в Петроградский Университет. И знаете, что удивительно - он его закончил. Уже при Советской власти, естсественно. Голод, гражданская война, Корниловский мятеж - а некоторые учились.
Почему "юныя умы", по-моему окончание -ыя использовалось для мн.ч. им.пад. ж.р., для м.р. использовалось -ые. По реформе эти окончания объединили в одно - как у прил. мн.ч. м.р. им.пад.
Если мне память не изменяет i писалась перед гласными и й. Поэтому правильно будет не "имеющий", а
"имеющiй". Кстати, е в этом слове надо заменить на 'ять'.
И в этих словах тоже должна быть 'ять':
стенахъ
совместно
запрещенныя (1-я)
революцiонною
PS
В словаре Даля прописана 'ять', 'ижица' и т.д. Этот словарь идёт в качестве приложения ко
многим энциклопедиям на CD.
Я не специалист по филологии, но я перечитала очень много источников дореволюционного периода, включая тот тип документов, который Вы приводите. ИМХО, стиль несколько архаичен для 1917 г. Так уже не писали. Слово "супротив" меня очень смутило.
Сходите в Белинку, возьмите Е-бургские газеты
этого года, и все станет понятно. Они лежат в краеведческом отделе.
1) Системы применения буквы "ять" не было. Был исторически сложившийся "набор исключений", к-рый нужно было учить наизусть. Школьники (гиназисты/реалисты/проч.) для запоминания применяли мнемоническую конструкцию:
"Бледный белый бедный бес убежал, бедняга, в лес..."
и т.д., всего слов на
150-200.
Так же, как и "каждый охотник желает знать...." - применительно к проблеме запоминания порядка расположения цветов в видимой части спектра - тоже от гимназистов пошло:-)
Поэтому надо или в словаре смотреть, или раздобыть целиком эту запоминалку. Может, у кого-нибудь есть она?
2) "Прошу принять меры" - вряд ли так мог написать гимназист директору. Почтительнее надо...
Алейд, я, конечно, троечница по рус.язу, но мне кажется, что кроме самих слов - составление предложения не совсем верное. Ну как-то иначе должно быть. Как - не знаю. Может, и правда в газетах посмотреть в старых?
Я как-то издавал в Ебурге газету " Бiржевыя вђдомостi". Пришел какой-то дед в ботинках на босу ногу, назвался академиком и говорит:
- У вас там опечатка.
-Где?
-В шапке..газетной ..надо не "i" ,
а "и" ставить..
-И че?
-Давайте деньги, а то всем расскажу..:-)
«Начало февральской буржуазной революции в Елизаветинском уезде ознаменовалось взрывом классовой борьбы и ненависти. Именно она заставила зажравшегося дворянского сынка К. Иванова подло донести царским ищейкам на собственного учителя. Преподаватель
мужской гимназии (ныне средняя краснознаменная школа №1 Ворошиловского района), где учился Иванов, Ф.А. Рогожин, был пламенным социалистом, защитником угнетаемого пролетариата и крестьянства. Также он являлся одним из основателей революционного кружка в Елизаветинске, известного в работах как
«кружок Морщихина». До того, как стать на путь народного образования, Рогожин со своей женой – талантливой портнихой – даже организовали народную коммуну по образцу, предложенному Н.Г. Чернышевским в его бессмертном романе «Что делать?». Они закупили 45 швейных машин «Зингер» и попытались привлечь
девушек из рабочих семей для организации первой в Елизаветинске народной самоуправляющейся фабрики. Увы, капиталистическая действительность не позволила этой идее реализоваться. Проект Рогожина мог быть исполнен только по после победы пролетарской революции (подробнее об этом см. Поросятников Л.Д.
Швейная промышленность Поволжья и Приуралья в свете гениального учения Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина. Москва «Политиздат», 1936. Т.3. С. 1136-1137). Неблагодарный змей, пригретый на груди учителя, К.Иванов набрался наглости и написал донос на своего преподавателя, обвинив его во множестве
«смертных» «грехов». К счастью, он просчитался. Донос был написан 26 февраля памятного 1917 года. В тот же день жандармы сделали попытку арестовать пламенного борца за правду. Гимназия была окружена. Однако, ни Рогожна, ни его жены не смогли найти, как ни искали. Советская наука пока не может дать
ответ на вопрос, как ему удалось скрыться. За то можно говорить с уверенностью, что следующий день, положивший начало свержению самодержавия надолго запомнился К. Иванову и подобным ему личностям.
Что же касается уровня производительных сил к 1917 году…»
Я поняла. Айдела пишет курсовую или диплом на кафедре Отечественной истории. Для диплома ей не хватает источников, а в архив идти не хочется! Поэтому она фабрикует письмо ученика, а потом поставит ссылку на архив (че-нть типа ГАСО.Ф.24.Оп.11.Д.123.Л.44). Айдела, я угадала? ;-)
Кстати, где
этот Елизаветинск?
Адеяла, а пусть этот ученикъ Ивановъ будет двоъчник, и нiфiга не рубитъ в доръволюцiонной орфографии?... :-)
Он все равно ябеда, и щеки у него немытые...
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)