Тема, созданная STK, а также непредвзятый собственный интерес побудили меня задать аналогичный вопрос буддистам (прямо почти не редактируя вопрос STK)
Господа (а может быть, и дамы), у меня к вас есть вопрос. Без подковырок. Вы можете написать кредо буддиста?
Небуддисты пусть
помолчат, по возможности.
Зачем мне это надо? Мало и поверхностно знаю о буддизме, Яндекс не рулит, хочу услышать из уст буддиста.
STK: "Зачем мне это надо? Мало и поверхностно знаю о православии, Яндекс не рулит, хочу услышать из уст православного"
А? Ну или выявить тёмных, типа меня, и ткнуть им в морду: воооо! никакие вы не православные, а анчутки!
КРЕДО (от лат. credo — верую),
1) в католической церкви символ веры.
2) Убеждения, взгляды, основы мировоззрения (напр., политическое кредо, научное кредо).
В отношении буддизма применимо не первое
(поскольку буддизм является не религией веры, а религией опыта), а второе толкование.
Некоторое время назад один из выдающихся российских буддологов профессор Е.А.Торчинов, ныне покойный, написал очень хороший документ на этот счёт (в целях формализации религиоведческой экспертизы) - он
тезисно содержит основные положения мировоззрения школы и традиции, которую можно отнести к буддийской. Напомню также, что в буддизме нет никакого общего централизованного управления, это имеет место только внутри школ (традиций), у которых есть духовные главы.
А общие мировоззренческие
черты согласно этому документу таковы:
1. Основатель учения (по крайней мере, в нашу эпоху) - Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама).
2. Признание четырёх Благородных истин и закона причинно-зависимого происхождения.
3. Отсюда вытекает цель: освобождение (нирвана) в
Тхераваде или достижение состояния Будды для освобождения всех живых существ (путь бодхисаттвы) - в Махаяне.
4. Признание четырёх принципов: всё непостоянно (анитья), всё страдание (духкха), всё бессущностно (лишено "я" - анатма), всё пустотно (шунья).
5. Признание кармы и
перерождений.
6. Отрицание сакральности каст и сословий, отрицание значимости социального статуса для достижения освобождения (в отличие от индуизма).
7. Базовая ценность сострадания как ведущего этического принципа.
8. Отсутствие веры в Бога-Творца и промыслителя; буддизм -
нетеистическая религия.
9. Обязательность принятия прибежища в Трех Драгоценностях (Будде, Дхарме -- его Учении и монашеской общине -- Сангхе) как формальное "принятие" буддизма.
10. Обязательное наличие в рамках данной традиции (школы, деноминации) (но не обязательно - данной общины)
монашеской общины, состоящей хотя бы из четырех полностью постриженных монахов-бхикшу.
Это если я правильно понял Ваш вопрос. Существует также весьма интересное сравнение основных положений христианства и буддизма (тоже принадлежащее перу Торчинова), поскольку Вы христианка, думаю, это
Вам будет любопытно. Сейчас пошукаю в своих закромах.
Базовые отличия христианства и буддизма (под христианством подразумеваются православие, католицизм, базовые направления протестантизма -- лютеранство и основные течения кальвинизма; модернистские и маргинальные течения игнорируются; под
буддизмом -- Тхеравада и Махаяна, маргинальные течения вроде пудгалавады не учитываются). Я также не учитывал позицию светских философов-христиан, поскольку их мнения неавторитены для Церкви и не имеют отношения ни к Писанию, ни к Преданию.
1. В буддизме мир есть продукт кармы живых
существ. Никакого Бога-Творца нет. Он цикличен и создается энергией действий живых существ. Он пуст и бессущностен, его базовая характеристика -- тотальная неудовлетворительность. Цель буддизма -- освобождение от сансары, выход из круговорота смертей-рождений. С обретением освобождения (нирваны)
прекращается индивидуальное переживание мира. Возможно, что когда-нибудь все существа будут освобождены и сансара (мир рождений-смертей) вообще перестанет существовать (ряд школ этого не признает). Миров, подобных нашему -- бесчисленное множество. В буддизме ад -- временное состояние (скорее,
чистилище).
В христианстве мир создан всеблагим Богом-Творцом из ничего. Он уникален и единственен. Он хорош и совершенен. Его недостатки -- результат коррозии, извращения в результате грехопадения человека. Они будут исправлены и человек в конце концов обретет полноту духовного и
телесного блаженства в обновленном мире (Царство Божие) в единении с Творцом. Но грешники будут осуждены на вечные муки в аду (думающие, что все спасутся, осуждены вместе с Оригеном на Пятом Вселенском соборе). Кальвинисты верят, что Бог заранее определил, кто спасется, а кто -- нет.
2.
В буддизме отрицается существование вечной индивидульной субстанциальной души, которая может вечно существовать вне тела. Вера в такую бессмертную душу рассматривается как базовое заблуждение, из которого вытекают все аффекты, клеши, базовыми из которых являются невежество, гнев и страстное
влечение. Их корень -- вера в "я" и "мое".
Буддизм не проводит резкой грани между человеком и другими существами (например, животными). Человек -- лишь одно из существ; в других жизнях карма может привести человека к рождению животным и т.д.
Христианство признает бессмертие
души и сущностность личности. Личность -- божественная идея каждого уникального человеческого существа. Животные не обладают бессмертной душой и созданы для пользы человека -- венца творения и царя твари.
3. Буддизм (Махаяна) утверждает, что все существа обладают природой Будды, которая
должна быть реализована.
Христианство проводит резкую грань между Творцом и творением. Бог вечен, все остальное -- тварно и получает свое бытие от Бога. Вера, что человек наделен природой Бога -- ересь. Человек -- тварь, Бог создатель этой твари. Человек может лишь по благодати достичь
обожения через причастность божественному действованию (православный исихазм).
4. Буддизм отрицает у мира существование какой-либо таинственной трансцендентной причины. Все существует по вполне имманентному закону причинно-зависимого существования (пратитья-самутпада).
Христианство утверждает, что причина мира -- трансцендентный Бог. Он управляет миром, осуществляя свой Промысел. Даже волос не может упасть с головы человека без воли божьей.
5. Буддизм ничего не запрещает императивно. Он лишь указывает на последствия тех или иных поступков, которые
делятся по этим последствиям на благие, неблагие и нейтральные.
В христианстве Бог дает человеку нормативные принципы морали -- заповеди. Отсюда отсутствующее в буддизме понятие греха -- чувство вины перед Богом за нарушение его повелений.
Список можно продожить, но думаю,
что и сказанного достаточно.
Вместе с тем я допускаю, что буддизм Махаяны мог оказать определенное влияние на формирование христианской догматики, причем положения буддизма передавались по принципу "испорченного телефона". Например, бодхисаттвы в Махаяне именуются "сынами Будды"
(Христос -- Сын Божий); догмат Троицы -- учение о Трех Телах Будды и т.д. Но эти влияния не являются принципиальными факторами.
Один из современных лам говорит, что в развитых странах несколько процентов людей являются буддистами в силу образа мышления, даже и не зная об этом. :-)
Думаю, что с Вашим обаянием, препятствие в виде обычной операционистики, пусть даже и с высшим образованием, не станет для Вас препятствием.
Кино оказалось наскозь
религиозным, вроде даже основан на реальных событиях, назидательное...
Ну и зрелищный, хоть без особых спецэффектов, они там не нужны, стоит взлянуть на обаятельное, слегка вытянутое лицо Эмили.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)