Странно писать о концерте певицы, которая уже давно известна. Которая не первый и, дай Бог, не последний раз выступает в Москве. Писать о концерте, на котором не было спето ни одной новой песни. Странно делать из этого новость или событие. Странно, если
бы эту певицу не звали Земфира.
Полуторачасовое пятничное выступление, состоявшее из песен последнего альбома "Вендетта" и хитов прошлых лет, нельзя назвать ни предновогодним, ни вообще праздничным. И хотя Земфира пожелала всем счастливого Нового года и даже в какой-то момент нацепила
на себя шапку Деда Мороза, пела она, как всегда, совершенно серьезно и о серьезном. В этом вся суть: у Земфиры нет ни одной легкой или шутливой песни. В самой "попсовой" композиции "Вендетты" есть строчка "Умру молодая, свободная". В этой песне Земфира еще позволяет себе бросить: "И грустно мне, и
весело". Слово "весело" настолько неземфирино, что делает эту "песенку" как будто легкой. На самом деле, Земфире не до веселья.
"Мы с тобой еще немного и взорвемся" - вот ее реальное отношение к миру, в котором можно любить, страдать, тосковать, но в котором почти невозможно просто
жить. "Значит, буду дольше жить" Почему дольше? Только потому, что "промокшие спички надежду убили курить". Говоря о творчестве Земфиры, невозможно обойтись без хрестоматийного "до полной гибели всерьез". Ясно, что такое творчество не умещается ни в один эстрадный формат (недавняя история с отказом
от награды MTV и победа Жасмин иллюстрирует это предельно наглядно), и оттого не слишком удивляет даже то, что все свои альбомы, в пику всем существующим в музыкальном бизнесе конвенциям, певица выложила на собственном сайте.
Тем не менее, Земфира выступает не на камерных поэтических
вечерах, а в огромных концертных залах. Так же, как и любой артист, она с опозданием начинает концерт, отпускает ничего не значащие фразы между песнями, дает возможность обезумевшему от драйва танцполу прокричать выученные наизусть строчки. Все как у всех: оглушающий звук, ослепляющие прожектора,
бурные овации. И при всем этом вас не отпускает ощущение, что вы слушаете выступление лирического поэта. Земфира - это поразительный сплав массовой - в самом буквальном смысле этого слова - культуры с культурой элитарной. Она рискнула вытащить свою лирическую героиню, закомплексованную, одинокую,
безумную и безумно искреннюю, на огромную сцену. Она не побоялась украсить свои поэтические тексты эстрадной мишурой.
Но если ритмичную и зажигательную "Прогулку" легко спеть в огромном зале, и кусочки фольги ("случайно падали звезды"), которые сыплются на голову стоящих в партере,
смотрятся органично и уместно, то как можно озвучить "Самолет" - пронзительный в своей трагичности поэтический шедевр?
Сколько в моей жизни было этих самолетов
Никогда не угадаешь где же он не приземлится
Я плачу, за эти буковки и цифры
Улечу, на этом кресле
прямо в новости
Давай, я позвоню тебе еще раз помолчим
Поулыбаемся друг другу
Я пытаюсь справиться с обрушившимся небом
Я никак не слабачок, но тут такие перестрелки
Я молчу, белеет парус одиноко -
Дурачок, он ничего не понимает.
Оказывается,
можно. И хотя во время концертного исполнения не было фирменного "дыхания", которое отчетливо слышишь на диске и которое воспринимается как продолжение текста (трудно дышать и невозможно говорить - остается только дышать), зал замер и "не дыша" слушал:
Жаль, но я никак не научусь
остановиться
Разгоняюсь - загоняюсь, как отпущенная птица
Хорошо, я буду сдержанной и взрослой
Снег пошёл и значит что-то поменялось
Я люблю - твои запутанные волосы
Давай, я позвоню тебе ещё раз, помолчим
Люблю, твои запутанные волосы
Давай, я позвоню тебе
ещё раз, помолчим
Люблю...
Люблю...
В этих строчках - вся Земфира. И позволенные только большому поэту речевые ошибки (нет в русском языке слова "загоняюсь"), и ощущение загнанности, и одновременно с этим - чувство полета ("отпущенная птица"). И подростковое желание "стать
сдержанной и взрослой". И любимый Земфирой снег, который "как слова в поэме". И, конечно, удвоенное "люблю". Которое звучит не пошло и не громко.
Что для концертного зала ДК им Горбунова большая редкость.
(Полит.ру)
--------------------------------------------------------------------------
Вот так и перестанешь улыбаться при словах о женской поэзии. Впрочем, женская ли у Земфиры поэзия?
Мне кажется, что в стихотворном "произношении" песн стоит выделять паузы.
Хорошо,
я буду сдержанной и взрослой
Снег пошёл
и значит что-то поменялось
Я люблю
твои запутанные волосы
Давай,
я позвоню тебе ещё раз,
................................................ помолчим
Люблю,
твои запутанные волосы
Давай,
я позвоню тебе ещё раз,
помолчим
Люблю...
кАш, да, согласен, для восприятия стихов Земфиры нужна особая ритмика. Эта ритмика задается ее музыкой. Без музыки стихи из "Вендетты" выглядят как-то не так красиво...
Душа поет.. и очень красиво.. но это не поэзия совсем, а пение души. У Пастернака поэзия, даже у Ахматовой, не сверх меры мною жалуемой, здесь же – нет.
Душа поет.. и очень красиво.. но это не поэзия совсем, а пение души. У Пастернака поэзия, даже у Ахматовой, не сверх меры мною жалуемой, здесь же – нет.
Ого, форум борется за чистоту речи и высокую мораль?
А Земочка (душа моя!) не лицемерит - если "Твой аналитик просто блядь" - то никаких пропикиваний - ни на концерте, ни на альбоме.
Люпус - насчет ценности ее текстов как поэзии - не буду делать вид, что я че-то понимаю в поэзии.
Но только ее текстами можно рассказать и о моем сердце, причем точнее, чем могу рассказать я.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)