Вроде екатеринбург - не Голливуд, а скандалы с кино у нас никак не уктихают. Только допинали киностудию, какие они сволочи, так начался наезд на Макеранца, да и Дом Кино приложили мордой...
«Квартирный вопрос» Премьер-Зала
Кинобизнес в Екатеринбурге озаботился вопросами
недвижимости.
JM, Екатеринбург, 14 ноября.
Сегодня, когда посмотреть любую премьеру можно, сидя дома на диване, люди все равно предпочитают ходить в кино. Кинозалы сравнивают по размеру экрана, качеству звука, сервису персонала, ассортименту лент, месту расположения. А
между тем, именно последнее - физическое расположение, «дом» кинотеатра - играет в его развитии одну из главных ролей. В контексте традиционных для Екатеринбурга сложностей с недвижимостью ситуация выглядит особенно остро. Екатеринбургские кинотеатры вопрос «жилплощади» решили оригинально...
Учитывая стоимость аренды квадратного метра в центре города - 800-1000 рублей за квадратный метр, получается, что оплата помещения составляет одну из основных статей расходов. Для кинотеатров аренда самого скромного зала обходится как минимум в 150-200 тысяч рублей в месяц, а с учетом
«многозальности» и дополнительных площадей стоимость территории, которую занимают кинотеатры, составляет весьма большую по сравнению с их доходами сумму.
Своя «площадка» дает определенный уровень независимости: в случае любых проблем квадратные метры можно перепрофилировать - отдать под
кафе, сдать в аренду или даже продать - но остаться «на плаву». «Бездомным», которые «снимают» помещение, пусть и в виде долгосрочной аренды, в этом случае может быть на порядок труднее. Эту картину город уже видел - в годы перестройки фильмы в кинотеатрах зачастую демонстрировались при почти пустых
залах, и выжить смогли лишь несколько «муниципалов».
Комплекс городских кинотеатров представляют «Салют», «Космос» и «Совкино», правда, последний относится скорее к уровню «второго» и «третьего» экранов, то есть премьеры там появляются с большим опозданием. Мультиплекс «Салют» можно
смело назвать кинотеатром-долгожителем. Расположенный в центре города, он с трудностями, но все-таки пережил 90-е годы, не прекращал работу и «хорошо сохранился» во многом благодаря статусу муниципального детского специализированного кинотеатра и его бессменному руководителю Николаю Владычкину.
Из-за этого перед ним не стоит вопрос аренды. Обратная сторона медали - ограничения, которые полагаются «по статусу»: необходимость формировать «детский» репертуар и устанавливать специальные низкие цены на билеты для подростков. Проблематично и проведение ночных кинопоказов - их устраивают только в
раках специальных акций, хотя в большинстве кинотеатров в выходные собирается большое количество желающих смотреть кино всю ночь напролет.
Федеральная сеть «Киномакс-Колизей», к «квартирному вопросу» подошла со всей серьезностью: они арендовали здание «неликвидного» кинотеатра в центре
города, сохранили имя и полностью отреставрировали его. Однако компания решила не ограничиваться наличием двух залов в центре города, и в настоящее время возводит свой 8-зальник в районе автовокзала. Директор «Колизея» Игорь Валиев не решился озвучить условия владения обеими площадками, однако по
данным JM, действующими кинозалами сеть пользуется на основании долгосрочной аренды, а новые залы будут находится в собственности «Киномакса».
Единственная действующая городская сеть кинотеатров, которая имеет в активах 9 залов, расположенных на трех площадках, все помещения арендует.
Наиболее интересна ситуация с «Домом кино»: здание находится в собственности Союза кинематографистов, однако, по словам его главы Владимира Макеранца, в аренду сдаются только офисы, залы же предоставляются «Премьер залу» на основании партнерских отношений. В аренду мы ничего не сдаем». При этом,
всему городу известны истории о «финансовых» сложностях Союза кинематографистов. Но, похоже, людям творческим они не настолько принципиальны. Господин Макеранец уже прославился своей щедростью. JM уже сообщал, как глава Союза обменял шикарный землеотвод в центре города, который по оценкам
специалистов стоит около 1 млн.$ (его утилизировало Общество «Малышева 73» под строительство ТЦ) на ремонт фасада Дома Кино, стоимость которого составляет 30000$? Видимо, «обертка» показалась важнее… Вот и здесь, 200-300 тысяч в месяц за аренду двух кинозалов оказались менее важными, чем эфемерные
«партнерские отношения». А эти деньги могли очень помочь кинематографистам, находящимся на пенсии.
При этом глава «Премьер-Зала» Александр Прохоров, к нашему удивлению, сообщает, что все площади Союза он арендует. «По сути, договор бессрочный. В обозримом будущем он не будет расторгнут
ни одной из сторон»,- подчеркивает он. То есть, во взаимоотношениях двух кинематографических «мэтров» можно предположить некоторое лукавство. Потому что «партнерские отношения» и «договор аренды» все-таки несколько разные понятия. Интересно, где же истина?
Сколько именно площадей
занимает центральный пункт киносети, руководитель Союза не помнит. «Я не помню», - «положа руку на сердце» заявил господин Макеранец корреспонденту JM. Он отметил лишь, что кинотеатр использует два зала и ряд помещений для своих нужд, остальные площади - выставочная галерея и кафе - находятся на
балансе Союза. Выходит, метры, которые приносят деньги, занимает кинотеатр, а те, которые необходимы для работы, но денег не приносят, находятся на балансе общественной организации.
Еще один вопрос, на который JM не получил ответ - сколько прибыли приносит кафе, на втором этаже,
прекрасно отремонтированное, но постоянно пустующее. Можно было бысдать его в аренду, а на вырученные деньги оказывать помощь кинематографистам или даже снимать кино: Владимир Макеранец сам - режиссер, правда мало кто знает о его последнем фильме «Привет малыш». Впрочем, внутри Союза, видимо, есть
свои противостояния: режиссера фильма «Первые на Луне» Алексея Федорченко, которого признал весь мир, Владимир Макеранец наотрез отказался принимать в Cоюз, так что Алексей вступил туда «через голову» регионального управляющего в Москве.
По словам Макеранца, кинопрокатчики владеюттолько
системой Dolby. В соответствии с мировой практикой, при таком распределении сил большинство дохода уходит к «домовладельцам», таким образом, та компания, которая собственно занимается кинопрокатом, получает лишь 15-20% от суммы дохода. Впрочем, по данным JM, в Екатеринбурге картина выглядит наоборот
- большую часть суммы получает именно «Премьер-зал», а стоимость аренды получается значительно ниже минимальной, установленной в размере 15$ за квадратный метр. Представители «соседних» кинотеатров рассказывают, что господин Прохоров не раз в неформальных беседах отмечал, что ему очень повезло с
Союзом кинематографистов, которые предоставляют «сверх-льготные» условия. Наши собеседники отмечают, что такая любовь основана, скорее всего не на бизнесе, а на чисто человеческих договоренностях между собственником залов и кинопрокатчиком. Человеческие отношения при использовании общественной
недвижимости просто умиляют.
Официально о распределении доходов стороны не распространяются, однако уточняют, что в рамках договоренности Союз по предварительной договоренности может снимать любое количество сеансов на неопределенное время для проведения фестивалей, юбилеев и
праздников. Впрочем, делают они это достаточно редко - из глобальных мероприятий можно назвать лишь ежегодный фестиваль «Россия», который в последнее время параллельно проходит на нескольких площадках: в прошлом году - в «Космосе», в этом - в «Салюте».
При том, что «Премьер-Зал»
занимает стабильные позиции и имеет залы в трех районах города, призрачные угрозы у сети все-таки есть: по словам Александра Прохорова, появление 8-зального кинотеатра в «Парк Хаусе» в случае активности администрации новой площадки может привести к тому, что центральные кинотеатры потерять зрителей
из Пионерского поселка, в котором до сих пор не было современного кинотеатра. Это может незначительно сказаться на посещаемости Дома Кино: жители Пионерского поселка стоят на третьем месте по количеству посещений Дома Кино - около 10% зрителей приезжают именно оттуда.
Не исключен и
фантастический вариант - представители Союза давно говорят о желании самостоятельно использовать свои площади для показа кино. Впрочем, в ближайшее время мечте кинематографистов не суждено стать реальностью: и Владимир Макеранец, и Александр Прохоров сходятся во мнении, что для того, чтобы стать
самостоятельным игроком на кинорынке города, нужно иметь большие средства, которых у Союза, якобы, нет. Хотя, наверное, купить подержанное кинооборудование на американском рынке (как раз такое, по данным JM, стоит в Доме Кино) можно за несколько месяцев нормальной аренды.
«Квартирным
вопросом» сейчас озабочены еще два будущих кинотеатра. «Киноплекс», открытие которого запланировано в торговом центре «Парк Хаусе» на конец года, считается перспективным проектом, который базируется на площадях молла. Соответственно, вопрос аренды у него стоять не будет. Вместо этого киноцентр может
столкнуться с проблемой привлечения клиентов - JM уже подробно писал об этом.
Еще один кинотеатр, дата открытия которого пока не известна, будет находится в новом здании торгового центра «Купец». По данным JM, компания «Малышева, 73» еще не нашла партнера, который возьмется за раскрутку
«синематеки» в центре города. Дело в том, что среди уральских кинопромышленников проект пока не получил высокой оценки: кинотеатр на пять залов, два больших и три малых, имеет не самую удачную планировку и будет проигрывать более крупным «соседям». Кроме того, в перспективе возможно появление
9-зального «Синема-Парка» в начале улицы Малышева, который окончательно «добьет» небольшой кинотеатр в «Купце».
Так или иначе, все больше кинотеатров за неимением таких благодетелей, как Владимир Макеранец, предпочитают работать на собственных площадках на нормальных рыночных условиях.
Поможет ли это им бороться с теми, которые зарабатывают деньги, используя практически бесплатно общественное имущество, станет понятно в ближайшее время, когда в городе увеличится количество «посадочных мест». Если новые проекты станут успешными, Союз кинематографистов с его «партнерским» подходом
может погореть «на льготах» и исчезнуть с рынка, но пострадают в этом только «человеческие отношения».
О том, что кинотеатры большие идут, а старички напрягутся от этого видать. Премьер залу это неприятнее всех - у них клиентура упадет, да и отношения с Макеранцем у них не выдерживают никакой критики.
Союз кинематографистов-то хитер - кричит, что денег у него нет, а сам сдает уже почти
десять лет залы в центре города за копейки.. неспроста это.
ЗЫ а тексты культурные надо читать.. хотя в них в последнее время больше экономики - в культуре тоже вращаются деньги)
Так... я прямо сейчас скажу свое мнение по сабжу, только объясните мне следующее :
1. Макеранец - это тот, что Утренний Экспресс ведет?
2. При чем тут Макеранец? :-)
Да ладно.. многие (особенно неместные) считают Коляду главным культурным деятелелем города, не раз сталкивался с этим. Говорят о нем с придыханием и завидуют тем, что живет с гением в одной городе и ходит по одним улицам.
А вообще конфликты в культуре прикольные - гольные эмоции, и
вдруг бах - какие-нибудь бабки офигенные, замыленные кем-то. Вспомнить тот же конфликт с Союзом художников )
Ну я тоже считаю его достаточно значимым культурным деятелем. Тем не менее уверена, что "окультуриваться" надо в другом месте, а к нему уже " с базой" ходить.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)