поиск:    

 
переход:  

Общение
Общение
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Знакомства,   Личные сообщения  |  Форумы:  Карта,   Знакомства,   Общение любителей животных,   В добрые руки: кошки,   В добрые руки: собаки,   Поможем, чем сможем,   Общение соседей,   Рыбалка

  Форумы  > Культура, личность и общество  

Интересная статья


Список Тем  |   Поиск  |   Правила  |   Статистика  |
Интересная статья   #389794  наверх
Автор: 
Дата:   

На данный момент всё, что касается обществ и клубов составляет мою специализацию и главный интерес. Обнаружила статью на эту тему. Мне она кажется не только любопытной, но и имеющей некоторое отношение к данному сообществу

Русский кухонный

Что рождает тусовка?

Сон разума рождает чудовищ. Что рождает сон стиля? Стиль спит. Галдит «тусовка». Что рождает она?

Язык и стиль часто характеризуют именем того локуса, где они сформировались: язык гостиных, язык агоры, язык двора (царского или арбатского). Поговорим о языке кухонь, тех самых многократно воспетых и прославленных «московских кухонь», откуда вышли почти все сегодняшние интеллигентские «тусовки».

Язык кухонь – а это явление не только московское – представляет собой тот интеллигентский дискурс, который возник в шестидесятые годы и родиной которого, действительно, была кухня – место нехитрых пиров и неформальных встреч. Главными признаками этого языка сразу же стали неофициальность и непарадность. Позже этими качествами стали гордиться. Однако неофициальность и непарадность – признаки негативные, лишь сопутствующие другим – позитивным.

Язык Льва Толстого тоже был непарадным и неофициальным, но главную силу этого языка составляла привычка с бескомпромиссной смелостью додумывать всякую мысль до конца. Толстовская традиция, в пределе не только антигосударственная, но и антиинтеллектуальная, готовая порвать с наукой, образованием, обрядами и приличиями, восходит к протопопу Аввакуму и привлекает своей обостренной честностью, а в случае самого Толстого – необыкновенной мощью таланта и знанием жизни. Неофициальным и непарадным был и столь далекий от староверческой традиции язык Пушкина - аристократический, изящный, остроумный, балансирующий на грани либертинажа. Толстовская и пушкинская – вот две стихии, диаметрально противоположные друг другу и равно чуждые языку наших кухонь.

Кухня не монашеский скит и не светская гостиная. «Кухонная» мысль не отличалась ни мощью, ни изяществом. Ее положительным качеством была «душевность». Изолированная квартира – островок в коммунальном море – собирала «своих», давала возможность расслабиться, а кухня, с раковиной, мусорным ведром, а зачастую и с братьями нашими меньшими, снимала с общения малейший налет светскости.

Светское общество принято ругать за бездушность, холодность, поверхностность. Но человек в этом обществе всегда внутренне подтянут, собран, любезен. Светскость гарантирует от проявлений расхлябанности, бесформенности, невнятицы, от того, что описано в «Скверном анекдоте» Достоевского. Чацкий мог говорить свои бон мо в «фамусовском обществе», но в наших кухнях ему оставалось бы только молчать. Он и молчал. Много ли вышло из знаменитых кухонь Грибоедовых, Пушкиных, Вяземских? Речь не о талантах и масштабах, а о стиле мысли и речи, попросту об умении точно и ясно выражать свои мысли, не увязая в безнадежном интеллектуальном провинциализме. Всякий, кто бывал на разных наших семинарах и диспутах, легко узнает в них диалог дяди Митяя и дяди Миняя, легко обнаружит дискурсивные привычки, отраженные в стихотворении Козьмы Пруткова «Родное»:

Вот собралися: «Эй ты, леший!

А где зипун?» - «Какой зипун?»

Увы, «кухня» не приучала нас к словесным дуэлям и нежданным эпиграммам. Скажем откровенно: «кухня» научила нас мямлить.

Но, может быть, за речевой неловкостью скрывается привычка думать основательно? К сожалению, «кухня» уязвима и в этом отношении. Она ведь и не келья, и не кабинет, и вообще не место для сосредоточенных дум. Но и в качестве общественной трибуны она никуда не годится, ибо представляет собой лишь отсек с гипсолитовыми стенами, в пределах которого возможна свобода слова. Получив эту свободу в масштабах страны, интеллигенция так и не сумела выйти из кухни. Общество и агора не возникли из пепла. Структура «кухонь» сохранилась, гипсолитовые перегородки были воспроизведены в устройстве «тусовок».

Индивидуализм «кухонного человека» недостаточно развит, чтобы нагулять оригинальную и основательную мысль, а коллективизм слишком ограничен, чтобы разомкнуть круг «своих» и стать обществом.

Кружки девятнадцатого века, чьей загробной жизнью и были наши «кухни», породили и мыслителей, и мысли. Трудно спорить с тем, что по части и того и другого у нас как-то беднее. Где Белинский? Где Бакунин? Где Достоевский? А ведь рассуждать post factum о коммунизме несколько легче, чем в позапрошлом веке о социализме, которого еще не было.

Язык кухонь стоял на трех китах: «непарадности», «неофициальности» и «душевности». Все три категории имеют свою историю. Изящная пушкинская «непарадность» противостояла тяжеловесной выспренности николаевских парадов. При необходимости эта изящность легко осваивала и торжественность, и высоту стиля. По мере угасания самого парада «непарадность» становилась все менее востребованным и менее гибким качеством. Сегодня, когда «парад» не дается самой официальной культуре, «непарадность» стоит недорого. Вакансия красивого и высокого в нашем обществе остается свободной.

Иная судьба у «неофициальности», которая искони была связана с противостоянием народно-национального начала началу имперско-государственному. Во времена кружков «неофициальность» принимала форму народолюбия, религиозности, социализма. В годы расцвета кухонь язык официоза был языком мертвой идеологии, языком серым и формальным. «Неофициальность» в брежневскую эпоху закономерно шла рука об руку с «душевностью». Язык сегодняшнего официоза не идеологичен, а технологичен. Это тоже вызывает потребность в «душевности». Но сегодня на поле появились новые игроки.

Отмена цензуры позволила интеллигенции выйти из кухонь, и тут же обнаружилось, что запасов кухонного тепла и «душевности» на целое общество, пожалуй, не хватит. Неопытная публицистика столкнулась с почти непосильным для нее масштабом - масштабом гражданской ответственности, определенности, необходимости додумывать мысли до конца. «Кухонной душевности» мало и для христианских идеалов, и для идеалов гуманистических, мало и для почвенничества, и для западничества. Тепло кухонного очага не могло согреть всю Россию. И молодая публицистика быстро нащупала спасительный архетип – ерничанье. Вслед за ерничаньем явилось особое дерзновение - «лихость», спасительно посетившая Хлестакова, когда он понял, что был принят за ревизора. Ошарашенная на первых порах бюрократия в конце концов сделала ставку на ревизора настоящего, оставив мнимому возможность общаться с другом Тряпичкиным.

Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. «Кухни» сыграли свою общественную роль, и роль эта оказалась на несколько вершков ниже той, что ожидалась. Винить в этом совершенно некого, во всяком случае, из ныне живущих. Но общественный язык хромает на обе ноги. Одна, бюрократическая, сильно смахивает на деревянную, другая, демократическая, не достает до земли.

23.11.2004
Георгий Хазагеров


[Сообщение изменено пользователем 20.12.2004 20:20]
  |  Поделиться:  
Re: Интересная статья   #389798  наверх
Автор: Алейда После-Вас
Дата:   

Оригинал на сайте globalrus.ru
  |  Поделиться:  
Re: Интересная статья   #389811  наверх
Автор: Грешник 
Дата:   

В этой статье все поставлено с ног на голову.
Не было никаких кухонь и никаких разговоров. И причем тут какой-то специфический язык-язык кухни?
Выдавать обычную привязанность советского человека к кухни, как к дополнительной комнате, за некую идеологию, это полный бред:-)
  |  Поделиться:  
Re: Интересная статья   #389859  наверх
Автор: Командор   (О пользователе)
Дата:   

Алейда, это, в некотором смысле, и моя тема тоже. Я не совсем согласен с Грешником, и считаю, что мета-язык кухонь действительно существовал. Он был в значительной степени, как по лексике, так и по языковым тактикам противоположен пафосному мета-языку трибуны. Наш народ привык говорить на двух языках: пафосном (язык собраний, съездов, газеты "Правда", теленовостей и т.д.) и бытийном (в том числе и кухонном). Это вполне вписывается в непрямой стиль общения, так присущий всем русскоязычным...
Тема, между прочим, диссертабельная, только причем тут Вы - студентка-историчка?..
  |  Поделиться:  
Re: Интересная статья   #389924  наверх
Автор: Акинфо-Потапий  (О пользователе)
Дата:   

Интересно.. и местами, точно, на дилетантский взгляд.
Но я все же бОльший оптимист.

А клюква имхо вот в чем: здесь танцуется от гуманитарного интеллигента. Эти - действительно... не справились. Но как "сантехник - это еще не народ" (Стругацкие), так и гуманитарный интеллигент - еще не разум нации. Про совесть я уж и не заговариваю.
  |  Поделиться:  
Re: Интересная статья   #389981  наверх
Автор: Алейда После-Вас
Дата:   

Мне кажется, здесь речь о том, что тусовки, призванные играть главную роль в рождении гражданского общества, не справляются с ней, оказываются неэффективны.



Цитата:
От пользователя: Командор

Тема, между прочим, диссертабельная, только причем тут Вы - студентка-историчка?..

У меня это применительно к периоду накануне ВФР и, конечно, не в языковом смысле, а в идейно-политическом.
  |  Поделиться:  
Re: Интересная статья   #389982  наверх
Автор: Акинфо-Потапий  (О пользователе)
Дата:   

Хм-хм...
Тусовочка перед ВФР называлась "Генеральные Штаты"? Не, это наверно я не так понял....
:-)
Кухня <-> Тусовка... Хм-хм......
  |  Поделиться:  
Re: Интересная статья   #389983  наверх
Автор: Алейда После-Вас
Дата:   

Нееет!
Она назвалась "кафе Фуа"... или "салом мадам Жоффрен"...или "провинциальная академия города Лиона" :-p
  |  Поделиться:  
Re: Интересная статья   #389995  наверх
Автор: _Akr  (О пользователе)
Дата:   


Цитата:
От пользователя: Алейда

здесь речь о том, что тусовки, призванные играть главную роль в рождении гражданского общества, не справляются с ней, оказываются неэффективны.

состояние до революции и после, это разные состояния. Разные в энергетическом смысле. Например... как состояния до и после чиха:-) Дак вот чих в Росии уже был. Дальше только житейские дела - зевота, икота и больные зубы. А чихать уже не надо...

Аналогия с тусовками до ВФР и сейчас не работает.
  |  Поделиться:  
Re: Интересная статья   #389997  наверх
Автор: Алейда После-Вас
Дата:   

Специфика современной истрической науки в том, чтобы абстрагироваться от грядущей революции, рассматривая Старый режим как нечто самодостаточное и имеющее альтернативы...
  |  Поделиться:  
Re: Интересная статья   #390001  наверх
Автор: Акинфо-Потапий  (О пользователе)
Дата:   

А можно глупый вопрос? Как историческая наука вообще работает с альтернативами?
  |  Поделиться:  
Re: Интересная статья   #390002  наверх
Автор: Алейда После-Вас
Дата:   

Констатирует их :-)
  |  Поделиться:  
Re: Интересная статья   #390005  наверх
Автор: KЦ
Дата:   


Цитата:
От пользователя: Алейда

Язык кухонь – а это явление не только московское

Вот это - просто до слез.... :-d

Алейда, не понимаю с чего это взялся какой-то лапоть рассуждать про язык, коли у самого вместо языка - рулон туалетной бумаги... Читать же невозможно

Статья интересна? Мда?... тема, может быть еще... хотя... похоже и не статья это, а школьное сочинение на заданную тему.
Короче, пацан явно не человек КЛиО :-)
  |  Поделиться:  
Re: Интересная статья   #390010  наверх
Автор: Дон. 
Дата:   

Алейда, а что, революция всё-таки грядёт?
  |  Поделиться:  
Re: Интересная статья   #390039  наверх
Автор: aser
Дата:   

Алейда,

про язык - я тут согласен с предидущими ораторами - про язык кухонь нет смысла говорить, поскольку это не диалект и не сленг по формальным критериям.

Про культуру тоже можно говорить с большой натяжкой - феномен явно раздут и мифологизирован. Государство народ всегда поругивает и - как правило - у себя за печкой, но к революциям приводят другие силы, силы, которые в момент осуществления революции не подвергаются рефлексивному анализу, т. е. по определению не могут обсуждаться.
  |  Поделиться:  
Re: Интересная статья   #390136  наверх
Автор: STK   (О пользователе)
Дата:   

Кухня вторична, первична школа.
  |  Поделиться:  
Re: Интересная статья   #390408  наверх
Автор: Алейда После-Вас
Дата:   

Ох уж эта школа....
  |  Поделиться:  
Список Тем  |   Поиск  |   Правила  |   Статистика  |

Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь. Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на эту же страницу)


 Мой E1 
 
Вход для зарегистрированных пользователей:
E-mail:
Пароль:
Если Вы не зарегистрированы, то добро пожаловать на страницу регистрации.
Если Вы зарегистрированы, но забыли пароль, Вы можете его запросить.

Развернуть блок
 Погода