Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом содействуют признанию главного героя в содеянном, осознанию Раскольниковым несостоятельности его теории,
явившейся, на мой взгляд, основной причиной преступления. Я думаю, что человеком, который подтолкнул главного героя к признанию, помог ему воскреснуть духовно, является Сонечка Мармеладова.
Это была девушка лет восемнадцати, небольшого роста, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка с
замечательными голубыми глазами.
Судьба жестоко и несправедливо обошлась с ней и ее близкими.
Во-первых, судя по всему, Соня потеряла мать, а затем и отца; во-вторых, бедность заставила ее выйти на улицу зарабатывать деньги. Но жестокость судьбы не сломила ее моральный дух. В
условиях, казалось бы, исключающих добро и человечность, героиня находит выход, достойный настоящего человека. Ее путь — самопожертвование и религия. Соня способна понять и облегчить страдания любого, направить на путь истины, все простить, вобрать в себя чужое страдание. Она жалеет Катерину
Ивановну, называя ее "ребенком, справедливой", несчастной. Ее великодушие проявилось уже тогда, когда она спасает детей Катерины Ивановны, жалеет отца, умирающего у нее на руках со словами раскаяния. Эта сцена, как, впрочем, и другие, внушает уважение и сочувствие к девушке с первых минут знакомства
с ней. И неудивительно, что глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить Софье Семеновне. Именной ей, а не Порфирию Петровичу, Родион решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Он жаждал любви,
сострадания, человеческой чуткости, того высшего света, который способен поддержать человека во тьме жизни. Надежды Раскольникова на сочувствие и понимание со стороны Сони оправдались. Эта необыкновенная девушка, которую он назвал "юродивой", узнав об ужасном преступлении Родиона, целует и обнимает
его, себя не помня, говорит, что "нет несчастнее никого теперь в целом свете", чем Раскольников.
И это говорит та, которую бедность семьи обрекла на позор и унижение, та, которую называют "девицей отъявленного поведения"! Неужели заслуживает такой участи девушка чуткая и самоотверженная,
тогда как Лужин, не страдая от нищеты, мелочен и подл? Именно он считает Соню безнравственной, развращающей общество девицей. Пожалуй, ему никогда не понять, что только сострадание и желание помочь людям, избавить их от тяжкой участи объясняют поведение героини. Вся ее жизнь — сплошное
самопожертвование. Силой своей любви, способностью самоотверженно претерпевать любые муки ради других девушка помогает главному герою превозмочь себя и воскреснуть. Судьба Сонечки убедила Раскольникова в ошибочности его теории. Он увидел перед собой не "дрожащую тварь", не смиренную жертву
обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.
Соня, самоотверженная в своей преданности и семье, и любви, готова разделить участь Раскольникова. Она искренне верит, что Раскольников сможет
воскреснуть для новой жизни.
Правда Сони Мармеладовой — это ее вера в человека, в неистребимость добра в его душе, в то, что сочувствие, самопожертвование, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир.
"Духовность Сонечки Мармеладовой" (реферат, сокращения мои)
Непонятно немного - к чему это вы, Командор? К чьим-то умениям рефераты писать или ко всеобщей любви, которая спасет мир? Или ... ? Или...? Поясните мне, непонявшей, плиз.
Образец шаблонного понимания ФМД, прививаемого нашей школой. "Худенькая, но хорошенькая блондинка", как Вам нравится?..
Странная смесь классовости и соцреализма" с псевдохристианством... Все так просто, как дважды два. То есть была хорошей, опроститутилась, встретила Раскольникова и
переродилась через его страдания...
А чего удивляться, если так в учебнике написано...
Так шаблонное - оно, к несчастью, не только в отношении ФМД прививается... и не только школой, увы :-( . А о "простоте" - мне кажется, этому способствовало в течение ряда лет и само отношение к изучению литературы в школе - только еще, действительно, на комиксы по "Анне Карениной" или тому же
"Преступлению и наказанию" не перешли.
А разве "шаблонность" - это плохо?
Как иначе можно организовать процесс МАССОВОЙ психологической обработки?
Другое дело - каковы шаблоны...
Вот меня прям таки сразило, когда в одной из серий "Ментов" в квартире Мухомора я заметил икону и портрет убиенного царя-Николая :-)
...Странный образ мерещится мне:
Что Россия и есть та страдалица,
Святоблудная Соня во сне.
По масштабам вселенной -- лишь точечка
Точен в точку прицельный огонь,
Ах, ты Сонечка, вечная Сонечка,
Как привычно торгуют тобой!
А пройдет упоенье
торговое,
Станет негде и не на что жить,
Так к тебе Мармеладовы новые
Приползут на похмелье просить...
(с)
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)