Часто приходится читать и слышать о "рынке образования" или "рынке образовательных услуг". Но на любом рынке есть товары (услуги), есть продавцы и покупатели.
А что же является в данном случае "товаром"?
ВУЗ дает пожизненную лицензию на право законно распоряжатся полученными знаниями.
то есть ВУЗ лицензирует,
как например автошкола. Тебя научили кататься, худо бедно соблюдать правила, проэкзаминовали и выпустили.
Специалистом с вышим образованием не рождаются. И мир ,в котором живут люди с высшем образованием имеет свои правила, которые ВУЗ и учит соблюдать, а иначе оштрафует "гаишник".
Товар в данном случае знания, являющиеся пропуском в какой-то мир (не знаю точно, у автошкол все проще).Покупается знания и лицензия на них. Диплом типо.
Продавец - ВУЗ, который выдает лицензии. Но сначала вдалбивает товар в течении 4-6 лет. Период инсталяции знания.
Покупатель - это
любой желающий получить лицензию.
Рынок предполагает не только продажу, но и оказание услуг.
Образование - это услуга, или совокупность услуг.
Если обратиться к образовательным стандартам, то можно узнать много интересного...
А диплом - это всего лишь подствержение успешности
окончания образовательной программы в нормативный срок, дающий право перейти на другой уровень (следующей) образовательной программы...
Да, я в курсе. Услуга это тоже товар (если хотите - специфический товар). И так как за услуги тоже платят, как и за обычный товар, то точно также можно говорить о продаже услуг, если только эти услуги не оказываются на безвозмездной
основе. Но образовательные услуги не являются безвозмездными, значит, они точно так же продаются, как и любой товар.
Однако, я немного не об этом хотел выяснить. Само по себе оказание образовательных услуг не может являться целью деятельности вуза. Это - всего лишь средство. А что является
тогда целью? Что за продукт тогда создаётся?
Вообще говоря, Вузы, как и вся система образования не торгуют, во всяком случае, не только. Это производство продукции под названием новое знание. У этого продукта есть все необходимые, определяющие атрибуты. Одно из них, себестоимость, которая диктует и продажную конечную цену. К продаже этой
продукции применимо слово продажа. А дальше, пожалуйста, завейте эту мысль, если кому-то это интересно
Ктоме того у образования есть много иных функций. Например, воспитание.
Я всё-таки не о том говорю, что такое образование и какие у него есть функции. Я пытаюсь выяснить, что является продуктом образовательной деятельности вуза?
Это ответ на вопрос про цель или про продукт? Или и то, и другое?
вообще-то я про цель :-)
но ведь
это зависит от того, с какой стороны посмотреть :-)
тут целую цепочку целей выстроить можно:
1. ближайшая цель "знание"
2. продукт "знание", следующая цель - "культурное единство"
3. продукт "к.единство нации" и как одна из долговременных целей, например, "к. единство в
мировом масштабе"
Ну, я всё-таки не стал бы залетать в такие заоблачные дали. :-)
Что-то мне вот подумалось, что продуктом, производимым вузом, является в конечном итоге - дипломированный специалист. Вот - тот самый товар, который затем и поступает на рынок.
Но, в отличие от любого производителя
материального товара, для которого произвести товар - это ещё только половина дела (этот товар ещё надо реализовать!), вузы совершенно не волнует эта проблема - куда "пристроить" свой "товар". Оказали "услугу", выдали диплом, а дальше - хоть трава не расти! Востребован, невостребован, качественный,
некачественный... Да и вообще сумел ли "товар", в конечном итоге, найти своего "потребителя"?
Какой-то уж очень интересный "бизнес" получается. Не находите ли?
образование сейчас отказалось от многих функций...
так например, воспитательной: учителя так и говорят (я не обобщаю, просто реальные примеры знаю): наша задача "выдать" материал, а там на ваше усмотрение - девайте, куда хотите :-(
а воспитывать, говорят, должны
родители/бабушки/дедушки...
в этот список попала и обязательная функция "пристроить товар".
я не говорю о распределении, как это было заведено раньше, но о некой возможности для "товара" найти свое место в жизни.
сейчас можно назвать, я думаю, эту функцию факультативной
- в большинстве своем она реализуется посредством сотрудничества с N-ным количеством предприятий, куда обычно студенты отправляются на практику (это идельный вариант), или просто предоставление информации на кафедрах о вакансиях...
конечно, отвественности ОУ не несут. Хотя некоторые все-таки
стараются поддерживать авторитет "качественным" товаром :-)
а с другой стороны: спрос рождает предложение :-)
так что хотим всей толпой изучать иностранные языки - вот тебе, пжл, во всех ОУ появляются целые факультеты иняза!
хотим экономику - наслаждайтесь
бесчисленным множеством курсов по бухучету...
кстати, качество образования отражается в дипломах
Если бы!
Можете хоть весь диплом исписать оценками "отлично" - это ровным счётом ничего не значит. Это - всего лишь оценка "качества" товара его же производителем - ОТК, своего
рода.
Настоящее качество товара может оценить только его потребитель (в нашем случае - работодатель) и - никто иной!
я не говорю о распределении, как это было заведено раньше
От этого ("распределения") и раньше как от чумы язвенной все старались бежать - потому как никуда, кроме как в глухомань года на 3 это самое "распределение" и не могло
"распределить" большинство выпускников. А все прописаные в законе права "молодых специалистов" (типа права на обеспечение жильём и т.д.) так и оставались всего лишь написаными на бумаге правами (навроде, "права наций на самоопределение, вплоть до отделения")...
"Распредление" является уникальной мировой практикой! Громадный механизм, отлаженно работающий и выполняющий одновременно множество задач: равномерное распределение населения с высшим образованием в районы страны, создание инфраструктуры, которое сдлеает заселение трудносдотупных мест равномерно!
УНИКАЛЬНЕЙШИЙ ОПЫТ!
Громадный механизм, отлаженно работающий и выполняющий одновременно множество задач: равномерное распределение населения с высшим
образованием в районы страны, создание инфраструктуры, которое сдлеает заселение трудносдотупных мест равномерно! УНИКАЛЬНЕЙШИЙ ОПЫТ!
Не хотел бы я Вам советовать испытать на себе этот самый "механизм" года на 3 где-нибудь под Тугулымом за 1200 р. в мес., проживая на частной квартире
без воды, отопления и без "удобств"... После этого и поделитесь здесь УНИКАЙЛЕШНИМ ОПЫТОМ по "заселению труднодоступных мест равномерно". :-)
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)