Этот дом — пожалуй, самое романтичное здание нашего города. Ведь он — не очаровательная частичка старого Новониколаевска, но еще архитектурный памятник любви.
Здания, построенные королями или аристократами в честь возлюбленных — настоящие драгоценности для любой туристической столицы.
Потому как они — больше, чем просто архитектурные объекты. Есть в них некий шарм, одушевляющий камень, есть что-то, что наполняет голоса экскурсоводов неказенной теплотой, а в сердцах туристов отзывается хрустальными колокольчиками.
Малый Трианон, построенный Людовиком XIV для мадам Де
Помпадур; замок Боте-сюр-Марн, возведенный Карлом VII для обворожительной Аньес Сорель; дворец Мирабель в Зальцбурге, подарок принца Райтеньо Саломее Альт; наконец, особняк балетной звезды Матильды Кшесинской на Кронверкском проспекте Петербурга, сооруженный для примы светлейшим князем Андреем
Романовым — все это любовные романы, застывшие в камне. Счастливые или не очень, но всегда пленительные, влекущие странствующих зевак, будоражащие воображение горожан.
В пору юности нашего города эпоха роскошных лирических сумасбродств уже клонилась к закату, перемещалась на страницы
чувствительной прозы. Но она все же успела оставить на карте Новониклаевска свой нежно-грустный поцелуй — дом на Кабинетской, дом Крюкова.
Роман в камне
В 1900-х году купца Захария Григорьевича Крюкова, человека зрелого, обстоятельного и женатого, настигла любовь.
Огромная, стихийная, опрокидывающая прежнюю жизнь. Сердце купца покорила Полина Томашевская, актриса Тобольского театра.
Не имея возможности расторгнуть законный, но бездетный брак, Крюков оказался в довольно деликатном положении: в декорациях Новониколаевска фактически повторялась
история Прасковьи Жемчуговой. Правда, Захарию Крюкову было легче, чем графу Шереметьеву: новониколаевское общество на этот роман смотрело если не с одобрением, то с пониманием.
Для своей новой, счастливой семьи Крюков построил дом на самой престижной улице – двухэтажный особняк с
интерьерами в самом модном стиле той поры – томном и элегантном стиле art nouveau.
Но этот счастливый роман был, увы, недолгим: сходство с историей Шереметьева и Жемчуговой оказалось печально точным. Полина в 1908-му умерла от чахотки, детально повторив судьбу своей коллеги и
предшественницы из 18-го столетия.
Гуд, мне нравится, особенно что было дальше. Штаб Колчака, венерический диспансер, пионерлагерь, краевая администрация, коммунальные квартиры, банк, конфетерия и теперь банкетный зал для меня, в котором все прислуживают. Жаль что вокруг разруха и
пыль.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)