поиск:    

 
переход:  

Общение
Общение
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Знакомства,   Личные сообщения  |  Форумы:  Карта,   Знакомства,   Общение любителей животных,   В добрые руки: кошки,   В добрые руки: собаки,   Поможем, чем сможем,   Общение соседей,   Рыбалка

  Форумы  > Культура, личность и общество  

Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг


Список Тем  |   Поиск  |   Правила  |   Статистика  |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | следующая страницапоследняя страница
Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258604  наверх
Автор:   (О пользователе)
Дата:   

Эпиграф:
"Мудрецы обращаются к уму, а не к Будде; глупцы обращаются к Будде, вместо того, чтобы найти ответ в уме".
Буддийская (!) сутра.

Если не мудрствовать лукаво, на первый взгляд различие между взглядами тех, кто "мыслит рационально" и "стоит ногами на земле", и тех, кто "витает в облаках", выглядит просто. Согласно данному нам некогда в вузовском курсе философии разделению между идеализмом и материализмом по их ответу на так называемый основной вопрос, легко отделить одних людей от других. Первые считают материю и её процессы, объясняемые физикой, химией, математикой и другими точными науками, переживающими несомненный прогресс, первичными, реальными и образующими основу, ткань известного нам мира, а всё остальное либо не открыто, либо от лукавого. Вторые же полагают известную нам материальную реальность иллюзорной, в действительности не существующей, отражением или проекцией некоей скрытой от непосредственного восприятия истинной реальности. Как правило, такой истинной реальностью выступают некие нематериалистические субстанции - дух, идея или что-то в этом роде. Говоря словами Хайяма:

Всё, что видим мы, — видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей — не видна.

Путь через такие системы взглядов проходят многие люди. Вероятно, это вполне свойственно человеческой психологии, поскольку при достаточной степени наблюдательности и глубине обдумывания кризис материалистической концепции, по крайней мере, в её официально-образовательных формах изложения, в отдельно взятой голове становится почти неизбежен; и в эту пору немалым соблазном является желание исследовать противоположность ранее незыблемых, а ныне пошатнувшихся взглядов. Лишь потом приходит понимание, что сама постановка вопроса в форме дилеммы "материализм vs. идеализм" находится целиком и полностью в плоскости всё тех же прежних материалистических представлений, в поле тех же правил игры. Идеализм в этой конструкции выступает всего лишь антитезой материализму, почему и сам является вполне "материалистическим". Всё та же европейская дихотомия, привычка познавать, разделяя. И поэтому второй шаг оказывается совсем рядом с первым. :-)

Этот метод ничуть не плох, проблема в том, чтобы полагать его единственно возможным. Но к счастью, он не единственный на пути познания мира.

Причины делать следующие шаги, как и раньше, у всех свои. Для меня первое подозрение, а потом и понимание, что всё не так примитивно и не описывается дилеммой "или-или" (например, или материальное - или идеальное), возникло после того, как я также не удовлетворился всевозможными христианско-теософско-мистическими способами описания бытия и мне повезло наткнуться на хорошую фразу:

"Неразумен тот, кто считает вещи и явления реальными. Ещё неразумнее тот, кто считает вещи и явления нереальными".

Поскольку остальные излагаемые в подобных восточных текстах вещи после обдумывания обычно оказываются правдой :-) , я не мог пройти мимо этой фразы, торчащей особняком из гладенько укладывающихся в идеалистическую концепцию тезисов об иллюзорности наблюдаемого мира. Люди, достигшие кой-чего в этом понимании, разными словами, но в один голос подчёркивают принципиальное единство Вселенной, целостную связь между всеми её событиями, явлениями, вещами, ни одно из которых не существует самостоятельно, но является проявлением всеобщего единства, которое не может быть постигнуто путём разделения.

И оказалось, что следующим шагом является преодоление той самой картезианской привычки разделять, в восточной философии это называется "отказом от двойственности мышления". В обозримой перспективе этого пути появляется этап выхода на внеконцептуальное мышление - единственный способ воспринимать вещи такими, каковы они есть. Здесь появляется понимание неотделимости наблюдаемого от наблюдателя, они являются целым, а следствием такогго понимания является вывод о влиянии сознания на содержание наблюдаемого мира.

"Когда сознание беспокойно, продолжается множественность вещей; но когда сознание обретает покой, множественность исчезает".

Одним из важнейших методов, приводящих к пониманию мира, являются так называемые "правильные взгляды". В частности, в учении Будды это первый из шагов Благородного Восмеричного Пути. Здесь нет ничего общего с каким-либо догматизмом и внушением себе требования избегать каких-то "неправильных" или "греховных" мыслей. Есть тексты, которые описывают правильные взгляды на мир и способ прихода к ним поэтически образным и удивительно ярким и точным языком. В этой теме немножко об одном таком тексте.

Китаец Хуэй Хай жил в 8-м веке н.э. (Танская династия). Как и полагалось чаньским монахам, его голова была обрита; и это то немногое, что мы знаем о его внешности. Тысячу двести с лишним лет его помнят не за внешность, а за один небольшой трактат. В возрасте около 30 лет он совершил путешествие ради встречи с прославленным в те времена мастером чань Ма Дзы, во время беседы с которым Хуэй Хай внезапно осознал свой ум, то есть достиг просветления. Через некоторое время, вернувшись в монастырь своего города, он написал трактат, который позже попал к Ма Дзы и произвёл на мастера такое глубокое впечатление, что тот сказал: "В Юе Чоу теперь есть прекрасный жемчуг; его блеск проникает всюду свободно и беспрепятственно". С тех пор Хуэй Хай стал известен как Прекрасный Жемчуг.

Трактат называется "О Необходимых Вратах на пути к Истине посредством Мгновенного Пробуждения", текст действительно способен вызывать неоднократные озарения, глубина и длительность которых, конечно, связана с читателем. Согласно привычной для восточной философии тех времён форме, текст написан в виде ответов мастера на вопросы. Щадя объёмы форума, я приведу лишь ряд хороших цитат, иногда просто поэтически красивых, иногда парадоксальных.

"Какой метод мы должны практиковать для того, чтобы достичь освобождения?
— Его можно достичь только через внезапное озарение.
— Что такое внезапное озарение?
— Внезапное означает мгновенное избавление от обманчивых мыслей. Озарение означает осознание того, что озарение — это не что-то, чего можно достигнуть.
— С чего мы должны начать эту практику?
— Вы должны начать с самого корня.
— А что является корнем?
— Корень — это ум".

"Когда возникают умственные процессы (син), тогда появляются все дхармы (явления); а когда умственные процессы прекращаются, прекращаются и все дхармы".

"Куда ум должен поселиться и где обитать?
— Ум должен поселиться в не-обитель и там обитать.
— Что такое эта не-обитель?
— Это — не позволять уму обитать (поселяться, обосновываться) где-либо вообще.
— А какое это имеет значение?
— Обитание нигде означает то, что ум не останавливается на добре или зле, существовании или не-существовании, на внутреннем или внешнем или где-то между ними, пустоте или не-пустоте, сосредоточении или отвлечении".

"Восприятие того, что нет ничего, что бы воспринималось — это есть Нирвана, также известная как освобождение".

"Когда мы смотрим на что-то, существует ли объективно эта вещь в сфере восприятия или нет?
— Нет, не существует.
— Когда мы смотрим вокруг и не видим ничего, означает ли это отсутствие чего-то объективного внутри сферы восприятия?
— Нет, не означает".

"Что такое неправильное и правильное мышление?
— Мышление с точки зрения существования и несуществования называется неправильным мышлением, тогда как мышление, которое не имеет таких точек зрения, называется правильным. Точно так же мышление с точки зрения добра и зла — это неправильное мышление; не думать так — это правильное мышление. То же самое относится ко всем остальным категориям противоположностей — печаль и радость, начало и конец, принятие и отказ, антипатии и симпатии, отвращение и любовь, которые все называются неправильным мышлением, тогда как воздержание от мышления в таких категориях называется правильным мышлением".

"Что значит правильное восприятие?
— Это значит восприятие того, что нет ничего, что следует воспринимать".

"Что означает отказ от двойственности противоположностей?
— Это означает полный отказ от идей двойственной природы хорошего и плохого, существования и не-существования, любви и отвращения, пустоты и не-пустоты, сосредоточения и отвлечения, чистого и нечистого. Отказавшись от всего это, мы достигаем состояния, в котором все противоположности видятся как пустота. Настоящая практика ... ведет к достижению этого состояния без мысли о том, что "сейчас я вижу, что противоположности представляют собой пустоту" или "сейчас я отказался от них"... Когда это состояние достигается, становится невозможным различение отдельной формы. Почему? Потому что наша собственная природа нематериальна и не содержит ни одного отдельного объекта, чуждого ей самой. То, что не содержит ни одного отдельного объекта, является истинной реальностью".

p.s. Сорри за объём. Оставшиеся из проанонсированных тем будут поменьше. Я просто ещё не научился писать об этих вещах более кратко. :-)
p.p.s. Special thanx Стивену Хокингу за книгу "Краткая история времени от Большого взрыва до чёрных дыр" и Амуру, давшему на неё ссылку. Удивительно буддийская книга! (хотя, конечно, сам автор возразил бы) :-)
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258614  наверх
Автор: Lupus*  (О пользователе)
Дата:   

чань - это всего лишь чань
и удар по морде может быть всего лишь ударом по морде
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258615  наверх
Автор: Капитан усмехнулся  (О пользователе)
Дата:   

Совершенно верно. Эта истина, как и другие истины, в своём контексте верна. :-)
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258631  наверх
Автор: JD
Дата:   

хммм... ну а вот если я, к примеру, не считаю материальную реальность ни первичной, ни иллюзорной... И кто я после этого? :-) Идеалист или материалист? Версию - буддист - покуда не предлагать...
:-)
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258634  наверх
Автор: Lupus*  (О пользователе)
Дата:   

материальный идеалист скорее всего.

(ну типа как Мадонна material girl)
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258636  наверх
Автор: JD
Дата:   

а че, и такие есть? :-)
не, ну Мадонна-то material без базара.... :-)
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258638  наверх
Автор: JD
Дата:   

аааа... блин, точно! Вспомнил! Я - объективный идеалист... :-)
Правда всю дорогу путаю их с субъективными...
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258646  наверх
Автор: JD
Дата:   


Цитата:
От пользователя: Капитан

"Восприятие того, что нет ничего, что бы воспринималось — это есть Нирвана, также известная как освобождение".

так вот ты какая, Нирвана... :-(
В своем дуалистическом невежестве я вкладывал в это понятие несколько иной смысл... как, подозреваю, и абсолютное большинство иных непросветленных...
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258648  наверх
Автор: Капитан усмехнулся  (О пользователе)
Дата:   

Или идеальный материалист? :-)

Кстати, а если кроме шуток - смотрите, что получается. Вы описываете себя, как превзошедшего разделение этих категорий, однако для этого описания всё равно используете эти категории. Почему? :-)
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258650  наверх
Автор: Капитан усмехнулся  (О пользователе)
Дата:   

Вы полагали нирвану буддийским аналогом христианского рая? или исламского? с гуриями, фонтанами и виноградом? :-)
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258652  наверх
Автор: JD
Дата:   

Для начала стоило б уточнить - что именно есть "эти категории". Идеальное и материальное? В таком случае ниоткуда не следует, что

Цитата:
От пользователя: Капитан

описываете себя, как превзошедшего разделение этих категорий

Повторю еще раз - для меня материя реальна. И не первична. Но это не основание считать ее иллюзорной.
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258653  наверх
Автор: JD
Дата:   

насчет Нирваны, в общем - да :-)
хотя от сопоставления с раем всё ж воздержусь... Скажем так - мне ближе концепция, изложенная в трактовке PSH :-)
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258654  наверх
Автор: О.
Дата:   

Капитан, вечно Вы вокруг да около:-) И ещё - любите извилистые дорожки.

Бог был всегда и везде. И есть. Только нам сейчас не китайскую пыль надо приподнимать, а верить в Христа распятого. То есть, тот Бог, который озарил Вашего китайца и сказал ему про ум, потом пришёл на Землю в образе Христа и дал нам Путь Спасения. Всё! Остальное - от лукавого.

Кстати, перечитала Ваш первый большой абзац, где люди поделены на две половины, странно, но не нашла себя, ни в первой, ни в во второй...:-)

И Хайяма я в этом рубаии иначе понимаю...
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258658  наверх
Автор: CGS
Дата:   

О, а некоторые считают, что после Христа был ещё Мухамед...
Кто, блин, прав???
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258660  наверх
Автор: Р.Смит  (О пользователе)
Дата:   

Капитан, насчет единства всего сущего, которое нельзя познать разделяя (пока до этого места дочитал, ИМХО, действительно, лучше покороче и подоступнее). Вот говорят, что у человека, в отличие от животных, развилась способность к абстрактному мышлению. То есть, человеку необязательно познавать весь мир целиком и сразу. Из интересующей его части "реального"(возьмем в кавычки) мира человек может сделать мысленную проекцию, взяв только то, что для него важно для решения конкретной задачи. Таким образом человек и действует, решая задачи и познавая мир.

"Неразумен тот, кто считает вещи и явления реальными. Ещё неразумнее тот, кто считает вещи и явления нереальными".

Видать, можно сказать и так: "Неразумен тот, кто считает, что его мысленная проекция отражает реальный мир. Еще более неразумен тот, кто считает, что его мысленная проекция реального мира вообще не отражает реальность" Монахи просто не умели/не хотели формулировать ясно, ведь религия требует загадочности, опираясь на то, что человек всегда хочет познать неизвестное :-) (шутка с долей дегтя).

Вот что я подумал по этому поводу. Читаю дальше.
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258670  наверх
Автор: Тpиша   (О пользователе)
Дата:   

Для меня тяжеловато.


Цитата:
От пользователя: Капитан

нет ничего, что следует воспринимать

- это основное содержание поста или я чего не уловила?

э-э.. и что с этим делать? допускать до восприятия лишь то, что нравится воспринимать али и с этим бороться? :-)
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258672  наверх
Автор: Капитан усмехнулся  (О пользователе)
Дата:   

JD, я просто использую Ваши слова: "ну а вот если я, к примеру, не считаю материальную реальность ни первичной, ни иллюзорной... И кто я после этого? Идеалист или материалист?"
Я не наделяю их значением.

Ольга, я думаю, Хайям рад, что его понимают по-разному.

МШ, рад, что Вы читаете. Трактовку оспаривать не буду, лучше Вы сами её потом оспорите. :-)
Замечу лишь, что о неумении/нежелании монахов формулировать нам рассуждать всерьёз действительно невозможно.
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258676  наверх
Автор: Капитан усмехнулся  (О пользователе)
Дата:   

Кобра,

> Для меня тяжеловато.

Извините. Делал тему несколько дней, пытался лаконизировать по максимуму. Не смог. :-)

> это основное содержание поста или я чего не уловила?

Не мне отвечать на этот вопрос. :-)

> и что с этим делать? допускать до восприятия лишь то, что нравится воспринимать али и с этим бороться?

Понимать, воспринимая, что воспринимать нечего. Что вы всё время воспринимаете себя. Или, ещё точнее, то, что воспринимает, и есть то, что воспринимается.

Но! Эта тема не коллекция предписанных рецептов. Это просто рассказ о взгляде на мир. Ещё один.
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258680  наверх
Автор: JD
Дата:   


Цитата:
От пользователя: Капитан

Я не наделяю их значением.

довольно сложно прийти к пониманию с человеком, не наделяющим слова значением.... :-)
Может мы все-таки согласимся с тем, что слова хоть че-то значат? Независимо от нашего согласия с этим значением :-)
Не, ну я могу гипотетически представить дискуссию (диалог, монолог) в которой ни одно слово ничего не означает, и притом еще и не воспринимается cобеседником (слушателем)... Только смысл? :-)
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258684  наверх
Автор: Р.Смит  (О пользователе)
Дата:   


Цитата:
От пользователя: Капитан

"Куда ум должен поселиться и где обитать?
— Ум должен поселиться в не-обитель и там обитать.
— Что такое эта не-обитель?
— Это — не позволять уму обитать (поселяться, обосновываться) где-либо вообще.
— А какое это имеет значение?
— Обитание нигде означает то, что ум не останавливается на добре или зле, существовании или не-существовании, на внутреннем или внешнем или где-то между ними, пустоте или не-пустоте, сосредоточении или отвлечении".


Капитан поместил свой ум в буддизм)))
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258685  наверх
Автор: Капитан усмехнулся  (О пользователе)
Дата:   

JD, извините, возможно, я неясно выразился. Я имел в виду, что отвечая Вам про Ваше описание, я не рассматриваю сами значения этих слов, поскольку тут не это было важно. Вы их задали как элемент оценки - я работаю с ними. Неважно, что именно они значат, важно что Вы задали их в качестве противоположностей.
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258688  наверх
Автор: Капитан усмехнулся  (О пользователе)
Дата:   

МШ, нацепить этикеточку = познать? :-) :-) :-)
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258690  наверх
Автор: JD
Дата:   

Капитан, я их не задавал в качестве противоположностей :-)
Я всецело ориентировался на исходный пост


Цитата:
От пользователя: Капитан

...на первый взгляд различие между взглядами тех, кто...

где именно и определена указанная противоположность. Я, конечно, понимаю, что это т.з. не твоя, а гипотетического оппонента, но тем не менее дальнейшее развитие топика идет именно с этой отправной позиции.
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258692  наверх
Автор: Р.Смит  (О пользователе)
Дата:   


Цитата:
От пользователя: Капитан

нацепить этикеточку


Когда понимаешь, что


Цитата:
От пользователя: Капитан

что нет ничего, что следует воспринимать


можно просто пошутить ;-)

затем, этикеточка - это хорошо, или плохо, или вы уже не мыслите категориями хорошо/плохо?

ЗЫ: часто пишу заголовками. То не этикетка
  |  Поделиться:  
Re: Правильный взгляд на Прекрасный Жемчуг   #258697  наверх
Автор: Капитан усмехнулся  (О пользователе)
Дата:   

МШ, я тоже шутю. :-)

JD, хотя мы несколько вне темы, но коли Вам это интересно, попробую пояснить.

Берём некую пару противоположностей (откуда угодно, например, из первого поста). Описываем себя, соотносясь с этой парой. Тут возникают три варианта: а) отнести себя к одному элементу пары, б) отнести к другому, в) не отнести ни к одному. Пункт в) может происходить по двум причинам: в-1) предложенное деление в силу каких-то причин неудовлетворительно и не может быть соотнесено с нами или в-2) найден некий общий контекст более высокого уровня, где противоположности объединены.

Всё верно?

Так вот, мне кажется, что при описании себя в обоих случаях /в-1) и в-2)/ уже не требуется опираться на категории, актуальные для случаев а) и б).

Это не спор, это я просто мысль развил.
  |  Поделиться:  
Список Тем  |   Поиск  |   Правила  |   Статистика  |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | следующая страницапоследняя страница

Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь. Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на эту же страницу)


 Мой E1 
 
Вход для зарегистрированных пользователей:
E-mail:
Пароль:
Если Вы не зарегистрированы, то добро пожаловать на страницу регистрации.
Если Вы зарегистрированы, но забыли пароль, Вы можете его запросить.

Развернуть блок
 Погода