За короткое время пребывания в форуме успел я заметить какой интерес и какие страсти кипят вокруг простеньких на вид строчек, носящих гордое имя «стихи».
Немного поразмыслив и поняв, что хотя сам совершенно ничего не понимаю в поэзии, всё же кое-какие мои наблюдения со стороны и
выводы, сделанные в изучении творчества людей, рождённых с гремящей лирой под мышкой, могут пригодиться на творческом пути начинающим поэтам.
Тех, кто не дрогнув, переварил моё вступление, приглашаю проследовать далее. Осмелюсь изложить некоторые свои соображения тем, кто ещё только
ищет пути и способы выражения своих мыслей и переживаний в изящной форме.
Как я успел заметить, мысли изложенные на бумаге, носят гордое название «стихи» только при наличии некоторых незначительных на первый взгляд условностей.
К таким условностям я прежде всего отнесу
рифму – свойство слов в конце строчек напоминать друг друга последними звуками, вероятно с тем, чтобы читая следующую строчку, мы в то же время не забывали и о предыдущей, не менее важной и красивой.
При этом особый смысл имеет самые спорные и неоднозначные определения выносить именно в
концы строчек, тщательно их зарифмовав. Это помогает автору убедить читателя в том, что он безусловно прав, называя вещи такими именами – ведь замени его определения на те, которые кажутся правильными читателю – и рифмы не будет, а следовательно, такие толкования предмета поэзии - некрасивы, и уж
точно неправильны!
При всей жёсткости условий рифма всё же оставляет простор для раздумий при её выборе, ибо язык наш по счастью содержит в себе достаточно слов со схожими окончаниями. И здесь надо проявить истинную мудрость и осмотрительность.
Так, к примеру,
простенькое словечко «он» в сердечной лирике обязательно потребует рифмы «влюблён», в противном случае стихи будут носить оттенок бессмысленного трагизма. В то же время при написании стихов гражданской тематики я бы порекомендовал воспользоваться рифмами «закон», «уличён» или «посрамлён», в
зависимости от стадии развития описываемой ситуации.
Для тех же из поэтов, кто более всего желает вызвать сочувствие у читателя, к тому же словечку «он» лучше всего подходят слова: «стон», «угнетён» или «макарон». В несколько меньшей степени следует применять «одарён» или «баксов
миллион» - ибо с такими рифмами в наше время крайне трудно вызвать чьё бы то ни было сочувствие.
Бесспорно уместными, я бы даже сказал железными, являются классические образцы рифм:
Любовь – кровь, для иллюстрации накала страстей, или же
Любовь – морковь
– для демонстрации здоровых чувств, либо с целью вызвать тёплые воспоминания у какой-нибудь старой девы.
Чувства – искусство – на женщин автор такими рифмами действует как удав на кролика, ибо далеко не все из них способны понять разницу между любовью и сексом. У мужчин же подобные
сопоставления, обнаруженные в творении автора-женщины, способны вызвать ироничную улыбку, в случае же когда автор – мужчина, улыбка будет носить и вовсе ядовитый характер.
В случае затруднений в поиске созвучных пар, я бы рекомендовал авторам обращать внимание на полезные особенности
русского языка, дающие в любом случае при соответствующем лёгком изменении формы или времени слова стопроцентные рифмы.
Так если вы не смогли состыковать «стихи» и «талант», у вас остаётся прекрасная возможность выйти из положения, заменив это на «стихотворение» и «озарение», или же «писать»
и «блистать», усиленные междометием «твою мать!» Аналогичные случаи – «прекрасные» – «опасные», «горение» – «творение», «размечтаться»– «состояться», «нашёл» – «ушёл» или «твоя» - «моя» и прочая, прочая…
Случается, правда так, что текст, не обладающий магическим свойством рифмы, всё
же претендует на звание стиха. Этот парадокс можно объяснить разве что самоуверенностью автора вкупе с нетребовательностью читателя. Для спасения репутации авторов-отступников было даже создано своеобразное определение такого нонсенса – «Белый стих». Скользкую ситуацию в таком случае спасает разве
что другая условность, именуемая «размером».
Размерность стихов с одной стороны помогает неискушённым в муках творчества читателям легко и просто отыскать рифмы, и как следствие – понять, что они имеют счастье читать именно стихи.
С другой стороны – размером можно заставить
мысли читателя двигаться в нужном для понимания основной мысли ритме. Это очень важное свойство стихов, ибо излишняя поспешность, либо же непростительная медлительность в поисках истины иногда свойственны неокрепшим умам.
Не вдаваясь в сложности официальных терминов, замечу лишь, что
чёткий, рубящий маршевый размер, прекрасно подходящий для т. н. «гражданской» лирики, совершенно не годится, скажем, для лирики любовной. Ибо весьма сложно убедить объект страсти в том, что чувства, излитые в столь поспешной и ритмичной форме, были рождены в часы любовных томлений, а не в минуты
любовных утех с совершенно посторонними лицами.
Желающим облегчить себе муки творчества имеет смысл не прибегать к излишне перегруженным пяти- и шестистопным размерам, а целиком отдаться схожим с реальной жизнью двух- или даже одностопным. Последнее особо придётся по душе
читателям-инвалидам.
Слова в стихах принято располагать в несколько ином порядке, чем это принято в привычной неискушённому читателю речи. К примеру то, что в разговоре обычных людей звучало бы как "самоуверенный нахал с диким взглядом" в устах поэта обязательно преобразуется сначала
в "нахал самоуверенный со взглядом диким", а после замены убогих терминов на поэтические образы - и вовсе "юноша бледный со взором горящим"
Ещё одна условность, касающаяся порядка размещения слов в стихах - строки. Считается дурным тоном в данном вопросе руководствоваться
соображениями экономии бумаги. Поэты, более-менее уважающие читателя, никогда не заставят его самостоятельно отыскивать рифмы и определять размер в своих произведениях, а обязательно сделают так, что в месте, где нужно делать паузу или же отыскать рифму, будет конец строки.
Таким образом
читатели-мужчины, привыкшие к восприятию мира сквозь призму инструкций к сложной технике, сразу отметят про себя где закончен очередное пункт познания мысли поэта и необходимо переходить к следующему.
Женщины же, более склонные к созерцанию прекрасного и к домашнему рукоделью, найдут в
строках если и не глубокий смысл, то уж как минимум - красивый узор и ровный шов. Для большего успеха у прекрасного пола рекомендуется по возможности избегать бязевого и марлевого стихоплетения и как можно чаще прибегать к диагональному или же к жаккардовому, если фантазия автора не способна придать
нитям своих мыслей ещё более прекрасные формы.
В заключение, предвидя вопрос «почему же сам автор сих строк не воплотит в жизнь свои глубокие теоретические познания?» - сам же на него и отвечу.
– Потому что, кроме владения искусством рифмы и размера, есть ещё одно
маленькое, но столь же необходимое условие для успешного стихосложения – уверенность, что оно кому-нибудь надо.
Бурзум… Я никогда не задумывалась об этом, и весь приведенный Вами выше текст для меня – откровение. Я совершенно серьезно. Сейчас расскажу, как это бывает: если попробовать представить себе такой синтез физического и духовного (и еще интеллектуального), вот в таком смысле – начинает кружиться
голова, какая-то белая, хоть и воображаемая, пелена перед глазами, состояние, близкое к плотскому оргазму, и, может быть, даже сам оргазм, в таком размере, то есть ритме, а главное скорость. Успеть схватить податливость сыплющихся слов, просто сыплющихся. Наивысшая степень наслаждения. И еще время
меняет свой ход, кажется, что прошло мало, а в действительности – целая ночь, и я, правда, поэтому жила очень недолго. Пособия? Я не думаю, что они возможны. Вы когда-нибудь танцевали? Не просто свершали академические па, а танцевали? Вдохновенно и безотчетно? Или занимались любовью, хорошо просто
животным сексом из страсти, без всякого замысла, и даже не по наитию, не по своему усмотрению, а следуя за страстью, успевая только быть. Я думаю – да.
***– Потому что, кроме владения искусством рифмы и размера, есть ещё одно маленькое, но столь же необходимое условие для успешного стихосложения – уверенность, что оно кому-нибудь надо. ***
Передо мной открытое окно.
Сижу, смотрю на звёзды не спеша.
Но вместо звёзд мне видится лапша,
Котлета - месяц...
..........................Грусно и смешно.
Бурзум… Я никогда не задумывалась об этом, и весь
приведенный Вами выше текст для меня – откровение. Я совершенно серьезно. Сейчас расскажу, как это бывает: если попробовать представить себе такой синтез физического и духовного (и еще интеллектуального), вот в таком смысле – начинает кружиться голова, какая-то белая, хоть и воображаемая, пелена
перед глазами, состояние, близкое к плотскому оргазму, и, может быть, даже сам оргазм, в таком размере, то есть ритме, а главное скорость. Успеть схватить податливость сыплющихся слов, просто сыплющихся ..
-----------------------------------------------------------------------
!!!
...я не пишу ничего , кроме договоров и расписок...Но бывает такое - перед глазами экран, как в кино ... Задача - запомнить увиденное и записать. Смешно, на прикровантой тумбочке лежал сотовый телефон.. Строчки , увиденные ночью , сохранились в архиве смс. (Заметьте , я не называю
их стихами ).Выставлять их на показ иль нет - дело каждого . При чем здесь уверенность , что это кому-то надо..
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)