Капитан в теме «Природа мира» задал небольшой, но сложный вопрос, требующий развёрнутого ответа.
Похоже, что вопрос в основном задан мне, т.к. здесь я его вызвал к жизни.
Вот как выглядела предыстория:
(Я)Если мир является цельным, то рано или поздно все концепции
пересекаются, и тогда приходится выбирать какую-то одну из них (выбирать между плохой и не очень).
(Капитан)Давайте попробуем описать ситуацию такого кардинального выбора и условия её возникновения.
На ситуации кардинального выбора построены многие литературные
произведения. Как обобщить все подобные ситуации я не представляю (пробовал – не получается), разве что обсудить какую-нибудь конкретную.
Например, одна из моих любимых – «Мать тьма» Курта Воннегута.
Кстати в других областях знания ситуация не выглядит проще.
Ситуация
следующая:
«Говард У. Кемпбэлл-младший – почти натурализовавшийся в Германии гражданин США – оказывается в годы нацизма завербован американской разведкой и получает от нее задание поступить на службу в министерство пропаганды к Геббельсу. Он становится радиокомментатором,
специализирующимся на антисемитской агитации в редакции иновещания. Весь мир слушает яростные антиеврейские тирады и филиппики Кемпбэлла-младшего, и только двое или трое знают, что в текстах этих передач закодирована разведывательная информация для союзников. Евреи во всем мире ненавидят
Кемпбэлла – и только двое или трое знают, что он своей деятельностью способствует скорейшему крушению нацистского рейха. Пропагандистом Говард У. Кемпбэлл-младший оказался блестящим – и долгое время после войны американские юдофобы с благодарностью вспоминают его радиопередачи.
Именно эти передачи решающим образом сформировали их антисемитское мировоззрение.» (с)
В результате Кэмпбелл является точкой пересечения нескольких мировоззрений – нескольких миров, которые не могут сосуществовать друг с другом в одной голове, по крайней мере, одновременно.
Получается очень многосторонняя личность:
1. Он истинный патриот нацистской Германии.
2. Он истинный патриот США.
3. Он ничего не имеет против евреев и коммунистов.
Каким-то чудом он умудряется сочетать в себе все эти ипостаси.
На мой взгляд, он не
примыкает ни к одной из них, а находится где-то вдали.
У Воннегута более реальная точка зрения:
«Все, что происходило в этом темном подвале, ужасные вещи, которые я говорил когда-то, не шокировали меня. Было бы, наверное, полезнее сказать в свою защиту, что я весь покрылся
холодным потом или другую подобную чепуху. Но я всегда хорошо знал, что делал. И спокойно уживался с тем, что делал. Как? Благодаря такой широко распространенной благодати современного человечества, как шизофрения.»
«Свободный Американский Корпус был мечтой
фашистов, мечтой о боевой части, сформированной в основном из американских военнопленных. Это должна была быть добровольная организация. Она должна была сражаться только на русском фронте. Это должна была быть военная машина с высочайшим боевым духом, движимая любовью к западной
цивилизации и страхом перед монгольскими ордами.
Когда я говорю, что эта воинская часть была мечтой нацистов, у меня начинается приступ шизофрении, так как идея Свободного Американского Корпуса принадлежала мне. Я сам предложил создать этот корпус, придумал форму и знаки
отличия, написал его кредо. Кредо начиналось словами: "Я, подобно моим славным американским предкам, верю в истинную свободу..."»
Ну и что же с множественностью миров и проблемой выбора?
В итоге имеем – миры от пересечения не изменились, они не смогли позволить себе
измениться, пострадал только человек, явившийся их точкой пересечения, который выбрал их все одновременно.
Проблема выбора снимается невозможностью выбора: то, что есть, уже есть, то, чего, нет, мы не знаем.
Я бы предложил заменить проблему выбора проблемой личного мужества перед миром (мирами). В этом случае сила, с которой человек удерживает свою шизофрению (многомирье), является тем самым
единством, о котором говорит Капитан. Только при этом остаётся ещё и мир (миры), живущие как-то сами по себе.
От того, что мы уже знаем. Машина (механизм), порождающий это знание, есть просто рука, двигающая марионеткой - она не может двигать по другому - она двигает так, как она есть, а марионетка, конечно, что-то изображает, но и её амплуа конечно.
А разве нельзя предсказать то, что будет? Или хотя бы попытаться предсказать и сделать выбор из возможных вариантов. Проиграешь ли при этом или выиграешь - это уже другой вопрос.
Цитата: aser 10 Сен 2003 01:48
Мы не можем выбирать, потому что не можем ни от чего отказаться.
aser, а разве нельзя просто знать о существовании какого-то мира, но не жить в нём?
Например мир литературного произведения - он закрыт, он не развивается, в нём ничего изменить
нельзя. Он, в большинстве случаев, не предполагает для читателей никаких активных действий.
В конце концов подобный придуманный мир можно вообще не принять и забыть о нём.
Есть ведь толкинисты, есть у них свой мир, но больше никто в нём не живёт кроме них.
И возвращаясь к первому посту темы - почему эти миры могут пересекаться, что создаёт их, обладающих такой способностью
Все эти миры(ну или многие из них :-) ) созданы людьми, поэтому ничего удивительного в том что они очень часто
пересекаются в головах других людей.
Однако, непонятно, почему эти миры так противоречат друг другу.
Цитата: разве нельзя просто знать о существовании какого-то мира, но не жить в нём?
парадокасальность проблемы в том, что мир, который ты знаешь, уже одновременно видимой тебе частью и твой мир. То есть, ты сам. То, о чём постоянно твердит Капитан. Миров много, а знаем мы только
себя.
И с тем, что мы знаем, уже ничего не поделать - мы в этом живём. Тут уже проблема психологии - как увязать противоречия нашей картины мира.
Поле, где мы можем выбирать, от нас закрыто. Поэтому возникают две иллюзии: что мир это только то, что мы, и что мы фатально
зависим от того, что нам предуготовано.
На деле выбор происходит в момент откровенного-для-себя "НЕ ЗНАЮ". Выбор есть готовность отказаться от ранее понятого и как бы очевидного.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)