...
Сколько педагогике искусства надо?
Многие психиатры считают, что существуют границы человеческих переживаний. Их нельзя переходить безнаказанно.
«Если случается выйти за пределы, то уже нет возврата к прежнему. Что-то изменится в основной структуре. Человек уже не
тот самый, что был когда-то».
Запомним эту фразу польского психиатра Кемпински. Она нам пригодится.
Отец Илья принимал участие в работе местной психиатрической больницы. Вел кружки, беседы, причащал детей.
…Теперь никто не знает, как это произошло. Батюшке в
больнице отказано.
Был редчайший вариант психиатрически-педагогического тандема. Можно было попытаться возвращать детей к норме не только нейролептиками, но и другими способами. Батюшка уверен, что многие дети психиатрической больницы абсолютно вменяемы. Да, был вариант такого
взаимодействия психиатрической и духовной мысли, которое, возможно, породило бы новое слово в работе с детьми. Этого не случилось.
Батюшка категоричен. Вы не услышите от него ни одного плохого слова о больнице. Его боль — о детях. Он понял, что должен искать свою территорию. Когда
четыре года назад он творил молитву на выжженном пустыре, всем казалось, что отец Илья — чудак, не понимающий, что придется взвалить на себя.
Что знает он о ребенке, который к нему попадает? «Физически — он не может, умственно — не знает, психологически — не желает и знал, если бы
только он хотел. Но вся беда в том, что он прежде всего не хочет». Это написано в 1903 году.
Батюшка считает, что главная трудность состоит в том, что дети не знают, что такое усилие быть человеком. Не готовы к усилиям. Избегают их. Все поведение спонтанно. Любой пустяк может стать
пусковым механизмом тяжелейшей драмы.
— Ты почему его ударил? — спрашивает воспитатель Иван Терентьев.
— А он — меня.
— Нет! Я спрашиваю, почему ты его ударил?
Лицо — в полной растерянности. Ответственность за свое поведение не представлена в
детском сознании. А если предъявить яркую, захватывающую задачу — погрузить ребенка в тайны бытия? Тогда усилие не есть самоцель. Оно есть средство постижения тайны жизни.
Разработана технология ввода ребенка в поиски тайны. Месяц пребывания — это путешествие, где открытия совершаются
каждый день. Требуется приложение физических и духовных сил.
С раннего утра до позднего вечера дети загружены делом. Задача воспитателя, который зовется Сталкером, — помочь ребенку обойти рифы на пути к заветной цели.
Здесь, в Никольском, мне вспомнилась мысль Борхеса о
тайной стезе порядка, без которой наш внутренний мир превращается в хаос. Упорядочить хаос — личное дело каждого. Но как пройти по этой стезе? — вот где педагогическая интрига.
...
Эльвира ГОРЮХИНА,
специальный корреспондент «Новой газеты»
04.08.2003
Полностью http://2003.novayagazeta.ru/nomer/2003/56n/n56n-s2... Рекомендую
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)