"В то время я гостила на земле
Мне дали имя при крещеньи - Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха... "
Если цитировать ее начинать - можно и не остановиться, столько прекрасного она написала.
Можно любовную лирику
вспоминать, но сейчас, вот только вчера - годовщина начала войны и мне вспоминаются ее стихи военной поры:
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не
страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
Можно любовную лирику вспоминать, но сейчас, вот только вчера - годовщина начала войны и мне вспоминаются ее стихи военной поры
Мне кажется, из того, что я читала об Ахматовой, самые точные слова сказал Алексей Баталов в своих
воспоминаниях об Анне Андреевне: "...Глубочайшая связь стихов Ахматовой с ее личностью, судьбой, со всем, что ее окружало, породила удивительный резонанс. Теперь, когда ее нет, но большинство сочинений стало известно публике, оказалось, что и без пояснения специалистов, а просто из стихотворений,
статей, кусочков прозы Анны Андреевны люди легко и верно составляют ее портрет. Для меня несомненно, что эта близость, понятность любых, даже на первый взгляд весьма личных стихов Ахматовой объясняется прежде всего тем, что она до конца разделила и пронесла на своих плечах судьбу современников."
Памятник Ахматовой на набережной Робеспьера в Санкт-Петербурге. Через Неву - печально известные "Кресты".
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в
лютый холод, и в июльский зной,
Под красною ослепшею стеною.
Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что красивой тряхнув головой,
Сказала: "Сюда прихожу, как домой".
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и
в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же оне поминают меня
В канун моего погребального дня.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем: не ставить его
Ни около моря, где я родилась
(Последняя с морем разорвана связь),
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста
часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как
слезы струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.(с)
по воспоминаниям современников - была мерзкой и склочной бабой...
"Толпа жадно читает исповеди, записки, etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он
мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок - не так, как вы - иначе" (А.С. Пушкин)
по воспоминаниям современников - была мерзкой и склочной бабой...
почему бы и нет?
Цитата: От пользователя: Гверет
При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы!
Врете, подлецы: он и мал и мерзок - не так, как вы - иначе" (А.С. Пушкин)
да нет же, Гверет! Вовсе не обязательно. Почему бы не принять личность такой, какой она на самом деле является ( я тут не знаток, просто предполагаю)? Склочной и страдающей, мерзкой и любящей, главное - умеющей
выразить эти страдания и любовь так, как не каждому дано. И самое-самое главное - это то, что ее переживания резонируют с переживаниями большинства. Иначе не читали бы, не восхваляли бы, не уили бы наизусть.
Гениальный не обязательно милый, добрый человек. Одно другое не исключает и не задает
по воспоминаниям современников - была мерзкой и склочной бабой...
Думаю, что до высот склочности, частенько развлекающей посетителей КЛиО, Анне Андреевне было бы не дотянуться. :-)
Ахматова пересказала мне свой рассказ о Блоке,
которого она увидела нечаянно на платформе, когда ехала поездом ?Москва ? Петербург?. У нее были в руках листки с записями о Блоке, но она не столько читала мне, сколько рассказывала. Ее забавлял и продолжал шокировать заданный тогда Блоком вопрос, с кем она едет в поезде. Больше всего ее развлекало
восприятие этого ее рассказа о Блоке приезжавшим в Москву известным американским литературоведом. ?Вы знаете, что он сделал, когда услышал об этой нечаянной встрече с Блоком на платформе?? После выразительной паузы: ?Он свистнул!? Развязность этого дикого ковбоя ее приводила в восторг. (Степень ее
благовоспитанности была очень большой) (с)
Беседы с Анной Ахматовой(Вячеслав Всеволодович Иванов)
А вообще, конечно, и на солнце есть пятна. :-)
да нет же, Гверет! Вовсе не обязательно. Почему бы не принять личность такой, какой она на самом деле является ( я тут не знаток, просто предполагаю)? Склочной и страдающей, мерзкой и любящей, главное - умеющей выразить эти страдания и любовь так,
как не каждому дано. И самое-самое главное - это то, что ее переживания резонируют с переживаниями большинства. Иначе не читали бы, не восхваляли бы, не уили бы наизусть.
Гениальный не обязательно милый, добрый человек. Одно другое не исключает и не задает
Разумеется, никто не
утверждает, что гений непременно хороший человек. Меня просто (вместе с Пушкиным!) возмущает стремление оценить не стихи и творчество гения, а выкопать факты из воспоминаний о нем (далеко не всегда объективных) и их смаковать.
Как говорил Маяковский: "Я поэт, тем и интересен"
Понимаю,
если бы здешние знатоки личности Ахматовой были бы с ней знакомы и написали бы - а я вот про нее могу сказать...
Все-таки творчество - прежде всего, согласитесь?
Но тем не менее, жизнь у нее была - на много романов.
Обласканная, знаменитая, воспеваемая, портреты ее великие
художники рисовали...
А из России не уехала в 17 году, хотя могла бы!
Мне голос был...
Мне голос был. Он звал утешно.
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный.
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из
сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид".
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный слух. .
1917
А потом что началось!
Муж арестован и
расстрелян, сын арестован...
Могла озлобиться, возненавидеть власть и страну? Запросто!
А она в войну патриотические стихи пишет!
А жила после войны как? Угла своего не было, ютилась у друзей...
И тем не менее - все отмечают, что стать была царственная!
Великая
женщина.
И истинные поэты перед ней преклонялись:
Давид Самойлов
СМЕРТЬ ПОЭТА
Что ж ты заводишь
Песню военну,
Флейте подобно,
Милый снегирь?
Державин1
Я не знал в этот вечер в деревне,
Что не стало Анны Андреевны2,
Но меня одолела тоска.
Деревянные дудки скворешен
Распевали. И месяц навешен
Был на голые ветки леска.
Провода электрички чертили
В небесах невесомые кубы.
А ее уже славой почтили
Не парадные залы и клубы,
А лесов деревянные трубы,
Деревянные дудки скворешен.
Потому я и был безутешен,
Хоть в тот вечер не думал о ней.
Это было предчувствием боли,
Как бывает у птиц и зверей.
Просыревшей тропинкою в поле,
Меж сугробами, в странном уборе
Шла
старуха всех смертных старей.
Шла старуха в каком-то капоте,
Что свисал, как два ветхих крыла.
Я спросил ее: ?Как вы живете??
А она мне: ?Уже отжила...?
В этот вечер ветрами отпето
Было дивное дело поэта.
И мне чудилось пенье и звон.
В этот
вечер мне чудилась в лесе
Красота похоронных процессий
И торжественный шум похорон.
С Шереметьевского аэродрома
Доносилось подобие грома.
Рядом пели деревья земли:
?Мы ее берегли от удачи,
От успеха, богатства и славы,
Мы, земные деревья и
травы,
От всего мы ее берегли?.
И не ведал я, было ли это
Отпеванием времени года,
Воспеваньем страны и народа
Или просто кончиной поэта.
Ведь еще не успели стихи,
Те, которыми нас одаряли,
Стать гневливой волною в Дарьяле
Или ветром в
молдавской степи.
Стать туманом, птицей, звездою
Иль в степи полосатой верстою
Суждено не любому из нас.
Стихотворства тяжелое бремя
Прославляет стоустое время.
Но за это почтут не сейчас.
Ведь она за свое воплощенье
В снегиря
царскосельского сада
Десять раз заплатила сполна.
Ведь за это пройти было надо
Все ступени рая и ада,
Чтоб себя превратить в певуна.
Все на свете рождается в муке ?
И деревья, и птицы, и звуки.
И Кавказ. И Урал. И Сибирь.
И поэта смежаются
веки.
И еще не очнулся на ветке
Зоревой царскосельский снегирь.
забавно, как одни и те же люди, говорящие сейчас "фи, как можно!" - так громко и отвратно каркали про Вуди Алена, когда узнали на старости лет, что он женился на своей падчерице...
:-D
----------------------
а так-то... она же и сказала, про сор, из которого
растёт...
а Фрейд сказал про это "сублимация"...
короче, мерзотность гения при жизни - скорее, норма... очень хорошо по этому поводу сказано у Толстой... что-то там "Траля-ля-ля" не хотела бы я быть знакомой с моим обожаемым Достоевским... совсем не хотела.. и вообще из всех
гениев - пожалуй, только с Чеховым.. но вряд ли Антон Павлович был бы открыт и откровенен.. скорее, вежлив и сдержан... (перифраз)...
по воспоминаниям современников - была мерзкой и склочной бабой...
если о вас будут вспоминать участники этого форума и писать свои отзывы лет через цать после вашей смерти...
дай Бог, чтобы можно было сказать
Цитата: От пользователя: Барбацуца
главное - умеющей выразить эти страдания и любовь так, как не каждому дано. И самое-самое главное - это то, что ее переживания резонируют с переживаниями большинства. Иначе не читали бы, не восхваляли бы, не учили бы наизусть
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)