Хорошо ли мы смотрим по сторонам, видим ли что вокруг? А если видим, то, замечаем ли, останавливаем шаг и задумываемся?
Тихая городская улочка в старом, давно обжитом районе. Безмятежную тишину нарушают строители, роют канаву под трубу, а еще студенты и абитуриенты озабочено обсуждают свои
дела. Машины идут редко и как-то случайно, словно радуются месту, где не надо торопиться. Улочку обступили в задумчивости старинные дома, изредка по ней разносятся редкие звуки церковного колокола. Добрые руки обустроили газоны, отремонтировали фасады.
Совершено случайно замечаю в одном из
газонов камень необычной формы. Вероятно, видел его и раньше много раз и принимал за перевернутую бетонную урну. Камень имеет форму колокола. Сверху углубление. Подхожу ближе и различаю полу истертые буквы. Да это же могильный камень! Наконец разбираю надпись. "Здесь покоится прах рабы божия Татьяны
Зыковой родившейся в 1801 и скончавшейся в 1877 гг."
Кто эта Татьяна Зыкова, и почему её могильный камень на улице?
Кажется, были в Екатеринбурге купцы Зыковы. А может, нет?
В углублении сверху явно когда-то был крест.
Камень интересной формы. Сходите, посмотрите. А может
быть, историки-краеведы могут объяснить появление его на улице. Рядом бывший женский монастырь и собор пресвятого Александра Невского, старое здание епархиального училища.
Совсем близко угол улицы Декабристов (бывшей Монастырской) и переулка Университетского, на котором и лежит этот камень у
самых стен экономико-технологического колледжа.
СМнГ
Я в детстве, шпаня (60-е) по "Зеленой Роще", мы частенько натыкались на плиты и кресты...
Как щас помню, солдаты копали траншею,(вдоль ограды монастыря) и постоянно вытаскивали останки... Там вероятно было старое кладбище, и хозяева частных домов(Шейнкмана и Народной воли были
сплошь таковыми) и комунальщики растаскивали плиты, для ремонта и строительства...
Вот еще вспомнил, при нас приехал на "победе" какой-то важный мужик в "кустюме"(по тем временам - признак "большого" начальства) и отчитывал работяг, кантующих плиту, за то, что они на новом месте(его даче) положили ее надписью вверх... Видимо двор замащивали..
И сейчас в Зеленой Роще видны странные, на первый взгляд, углубления вдоль стены монастыря и госпиталя, да и так по парку... Наши, идя на физ-ру по парку, боятся иногда... Там и правда было раньше кладбище при монастыре вроде.
Жутко, когда на старых кладбищах что-то строят... Говорят, и
деревья на останках лучше растут...
Помню, на сборах стояли у финской границы, в бывшей усадьбе барона Маннергейма. И там на краю футбольного поля видели могильные плиты- финские довоенные могилы. Все они были как новые, позолоченные буквы. А потом выяснили, что по приграничному соглашению несколько раз в году сюда приходят
родственники умерших с финской стороны и ухаживают за ними. А после войны прошло почти 40 лет! Как говорится, без комментариев.
Я в Магнитогорске жил в доме, построенном на месте бывшего кладбища... Ненормально это, строить дома на могилах. А уж памятники разрушать, Б-г накажет за такое...
Михайловское кладбище должны были снести еще в 1980 году. И там должны были построить жилой район. Бррр... Слава Богу, ума хватило этого не делать. Хотя на нем уже лет 40 как не хоронят.
Грешник, кстати, а знаете ли Вы, что есть попечительский Совет Михайловского кладбища. Именно благодаря его активным действиям, возможно, кладбище еще существует...
Знаю, Командор. Знаю даже как с этим Советом боролся в свое время Кировский райком КПСС, как его распускали. Совет же утверждался, оказывается, в райкоме!
Вот Вам, кстати, и ответ на вопрос о строительстве Храма, обсуждаемый на форуме.
Разве можно делать достопримечательностью место убийства кого бы то ни было? И разве можно строить на месте убиения что-то "духовное" ?!
До тех пор, пока будет существовать ответ "можно" в этих вариантах -
не будет государство нормальным. Не будет мораль не двойной. Не будет духовность истинной.
Ну как же, кладбище нельзя оставить без партийного влияния. Не так давно ко мне заходила одна довольно известная телеведущая с СГТРК. Она ведет передачи "тайны Екатеринбурга". Так вот, задуман цикл по захоронениям на Михайловском кладбище. Пока показывать будут, оно точно простоит...
Натуся, это правда, к сожалению. Но должен заметить, что сейчас в США идут сразу четыре судебных процесса по могиле Неизвестного солдата на Арлингтонском кладбище. Четыре семьи судятся за право считать, что там похоронен их родственник. Мало того, одна из них уже потребовала от владельцев
туромобилей платить ей за право возить посетителей к могиле.
"Российская империя - тюрьма, но за границей - та же кутерьма..." (с)
Я, правда, говорил это по другому поводу. В г. Красноуральске, где находится медеплавильный комбинат "Святогор", УГМК строит храм. Город запущенный, грязный, какой-то заброшенный, ну как большая часть наших уральских городов. Денег вбухивается море в этот храм. А когда проходила диспансеризация
детей, почти у всех обнаружен свинец в крови! Врачи знают, что это ужасно. И где здесь духовность?
Насчет духовности и могил.. Чур не бить. Каждый ли человек имеет право на могилу? Да. Достойно ли разрушать старые могилы? Нет. Достойно ли разрушать чужие могилы? Нет. А теперь прикиньте, сколько людей жило за всю историю и сколько места осталось бы на земле живым, если б человечество вело себя
достойно. Весь мир строит на могилах, это неизбежно. Хотя, тот, кто кричит о вандализме, всегда в выигрышной позиции.
Согласна с замечанием , Командор, но речь ЗДЕСЬ идет о храме в Екб. Это первое . И второе - согласитесь все же, что судебный спор о принадлежности останков - не совсем одно и то же, что строительство Храма на месте убиения.
Судебный спор- не лучше, да. Особенно, если бодаются граждане за сомнительное право.
Храм же - явление не только, и не столько воли отдельных граждан, сколько явление политическое, явление, обусловленное не амбициями 4х граждан (если уж говорить о приведенном Командором примере), а амбициями
РПЦ как института, как образования (а ,возможно, и местных светских властей). Разницу, думается, объяснять не нужно.
Натуся, так они не за останки бьются, а за бренд торговый, который потом будут активно продавать. Так и Моника Левински превратила любовь (ну или следы любви) в бренд. Для Америки, кстати, это очень характерно. Если Вы были на Арлингтонском кладбище, то, наверное, видели мощную инфраструктуру
торговли вокруг него...
Кстати про инфраструктуру торговли. Вчера, под церковное пение состоялось освещение иконы пресвятого мученика и страстотерпца Николая второго. Икона установлена в главном здании Уральской государственной горно-геологической академии. В прочем, может новую тему открыть? Пожалуй.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)