Всё-таки на Земле чего только ни бывает!
(Я кратенько, минут на 40.... :-) )
Собственно, самым удачным в идеологическом плане был Первый крестовый поход. Люди действительно верили в то, что делали. Иерусалим пытались взять молитвой. Готфрид Бульонский отказался от титула "короля"
(а другой формы правления не было в те времена) и остался лишь "хранителем гроба господня".
Грязные, больные, ободранные, но действительно веровавшие люди. Для них христианство было не набором догм и собранием слов, а живой историей, волшебной сказкой со страшным концом, которая произошла
буквально вчера.
А уже начиная со Второго всё стало как бы "немножко не так". Может быть, потому что истинные фанатики ушли в Первый, может, почему-то ещё, но уже не так... Начали выходить на передний план экономические стимулы, демографические предпосылки.
(т.е., конечно,
стимулы эти и сразу существовали, но тут как-то начали осозноваться... а "осознание" проблемы очень часто приносит горечь...)
Третий и Четвёртый крестовые походы окончательно окончательно лишили эти мероприятия флёра идеологии "борьбы за своего бога".
Да и Европа уже начала
распадаться на отдельные национальные государства с централизованной властью. Правителям стало важна безопасность собственной территории. Европа перестала осознавать себя единым христианским миром, противостоящим нехристианскому.
Да и Папский престол ведёт себя не лучшим образом - именно в это
время появляется возможность снять с себя крестовый обет, просто заплатив некую сумму. Сама святость веры тем самым ставится под сомнение.
Постепенно утрачивается общее ощущение сопричастности к вере как таковой. Она утрачивает живую пульсацию, возможность коснуться её рукой. Ну и
постепенно начинает отходить на второй план. (Это не смерть, конечно. Именно в это время Папский престол наиболее силен, именно в это живут и проповедуют основатели орденов францисканцев и доминиканцев. Но и инквизиции до той поры не было. Просто не возникало нужды бороться за "чистоту веры" столь
массово. Не существовало практики религиозных войн внутри одной конфессии...)
И вот в начале 13 века происходит то, что в голове плохо укладывается. 8(
Весной 1212 года на севере Франции один из подпасков, мальчик по имени Стефан, внезапно объявляет себя посланником
божиим. И начинает проповедовать о том, что Крестовые походы не освободили Святую Землю от иноверцев, потому что сам подход был неверным (!). Что Святую Землю нельзя освободить никак иначе, кроме как верой. Нельзя идти туда с оружием, нельзя убивать по пути, нельзя сражать иноверцев. Нужно
вооружиться лишь молитвой. Ибо господь велел быть "как дети".
Короче говоря, Святую Землю освободят... дети...
Ну, мысль, конечно, оригинальная. Но мало ли каких мальчиков было в разные времена. И мало ли, что они говорили.
Однако ПЕРВАЯ странность в этой истории заключается
в том, что практически мгновенно эта идея распространяется по всей северной Франции. И десятки мальчиков (почему именно "мальчиков", думаю, понятно) начинают проповедовать на эту тему. (До сих пор неизвестно, чтобы за Стефаном и первыми проповедниками кто-тол стоял... Нет, это шло действительно из
глубины сердец. Правда, идею поддержал вновь созданный орден Францисканцев, но он не имел никакого политического веса - ни тогда, ни, собственно, никогда потом.)
Странность ВТОРАЯ: вместо того, чтобы надрать этим мальчикам уши, к ним начинают прислушиваться. План Стефана чрезвычайно
прост: идём без оружия и без запасов еды к морю - господь прокормит и защитит нас. Там, у моря, мы попросим бога и он поможет - воды расступятся перед нами, как некогда перед Моисеем. Ну и далее они идут в Иерусалим.
Странность ТРЕТЬЯ: дети (скорее, подростки, всё-таки) - и
крестьянские, и наследники богатых родов - уходят из дома и следуют за Стефаном. Понятное дело, что тут же нашлись взрослые, которые нагревали на этом руки... но факт остаётся фактом... когда уже несколько тысяч детей двигалось по дорогам на юг Франции, в это дело вмешался король Французский (есть
версии, что по просьбе Папы) и приказал разойтись по домам... Ха! как думаете, послушались ли его?....
Короче говоря, в августе 2012 в Марсель пришло по разным источникам от 20 до 30 тысяч человек, основной частью которых были подростки. И дети молились на берегу моря, чтобы воды
расступились и пропустили их. (Очень хочется написать, что так и было, но... чуда не случилось)
Дети, разочаровавшись во взрослых, сами решили исправлять мир.
Они видели, что истинность веры утрачивалась, и сами хотели вернуть её чистоту.
ни одному писателю
такого не придумать...
чудо!...
=======================
1). закончилось всё плохо... но Фридих II потом за них отомстил... и дело вообще дошло до отлучения от церкви города Иерусалима...
2). в это же время, вторая "армия светлых сил" шла из Германии, через Альпы... их
вёл 8-летний (!) Николя ... но историей уже установлено, что за ним стоял взрослый человек... поэтому про них я не говорю.... хотя их тоже было несколько тысяч... (по некоторым оценкам - тоже от 10 до 20...)
Ибо господь велел быть "как дети".
Короче говоря, Святую Землю освободят... дети...
Как там нащёт Святой Земли- не знаю, но заповедь "будьте как дети" подразумевает не детскую модель поведения, а восприятие мира- чистое,
детское, лишенное цинизма и корысти..
я читала версию, что он якобы ждал, пока умрёт последний человек, помнящий египетское рабство...
Какое рабство? Это Иосиф надоумил Фараона, как поработить всех египтян при помощи ссудного процента.
Моисей довел евреев до
Иерихона за пару месяцев. Да только они засс... оробели город штурмовать. Ну и бог ихний осерчал и погнал по пустыням 40 лет шляться. :weep:
Цитата: От пользователя: ключ
ну да... на Калке была битва
Еще раз. Историки "знают" поименно всех
участников битвы с обеих сторон, рисуют схемы атак, по минутам ход битвы расписали. Только вот где эта самая Калка находится до сих пор понять не могут. :-D
Меня тоже удивляют некоторые происходившие там вещи.
В частности, почему, когда к грубым солдатикам пришла некая девица и объявила себя Орлеанской девой, ее не использовали так же, как использовали кучу подвернувшихся под руку девиц, а ей поверили и за ней пошли... И у нее получилось!
Все-таки средневековые европейцы были романтиками!
Цитата: Самое детальное повествование о детских Крестовых походах содержится в хронике цистерцианского монаха Альбрика де Труафонтэн (аббатство близ Шалона на Марне), но это-то повествование, как выяснено учеными, является и наименее достоверным...
Сколько-нибудь связное освещение
фактическая история детских Крестовых походов получила только в произведениях, написанных 40–50 лет спустя после описываемых в них событий, — в компилятивном сочинении французского монаха-доминиканца Винцента из Бовэ "Историческое зерцало", в "Большой хронике" английского монаха из Сент-Албанса
Матвея Парижского и в некоторых других, где исторические факты, однако, почти целиком растворяются в авторской фантазии...
Рассказ Альбрика де Труафонтэн от начала до конца — чистая фантазия...
Современный западногерманский историк Г.Э. Майер усматривает корень детских
Крестовых походов в средневековом представлении, по которому дети как бы отмечены печатью богоизбранности, поскольку они невинны и вместе с тем не владеют никаким имуществом, т.е. ближе всего стоят к Христу...
П. Рэдс развил это наблюдение. Углубленно проанализировав все источники,
содержащие какие-либо сведения по этому вопросу, путем тонкого филологического анализа их терминологии он пришел к твердому заключению, что детские Крестовые походы вовсе не были таковыми.
Еще можно о Гамельнском крысолове, Вильгельме Телле и пресвитере Иоанне поговорить.
:-)
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)