поиск:    

 
переход:  

Общение
Общение
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Знакомства,   Личные сообщения  |  Форумы:  Карта,   Знакомства,   Общение любителей животных,   В добрые руки: кошки,   В добрые руки: собаки,   Поможем, чем сможем,   Общение соседей,   Рыбалка

  Форумы  > Культура, личность и общество  

Декарт


Список Тем  |   Поиск  |   Правила  |   Статистика  |
1 | 2 | следующая страницапоследняя страница
Декарт   #158013  наверх
Автор:    (О пользователе)
Дата:   

Философ и математик, дворянин, "изнеженный человек, читал мало", "отец новой европейской философии", католик (?). Что вы о нем знаете и что вы о нем думаете? Спасибо.
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #158018  наверх
Автор: Мари  (О пользователе)
Дата:   

Дуэлянт.. которому на дуэли отрезали кончик носа...

СТК, все то тебе надо знать, кто, что думает...:-p
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #158033  наверх
Автор: кАш   (О пользователе)
Дата:   


Цитата:
Философ и математик, дворянин, "изнеженный человек, читал мало", "отец новой европейской философии", католик (?).


Что-то я сомневаюсь;-) :-) :-p
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #158035  наверх
Автор: Очень злой дядя
Дата:   

Основоположенник аналитической геометрии: система координат, уравнения первого и второго порядков.

ГипЕрбола или гипербОла :-)

[Сообщение изменено пользователем 08.05.2003 13:47]
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #158039  наверх
Автор: STK   (О пользователе)
Дата:   

Каш, не надо делать акающие движения челюстными мышцами.

:-)
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #158040  наверх
Автор: Мари  (О пользователе)
Дата:   

Ну, основоположник Эвклид...
И гипЕрбола...:-)
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #158042  наверх
Автор: STK   (О пользователе)
Дата:   

Что, пятница, да?
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #158045  наверх
Автор: кАш   (О пользователе)
Дата:   

СТК, сорри, не понял твой пост...
Это типа "отвечай по теме"?
Дык я и ответил... Больше ничё о Декарте не помню...:-)
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #158052  наверх
Автор: STK   (О пользователе)
Дата:   

Ну, типа, да, по теме... Не помнишь, значит. Жаль. Вообще интересно, кто что сказать сможет, и особенно из новичков...
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #158160  наверх
Автор: Аспид
Дата:   

Решение дилеммы тела и души, приемлемое для церкви. Открыл эру анатомических театров. Медики обязаны.
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #158209  наверх
Автор: Капитан усмехнулся  (О пользователе)
Дата:   

Аспид, как это он её решил? Мне интересно, я не участвовал. :-)
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #158259  наверх
Автор: Аспид
Дата:   

Ну, неск-ко утрированно: тело - это мясо, душа вселяется после зачатия. Отдельная она. Раньше церковь с подозрением относилась к надругательствам анатомов (тем приходилось таиться). А тут вроде и смирилась. Душа отделяется, мясо можно резать. Врачи тут же понаделали открытий.
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #158526  наверх
Автор: aser
Дата:   

Изнеженный?

Стэк,
прочти М. Мамардашвили "Картезианские размышления".

я просто помолчу о Декарте в свете вышеуказанной книги.
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #158534  наверх
Автор: Порки
Дата:   

Рене Декарт (1596-1650) - основоположник
современной западной философии, как это признается
многими исследователями истории философии.
Он родился во Франции в местечке Лаэ. Учился в
иезуитском колледже Ла-Флеш, получил образование по
специальности права в 1616 г. Много путешествовал по
Германии, Италии, Голландии и Франции. В течение
некоторого времени служил сначала в протестантской, а
затем в католической Баварской армии. Именно в этот
период в Ульме ему предоставилась возможность в течение
суровой зимы провести некоторое время в жарко
натопленной комнате, чтобы поразмышлять и развить свой
подход к философии.
Он был как математиком, так и философом,
ставившим перед собой задачу создать заново философию,
установив ее на незыблемых основах несомненного знания.
Был абсолютно неудовлетворен всем корпусом знания,
который приобрел в колледже и который отражал состояние
философии в то время, и стремился пересмотреть все
прошлые традиции, но в отличие от Бэкона обращался не к
опыту, а к разуму. Основой для преобразования философии
считал математику, и поэтому усиленно занимался ею.
Друзья, с которыми он интенсивно общается на
протяжении всей своей деятельности, в частности Мерсенн,
также поддерживают его в этом намерении. Вокруг него
собирается кружок друзей по общности интересов, который
впоследствии перерос в Академию наук Франции.
В 1629 г. он переселяется в Нидерланды, где прошла
главная часть его жизни и деятельности и где он прожил
около 20 лет.
Как-то в своем произведении Декарт писал, что его не
устраивает кабинетная ученость и что все можно найти в
"великой книге мира и в себе самом", и всю свою жизнь
следовал этим принципам. Прежде всего он изучал мир и
поэтому мало читал произведений других авторов, считая,
что не стоит зря тратить время. Декарт был
экспериментатором и исследователем, чем напоминал
Галилея, и хватался за все, что могло дать практическое
применение, поэтому он был не только философом, но и
крупнейшим ученым. Он - создатель современной алгебры и
аналитической геометрии и один из создателей механики.
Декарт - автор закона преломления света, он много сделал
для физиологии, психологии, физики.
Основные сочинения Декарта: "Рассуждения о
методе" (1637), "Метафизические размышления" (1641),
"Начала философии" (1644), "Правила для руководства ума"
и др.
Философия для Декарта предстает основой всех наук,
в фундаменте которой находится метафизика. Он писал в
"Началах философии":
"Вся философия подобна дереву, корни которого -
метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие от этого
ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным:
медицине, механике и этике. Подобно тому, как плоды
собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с
концов ветвей, так и особая полезность философии зависит
от тех ее частей, которые могут быть изучены только под
конец" [Избр. произв. С. 421].
Декарт отбрасывает бесплодность умозрительной
школьной философии и противопоставляет ей такую
практическую философию, при помощи которой, зная силу и
действия огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех других
окружающих нас тел, мы могли бы точным способом
использовать их для разных целей и сделать хозяевами и
господами природы. Практический метод Декарта состоит в
переходе от общего к частному, основой которого всегда
выступала математика. Он считает, что все науки должны
быть подчинены математике: она должна иметь статус
"всеобщей математики, ибо содержит в себе все то, благодаря
чему другие называются частями математики" [Избр. произв.
С. 93-94]. Это означало, что познание природы представляет
собой познание всего того, что может быть зафиксировано
математически.
Декарт связывал научное мышление с философскими
принципами и стремился подвести под эту связь
рациональную основу, пытаясь обосновать основные
исходные установки философии. Поэтому он считается
основоположником современной западной философии.
Декарт стремился построить научное знание в
систематическом виде, а это возможно только, если оно
будет воздвигнуто на очевидном и достоверном
утверждении. Таким утверждением Декарт считал суждение:
"Я мыслю, следовательно, существую" (Cogito, ergo sum).
Ход мысли Декарта таков: все необходимо подвергать
сомнению, так как во всем можно сомневаться, кроме
мышления. Даже если мои мысли ошибочны, все равно я
думаю, когда они приходят ко мне. Декарт использует
термин "мышление", чтобы охватить все сознательную
духовную деятельность. Уверенность, что он есть "мыслящая
вещь", дает Декарту основу для конструирования всего
здания знания. Он установил это посредством метода
сомнения и того, что он называет "светом разума". Однако
это не скепсис, который был в античной философии,
сомнение для Декарта - лишь средство построения прочного
знания, а не самоцель. Скепсис Декарта - скепсис
методологический, который должен привести к первичной
достоверности.
Если для Бэкона исходная достоверность состояла в
том, чтобы опираться на чувственное познание, опыт, то
Декарт как рационалист не удовлетворяется этим, так как
понимает, что чувства могут обманывать человека и что на
них опираться никак нельзя. Он также полагал, что нельзя
доверяться авторитетам, так как возникает вопрос о том,
откуда возникает достоверность авторитетов. Декарту
необходимо такое основание, которое не вызывает никакого
сомнения. Он пишет, что если отбросить и провозгласить
ложным все, в чем можно сомневаться, то можно
предположить, что нет Бога, неба, тела, но нельзя сказать, что
не существуем мы, которые таким образом мыслим. Ибо это
неестественно считать, что то, что мыслит, не существует. А
потому тот факт, который выражается словами: "Я мыслю,
следовательно, существую", является самым
достовернейшим для тех, кто правильно философствует.
"Cogito" Декарта тесным образом связано с развитием
прежде всего математики, естествознания. Декарт писал, что
лишь арифметика и геометрия содержат нечто достоверное и
несомненное. И во сне и наяву, говорит Декарт, два плюс три
всегда равняется пяти, а прямоугольник имеет не больше
четырех сторон. Невозможно, чтобы такие очевидные истины
подвергались сомнению.
"Cogito" Декарта - это мыслящая субстанция, которая
открыта нам непосредственно, в то время как другая
субстанция, а именно материальная, раскрывается нам
опосредованно. Таким образом, мыслящая субстанция - это
мышление, а материальная субстанция - это тело, она
обладает акциденциями - формой, положением, движением
на месте и т.д. Мыслящая субстанция не обладает
протяженностью, она неделима, материальная же субстанция,
или телесная, наоборот, обладает протяженностью, она
делима на отдельные части.
Для Декарта материя является предметом изучения
метафизики, а материя - предметом изучения физики.
Материя - такая субстанция, которая делится до
бесконечности. В то же время Декарт не признавал атомов,
для него не существовало и пустоты.
Декарт своим учением заложил основы дуализма -
противопоставления двух субстанций: мышления и материи.
Он признает, что мышление и материя не зависят друг от
друга. Субстанция - это такая пещь, которая для своего
существования не нуждается ни в чем, а только в самой себе.
Поэтому Декарт приходил к выводу, что совершенной
субстанцией является только Бог, который для него - лишь
гарант истинности познания; По Декарту, Бог не способен
обманывать человека, как это случается сплошь и рядом в
жизни.
Декарт придерживался принципа гносеологического
оптимизма, согласно которому возможности познания
безграничны.
Основной акциденцией материи является, по Декарту,
протяжение, распространенность. Хотя у материи есть и
другие свойства, все они выступают производными по
отношению к распространенности, поэтому все можно свести
к этому понятию.
Тесно связана с проблемой протяженности вещей и
проблема движения, источник которого Декарт видит вне
материи, тел. Если приведенное в движение тело движется,
то его может привести в состояние покоя нечто такое, что
находится вне поля. Это была четко механистическая
позиция. Механика для Декарта выступала как важнейшая
конкретизация "всеобщей математики".
В своей физике Декарт развивает концепцию
механистического детерминизма, которая нашла выражение в
создании космогонистической гипотезы. Эта гипотеза
содержала в себе прежде всего эволюционистскую
концепцию мира. Декарт писал, что материальные вещи
легче познать, видя их постепенное возникновение, чем
рассматривая их как совершенно готовые. В
космогонистической гипотезе Декарта роль Бога состояла
лишь в создании материи и придании ей первоначального
толчка, в результате которого возникает хаотическое
движение. Ликвидация этого хаотического движения и
образование Солнечной системы происходят уже по законам
механики - вихреобразных движений. В космогонической
гипотезе Декарта важна сама идея развития хотя и
страдающая многими недостатками механистического
порядка. Более совершенная космогоническая гипотеза
Канта-Лапласа появилась лишь спустя полтора века после
Декарта.
Механицизм Декарта проявился во всех других
областях исследования, в частности, в объяснении характера
деятельности растительных и в особенности животных
организмов. Он явился предшественником открытия
безусловных ответных реакций организма, задолго как эта
теория была разработана И.П. Павловым.
Из этих основных положений картезианской
философии вытекал основной принцип механицизма
Декарта, а именно, что человек представляет собой машину,
своеобразную, но все-таки машину, лишенную какой-либо
души, ни растительной, ни чувствующей. Действия человека
в своей непроизвольной, безусловно-рефлекторной форме
подобны действиям животного.
Одним из проявлений механистического подхода к
человеку явилось учение Декарта о страстях. Он
рассматривает страсти, которыми обладает человеческий
организм, больше с физиологической точки зрения, считая,
что страсти отражают те или иные действия человеческого
тела. Все многообразие человеческих страстей он свел к
шести основным: удивлению, любви, ненависти, желанию,
радости, печали.
Рационализм Декарта проявлялся также в
рассмотрении человека как разумного существа, которого
отличают прежде всего целесообразная деятельность и речь.
Решая психофизиологическую проблему соотношения
духовного и телесного, Декарт признавал независимость
первого от второго. Для Декарта мыслительное,
интеллектуальное является единственно истинным,
начальным и преобладающим. Однако Декарт все не
признает, что материальная и духовная субстанции могут
повлиять на направление течения процессов в
противоположной субстанции. Более того, Декарт пытался
определить центр сосредоточения этой связи чисто
механически, а именно: в шишковидной железе мозга.
Декарт признавал существование у человека
врожденных идей, которые характеризуются независимостью
от внешних предметов, ясностью, отчетливостью, простотой.
Высшим врожденным понятием выступает понятие Бога.
Кроме врожденных понятий существуют и врожденные
аксиомы, как например: "две величины, равные третьей,
равны между собой". К врожденным Декарт относил также и
логические законы.
Познание, по Декарту, освещено светом разума, а
заблуждение возникает вследствие того, что человек
обладает свободной волей, которая представляет собой
иррациональное начало в человеке.
В "Рассуждении о методе" Декарт описывает те
правила, которые дают способ достижения наиболее
истинного, достоверного познания. Эти правила, которых
придерживался и сам Декарт, следующие:
1) исходить в своих рассуждениях только из таких
положений, которые предстают в уме ясными и отчетливыми
и не вызывают никаких сомнений в своей истинности; 2)
разделять каждую сложную проблему на составляющие ее
частные вопросы, чтобы каждую часть в отдельность лучше
разрешить; 3) в своих рассуждениях стараться переходить от
предметов самых простых и легко познаваемых к познанию
более сложных вещей, от известного и доказанного - к менее
известному и недоказанному; 4) стараться не совершать
никаких пропусков в своих рассуждениях в процессе
логического хода мыслей.
Роль Декарта и его философии трудно переоценить.
Влияние его на всю последующую философскую мысль
огромно. Учение и различные направления в философии,
развивавшие идеи Декарта, получили название
картезианство (от латинизированной формы его имени -
Картезия).
(Страницы биографии философов) ( с )
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #158536  наверх
Автор: aser
Дата:   

Порки,
вот за такие лекции философию люди и не любят...
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #158538  наверх
Автор: Порки
Дата:   

А я обожаю,и Капитан любит.Жалко его нет.Так здорово дискутировать с ним и Омеллой
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #158541  наверх
Автор: aser
Дата:   

Прости, Гсподи...

ЧТО ты обожаешь?
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #158579  наверх
Автор: Капитан усмехнулся  (О пользователе)
Дата:   

Порки, блин, загнать текст в Word и заменить переводы строки на пробелы - дело 10 секунд. Ну неужели сложно было? Вам-то самому визуально нравится получившееся?

P.S. Я вовсе не люблю дискуссию ради самой дискуссии. У меня здесь другие цели.
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #159712  наверх
Автор: STK   (О пользователе)
Дата:   

Касательно Мамардашвили. Спасибо, прочту, но только в течении двух месяцев примерно, а не сразу сейчас. Пока у меня по теме Расселл, цитаты оттуда.
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #159773  наверх
Автор: Капитан усмехнулся  (О пользователе)
Дата:   

Аспид, а Вы как полагаете насчёт души и мяса?
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #159775  наверх
Автор: Lupus*  (О пользователе)
Дата:   

"душа - это пища. Её едят" (с)
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #159825  наверх
Автор: Смерч
Дата:   

Да, умный был мужик этот Декарт, но для своего времени.
Он первый заговорил о рефлекторной дуге и это представление сохранялось в физиологии несколько веков до Павлова. Правда странно, что здесь написано


Цитата:
Он явился предшественником открытия
безусловных ответных реакций организма, задолго как эта
теория была разработана И.П. Павловым.


Павлов знаменит теорией об условных рефлексах. Впрочем, это многие знают. А вот кто знает, что после Павлова был еще такой советский академик Анохин, который пошел дальше в своей теории Опережающего отражения. Фактически и условные и безусловные рефлексы лишь следствия. Общее свойство всей живой материи реагировать с опрережением во времени. Это четкий критерий отличия живого от не живого.
Даже простейшая амеба получила возможность приспосабливаться и выживать только за счет возможности "предвидеть" и заранее изменяя свой химический состав выживать в изменяющихся условиях - принцип приспособления. Это первичная "микросхема" на которой основаны и функции работы мозга.
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #159835  наверх
Автор: Андрэ_Бретон  (О пользователе)
Дата:   

Люпус:

Душа - сама кушает. :-) "Пища для души" и все такое...
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #160006  наверх
Автор: Аспид
Дата:   

Кэп, полагаю с какой точки зрения?

(Но где-то кажется, что душа - более фикция, нежели мясо).
:-)
  |  Поделиться:  
Re: Декарт   #160008  наверх
Автор: STK   (О пользователе)
Дата:   

Смерч, можно поподробнее про Анохина или ссылку?
  |  Поделиться:  
Список Тем  |   Поиск  |   Правила  |   Статистика  |
1 | 2 | следующая страницапоследняя страница

Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь. Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на эту же страницу)


 Мой E1 
 
Вход для зарегистрированных пользователей:
E-mail:
Пароль:
Если Вы не зарегистрированы, то добро пожаловать на страницу регистрации.
Если Вы зарегистрированы, но забыли пароль, Вы можете его запросить.

Развернуть блок
 Погода