Заметки турыста, пробежавшего часть первого этажа Третьяковки и потерпевшего неожиданное поражение в борьбе с искусством (да сморщится благородный нос ценителя перед банальной неудачей неофита в назидание неблагодарным потомкам).
Третьяковскую галерею найти просто. Туризм есть туризм.
Двухэтажное здание, внутри в фойе кислого вида дамы-служители (они там все такие), галдящие дети и очень разные иностранцы. Чисто, опрятно. Экспортно.
Так ходить в Третьяковку, как я сходил - нельзя. Не читается эта книга по диагонали. Два зала в день или три. И на воздух - думать. И
завтра - обратно. Кстати, 225 рублей за вход для взрослых. А я, балда, прошел эдак пятнадцать залов за час, вглядываясь, пусть кратко, но в каждую картину, получил контузию от избытка информации (буквально - как будто часов шесть с экрана какую-нибудь техдокументацию читал) и вышел с больной
головой. Не повторяйте, в общем. Это неправильный метод.
Осколки зеркала, штрихи, полувпечатления, детали, имена - все, что осталось мне. Придворные живописцы Романовых? Не помню даже имен. Ощущение Фотошопа: пылинки убраны. Замазаны. Но вот страшный алексеевский портрет Павла Первого
(а рядом эскиз, еще страшнее), и тут же шубинский бюст его же. Да еще пошли ассоциации с Тыняновым. Гордый мальчик, очень больной, но он император, и смерть его близка... И тут - Васнецов, а потом Суриков и Репин. Это шок. У мастеров есть некая четкость, их кисти остры, как бритвы Оккама: выделить
главное. Три русские картины: "Боярыня Морозова", "Три богатыря", "Александр Третий" (репинская). Боярыня - ноль ассоциаций: плоскость. Очень далеко это от меня. Раскольница слишком далека, а толпа слишком близка, толпа не изменилась... Три богатыря: гэг, самопародия, что ли? Добрыня - никакой,
Алеша - инфант, Илюха в таком контексте не воспринимается. Позирует, кажется. И Александр Третий в окружении толпы - вот вам русская национальная идея. Русский генерал-император, дородный, уверенный - и толпа, глядящая на него, разинувши рты, перегибаясь поверх голов - увидеть. И поп рядом,
естественно.
Шишкин. Живописец. От слова "живой". Кипренский: лица. Блики на стеклах картин, черт возьми. Боголюбов: серые марины и вдруг одна пронзительно-синяя, небо, вода, облака, Смольный монастырь. Этот человек верил в Бога. Федотов - наверно, сильнее Джерома. Айвазовский, "Черное
море": горизонт ровно посередине, почему картина не разваливается? Крамской, Верещагин, Тропинин, Ге, Брюллов, неизвестный художник, нарисовавший "Портрет неизвестного", как звали тебя? Зарянко, портрет какой-то знатной дамы в белом платье и видно - это портрет платья. Пошутил он так, наверное.
Картины, картины, подписи, дети, блики, лабиринт залов, водоворот, надо наружу, это уже отравление.
Вот так. Второй раз не пошел, не успел. Потом, после. Выделю месяц когда-нибудь, возможно, хватит...
Первый раз приобщилась к грандиозному в Русском музее. Мне было лет 13-14. Экскурсия закончилась, а уходить не хотелось, накатывало отчаяние, что вот это еще не видела, вот там еще не была, а вот то посмотрела бы еще раз... Вообщем, привела в бешенство старшую группы, отказываясь ехать на обед с
группой. И осталась-таки в музее до закрытия ! Но все-равно, то же впечатление обрывков, что и посетившего Третьяковку STK.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)