«Хочу, чтобы сильным, хочу, чтобы гордым запомнили люди меня на земле…» - поётся в известной песне в исполнении В.Леонтьева. Речь там о последнем часе Цыгана. «Конь мой конь, неси меня мой верный конь!...»
Что для нас – Гагарин. Это - наш триумф, это - всеобщее ликование, это - обаятельная
улыбка.
Что для нас Валерий Харламов. Это - искромётная игра, это - восхищение (по обе стороны океана), это – сердце «Красной машины».
Что для нас Владимир Высоцкий. Это - жизнь «на разрыв аорты». Это – Правда. Это – океан под названием «Песни Высоцкого». Это – «Ворр должен сидеть в
тюрьме!»
А что для нас … Тутанхамон? Это – мумия! И всё. Не смотря на то, что он оставил после себя одно из главных «чудес света» - пирамиду.
К чему это я.
Коммунисты, не желая того, делают плохую услугу покойному Ульянову В.И., не давая его захоронить традиционным способом. Как
основатель распавшегося государства, он будет знаменит ещё очень не долго. Что он ещё сделал? Прикончил Российскую Империю? Какая-то не очень позитивная слава. Большевики её и не педалируют, придумав термин «свержение царизма». Что же остаётся? Уже значительная часть нынешнего поколения воспринимает
Ленина, как мумию в Мавзолее на Красной площади.
Вот со Сталиным так почему-то не происходит, и даже с Карлом Марксом. :-)
Цитата: От пользователя: diadia_sasha Что для нас – Гагарин. Это - наш триумф, это - всеобщее ликование, это - обаятельная улыбка.
Бумажный солдат Год выпуска: 2008 Страна: Россия Жанр: Драма Продолжительность: 01:53:33 Размер: 1.36Гб Режиссер: Алексей Герман мл. В ролях: Мераб
Нинидзе, Чулпан Хаматова, Анастасия Шевелева, Денис Рейшахрит, Руслан Ибрагимов, Александр Глебов, Федор Лавров, Валентин Кузнецов Описание: События фильма разворачиваются в 1961 году на Байконуре. Лента рассказывает о шести неделях жизни врача Даниила Покровского, который готовит
отряды космонавтов к выходу в космос, разрываясь от страха за этих героических людей и любви и жалости к двум близким ему женщинам — жене и любовнице.
Рецензия на художественный фильм Бумажный Солдат. Реж. Алексей Герман-мл.
Повествование фильма происходит около
события-легенды ХХ века, запуска первого человека в Космос, в далеком СССР образца 1961 года. Географически - в двух точках страны – немного в Москве и в основном - Казахстане, в поселке специалистов космодрома Байконур, его окрестностях.
Фильм в основе своей построен в форме обратной
ретроспекции к полету Гагарина, своеобразные главы фильма – по-недельны – от 6-ой недели до полета, до дня знаменательного полета, и затем, в качестве эпилога – 10 лет спустя.
Главный герой фильма - врач Даниил (или попросту Даня), уроженец солнечного Тбилиси, потомственный врач,
родители которого были репрессированы и погибли. Сам Даня - терапевт, симпатичный, даже красивый мужчина, в расцвете сил, мониторит состояние здоровья группы будущих космонавтов, курирует в числе множества других специалистов медицинский аспект полета человека в космос. По ходу этого дела он
успешно защищает кандидатскую диссертацию как докторскую, у него есть прекрасная, умная и интеллигентная жена Нина, которая также работает в команде медиков в данном космическом проекте, есть интересные друзья из медицинской и художественной интеллигенции. Одним словом, есть статусное дело, есть
семья, есть хлеб, есть вино, точнее водка, и есть те, с кем вполне приятно его пить….
Но, увы, не все так просто, фильм не получился как сугубо трогательный семейный роман или ура-патриотический эпос легендарному советскому космическому свершению, и, похоже, по почерку авторов
повествования – не получился намеренно. Голос за кадром, объявляющий главы-недели в фильме – бесчувственный, голос за кадром эмоционально подавлен к происходящему на экране, как будто события в фильме проходят по всем уже известному и порядком поднадоевшему, заранее обреченному, безрадостному кругу.
И действительно, антураж и действо фильма – рутинно и уныло, более того - просто гнетущи. Пасмурный, сырой климат, мрачное, по-человечески неуютное пространство даже в сценах в Москве на природе, кричащая бытовая необустроенность в Казахстане, поселок специалистов - в чистом поле, без
дорог и тротуаров, одни направления. Через весь фильм – тотальная простуда, кашель, курение всех основных персонажей.
Повествование авторов фильма об осуществлении технической части космического проекта также не придает оптимизма. Катапульта не срабатывает, кукла разбивается, парашют
не раскрывается. В барокамере по-будничному погибает один из группы космонавтов. Будущие космонавты понимают, что не случайно их называют лайками.
Научный руководитель Даниила на фоне беспокойств других, Дани, да даже его жены, - о гуманности, врачебной этичности формы осуществления
космического проекта - самоиммигрировался в бытовизм, эклектизм, он отстраненно вещает о более чем второстепенном – опять велосипед пропал, лебедя в этом подмосковном пруду, около которого происходят тренировки будущих космонавтов, знают многие москвичи, так пишут в газете… Но это - его форма
выживания, которая прекрасно себя зарекомендовала еще при Сталине. Есть слово «надо», есть «приказ», и не рассуждать, живи внутри себя и в сугубо своем, крайне обытовизированном мире…
Даня еще молод, зелен, и увы – еще не настолько адаптирован к реальной российско-советской
действительности. Даниил сомневается и в своей полной самоотдаче в своей диссертации, ее ценности, почти накануне защиты он даже ее сжигал, жена помогает ему на время самовнушиться в обратном и что главное сейчас – получать с этого своего нового, докторского, статуса социальные дивиденды, да и пора
завести ребенка. Друзья Дани рассуждают на даче о том, что «русская интеллигенция уже 200 лет как несогласна сама с собой, она окончательно запуталась». Кто-то из них еще верует в светлое, антисталинское, гуманистически комфортное будущее страны.
Даня тоже пытается верить. Но тот
рулетка-розыгрыш, который происходит у него на работе с жизнями будущих космонавтов, все более подтачивает его веру в приближение действительно новой, гуманистической эры, а не только эры технической. Именно эти душевные страдания служат причиной его размолвки с женой. За неделю до знаменательного
полета Гагарина, когда супруга приезжает к нему в Казахстан, он поясняет ей свое отношение к новой своей подруге Ане: «Я не к ней ушел, я вообще ушел…» Одному коллеге он замечает: «Я сделал запись в дневнике – завтра мы отправляем человека на смерть».
Его жена Нина умна, демонстрирует отличные оппонентские качества: «Ты не сравнивай себя с великими учеными, они жертвовали собой, а ты – другими… Мой папа тоже любил лозунги, и вообще – не понимаю, как ты можешь заниматься этим… Эти ваши ракеты вообще-то
чтоб бомбы доставлять…»
В день успешного запуска первого космонавта в космос Даня, подточенный психофизиологическими и душевными нагрузками, умирает от остановки сердца, но накануне ему снится сон, в котором его покойный отец просто и профессионально объясняет сыну, с чем связаны его
психофизиологические недомогания: «два противоположных приказа-импульса в коре головного мозга давят друг на друга. Мозг хочет поступить одним образом, но ты заставляешь его делать противоположное. Это ежедневно происходит с каждым, но иногда взаимопротивоположные импульсы настолько сильны, что
возникает болезнь. Ты занимаешься делом, противным самоей твоей природе человеческой, обрекаешь кого-то на смерть, но ты же врач…»
Полет в неизвестность – летмотив фильма. Полет в неизвестность в двух аспектах, как непосредственно успешный полет человека в космос. Но еще более важным
для Дани, для его друзей интеллигентов - является успешный полет в гуманистическое будущее. Это мечтательный полет советской интеллигенции, обнадеженной периодом оттепели и осуждением КПСС сталинизма.
Последние сцены фильма происходят уже 10 лет спустя после успешного полета Гагарина и
смерти Дани. Нина и Аня – близкие подруги. Они вновь на даче у старого друга Дани - скульптора. Опять художественная, научная интеллигенция дискутирует о будущем. Опять есть надежда на что-то светлое. Но вся десятилетняя разница между двумя сборами старых друзей – что, кто-то повесился, кто-кто
собираеца просто валить из СССР, кто-то погрузился в бытовизм-семьянизм…
Супруга Дани, еще в 1961 году, с одним из друзей Дани, артистом, напевает песню Булата Окуджавы под гитару, которая во многом и отражает соль фильма:
Один солдат на свете жил,красивый и отважный, но
он игрушкой детской был: ведь был солдат бумажный.
Он переделать мир хотел, чтоб был счастливым каждый, а сам на ниточке висел: ведь был солдат бумажный.
Он был бы рад - в огонь и в дым,за вас погибнуть дважды,но потешались вы над ним: ведь был солдат бумажный.
Не доверяли вы ему своих секретов важных, а почему? А потому, что был солдат бумажный.
А он судьбу свою кляня Не тихой жизни жаждал. И все просил: огня, огня. Забыв, что он бумажный.
В огонь? Ну что ж, иди! Идешь? И он шагнул однажды, и там сгорел он ни за грош: ведь был
солдат бумажный.
Интеллигент в России всегда мечтал построить хорошее, гуманистическое будущее, но никогда и не знал как это сделать, да и особо-то и не пытался разобраться в этом технически. И эти бесполезные круги «бумажных соладт» пока, увы, так и повторяются. Бесконечные отвлеченные
сетования Даниила, его друзей- о том, что надо создать новое общество, где никто никого не будет унижать и ущемлять, да еще нередко - создать железной рукой… а искусство, наука – не продается, оно существует просто так, не из-за денег… - тому свидетельство. Очень амбициозные, но - бумажные -
солдатики и сами сгорают, и не вызывают никакого доверия у остального, более практичного, народа. Но их душевные искания и расстройства вызывают благодаря этому фильму некоторое зрительское сопереживание. Иногда большее, нежели у голоса за кадром.
---------------------------------------------------------- 8(
А что для нас … Тутанхамон? Это – мумия! И всё. Не смотря на то, что он оставил после себя одно из главных «чудес света» - пирамиду.
К чему это я.
Наверное к тому, что Тутанхамон не оставлял для нас пирамиды - разве что для
вас. Пафосна пишыте! :cool:
PS
Правда, весь пафос сводится к тому, что невежество все забудет - дайте только время. Что для вас Поддубный? Что для вас Козловский? Что для вас Био-Савар-Лаплас? Заплюсую, пожалуй
PPS
Примечание научного отдела: Захоронение
Тутанхамона было крайне неказистым, почему и оказалось единственным неразграбленным. Грабители его просто не нашли.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)