Человеку нетворческому, мне всегда было интересно: почему, как именно рождаются у автора имена героев его произведений?
Почему Александр Александрович Мирцев стал в оконцовке Михаилом Александровичем Берлиозом, Григорий Максимович Близнецов - Григорием Даниловичем Римским, а Фаланд -
Воландом? В то время, как Коровьев был таковым с самого начала. Чем руководствуется автор, нарекая своего героя?
Попутно, объясните мне, пожалуйста: что такое "белый ВЕНЧИК из роз"? Веночек из роз я понять могу, но венчик - это кухонная утварь, однозначно.
Я в 9 классе писала реферат про имена в комедиях Мольера. Якобы там есть закономерности. Вообще-то они есть, но вышла ерунда, хотя я её и защитила.
По-моему, автор называет героев сообразно своим ассоциациям. Например - этот герой толстый, а с толщиной у меня ассоциируется буква О. Значит,
фамилия на букву О. Или: похож на соседя Кузнецова, назову героя Ковалёвым.
Дон. Пепел Александра Александровича Блока стучит в Вашу грудь. Не дает заснуть поступь Двенадцати? С венчиком все в порядке, это может быть некий ореол. Если видели породистых голубей, то у них на голове венчик из перьев. Думаю, название кухонной утвари и произошло как раз из сходства с венчиком -
головным оперением.
ВЕНЧИК, -а, м. 1. см. венец. 2. Часть цветка, состоящая из отдельных или сросшихся лепестков (спец.) ||прил.. венчиковый, -ая, -ое. "Словарь русского языка" под редакций С.И. Ожегова
Так что не все тут так однозначно. В данном случае слово венчик
использовано, как видим, очень точно и как венец, и как цветы на голове, а не привычный терновый венок.
А что касается того как даются имена, то Алейда правильно говорит об ассоциациях. А как только речь заходит об ассоциациях, вопрос можно считать закрытым. :-)
Разве что немного
поболтать и сравнивать у кого и какие бывают. :-)
Венец должен быть терновым
По крайней мере - у мессии
А по Блоку получается, что и мессия плюгавенький, и венец у него хиленький, да и колючки - так себе.
Иллюстрация к фразе Ленина, что "интеллигенция - не мозг нации, а дерьмо"
Ассоциациии.. Можно только поспорить, насколько они индивидуальные или общечеловеческие или хотя бы свойственные всем носителям русского языка. Только на героях существующих произведений трудно проверить
Можно попробовать описать условный персонаж и присутствующие его нарекут как кому
захочется.
Скажем, персонаж - толстая мечтательная девушка в старомодных очках, некоммуникабельная, читающая дамские романы и витающая в облаках. Как назовем?
Или герой детектива - мистическое существо, оборотень. Работает в милиции а в полнолуние, или когда там положено, обращается
волком. Обладает качествами характера, которые принято приписывать волкам. Как назовем?
Лучше, если кто придумает более удачных персонажей.
Блок хотел изобразить интернационального Христа. По крайней мере, так меня учили. У католиков венец цветочный, а у старообрядцев пишется - Исус. То есть, смесь хотел сделать
Кобра (и вся общественность), а хотите сделаем так: я выложу сюда словесный портрет одного своего знакомого, а вы придумаете ему имя (предупреждаю: довольно длинный)? И сравним с настоящим.
Я вот не уверен насчет интернационализации блоковского Христа. Блок никогда не был интернационалистом в классическом понимании этого слова, хотя и происходил от католика Блока и православной Бекетовой. Сама идея "в белом венчике из роз впереди Исус Христос" сама по себе выглядела шокирующей, причем
и для бывших и для революционеров.
Цитата: Кобра (и вся общественность), а хотите сделаем так: я выложу сюда словесный портрет одного своего знакомого, а вы придумаете ему имя (предупреждаю: довольно длинный)? И сравним с настоящим.
Эл. Безусловно. Если идти от категорий символизма, то Исус в данном случае не царь, а мощнейший символ добра. То есть эти двенадцать ( в зубах цигарка, примят картуз) не щпана какая-нибудь, а носители высшего добра...
Цитата: Например - этот герой толстый, а с толщиной у меня ассоциируется буква О. Значит, фамилия на букву О. Или: похож на соседя Кузнецова, назову героя Ковалёвым.
Здесь абсолютно согласна.
Еще помню, когда читала Преступление и наказание, в конце книги были разные
коментарии к произведению. В том числе и разбор Имен. Например Софья - Мудрая (с гречечкого, кажется). Был Там такой персонаж Иван Иваныч. Его имя трактовалось как "масло масленое", Раскольников - ну тут понятно. Рскол, раскольник - на определенные ассоциации наводит. И так далее
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)