Нужны ли человеку непререкаемые авторитеты? Ну, как некий ориентир в жизни, маяк.
Для верующих, это, скорее всего и очевиднее всего, бог. А ещё? А для остальных?Есть ли таковые у вас?
У меня вот, например, в жизни есть один. Настолько, что я даже мысли не допускаю, что с ним можно
спорить, можно не полсушаться, если скажет.
В политике есть. В форуме.. был, но исчез.
Зачем они? Может, от того, что внутренний стержень иногда прогибается?..
Ключ -
в форуме, ваш авторитет это... назовем его Шер-Хан :-) (сорри, не удержался)
Безусловных и абсолютных авторитетов не должно быть. Их наличие, на мой взгляд, показывает лишь желание человека полностью переложить ответственность за свои поступки, мысли и т.д.
на "другую голову".
Отвечаю первое, что пришло в голову, как только прочитала название темы. Омар Хайям - по житейским мудростям и описанию характерных свойств человеческих существ, Бенждамин Спок - по воспитанию детей.
наличие у человека непререкаемого авторитета, имхо, говорит о его неуверенности в себе, своей значимости, своих силах... это только имхо:-)
не имею такового.
С детства отличался тем, что никого ни в грош не ставил, пытался выделиться, соригинальничать, проявить свою особость. :-(
Почему-то, меня называли высокомерным, мама обижается, что я ее не уважаю... В школе, как-то, учительница, которую я любил, сказала, что не знает, чего от меня ожидать,
поскольку, не знает, на кого я ориентируюсь в жизни...
Вот, вкратце, негативные моменты.
Ключ в том (извините за каламбур), что безавторитетность - это принятие ответственности на себя за свои слова, мысли и поступки. ИМХО, так жить лучше.
Есть люди к мнению которых стоит прислушиваться, но не всегда и во всем... Т.е. разделять вот в этой области он авторитет, а здесь извините профан... А вообще по жизни свое, выстраданное и продуманное мнение как-то надежней... Его и поменять если что можно и отстаивается при случае тверже...
Кстати, насчёт самураев было бы легко ответить - спросите об этом у самураев. Но подумал, что тут ещё один аспект. Как известно, в числе догматов (если так можно выразиться) бусидо были безграничная преданность своему господину (включающая обязанность сепукку при
определённом наборе обстоятельств и событий, связанных с господином) и отсутствие боязни смерти. Последнее ни в коем случае не означало презрения к смерти или отсутствия чувства опасности. Просто постоянная готовность к смерти.
Так вот, и то и другое можно объединить общим понятием -
отрешение от собственной личности, т.е. снижение её значимости в своей системе ценностей. Ведь к "не сотвори себе кумира" можно добавить - в том числе и себя.
А где ж сказано, что господин должен быть для самурая авторитетом?
Самурай служит не господину, а идее господина. Самурай будет служить даже господину, делающему ошибки, господину низких душевных качеств и т.п. Можно сказать, что служение самурая находится в самом
самурае.
Даже в России дворяне служили Государю, а не человеку, которым Государь персонифицирован.
Андре,
не могу сказать, что являюсь глубоким знатоком бусидо, но как-то что-то почему-то про служение идеи господина я не слышала. Были самураи и без господина (не помню сейчас, как назывались), но ведь их было немного.
Ладно, пусть даже так.Тогда по-другому. Уважение к человеку
может иметь градации? Если да, то в чём выражается высшая степень уважения?
...главным и первостепенным из всех обязательств самурая было отношение "он" к его непосредственному господину. Обязательство перед господином стояло в одном ряду с долгом перед родителями и буддами; оно считалось бесконечным и несоизмеримым с полученным благом. (Обязательства же гиму и гири вполне
измеримы и должны быть тщательно исполняемы!) Оно не могло быть исчерпано за всю жизнь и не прекращалось до последнего вздоха, а в эпоху Токугава, когда миграция между сословиями была запрещена, превратилось в вечное и передаваемое из поколения в поколение! Именно тогда вышел указ сёгуната,
запрещающий вассалам по собственной воле уходить из жизни после смерти господина. Они обязаны были служить дому своего господина, они, их дети и внуки...
...Если преданный самурай видит, что господин следует заведомо порочному совету плохого человека, льстеца и лицемера, и ничто не может
разубедить его, он обязан доложить об этом старшим вассалам и убить такого советчика, будучи готовым взять ответственность на себя. Нитобэ полагает, что подобный поступок считался самураями единственно правильным и порой заканчивался самоубийством совершившего его:
«Когда господин
делал что-либо неправильное, долг верного вассала состоял в том, чтобы всеми возможными способами попытаться объяснить ему его ошибку. Если же это ни к чему не приводило, оставалось только дать событиям идти своим чередом. Порой самураи прибегали к последнему способу воззвать к разуму и совести
господина — они подтверждали искренность своих слов кровью (совершали сэппуку)»...
Авторитет и Авторитаризм однокоренные слова, где то есть невидимая черта... Мы учимся сравнивая себя с окружающими.
Для меня авторитет тот, кто впереди, у цели. Если цель достигнута, то авторитет превращается в партнёра.
У меня довольно много людей, чье мнение для меня авторитетно. Это те, кого я уважаю, кто прожил достойную жизнь, кто мудр и терпелив.
Непререкаемые же они просто оттого, что я не уверена, что уже имею достаточный опыт, чтоб оспаривать их мнение. Хотя порой мне и кажется, что они, возможно,
где-то неправы...
С возрастом, как ни странно, приобрела способность подчиниться, но только тем, кому считаю возможным.
А по молодости, по дурости, по горячности, ух, какая нигилистка была!
Но бабушка говорила мне:"Острая ты, я гляжу. Но ничего, жизнь покатает, станешь гладенькой,
как галечка".
Права она была...
Непререкаемы -
1. Мнение человека всегда принимается за истину и не обсуждается.
2. Мнение другого человека не обсуждается из за чувства уважения к его мнению.
А как происходит выбор - вот этого уважаю, а к этому просто хорошо отношусь? В соответствии с собственными критериями истины? Тогда получается, что человек, просто подбирает "более соответствующего моим идеалам Я"?
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)