Нан-ин, японский учитель Дзен, живший в эру Мейдзи (1868-1912 гг.), принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое Дзен. Нан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше.
Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и,
наконец, не выдержал: "Она же переполнена. Больше уже не войдет!"
Так же, как эта чашка,- сказал Нан-ин,- Вы полны Ваших собственных мнений и размышлений. Как же я смогу показать Вам Дзен, если Вы сначала не опустошили Вашу чашу?"
---
Дзенский учитель Хакуин
слыл среди соседей человеком, живущим беспорочной жизнью. Рядом с ним жила красивая девушка, родители которой владели продуктовой лавкой. Внезапно родители обнаружили, что у нее должен появиться ребенок. Они были в ярости. Девушка отказалась назвать отца ребенка, но после долгих настояний назвала
Хакуина. В большом гневе родители пришли к учителю.
"Так ли это?"- вот было все, что он сказал.
После того, как ребенок родился, его принесли к Хакуину, К этому времени он потерял всякое уважение окружающих, что совсем не волновало его. Он окружил ребенка заботой и теплом,
брал у соседей молоко для ребенка и все, в чем тот нуждался.
Через год девушка-мать все же не выдержала и сказала родителям правду: что отцом ребенка был молодой человек, работавший на рыбном рынке.
Отец и мать девушки сразу пошли к Хакуину, просили у него прощения, долго
извинялись перед ним и просили вернуть ребенка.
Хакуин охотно простил их. Отдавая ребенка, он сказал лишь:"Так ли это?"
---
Двадцать монахов и одна монахиня по имени Эсюн занимались медитацией у некоего дзеновского учителя. Эсюн была очень миловидной, несмотря
на то, что голова ее была острижена, а одежда очень скромна. Несколько монахов тайно влюбились в нее. Один из них написал ей любовное послание, настойчиво требуя встречи наедине.
Эсюн не ответила. На следующий день учитель проводил занятия с группой, и когда они были окончены, Эсюн
встала. Обращаясь к тому, кто написал ей, она сказала:"Если ты действительно любишь меня, подойди и обними меня."
---
Дайдзю навестил учителя Басо в Китае. Басо спросил: "Чего ты ищешь?"
"Просветления,"- ответил Дайдзю.
"У тебя есть собственная
сокровищница. Почему ты ищешь на стороне?"- спросил Басо.
Дайжу спросил: "Где же моя сокровищница?"
Басо ответил: "То, что ты спрашиваешь, и есть твоя сокровищница."
Дайдзю обрел просветление. Позже он всегда твердил своим друзьям: "Открой свою собственную
сокровищницу и черпай сокровища оттуда."
---
Когда Бандзан шел по рынку, он услышал разговор между покупателем и мясником.
"Дай мне самый лучший кусок мяса,"- сказал покупатель.
"Все, что есть у меня в лавке - лучшее,- ответил мясник.- Ты не
сможешь найти кусок мяса, который не был бы самым лучшим."
При этих словах Бандзан обрел просветление.
---
Монахиня искавшая просветления, сделала статую Будды и покрыла ее золотом. Она носила золотого Будду с собою повсюду.
Проходили годы, и, все
еще таская с собой Будду, монахиня пришла жить в маленький храм в деревню, где было много Будд. каждый со своею святыней.
Монахиня хотела воскурить ладан перед своим золотым буддой, но так как ей не нравилась мысль, что благовония перепадут и другим, она сделала трубу, через которую
дымок попадал только на ее статую. Из-за этого нос золотого Будды почернел, и он стал очень уродливым.
---
Студент, изучающий Тендай, философскую школу Буддизма, пришел к дзенскому учителю Гадзану, чтобы стать его учеником. Когда через несколько лет он собрался уходить,
Гаднзан предостерег его: "Умозрительное изучение-истины полезно лишь как путь собирания материала для проповеди. Но помни, твой свет истины может померкнуть."
---
Великий японский воин по имени Нобунага решил атаковать противника, хотя врагов было в десять раз больше. Он
знал, что победит, но солдаты его сомневались.
По дороге он остановился у синтоистской святыни и сказал своим людям:
"После того, как я навещу святыню, я брошу монетку. Если выпадет орел- мы победим, если решка- проиграем. Судьба держит нас в руках."
Нобунага
вошел в святыню и молча помолился. Войдя, он бросил монетку. Выпал орел. Его солдаты так рвались в бой, что легко выиграли битву.
"Никто не может изменить судьбу,"- сказал ему слуга после битвы.
"Конечно нет,"- ответил Нобунага. показывая ему монетку, у которой с обеих
сторон был орел.
---
Когда Банкей читал проповедь в храме Рёмон, священник Синсю, который верил в спасение через повторение имени Будды Любви, позавидовал его большой аудитории и решил поспорить с ним.
Банкей дошел до середины беседы когда появился священник но
тот произвел столько беспорядка, что Банкей прекратил проповедь и спросил о причине шума.
"Основатель нашей секты,- хвастливо начал священник, - обладал такой сверхестественной властью, что стоя на одном берегу реки с кистью в руке, он мог через воздух написать все имя Амиды на листе
бумаги который держал его помощник на другом берегу реки. Можешь ли ты совершить такое чудо?"
Банкей легко ответил: "Очень возможно, что ваша лиса могла проделывать такой трюк, но это не в обычае Дзен. Мое чудо в том, что если я голоден, я ем, а если я хочу пить - пью."
---
Давным-давно в Японии были в ходу фонари из бумаги и бамбука со светильником внутри.
Одному слепцу, который вечером навестил своего друга, предложили взять в обратный путь такой фонарь.
"Мне не нужен фонарь,- ответил он.- Свет или тьма для меня
одно."
"Я знаю, что тебе не нужен фонарь, чтобы найти дорогу,- ответил друг.- Но если у тебя его не будет, кто-нибудь может наткнуться на тебя. Так что возьми его."
Слепой отправился в дорогу с фонарем и не успел еще далеко отойти от лома, как кто-то налетел на него.
"Смотри, куда идешь,- воскликнул он прохожему.- Разве ты не видишь фонаря?"
"Твой светильник давно погас, братец,"- ответил прохожий.
Аспид, а у меня к Вам другой вопрос. Поскольку я не слишком знаком с историей Дзен (меньше, чем хотел бы). Известны ли Вам примеры коанов, прямо приведших к просветлению?
Да, пример коана - как звучит хлопок одной ладонью?
Вообще-то, коана "просто так" не бывает (это будет просто набор слов), коан задается учителем ученику всегда конкретно и ситуативно. Для другого человека, в другое время и в другом месте это может вовсе не быть коаном.
Кэп, коан
не "приводит" к просветлению. :-)
Но, не буквоедствуя - например, вышеупомянутый коан.
STK
А что после? После просветления?
Почему люди стремятся, к тому, что им объективно не дано? Может быть им это не нужно?
Или просто вредно?
А может быть ЭТИ знания людей могут навредить ТОМУ_ИСТИННОМУ, что от нас скрыто?
После просветления вы уже не будете задавать такие вопросы. Вас будет интересовать больше процесс, а не результат. Жизнь просветленных - очень интересная штука. Для них самих, я имею в виду.
> Почему люди
стремятся, к тому, что им объективно не дано? Может быть им это не нужно? Или просто вредно?
А к чему этот вопрос? Я не вижу связи с предыдущим...
> А может быть ЭТИ знания людей могут навредить ТОМУ_ИСТИННОМУ, что от нас скрыто?
Еще классика чань-буддизма - это гун-ань (ку-фу) типа
Как играть на железной флейте без отверстий?
Горит ли свет в закрытом холодильнике?
Есть ли у собаки природа Будды?
В чем смысл прихода Дарумы с Запада?
Как действует в жизни
человек, переживший Великую Смерть?
Хотя, коаном может быть и внешне бытовой вопрос, типа:
Где ты?
Что твой учитель передал мне?
Или вообще не вопрос, типа :
ВУ! ВУ! ВУ! ВУ! ВУ!
Или вообще не в словах, а, например,
ковырянием в носу. Или пощечиной.
Или вообще он не задается мастером, а приходит из окружающего мира.
Можно пройти мимо мясной лавки, услышать, как мясник скажет покупателю: "У меня нет куска мяса, который был бы самым лучшим. Все мое мясо - самое лучшее" - и испытать
просветление.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)