Ногти отрастают, волосы становятся длиннее.
Естественный рост вещей нельзя остановить ни на миг. Обыкновенные люди видят то, что проявилось, и не могут заметить скрытого.
Достойные люди видят сокрытое, но не могут довериться переменам.
Мудрый доверяет переменам, чтобы пребывать в
неизменном.
•°•°•°Cћe?°•°•°•
Все в мире — одна вещь.
Обыкновенные люди не знают ее истинного имени.
Они видят вещи и не видят дао.
Достойные люди определяют принципы вещей.
Они видят дао и не видят вещи.
Мудрый соединяется с небесным в себе.
Он не доискивается до
дао и не привязан к вещам.
Во всех путях — один и тот же путь.
Не следовать дао — вот дао.
Следовать ему — значит покоряться вещам.
Глаз. всматривающийся в себя, ничего не видит.
Ухо, вслушивающееся в себя, ничего не слышит.
Язык, пробующий себя на вкус, ничего не ощущает.
Сознание, внимаюшее себе, ничего не сознает.
Обыкновенные люди привязаны к тому, что находится вовне. Достойные люди привержены тому,
что находится внутри.
Зная соблазны вещей, нет нужды вещи отвергать.
Положим, мы видим перед собой землю или быка, дерево или лошадь:
в нашем сознании есть их имена, а реальность их уже забыта.
с лева на картине вы видите самое настоящее ДАО
по середине классический японский стиль: всё умеренно,
используются бледные тона, сюжет центральной части
спокойный и размеренный.
с права же самый настоящий китайский
классический стиль:
яркие краски, сюжет кипяший так сказать этакое китайское бароко.
вобщем на картине представлен переход из одной среды в дрегую совершенно несовместимую с ней.
Нижеследующее отнюдь не является претензией на оценку значения Даосизма для человечества (или какой-то другой оценки собственно Даосизма как учения), а лишь попытка прокомментировать материал, изложенный по
адресу: http://www.spnet.ru/moshkow/win/POECHIN/
Конспект:
1. ...«учение о природе вещей, явлений и особенностей поведения», и «наставления руководящему работнику».
2. Подробнее о «наставлениях руководящему работнику»и «поучениях полководцам».
3. Основоположения
4. ... «неделание»,
«предпочтительность пустого перед полным», «сила слабости».
5. Познание мира – опыт или медитация?
6. Резюме.
1. Идеи, содержащиеся в данном материале, я разделил бы на две части: «учение о природе вещей, явлений и особенностей поведения», и «наставления руководящему
работнику». Мне удобнее начать свой обзор именно со второй части.
2. Итак, с точки зрения советника «руководящего работника», действительно, гораздо удобнее, когда народ необразован и не имеет никаких устремлений, кроме как вкусно покушать, прикрыть чем-нибудь себя от непогоды, да наделать
детишек (в умеренном количестве). Именно с этой точки зрения очень здорово, когда народ, разделённый на мелкие деревеньки-государства, не задумываясь особенно, кормит и некоторое количество «знати», куда, собственно, относится и философ-советник, умеющий обходиться малым. Особенно, если ещё и
«знать» удастся обучить нехитрым правилам – «обходиться малым, не заноситься перед народом» и т.д.
Отдельно хочется сказать о «поучениях полководцам». Да, захватить страну силой оружия, и расчитывать, что на этом всё кончено, - наивно. Но так же наивно в обществе, отличном от «принявшего Дао»
(т.е. мирных деревенек-государств) одной стороне отказываться от оружия и утверждать, что «войско должно отступать»... Зачем тогда вообще такое войско, если только это не классический пример «заманивания противника», когда в подходящий момент делается решающий контр-удар? Иначе захватчики, с годами,
конечно, отступят, или ассимилируются... Если будет с кем ассимилироваться, принимая во внимание средневековую жестокость... не только азиатскую...
3. Теперь – к «основоположениям». Практически все идеи, содержащиеся в рассматриваемом материале, относятся к «житейским мудростям», т.е. любой
человек, у которого есть время, не занятое чтением газет «Советский Спорт» и «Мегаполис Экспресс», приходит примерно к таким же выводам годам к 20 – 40. В самом деле, понятно, что «лучшее – враг хорошего», и хороший точильщик специально притупляет лезвие, а, наливая чашку утреннего чая, - редкая
домохозяйка наполняет её до краёв...
4. Сложнее – с «неделанием», «предпочтительностью пустого перед полным», «силой слабости»... Вся эта «мудрость» - не универсальна. Понятно, что иногда, действительно, всё это так. Будучи полным профаном в восточных философиях, не побоюсь обвинений в
профанации и поясню свои слова реальными примерами.
Возьмём молодого специалиста, приставленного по окончании ВУЗа к некоему производственному процессу – да вот хоть к управлению строительством (в ночную смену) семнадцатиэтажного дома. Окажется, что в большинстве случаев от такого специалиста
будет тем больше пользы, чем меньше он вмешивается: ему ещё не хватает опыта, чтобы поддерживать баланс, и его усилия только вносят хаос в процесс.
Однако, если взять непосредственного начальника того молодого специалиста, т.е. того, кто, собственно, и «запустил» производственный процесс -
окажется, что «неделание» начальником своей ежедневной рутины с абсолютной гарантией погубит весь процесс.
Взяв начальника того начальника, увидим, что его «неделание», не убив процесс на месте, со временем всё равно его ослабит и, в конечном счёте, сгноит.
С «пустым и полным» - то же
самое. Да, пустой кувшин полезен тем, что в него можно налить воды. Но полный – полезен тем, что её туда уже налили... Что полезнее? Реальное или потенциальное? Давайте зададим этот вопрос путнику в пустыне. (Только будем держаться в сторонке, чтоб он нам этим пустым кувшином башку не расшиб).
«Сила слабости» - вообще красивейшая вещь... Однако также понятно, что во многих случаях, всё-таки, сила куда как предпочтительнее...
5. Далее... Познание всего мира через себя – иными словами, отрицание опыта в угоду медитации... Здорово. Однако, сидя безвылазно в китайской деревеньке,
трудно себе представить льды Антарктиды, кенгуру Австралии, чернокожего ганца... Всё-таки, без опыта - познание мира, и без того ограниченное, будет ещё более однобоким...
6. Резюме. Дао – красивая иллюстрация средневековой мысли, дающая пищу уму и содержащая уйму интересного. Однако искать в
нём практического применения, использовать в качестве доказательств цитаты из него, - не вполне корректно. Потому, что общества, живущего по законам Дао никогда не было, нет и никогда не будет. Кого-то это огорчит, кого-то – порадует. Аминь.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)