Шахматы - одна из самых древних игр. Она существует уже многие века, и не удивительно, что с нею связаны предания, правдивость которых за давностью времени невозможно проверить. Одну из подобных легенд я и хочу рассказать. Чтобы понять ее, не нужно
вовсе уметь играть в шахматы - достаточно знать, что игра происходит на доске, разграфленной на 64 клетки (попеременно черные и белые).
Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индийский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней
положений. Узнав, что игра изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку.
Изобретатель - его звали Сета, явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников.
- Я
желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал, - сказал царь.
Мудрец поклонился.
- Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание, продолжал царь. Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее.
Сета молчал.
- Не робей, ободрил его царь. Выскажи свое желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его!
- Велика доброта твоя, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра, по зрелом размышлении, я сообщу тебе мою просьбу.
Когда на другой день Сета снова
явился к ступеням трона, он удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы:
- Повелитель!, - сказал Сета, прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.
- Простое пшеничное зерно?, - изумился царь.
- Да, повелитель. За вторую
клетку прикажи выдать два зерна, за третью - четыре, за четвертую - 8, за пятую - 16, за шестую - 32 ...
- Довольно!, - с раздражением прервал его царь. Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, что
просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моей милостью. Поистине, как учитель, ты мог бы показать лучший пример уважения к доброте своего государя. Ступай! Слуги мои вынесут тебе мешок с пшеницей.
Сета улыбнулся, покинул залу и
стал дожидаться у ворот дворца. ,
За обедом царь вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унес ли уже безрассудный Сета свою жалкую награду.
- Повелитель!, - был ответ, - приказание твое, исполняется. Придворные математики исчисляют число следуемых зерен.
Царь нахмурился, он не привык, чтобы повеления его исполнялись так медлительно.
Вечером, отходя ко сну, царь Шерам еще раз осведомился, давно ли Сета со своим мешком пшеницы покинул ограду дворца.
- Повелитель, - ответили ему, - математики твои трудятся без
устали и надеются еще до рассвета закончить подсчет.
- Почему медлят с этим делом?!, - гневно воскликнул царь. - Завтра, прежде чем я проснусь, всё до последнего зерна должно быть выдано Сете. Я дважды не приказываю!
Утром царю доложили, что старшина придворных
математиков просит выслушать важное донесение. Царь приказал ввести его.
- Прежде чем скажешь о твоем деле, - объявил Шерам, - я желаю услышать, выдана ли наконец Сете та ничтожная награда, которую он себе назначил.
- Ради этого я и осмелился явиться перед тобой в столь
ранний' час, - ответил старик, - Мы добросовестно исчислили все количество зерен, которое желает получить Сета. Число это так велико...
- Как бы велико оно ни было, - надменно перебил царь, - житницы мои не оскудеют! Награда обещана и должна быть выдана...
- Не в твоей
власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зерен, какое потребовал Сета. Нет его и в житницах целого царства. Не найдется такого числа зерен и на всем пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи превратить земные
царства в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажи растопить льды и снега, покрывающие далекие северные пустыри. Пусть все пространство их сплошь будет засеяно пшеницей. И все то, что родится на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду.
С изумлением
внимал царь словам старца.
- Назови же мне это чудовищное число, - сказал он в раздумье.
- Восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот
пятнадцать, о повелитель!
:-)
Молодой монах принял постриг, и в монастыре ему первым заданием было помогать остальным монахам переписывать от руки церковные уложения, псалмы, законы и т.п. Поработав так с недельку, наш монашек обратил внимание, что все монахи переписывают эти материалы с
предыдущей копии, а не с оригинала. Подивившись этому факту, он выразил свое удивление отцу-настоятелю:
"Падре, ведь если кто-то допустил ошибку в первой копии, она же будет повторяться вечно, и ее никак не исправить, ибо не с чем сравнить!".
"Хм, сын мой", ? сказал отец-настоятель, "мы
так делали столетиями... Но, вообще-то, в твоих рассуждениях что-то есть!" и с этими словами он спустился в подземное хранилище, где в огромных сундуках хранились "первоисточники", столетиями же не открывавшиеся.
И пропал.
Когда прошли почти сутки со времени его ухода в подземелье, наш
обеспокоенный монах спустился в те же подвалы на поиски святого отца. Тот сидел перед громадным раскрытым томом из телячьей кожи, бился головой об острые камни подземелья и что-то нечленораздельно мычал. По покрытому грязью и ссадинами лицу его текла кровь, волосы спутались и взгляд был безумным.
"Что с вами, святой отец?" ? - вскричал потрясенный юноша
- "Что случилось?!" "Celebrate," - простонал отец-настоятель, - слово было: c-e-l-e-b-r-a-t-e! А не celibate!
(celebrate - празднуй, радуйся; celibate - воздерживайся (сексуальное воздержание, одна из основ католицизма))
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)