По материалам Гусейнов Р. История экономики России. Учебное пособие,- М.: 1999. Книжка откровенно сыроватая, так как автор, будучи реальным пионером в нашей "постнауке", делает самые первые за свои долгие годы в думании самостоятельно, пытается обозревать, не безболезненно, но почти что
искренно. Для человека, вышедшего из придворно-советской "науки" - эта попытка, даже с учетом этической недозрелости автора, его постоянных метаний от позиции выродившегося в бесконечного скептика бывшего совпридворного, - и поучительна, и заслуживает даже некоторой признательности.... Собственно
обозрение, для массового общего представления, целых десятилетий советской власти автор книги - все-таки, так или иначе, дал вполне сносно). Итак выдержка:
Глава: Реформы "сверху": перманентная незавершенность процесса
Нет сегодня особого смысла в том, чтобы
обсуждать верность или неверность стратегии перехода к рыночной экономике. Независимо от того, что существуют разные точки зрения на будущее России, примем за аксиому, что наша великая, а потому инерционная страна идет именно к рыночной экономике. Это не первая попытка рыночного реформирования
страны в послевоенный период. Ведь даже в со-ветские времена в поисках выхода из частых кризисных ситуаций коммунистические лидеры, вопреки нерыночной марксистской доктрине, обращались именно к рыночным преобразованиям.
Как и подобает в стране с не вполне сложившейся индустриальной
экономикой, эти попытки начались с сельского хозяйства. Сделать это было крайне необходимо, ведь с 1951 года государственные за-готовки хлеба стали отставать от расхода: стратегические запасы стали сокращаться. В сентябре 1953 года Коммунистическая партия решила несколько ослабить пресс,
давящий на сельских тружеников. Был значительно снижен сельскохозяйственный налог (в 2,5 раза по сравнению с действовавшими ставками), списаны налоговые долги колхозам и совхозам, увеличены размеры приусадебных участков и личных подсобных хозяйств (ЛПХ), снижены нормы обязательных поставок продукции
животноводства, увеличены закупочные цены (на мясо в 5,5 раза, молоко и масло в 2 раза, зерно на 50 %), некоторое развитие получили так называемые колхозные рынки, где крестьяне могли продавать продукцию со своих ЛПХ. Продуктивность ЛПХ оказалась очень высокой, но несмотря на это все льготы были
очень скоро аннулированы "из принципиальных соображений" и вместо дальнейшего развития рыночных основ крестьянского хозяйства государство пошло на привычную, веками отработанную экстенсивную форму прироста сельскохозяйственной продукции: началась целинная эпопея. Освоение целинных и залежных
земель (1953-1956) - типичный пример "мобилизационной экономики", когда государство бросает в нужное время в нужное место ресурсы, не заботясь о том, что другие отрасли или регионы "оголяются" в инвестиционном смысле.
Характерно, что и научно-технический прогресс, и освоение
космического пространства, приведшее в 1961 году к полету Ю. А. Гагарина, и развитие энергетики и тяжелой промышленности осуществлялись тем же способом. Результаты, если рассматривать их с "византийской" точки зрения, были замечательными: СССР стал второй великой промышленной державой мира
после США, обладающей мощным производственным и научно-техническим потенциалом, ядерным оружием и, казалось бы, безбрежными природными и человеческими ресурсами. Но беспокойство по поводу ограниченности ресурсов все же нет-нет, да и проявлялось в политических и научных кругах. Партийное и
государственное руководство пыталось найти способы, возбуждающие производственную интенсификацию.
Сначала все надежды были связаны с управленческой реформой. Она началась в 1957 году и была проведена с большевистской решительностью. Государство перешло от отраслевого - к
территориальному принципу управления и макроэкономического планирования. Были ликвидированы основные отраслевые министерства, вместо них образованы территориальные Советы народного хозяйства (совнархозы) Совнархозы сыграли определенную положительную роль в процессе комплексного использования
местного сырья, строительных материалов, трудовых ресурсов Важным моментом этой реформы является намерение децентрализовать управление народным хозяйством, что, в принципе, соответствует рыночной тенденции Кстати, совнархозы сыграли свою ведущую роль в жилищном строительстве*** Принятое в 1955 году
знаменитое постановление "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", положившее начало крупному индустриальному домостроению, реализовывалось именно в годы совнархозов. Положительный эффект этой реформы был скоро исчерпан, а когда ее инициатор Н С Хрущев сошел с политической арены,
то новое руководство страны быстро восстановило отраслевой принцип и попыталось реформировать экономику теперь уже в явно рыночном направлении.
Прим:*** Человек быстро забывает блага, полученные от государства Ведь в государственно-патерналистской системе это считается само собой
разумеющимся А сколько было счастья, когда люди переселялись из подвалов, чердаков, бараков, казарм, общежитии пусть и в малокомфортное, но свое жилье Между прочим, за 10 лет, с 1950 по 1960 годы, строительство жилья увеличилось в городе в 17 раз, а на селе - в 14 раз Теперь мы пренебрежительно
называем квартиры, построенные и полученные в то время, "хрущобами". Они этого заслуживают, конечно, но все же, но все же.
Ныне здравствующее "среднее" поколение российских граждан еще помнит "косыгинские" реформы (председатель Совета Министров СССР в 1964-1980 годах) середины
60-х годов, давшие вспышкообразный результат и заглохшие уже к началу 70-х. Суть этих реформ сводилась к развитию хозяйственного расчета на государственных предприятиях. Число плановых показателей, спус-каемых предприятию, было резко сокращено, а главным показателем становился объем
реализованной продукции, что было явно рыночным моментом в проекте реформ (до 1965 года главным показателем государственного плана для предприятия был объем произведенной валовой продукции).
Несколько расширялись экономические права предприятий, они получали определенную
самостоя-тельность в развитии горизонтальных связей со смежниками и потребителями. Особые надежды возлага-лись на то, что за счет прибыли на предприятиях создавались так называемые фонды экономического стимулирования фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и
жилищного строительства и фонд развития производства. Понятия окупаемости, рентабельности, материальной заинтересованности, материальной ответственности входили в обиход и лексику российских хозяйственников и политиков. По социалистически естественно, что цены на продукцию всех предприятий
пересматривались таким образом, чтобы предприятию была обеспечена прибыль****. "Косыгинские" реформы дали кратковременный положительный результат. Во всяком случае, восьмая пятилетка (1966-1970) была по результатам лучшей за всю послевоенную историю советской экономики. Но уже в
следующем пятилетии весь рыночный пыл унялся темпы роста стали резко падать (табл. 18)
Прим.: ****Нынешним студентам это трудно себе представить, но все цены на продукцию предприятий (за исключением цен колхозного рынка) были государственными и утверждались специальным органом -
Государственным комитетом по ценам (Госкомцен) Чело-веку, привыкшему уже к рыночному поведению, невозможно понять, что предприятие не имело права начать выпуск продукции до того, пока не будет утверждена ее цена Стоимость и цена товара были известны до того, как товар попадал на рынок. То, что для
рыночной системы является абсурдом, для плановой системы было обыденностью. Отсюда вполне правомерным будет предположение, что то, что в нашей стране тогда называлось товаром, было вовсе и не товаром, а то, что называлось ценой, было толь-ко подобием цены Если хорошо подумать, то можно прийти к
выводу, что и деньги были не вполне деньгами. Во всяком случае, они не имели свойства всеобщего эквивалента: на них нельзя было купить средства производства. А если кто-то из граждан ухит-рялся это делать, его сажали в тюрьму как уголовного преступника. Предпринимательская деятельность в СССР была
запрещена законом. Звучит зловеще, но с 1961 года за некоторые экономические преступления в нашей стране людей расстреливали.
Реформы не раз пытались реанимировать (вспомним хотя бы "крупномасштабный экономический эксперимент" 1979 года***** ), но все эти попытки завершались ничем
Причины ясны Подобно тому, как царское правительство пыталось осуществить рыночные реформы и мо-дернизировать экономику, не меняя содержания традиционной общественной системы, советское государство пыталось идти к рынку, сохраняя свои традиции:
- государственную собственность на
средства производства и финансово-кредитные ресурсы, превращающую нашу экономику в моносубъектную******* ;
- государственную распределительную систему практически всех факторов производства;
- жесткое директивное планирование;
- государственное ценообразование;
-
недемократическое государственное устройство.
Прим.: *****Панацеей стали считать показатель нормативно-чистой продукции, учитывающий только вновь созданную стоимость ("добав-ленную стоимость" в нынешней лексике) без затрат на сырье, материалы и амортизацию.
*******Нельзя
же, в самом деле, производить товары и продавать их самому себе.
__________________________________________________________________________ Таблица 18. Среднегодовые темпы прироста макроэкономических показателей (в %)
__________________________________________________________________________ Показатели (в %)........1961-1965............1966-1970........1971-1975.........1976-1979
__________________________________________________________________________ -Национальный
доход......6,5.......................7,7......................5,7....................4,4
__________________________________________________________________________ -Производительность общественного
труда......5,6........................6,8.......................4,6....................3,3
__________________________________________________________________________ -Занятость в
матпроизводстве.........2,0..........................1,2......................1,25..................0,95
__________________________________________________________________________
В результате, с начала 80-х годов граждане нашей страны стали испытывать на себе серьезные
соци-альные трудности: талонное распределение продуктов, изматывающие очереди за товарами повседневного спроса, полнейшее расстройство государственных финансов. С момента прихода к власти в 1985 году М. С. Горбачева о рынке заговорили вновь. Силы российского предпринимательства
прорывались наружу через разрешенные арендные отношения, кооперативы, индивидуально-семейную трудовую деятель-ность.
Но поскольку дальше разговоров о рыночной экономике дело не продвигалось, в стране начался системный кризис. Положение усугубилось трагикомичной антиалкогольной
компанией 1985-1986 го-дов, приведшей к потере 10% государственного бюджета. Кризису способствовал целый ряд природных катаклизмов и антропогенных катастроф. В 1986 году произошла чернобыльская катастрофа. В 1988 году землетрясение в Армении отняло жизнь у 50 тысяч человек; 200 тысяч человек
остались без крова. Одно за другим происходили аварии на транспорте. Колоссальные средства затрачивались на импорт продо-вольствия. В 1988 году СССР импортировал 40 млн. тонн зерна, в 1989 году - 60 млн. тонн. Кровавые межнациональные конфликты потрясли страну. Летом 1989 года в России обнаружился
"рабочий во-прос": забастовки охватили многие промышленные центры, наиболее активно они проходили в России. Такой нагрузки страна не выдержала. Начался распад СССР.
Первыми начали процесс "размежевания" с Союзом республики Прибалтики. Но, как ни странно, 12 июня 1990 года именно в
России
была принята Декларация о государственном суверенитете, а в ноябре 1990 года юридический акт об экономических основах суверенитета республики, утвержденный Верховным Советом РСФСР. Россия объявила своей собственностью все находящиеся на ее территории производительные силы и природные
богатства. Чего только не увидишь в нашей удивительной стране: Россия отделялась от самой себя!
В августе 1991 года некоторыми лидерами компартии и правительства СССР была совершена попытка государственного переворота (направленная скорее против Горбачева, нежели против
государства). Путч не удался, но стал "последней каплей": сначала Б. Н. Ельцин - давнишний недруг Горбачева, демонстративно и не без артистизма приостановил деятельность Коммунистической партии, а 8 декабря 1991 года президенты России, Белоруссии и Украины неожиданно для всех денонсировали договор
об образовании СССР. Через четыре дня Верховный Совет РСФСР ратифицировал "договор трех". Это был конец. И это было начало. России больше ничего не мешало перейти к решительному рыночному реформированию страны....
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)