Это путешествие я задумал за два года до его осуществления. Но всегда находились причины поехать не туда. Последнее препятствие для осуществления задуманного, я устранил, приобретя автомобиль слегка повышенной проходимости. Впоследствии я его подремонтировал и подготовил для дальних путешествий.
Выехали в воскресенье 01.06.14. В 7-00 заправиться газом в городе оказалось не реально. По этому, заправился в Дружинино. Оно и к лучшему. Свернули на Нижние Серги. В районе Большеустьикинского теперь отличный асфальт и нет надобности заезжать в населёнку. Но грейдера всё равно было
предостаточно, т.к. свернули на Тастубу, а там 60 с хвостиком км. зуботряски до Караидели.
Дальше две понтонные переправы Караидели и в Бирске. Т.к. реки полноводные преодоление этих переправ не составит проблему и для «пузотерок».
Далее через Дюртюли вышли на М7. В районе Старого
Байсарово сворачиваем на Бокалы и заправляемся. Двигаемся в сторону М5 и, как не странно, снова проезжаем Дюртюли. Не совсем по плану выезжаем на М5 в районе Октябрьского. Немного поиграв в обгонялки с фурами, сворачиваем на Бугуруслан. http://www.etomesto.ru/track1cf536357/?x=56.295918...
В Бугуруслане есть две более-менее
приличных гостинки. «Заря» заманивает бесплатными завтраками, а «Нефтяник» тишиной. Мы выбрали второй вариант, т.к. выяснилось, что у нас в полном составе повышенная температура. Взяли двухместный номер. Наелись таблеток и заснули.
Завтракать решили в кафе «Капитошка» при гостинице «Заря». Заправились газом и выдвинулись в сторону Бузулука.
Следующая точка маршрута граница с Республикой Казахстан. Переход обоих границ занял чуть больше 30-и минут. Первое что нужно сделать на территории Казахстана это купить ОСАГО. До
Уральска примерно 30км. умирающего асфальта. В Уральске, как обычно в Казахстане, вкусно и не дорого пообедали. Вновь заправили газ. Выдвинулись в сторону Атырау.
Дорога Уральск — Атырау когда-то была идеальной, а теперь остается лучше многих федеральных трасс в России. В районе поворота на
Индер есть кемпинг, столовая и заправка. Тут мы и решили переночевать. Т.к. выехали мы из Бугуруслана уже ближе к обеду, то отставание от планового графика получилось чуть меньше половины ходового дня. http://www.etomesto.ru/track057a36360/
Кемпинг представляет из себя несколько 2-х местных номеров с
телевизорами и санузлами.
Неожиданностью было обнаружить отсутствие на кроватях даже намека на мягкий матрас. Вместо него имелся лист фанеры застеленный покрывалом. Ну что ж, говорят на твердом спать полезно. Главное убедить в этом двух
принцессок привыкших придаваться неге на мягких перинах. Так-как слышимость между номерами идеальная, ночью я получил исчерпывающую информацию от прибывшей казахской семьи о том, что до этого места из Актау можно добраться за один ходовой день. Хотя для себя отметил, что они на «Крузаке», а мы не
совсем.
Утро нас разбудило ярким солнцем и слегка огорчило неработающей кафешкой которая, зачем-то, была открыта для посетителей всю ночь. Слегка подкрепившись имеющимися запасами, мы двинулись в сторону озера Индер транзитом через одноимённый посёлок. У меня сложилось впечатление, что жители
этого посёлка делятся на две примерно равные части. Одни работают таксистами, а вторые пользуются их услугами. В общем, утренняя жизнь бьёт ключом. Миновав песчаные улочки посёлка, мы оказались в степи, которая из-за высокого содержания соли напоминает лунный пейзаж. Ну, или наше представление о
нём.
Мы раньше видели мелкие солончаки и были на солёном озере Баскунчак, но это озеро не изуродовано добытчиками поваренной соли как Баскунчак и гораздо больше чем любой
солончак. В общем, походили-погуляли и двинулись до Атырау.
В Атырау мы уже не в первый раз и точно знаем, что рядом с центральной площадью города есть столовая «Ложка-вилка» в которой можно очень вкусно и очень не дорого пообедать. Подкрепившись, заправились газом и заехали на вокзал за
магнитиком на холодильник.
Выдвигаемся в сторону Доссора. Все, кроме меня, думают, что эту ночь мы заночуем примерно в такой же гостинке, как в предыдущую ночь. Дорога до Доссора это самый скоростной участок на всём протяжении маршрута. Средняя скорость (именно средняя) составила 100км/ч.
Примерно посередине этого хайвэя случилось познакомиться с местными блюстителями дорожного движения. На протяжении пары часов с нами ехал местный таксист. То он нас обгонял, то мы его. В какой-то момент я снизил скорость после знака «40», а он лихо пролетел мимо и тут-же дал по тормозам. Оказалось
его, а следом и меня властным жестом жезла с ярко красным наконечником остановил местный гаишник. Таксист быстро вышел из своего авто и побежал в сторону машины с мигалками. Я вышел и хотел пересечь дорогу в направлении остановившего нас полисмена. На что он мне крикнул, что если я сделаю хоть шаг в
его направлении, он оштрафует меня ещё и за это. Оказалось, что в целях борьбы с оборотнями в погонах, в последний год был принят закон запрещающий водителю выходить из автомобиля, если его остановили сотрудники полиции. В общем, таксист по быстрому умчался дальше, а мне пришлось применять уже
подзабытые за два года навыки общения с казахскими полицейскими. После десяти минутной беседы мы пожелали друг-другу удачи, и наш экипаж продолжил свой путь.
Посёлок Доссор находится посреди полупустыни, поэтому каждый порыв ветра поднимает в воздух клубы песка. Тут есть ж/д станция гастроном,
пара-тройка кафешек, одна из которых с гостинкой и газовая заправка. Почти со всеми этими достопримечательностями нам посчастливилось ознакомиться. К сожалению, останавливаться на ночь ещё слишком рано. Мы как-бы надеялись, что нам удастся это сделать в Кульсары, но меня терзали смутные сомнения.
После Доссора отличный асфальт довольно быстро заканчивается и начинается дорога с «улучшенным грунтовым покрытием». Как известно, лучшее враг хорошего. И эта дорога осязаемое подтверждение народной мудрости. Настолько осязаемое, что аж на зубах хрустит. Такая «прелесть» будет продолжаться около
400км. День подходил к концу, солнце село. Начались участки с ремонтом дороги. Ехать по свежему асфальту гораздо приятнее, чем по пыльной грунтовке рядом с дорогой. Есть большое непреодолимое желание делать это даже после знака намекающего на то, что надо всё же свернуть обратно в пыль. Один раз
таким образом не найдя съезда в непосредственной близости с асфальтоукладчиком пришлось пообщаться с работягами прокладывающими хайвэй даже ночью. Из всей бригады по-русски говорил только один человек, хотя понимали многие. В темноте около часа ночи добрались до Кульсары. На въезде в посёлок
обнаружился асфальт. По нему мы доехали до единственного дома, где горел свет. Этим домом оказался магазин. Ребята – работники магазина на вполне сносном русском языке объяснили мне, что гостиница была на трассе перед поворотом в посёлок. Мы на самом деле видели мазанку, рядом с которой стояли две
фуры. Кроме этого выяснилось, что в посёлке переночевать негде. Я, будучи готовым к такому повороту событий принял решения ночевать на природе. Какое-то время продолжаем движение рядом с трассой по грунтовке, но словив термозащитой выхлопной системы какую-то железяку, я начинаю искать место для
стоянки. Включив все 10 лампочек головного света, в темноте замечаю три довольно больших холма. Слегка углубившись в степь, останавливаемся между этими кучами земли. Выйдя на улицу, обнаруживаю довольно сильный ветер и не очень высокую температуру воздуха. Ветер не как у нас – порывами, а
перманентный и сильный. Пока ставили палатку, место её установки сместилось метра на три. В итоге все разместились на ночлег. Дети в машине, мы с женой в палатке.
Утром проснулись от яркого света. Солнце уже взошло, но воздух пока не
нагрелся. Между палаткой и машиной был обнаружен скорпион. В пыли он почти не заметен.
Выдвигаемся в сторону Бейнеу.
Кстати для ориентирования в пространстве на территории Мангышлака я скачал самодельные карты какого-то местного
энтузиаста. В сравнении с официальными картами эти карты как астролябия в сравнении с наслюнявленным пальцем. Там есть грунтовые степные дороги, коих по факту оказалось сотнями и различные полезные POI.
Утренняя поездка по пыльным дорогам проходила гораздо веселее, чем в темноте и довольно
быстро мы добрались до Чинка Устюрта. Это такой обрыв циклопических размеров, который является бывшим берегом бывшего древнего моря, которое тут плескалось в те времена, когда ещё не было кавказских гор. Зрелище настолько не обычное, что мы, раскрыв рты медленно «стекли» вниз к его подножью и забыли
сфотографировать это чудо природы. Через несколько десятков километров снова начался ремонт дороги после которого, мы выехали на долгожданный асфальт.
Где-то в районе Жингалды в холмистой степи по левую сторону от дороги начали встречаться конкреции. Это такие камни сферической формы.
Некоторые из них почти правильной формы. Многие, подвергнувшись эрозии расколоты. Происхождение этих камней не имеет научно доказанной версии.
В посёлке Шетпе заправились газом. На тот момент при пересчете на рубли стоимость газа была 5р/л.
Такой ценой мы были приятно удивлены, ведь это почти в три раза дешевле, чем на Родине. В Актау цена газа оказалась примерно такой-же, но найти заправку с нужным переходником для заправочного пистолета оказалось проблемой. После Шетпе поехали в сторону посёлка Таушик.
Последний отрезок пути до
Актау прошел без особых событий. Разве что, выехав на перекрёсток с трассой Актау – Порт Шевченко мы наконец-то увидели долгожданный Каспий. http://www.etomesto.ru/tracke8ac36362/?x=53.138035...
Ну, вот мы и в Актау! У города относительно большой пригород, вытянувшийся вдоль берега моря. А, напротив, через дорогу
раскинулось мусульманское кладбище. Некоторые склепы превышали своими размерами и архитектурными изысками жилые дома. Первым делом нашли газовую заправку с нужным переходником. Потом купили местную сим-карту и газету объявлений. До того как выдвигаться в путь мы собрали информацию о ценах
гостиницах. В Актау, как и в других городах Казахстана, в которых нам довелось ночевать, стоимость гостиниц далеко не гуманна. Но для полноты картины мы заехали в одну гостиницу. На рецепшене я объяснил, что хочу, и мне любезно показали вполне милый номер, но ценник перечеркнул для нас желание тут
останавливаться. Разговорился с мужчиной славянской внешности, который только что выписался из гостиницы. Первое что он спросил, узнав, что мы приехали с севера: «Ну как там дорога, достроили?». И этот вопрос нам задавали почти все кто узнавал от, куда мы приехали. Этот же человек подтвердил, что
нам лучше найти квартиру посуточно. Что мы и сделали при помощи купленных сим-карты и газеты.
Созвонившись по указанному телефону с женщиной, мы отправились на поиски указанного ей адреса для того чтобы забрать ключ от квартиры где предположительно будем обитать. Надо сказать, что архитектура
города не претерпела почти ни каких изменений с советских времён. Улиц, в привычном нам понимании почти нет. Есть микрорайоны у которых есть номера. Таким образом, адрес выглядит как номер телефона и состоит из 5-6 цифр. Возвращаясь к архитектурным особенностям надо сказать, что это первый город в
Казахстане из тех, что я был, в котором совершенно не культивируется восточный мусульманский колорит. Архитектура застыла в прошлом советском веке. Из интересного, пожалуй, только дом, на крыше которого расположен настоящий морской маяк.
Найдя не без труда нужный адрес, мы снова позвонили, и к
нам спустилась русская очень стеснительная девочка. Она отдала нам ключ и сказала адрес квартиры, к которой он подходит. Вообще в городе очень много людей со славянской внешностью, есть азербайджанцы и как я слышал, есть американцы. Видимо, это связано с добычей нефти и газа при участии иностранных
компаний. Поиски квартиры окончились успехом. Первым делом мы разгрузились, приняли душ и пошли на набережную. Как я понял, стоимость съёма квартир зависит от близости к морю, хотя море в черте города не купабельно, о чём оповещают соответствующие таблички на берегу. Смысл такой дифференциации в
том, что вблизи моря воздух заметно свежее и зной переносится гораздо легче.
В кафе на берегу, мы не обнаружили ни каких национальных блюд и напитков. Винная карта изобилует грузинскими напитками, но ценник очень не адекватен. По итогу мы заказали банальную пиццу с пивом для взрослых и морсом
для детей. В дальнейшем мы питались самостоятельно. Благо в квартире была большая кухня с большим холодильником и необходимым инвентарём. Продукты в магазинах стоят примерно как в наших, а грузинское вино дешевле при большем ассортименте. Филиалы ада, которые у нас называют ТРЦ, тут находятся в
зачаточном состоянии и, слава Богу, не представляют ни кого интереса для дам.
Вечер скоротали за просмотром местных телеканалов. Ни чего не понятно, но приколоться на раз можно. Кроме этого, в квартире был WiFi из-за которого полного отрыва от работы так и не произошло. На личную почту пришло
письмо из редакции журнала про публикацию моего текста из конкурсной работы «Путешествие со всей семьёй». А я уже и забыл про него.
Утром следующего дня поехали на море. Для этого мы выехали из города в сторону посёлка Курык. Доехали до поворота на плотину и повернули в сторону моря. Доехав до
плотины, спустились с дороги влево и поехали по дну высохшего солончака. Довольно забавно гнать больше 100км/ч и не беспокоиться о том, что можно съехать с дороги, т.к. дорога везде. По такой дороге доехали до минерального источника. Это своего рода курорт. По середине бассейна бьёт фонтан, и казахи
в этом бассейне сидят в больших количествах. Далее двигаемся в сторону маяка. Маяк очень старый. На его территории находится воинская часть.
Хотя на вышках стоят чучела в виде солдат, настоящие солдаты там присутствуют на самом деле. Мы
наблюдали их марш-бросок за водой до ближайшего учкудука. Ориентируясь по своей супер-карте я продолжал вести машину на песчаный пляж. Проблема в том, что песчаный пляж двигался на встречу и уже давно. В какой-то момент дорога скрылась под песчаной дюной. Я имею очень не большой опыт внедорожного
вождения и тем более на песчаном грунте. Вследствие чего я ни придумал, ни чего лучше чем добавить газу и успешно увязнуть всеми колёсами в песке. Я видел своими глазами в интернетах, что такие машины легко преодолевают песок, но по факту это оказалось ни совсем так. Я нашел в кустах две фанерки и,
выгнав из машины всех пассажиров использовал их (фанерки) как санд-треки. Выбравшись, начали искать другие подъезды к морю. Очередной раз с разгону завязнув я начал буксовать и в этот момент приятный женский голос бортового компьютера мне сообщил что температура двигателя составляет 117 градусов и
надо что-то с этим делать. Уже глубокой осенью я узнал, что следствием этого перегрева стала деформация головки блока цилиндра. А в тот момент я взял детский водяной пистолет и начал «стрелять» водой на радиатор. Пока я так развлекался, к нам подошел старый казах и очень удивился тому, что я засел в
песке двигаясь под уклон. Он на своей ниве, по его же словам, проезжает тут как по асфальту. Я предложил ему продемонстрировать, а заодно дернуть и мою машину. Он сказал, что я сам выеду и начал давать разные полезные советы как это сделать. Движок остыл и я, спустив давление к колёсах до одной
атмосферы двинулся в перёд и в этот раз вполне успешно. Как я понял, тут главное не останавливаться и давить на газ, поддерживая тягу. На берегу песок влажный тут можно передвигаться без проблем. Наконец-то можно расслабиться. Осмотрелись. Вокруг ни души, и море песка встречается с морем моря на
линии прибоя.
Весь день купались и загорали. Вода прохладная, но солнце не даёт замёрзнуть. По итогу я сгорел как люля-кебаб у нерадивого шашлычника. На обратном пути я смело прогнал по песчаной дороге до маяка. Там довольно быстро накачал
колёса до штатного давления. Всё же не зря я взял с собой компрессор «Беркуд» 20. Далее двинулись по степи и встретили местную жительницу. Черепашка чуть не ринулась под колёса. И после того как мы её обфоткали с удовольствием скрылась в колючках. Въехав в город, заметили шарики и надпись «мы
открылись» на входе в магазин с явно алкогольной направленностью. Набрав там грузинского вина и казахского коньяка по баснословно низким ценам, мы отправились отдыхать в нашу временную квартиру. http://www.etomesto.ru/trackbe9836364/?x=51.225317...
На следующий день мы отправились в противоположную сторону, а именно в
сторону посёлка Баутино. Доехали до Форт Шевченко. Великий писатель находился тут в ссылке. Я считаю, что наказанием было не пребывание в этом месте, а дорога до него. В то время про ребят с асфальтоукладчиком и мечтать не приходилось.
В
посёлке много домов явно построенных не менее 100 лет назад. Затем доехали до посёлка Баутино. Тут есть сетевая гостиница Шеркала. В Уральске тоже есть такая гостиница. Она запомнилась отличным обслуживанием и шведским столом на завтрак. В заливе есть несколько причалов. Есть причал для береговой
охраны для гидросамолётов и для здоровенных сухогрузов. Есть кладбище кораблей. http://www.e1.ru/fun/photo/view_album.php?id=54683...
Далее двинулись вдоль побережья. Дорога поднимается вверх небольшим серпантином. Далее продвигаясь в модном здесь стиле «сто дорог одна твоя», мы добрались до довольно крутого спуска к берегу.
Внизу живописно расположились останки посёлка.
Спустившись, мы проехали рядом с этими развалинами и двинулись в сторону оазиса. Оазис довольно неожиданно возникает посреди каменистой степи. Своему возникновению он обязан грунтовым водам,
собирающимся в этом месте в виде водопада и образующим небольшое пресное озеро. На карнизе водопада полно змеиных следов, а из кустов у озера взлетела довольно большая цапля. http://www.e1.ru/fun/photo/view_album.php?id=54683...
К этому моменту дети умаялись в долгой дороге, и я предложил искупаться. Спустились к берегу.
В нескольких метрах от прибоя лежат кучи сухих водорослей, а от них идут сотни змеиных следов. Подошли к берегу и увидели довольно редкое для нас зрелище. Между прибрежных камней лежали преплетясь друг с другом десятки змей. Некоторые из них были довольно больших размеров. Желание купаться сразу
куда-то пропало.
Мы решили продолжить путь. Я сделал несколько попыток заехать на верх по давно заброшенным дорогам размытым весенними водами, но со штатной резиной эта затея была обречена на неудачу. Пришлось возвращаться и
подниматься по той-же дороге мимо заброшенного посёлка. Дальнейший путь сопровождался угадыванием нужной пыльной грунтовки. С начала мы оказались наверху водопада образующего оазис, а потом, слегка углубившись в сторону материка, вернулись в сторону побережья где и обнаружили упавшую землю.
Впечатляющее зрелище! На площади несколько десятков квадратных километров, как камушки в кошачьем тазике, валяются глыбы весом в сотни тонн, а на заднем плане синеет море. Как всё это получилось, даже страшно подумать. В общем, это надо видеть причём воочию. http://www.e1.ru/fun/photo/view_album.php?id=54683...
Дальше решаем
двигаться напрямую через степь в сторону трассы Актау — Форт Шевченко. И тут, как говорит Камерзанов: «Дороги хватит на всех!». Кстати он тут был примерно за год до нас. Не смотря на довольно подробную карту. Ориентироваться в совершенно ровной и не обременённой растительностью местности непросто.
Пару раз после поворота «не туда» приходилось разворачиваться и искать новы рельсы — грунтовку с довольно глубокой колеёй. Тут главное не расслабляться и не проморгать такую же грунтовку, но с более глубокой колеёй идущую перпендикулярно твоей. В противном случае можно стать коренным жителем пока
выберешься из этого лабиринта без стен пешком. http://www.e1.ru/fun/photo/view_album.php?id=54683...
А если так случится, что придётся проехать тут в тёмное время суток, то перед самым выездом на трассу путника внезапно может огорчить газовая труба , протянувшаяся вдоль всей трассы и мешающая на неё выехать. Но мы ехали днём и
вовремя заметили коварную трубу, вовремя повернули и продолжали ехать по ухабам рядом с отличной дорогой, пока труба не сжалилась над нами и не поднялась над землёй на высоту достаточную чтобы под не проехать.
После выезда на ровную дорогу настроение повысилось и идея искупаться уже где ни
будь вновь заставила нас свернуть в степь. На этот раз мы направились в местечко под названием «Голубая бухта». Я слышал, что это место довольно популярно у местного населения. Но место оказалось почти безлюдным. Лишь один казах проводил нас подозрительным взглядом. У меня даже сложилось
впечатление, что он хочет помочь нам доехать последние десятки метров до пляжа за небольшую мзду. Но искупаться нам в тот день так и не получилось.
Вода у берега кишила мелкими ракообразными. Меня это не останавливало, но дамочки мои побрезговали, а после того как увидали пару мелких змеек в
воде и на скалах, вообще скрылись в машине и мне ничего не оставалось, как взять курс на город. http://www.etomesto.ru/tracked4b36365/?x=50.894879...
На обратной дороге мы сделали вывод что змеи встречаются там где рядом с водой есть камни и скалы. По этому следующей день мы провели опять на песчаном пляже.
Вечером возвращаясь с пляжа, мы вновь столкнулись с дорожной полицией. Они мне инкриминировали превышение скорости, но я настоял на том что знаков ограничения не было после того перекрёстка на котором я выехал на дорогу. Они забрали у меня
водительское удостоверение и свидетельство о регистрации на автомобиль. Около 15-и минут они сидели в своей машине и вели переговоры по рации. Потом молча отдали документы и умчались со скоростью, явно превышающей разрешенную.
На следующий день мы отправились домой. По пути заехали посмотреть
на гору Шеркала. Это место считается культовым и про него существуют разные легенды. Гора на самом деле выглядит любопытно, но обходить её вокруг пешком как это принято по одному из поверий мы не стали.
Обратная дорога пролегала
примерно по тому же маршруту, что и прямая. Нам удалось за день доехать до Индера и заночевать в уже знакомом кемпинге. За время нашего короткого отдыха цена газа в северном Казахстане заметно повысилась. Следующая ночевка была где-то между Янаулом и Верхними Татышлами в лесополосе. Шел противный
мелкий дождь выходить из машины ни кто не захотел. Спали просто откинув спинки сидений. Примерно в 11 часов дня мы прибыли домой. С чувством разведчика вернувшегося из-за линии фронта с «языком» я заснул на 15 часов.
Ну вот и всё.
Извиняюсь за многабукаф и спасибо, что дочитали.
Была у меня мысль туда сгонять, но даже возможность найти зубы мегаладонов не соблазнила дочерей на эту вылазку.
А они считай половина экипажа, т.е. обладают правом вето.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)