Про наш Уральский Край столько всякой неправды да напраслины говорят, что придумали мы сказать все, как есть у нас. Всю сущу правду, что ни скажем - все правда. Кругом земляки, соврать не дадут.
Ровным то местом мы тут не больно богаты, всё у нас горы да ложки, ложки да горы. Не обойдешь их
не объедешь. Вот и пути дороги в стародавни-то времена по рекам прокладывали.
К примеру, река Чусовая в узком месте 50 м в широком, что море разлилась до 150 метров, по берегам многочисленны песчаны да галечны пляжи, перекаты с ташами (таш - с тюрк. камень, огромные камни которые лежат на дне
реки), да камни часовые-бойцы. Бойцы то с ташами не зря в реке обосновались, со старых времен ещё охрану несут да чужаков отваживают, только смелым да удачливым путешественникам те дороги по рекам открываются.
А и впадают в ту Чусовую в 110 и в 90 км от Екатеринбурга две речки небольшие Дикая
Утка (Верхняя Утка) да просто Утка. Речушек с таким названием в Чусову-то впадает множество, но наш сказ про грады на этих двух.
Дык и как человеку без воды то обойтись, чтоб и попить и помыться и завод наладить. В старину-то, еликтричества-то небыло, так вот с помощью хитроумных устройств,
силу то воды и использовали.
А какой же сказ без пути-дороженьки.
И вот, 2 июня семейство наше уральское, при дружеском участии отправилось в путь-дороженьку. За полчаса, в хранилище специальном, мы получили в своё пользование диво-дивное чудо-чудное - повозку самодвижущуюся Toyota
Highlander, более 270 лошадей в ней скрыто, сама едет, сама поворачивает, только колесо вращай, о дороге расскажет, песней душу повеселит, назад ехать может и картинку показывает и об опасностях предупреждает.
Объединившись с сотоварищами от правились мы в путь неблизкий.
Направили мы самодвижущуюся повозку по проезжей дороге - тракту Московскому. На
сороковом километре повернули к славному граду Первоуральску, перед въездом в град сей славный круто повернули направо на старый тракт Московский. При этом повозка наша самодвижущаяся очень плавно вписалась в крутой поворот, не требуя от водителя никаких дополнительных усилий, ни подруливания
колесом управляющим, ни резкого сбавления скорости. А по прямой-то едет, что по полотну ровному катится, ям и ямин на своем пути не замечает, дорогу держит пряменько, ни рывочка при движении, "автомат" переключается плавно, без задержек и рывков, не труд водительский, а сплошное удовольствие.
И по старому тракту Московскому (Сибирскому), по которому ещё каторжан в Сибирь гнали, через 2 километра границу пересекаем между европейской сторонушкой и нашей азиатской (сначала из Европы в Азию въехали, а развернвшись и
позировали).
И дальше держим путь наш по Европе, через град Первоуральск, посёлок Билимбай в сторону Кузино. Дороженька по граду Первоуральскому и посёлку Билимбай затруднена многочисленными ямами, выбоинами, неровностями, но повозка наша самодвижущаяся не замечает их, плывет как по морю
ровному.
По сторонам глядим, диву даемся. Красота вокруг неописуемая. Летнее утро. Кругом все залито ликующим светом и зеленеющей радостью. Стройные березки, могучие ели и сосны раскинули свои кроны вдоль дороги. Поля и луга пестрят июньскими цветиками.
Преодолела повозка самодвижущуюся Toyota Highlander 70 километров, и очутились мы в Слободе (первоначально Чусовская слобода, также Уткинская слобода и Утка Государева), в старейшем поселении в окрестностях града Екатерины (пред.
1651г). Село расположено на берегу Чусовой при впадении в неё реки Верхняя Утка.
Дивное это поселение, богато своей историей таможней было, крестьянских дворов привезено сюда было не малое количество, рудознатцы знатные здесь
проживали, пристань казенная построена была, железо да пушки уральский до самой Москвы и Санкт-Петербурга отправляли. Белоснежный храм во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца, на Георгиевских скалах, единственный храм на Чусовой, который на закрывался в советскую эпоху, величественно
возвышается над рекой. Живописный подвесной мост соединяет поселок Прогресс и Слободу, около храма.
На берегу реки довелось увидеть нам достижение разума человеческого, так что не удержались, и все ринулись запечатлевать его в волшебных коробочках, сохраняющих надолго изображение .
А то как этот "тяни-толкайчик" взбирался на
пригорок, вызвало просто бешеный восторг у нашей честной компании.
Завершив на этом обзор Чусовской слободы, отправились мы
дальше, по тракту Шалинскому, поворот на Кузино отставили слева, и двинулись в направлении Старой Утки. Преодолевая дороги трудные, асфальтовые, очень даже неплохого качества (встречаются небольшие неровности, выбоин фактические нет) с многочисленными извивами и изгибами.
Дитятки наши стали речь заводить, что голодные шибко, кушать очень хочется, вот и приостановились мы в беседочке, силы подкрепить пищей насущной. а беседочка-то без стола, только навес, но нам это не помешало. А затем, продолжая путь
обнаружили, за поворотом беседочку со столом, но это была уже развилка на Шалю - Староуткинск.
До славного града Староуткинска осталось не более 5 км, наша дружная компания с нетерпением двинулась навстречу приключениям. История основания этого града уходит в давние времена. Хотя датой основания считается 1729 год, год запуска
железоделательного завода Демидовых, поселение староверов здесь датируется 1670-1675 гг. Град Староуткинский знаменит старинным зданием железноделательного завода и камнями-бойцами Чусовой.
Остановив самодвижущуюся повозку
около знака памятного, полюбовались красотой водоёма рукотворного, что на реке Утке, устроен был, мирно поедающими траву животинками, и двинулись мы далее. Такое название реки "Утки" получили не от обилия уток, а от мансийского наречия "вють, утя, уть, ут" - путь, река, вода. Слово "ка" у
некоторых чусовских манси употреблялось в значении "река". Вероятно, манси до прихода русских называли эти реки Вутька - "река, по которой проходит путь". С приходом русских это название закрепилось, немного видоизменившись. Может быть, название произошло и от коми-зырянского "ут" - "низина,
затопляемая в половодье".
Подъехали к заводу старинному, железоделательному, чугуноплавильному. И от его вида пришел в восторг наш сыночек любименький, и порывался везде побывать, всюду залезть и всё потрогать, а родители за головушку хватались, кабы чего на голову
мальчонке не свалилось.
И семью и знакомых вовлек в это дело, интересно всем стало посмотреть на кладки различные, кирпичи разносортные. Несколько видов кирпичей: от рядового до огнеупорного. Несколько видов кладки. Несколько
сортов камня. Руины металлургического завода в посёлке Староуткинск могут потрафить самому изысканному вкусу.
Велики разуменьем и уменьем были наши предки, создавшие столь долговечные грандиозные сооружения. Чугуноплавильный завод был построен в месте впадения Утки в Чусовую. Чугун, впрочем, начали выплавлять на месте не сразу. Доменная печь была достроена лишь в 1734 году, а до того в Старой Утке
действовали лишь четыре молота для ковки кричного железа. Чугун же для кричного передела привозили гужевым способом с Верхнетагильского завода. Зато потом чугуна здесь начали выплавлять помногу. Его вывозили для передела и на Шайтанский (нынешнее село Чусовое), а позже и на Суксунский и Шаквинский
заводы. К 1760-м годам выплавка чугуна достигла 111 тысяч пудов в год, а работало на заводе 233 крепостных. Река была под рукой ? демидовскую продукцию вывозили в европейскую часть России речным путем, и Чусовая была важнейшей транспортной магистралью. Плотина в устье Утки же служила источником
энергии для завода. Плотиной и рукотворным водоёмом будут пользоваться и любоваться ещё наши потомки.
поменяем на
картинки природные. Как же здесь-то хорошо, красотень. И горы, и лес, и зеленый заливной луг.
Отправимся же на могучу реку Чусовую, с её скалами-бойцами и такими видами с них, что дух захватывает.
Повозки наши самодвижущиеся Toyota Highlander и Hyundai Santa Fe легко преодолев промышленную зону, переехав по мосту для повозок самодвижущихся, остановились у моста пешеходного, на железных тросах висящего.
Чусовая, река,
левый приток реки Кама, одна из крупных и красивейших рек Урала. Чусовая протекает по территории трёх областей: Челябинской, Свердловской и Пермской. Начало берёт на севере Челябинской области, в среднем течении дважды переходит из Свердловской области в Пермскую и заканчивает свой путь в районе
города Перми в Камском водохранилище. Длина реки 777 км., площадь бассейна 42.000 кв. км.
Чусовая имеет уникальные особенности: это единственная река, протекающая по двум частям света - Азии и Европе; она берёт начало на восточном склоне Уральского хребта, пересекает его и заканчивает свой
"бег" на западном склоне.
Своё название река, вероятно, получила от искажённого коми-пермяцкого языка, возможно, от удмуртского, где "чус" значит "бойкий", "проворный"; "ва" по коми- пермяцки - вода. А.К. Матвеев так объясняет происхождение названия реки. "Сейчас оно произносится и пишется
Чусовая, или по-местному Чусова, но видимо, когда-то была Чусва".
Светлые, прозрачные воды Чусовой заворожили нас и проехала наша самодвижущаяся повозка по светлым струям и каменистому дну на близлежащий островок. Взятие
водной преграды не вызывало никаких трудностей, Toyota Highlander проехал по камушкам и водичке уверенно, легко и непринужденно, без каких либо касаний, бес создания за собой колеи в гальке. Ребятишки побродив по водичке, с удовольствием прокатилась в большом багажнике, где места хватает и под груз
и детишкам покататься.
Камень Богатырь (Богатый) находится на левом берегу
реки Чусовой в 50 километрах от камня Собачьи Ребра в селе Слобода. Камень расположен в черте Староуткинска.
Камень Богатырь - отрог Киргишанского Увала, который разделяет долины рек Чусовая и Утка. До XIX века камень назывался Богатым.
Высота этого живописного камня достигает 30 метров.
На нем можно увидеть гладкие, словно отполированные стенки. Это не что иное, как следы древнего ледника.
Камень Богатырь - геологический и историко-литературный памятник природы. Его упоминал в своих произведениях писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк.
И путешествующие решили срочно покорить
представший перед ними камень Богатырь.
Но не только людям покорился сей камень, наша повозка самодвижущаяся легко заехала на камень Богатырь, не обратив внимания на крутизну дороги, отсутствие покрытия. Плавно переехала с грунтовки на полянку и застыла
на живописном обрыве.
Время подходило к обеду, и путь-дороженька направилась в обратном направлении.
Нонешный пикник решено было устроить на берегу Чусовой, там где впадает в нее речка Б.Сибирка и камни стоят Гребешки да Сибирский.
Двигаясь по тракту Шалинскому, пересекаем речку Б.Сибирку и поворачиваем
налево на грунтовую дорогу. Через 50 метров ещё один поворот налево на лесную дорожку, и подъезжаем к лесной полянке.
Машина прекрасно ведет себя в условиях бездорожья, преодоление колеи, ям происходит без касаний и цепляний,
грязевые участки проходила уверенно.
Прибыв на солнечную полянку, группа наша разделилась, ибо кушать хотелось всем.
И обозные остались обед варить, остальная ватага пошла по лесу волшебному, летнему, на берегу
Б.Сибирки столб пограничный искать. столб тот, по указанию бывалых путешественников, разделял между собой Сибирский уезд, Уфимский и Кунгурский. Надпись датирована XVII в.
Столба того не нашли, зато в лесу сказочном побывали и на камни-бойцы на Чусовой полюбовались.
Камень
Гребешки (кое-где его называют в единственном числе - Гребешок) ? очень красивые скалы, вытянувшиеся почти на километр по левому берегу реки Чусовой в 30 километрах ниже турбазы "Чусовая". Представляют собой живописные башенки и выступающие из массива скалы ребра. Высота камня достигает 30
метров.
В прошлом камень Гребешки был довольно опасным бойцом. В 1880-х годах для обеспечения безопасности сплавов барок здесь были проведены взрывные работы, русло близ камня Гребешки было расчищено. После этих мероприятий этот участок реки стал безопасным, впрочем, вскоре и сплав барок
навсегда ушел в прошлое из-за открытия железной дороги.
Огромные кусты черемицы (ядовитое растение) на поляне.
Преодоление реки Б.Сибирки, с разглядыванием её обитателей и сказочных зарослей прибрежных кустов.
Вдоль реки Б.Сибирка, от тракта Шалинского, маленько есть организованных стоянок, ины с беседками, а ины и с дровами. До всех могут доехать повозки самодвижущиеся, дорожка хорошая грунтовая. И прогулка оттуда на камень Гребешок и камень
Сибирский, и дитю малому по силам будет. Тропинка хорошо натоптана, заблудиться негде. Между камнем Гребешки и Сибирским около 1,5 километров.
Пограничный столб так и не нашли, зато дошли до камня Сибирского.
Камень Сибирский стоит на правом берегу реки Чусовой на 31-м километре от села Слобода. Высота камня Сибирский - 25-30 метров.
Название камня появилось оттого, что по впадающей в реку Чусовую напротив камня речке Сибирке в прошлом проводили границу Сибири.
Сытые, отдохнувшие направились мы к последней запланированной точке нашего маршрута пгт Новоутскинску.
В XVIII веке на реке Верхняя Утка в 3 километрах от устья возник железоделательный завод. Сейчас здесь довольно крупный поселок Новоуткинск.
Новоуткинский завод был основан казной в
1749 году, входил в Верх-Исетский горный округ. Через некоторое время он был передан во владение графу Ягужинскому, который в 1778 году продал завод Савве Яковлеву.
Вот с фамилиями-то владельцев и названия раньше звучали: Новая Утка - Утка Яковлева; Старая Утка - Утка Демидова.
В 18.00
как было обещано предсказателями погоды, захмурилось небо, задул ветер северный, холодный. И картинка невероятная возникла, вид на пруд Новоуткинский завораживал своей красотой. Солнечные лучи, проникая в колодцы кучевых облаков, освещали гладь пруда и домики на противоположном берегу. Свет и тень
одновременно, производили необыкновенное впечатление, нереальности происходящего.
Длина пруда ? около 5 километров, а ширина ? до 500 метров. Здесь хорошее место для отдыха, купания и рыбалки. Пруд на реке Утка был создан в
1749 году при строительстве завода, поскольку все заводские механизмы в ту пору приводились за счет движения воды.
Поднявшись на холм мы обошли однопрестольный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Построенная на средства
заводовладельцев Яковлевых церковь была освящена в 1838 году. В 1930-е годы, как и по всей стране, храм закрыли. Храм сейчас активно восстанавливается, шла вечерняя воскресная служба, пел хор.
Ниже плотины на правом берегу реки Утки-то, скалы есть среди народа известные,
известняковые. В них, в энтих скалах, есть пещерка небольшая. Она и зовется так ? Новоуткинская. По берегам Утки рыбаки да рыбачки стоят, рыбку удят. А речушка то лопушками покрывается, яко полянка кака.
Посетив пещерку (гротик со льдом, со следами человеческой деятельности - мусором), уставшие, трудами умаянные, впечатлениями новыми впечатленные, путешествие решили завершить. И повозки наши самодвижущиеся отправились в обратный путь, к хранилищу специальному.
Р.S.
Спасибо организаторам, много интересного узнали
мы об окрестностях Екатеринбурга, множесттво статей, книг сайтов проштудировали, вспомнили что забыли и узнали много нового о земле Уральской. Путешествие наше было насыщенным и интересным. Спасибо менеджеру компании "Автоплюс" автоцентра Тойота Запад Белоусову Степану за внимание и терпение.
Хороший отчет. Понравились фото завода в Староуткинске, тем более знаю что добыть их было не просто. И самое главное что понравилось, что Вы показали Староуткинск с другой стороны, нежели мы. За карты - отдельное спасибо, обязаельно воспользуемся!
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)