Нигерия.
Про эту Африканскую страну не очень много информации. В последнее время периодически проскальзывает в новостях со взрывами, захватами заложников и тому подобными вещами.
Так сложились звезды, что я оказался в этой стране и провел там месяц...
Первоначальную и
достаточно общую информацию можно почитать вот здесь http://avk.lanck.ru/Family/Nigeria/Nigeria.html . Эта заметка была написана несколько лет тому назад. За эти годы некоторые вещи поменялись...
Ну и с самого начала.
Перелет турками из Екатеринбурга в Стамбул, там 3 часовая стыковка и идем на посадку в самолет до
Лагоса. Там толпа совершенно черных людей, часть в национальной одежде и совершенно все с чемоданами. Это их особенность, в багаж не сдавать, поэтому в самолете все полки и свободные места забиты полностью. Ну да ладно, несколько часов полета и мы в аэропорту Лагоса. Тут начинается уже настоящее
знакомство с этой удивительной страной. Первое что удивило - паспортный контроль. Несколько стоек, за одними сидят люди в форме, за другими тетки в национальной веселой одежде,как оказалось именно они и являются паспортным контролем. Таможню прошли без проблем, на выходе цепляется какая-то уже
другая тетка, тоже в веселой одежде и без опознавательных знаков, после нескольких минут общения выяснилось, что ей нужны сертификаты о прививках от желтой лихорадки. С этим тоже все в порядке. Уже перед самым выходом подбегает еще какой-то человек и начинает обьяснять,что с нашим багажом не все в
порядке, но за малую сумму вопрос снимается. Первый вывод - не всегда по внешнему виду можно определить, на самом ли деле человек имеет право спрашивать с тебя что-нибудь. Наличие или отсутствие формы ничего не значит. (Если человек в форме и с автоматом - однозначно нужно прислушиваться к его
словам:-) )
Выходим из аэропорта, куча народа желающего облегчить нелегкую жизнь и кошелек белого человека. Кто-то пытается поднести куда-то твой чемодан, кто- то предлагает ехать, кто-то просто просит денег. Важный момент - очень желательно чтоб вас встречали на машине! Ночью в такси и
общественный транспорт( если найдете его) садится не рекомендуется, очень большая вероятность остаться без денег и своих вещей. Некоторое время назад, одного англичанина не встретили,а он по своей скромности решил добраться самостоятельно. Все было нормально, пока не доехали до моста в Опапе(
портовый р-н Лагоса ),
там водитель просто остановился и пошел подышать свежим воздухом. Как уж там все происходило не совсем известно, но человек жив, а свои пустые разбитые чемоданы и паспорт нашел на следующий день под мостом.
В общем нас встретили и привезли домой,
где уже ждали наши украинские товарищи в предвкушении подарков в виде сала и конечно русского натурпродукта) Традиционные слова приветствия в их устах звучат как Welcome to hell.
Далее
была встреча), а потом выходные. С первого взгляда - все вполне пристойно. В доме, который приютил нас на этот месяц, есть все необходимое для жизни,бенинский повар Джон, достаточно давно работающий с русским и готовящий замечательную домашнюю пищу ( котлетки например) по совместительству
занимается всеми домашними заботами - уборкой,стиркой и тд, а также охранник, основной задачей которого является открывание ворот. Нужно заметить, что это является практически обязательной атрибутикой белого человека - местные просто не понимают, если белый моет сам посуду:-) И наоборот - белые,
живущие там достаточно долго или родившиеся там - не представляют другого порядка вещей. Т.е. бытовых проблем для белого там в принципе нет. И решаются они за очень небольшие деньги (например Джон получает 9000 рублей, и это очень высокая зарплата, но он того стоит) У охраны есть еще 2 функции -
включать генератор при отключении электричества (у нас этот вопрос был решен по другому - наличием качественной автоматики через дорогу в крупном дата-центре, от которого дом берет электричество), вторая несколько более специфичная - если охрана сваливает - то нужно закрывать двери и не
высовываться на улицу)
Вообще, в последнее время, с безопасностью, по отзывам, стало гораздо лучше. Но все равно наличие колючей проволоки на заборах, охрана на вьезде в спальные районы и вооруженнные патрули по ночам - неизменные атрибуты Лагоса.
С откровенным криминалом за все время не сталкивались, но по ночам особо старались никуда не выдвигаться, за исключением Виктория Айленд и Лекки. В этих районах достаточно безопасно,а на Виктории Айленд сосредоточено большое количество белых
людей и соответственно всяких баров, клубов и прочих увеселений. Хотя опять же рассказывали про ограбление банка с год назад - групппа автоматчиков уходила из банка с мешками денег и расстреливала всех подвернувшихся под руку.Потом сели в бот и ушли в океан. При этом ближайший полицейский участок
находился метрах в 200 от банка, а на преодоление этого космического расстояния служителям закона потребовалось несколько часов...
Немного о полиции - существует несколько ее видов.Самые распространенные - дорожная полиция в песочных рубашках.
Стоят на перекрестках, могут человек по 5-10. Регулируют движение, а также представляют основную опасность на дороге в плане денег:-) Оружия и транспорта у них нет (нет даже жезлов,поэтому используют обычные палки), поэтому при наличии
возможности - лучше не останавливаться! Остановка дорожной полицией для белого человека стоит от 500 рублей, при этом наличие абсолютно всех документов, соблюдение правил и трезвый образ жизни ничего не значат! Т.е. общение с полицией для пьяного без документов на чужой машине - обойдется скорее
всего не больше тех же 500-600 рублей. Но это при условии, что они не смогли проникнуть к тебе в машину.(если все таки сумели сесть к тебе,то цена резко возрастает) Общепринято для автомобилистов в Лагосе - двери заблокированы, стекла подняты! И это в большей степени защита не от злодеев,а именно
от полиции) Непристегнутый ремень и разговор по телефону - 100% гарантия общения с полицией и расставание с деньгами. Вообще - белый за рулем действует на местных как красная тряпка на быка, поэтому лучше все-таки ездить с черным водителем. Лучшим вариантом является наличие за рулем вооруженного
полицейского, а самым лучшим - еще наличие джипа сопровождения с автоматчиками, которые снимают проблемы с дорожной полицией, другими местными чудесам,а также разгоняют пробку перед тобой.
Другой распространенный вид - в черной форме с автоматами, выходят на дорогу по ночам, эти не такие
наглые, могут попросить на газировку)
Из-за этих особенностей - с пятницы по воскресенье,особенно по вечерам - процентов 99 нетрезвых белых водителей))
Раз уж речь зашла о движении на автомобиле нужно сказать и о пресловутых африканских пробках. Что можно сказать...Я совершенно
перестал переживать в НАШИХ пробках. Наши водители - верх аккуратности, вежливости и терпимости друг к другу! Наши мотоциклисты - ангелы с белыми крыльями!!!! Честно, я такого не видел ни в Азии, ни даже в Египте! Сигналят все, лезут все, везде и всегда, даже если в этом нет необходимости.
Количество ХОРОШИХ машин (больших американских джипов типа Тундры,Армады и других Лексусов,Икс5,Рэйнджей,Мерседесов) на дорогах просто удивляет (хотя говорят один из самых емких рынков по краденным машинам).
Рядом грузовики, автобусы,
маршрутки - все это хаотически перемещается, а между рядами носятся акадо (небольшие мотоциклы-такси с обкуренными водилами),
Абсолютно все автомобили имеют внешние повреждения, за мелкие царапины никто особо не заморачивается, на несильный удар в бампер внимания обращать не стоит.
Качество дорог - местами есть направления, местами очень хорошие - но лучше двигаться на большой полноприводной машине)) (бензин стоит примерно 12 рублей, цена одинакова везде и регулируется государством,а вот на дизель цена свободная и сотсавляет примерно 25 рублей за литр.)
Хотя это тоже не исключает некоторых местных нюансов)) Пример из жизни эспатов - парни ездят на Армаде. Поехали в объезд по песчаной дороге, а там местные начинают прыгать на подножки, цепляться сзади, раскачивать машину, в общем скорость
сбросили и понятно сразу сели в глубокий песок) местные тут же давай помощь предлагать за 1000 долларов, а их человек 20. Серега отказался и стал звонить Славику. Продолжение - Славик приезжает на л200. Видит картину, стоит Армада севшая в песке вокруг нее кольцом сидит человек 20 местных и курят
план, кумар на километр стоит) они видят вторую машину, радостно оживляются в предвкушении нового клиента, Славик останавливается метров за 200 на твердом грунте, достает из кузова морской швартовочный тросс, растягивает его до машины(200 метров!) и вытаскивает Армаду. Вот тут говорят местные просто
бежали с офигевшими лицами и криками -маста,дай хоть что-нибудь) Вообще говоря - дай, хоть что-нибудь - очень распространенная фраза) Уже когда улетали - КАЖДЫЙ служащий в аэропорту,включая таможенников и на паспортном контроле считал своим долгом напомнить улетающим русским - а у нас тут
Рождество намечается - дайте че-нить,а!
Особенности бизнеса в Нигерии - денег нигерийицам давать нельзя ни коем случае. Вернуть будет очень сложно...В некоторых районах взять в плен и получить выуп - совершенно нормальное дело. Еще один из примеров нигерийского бизнеса - в каждой деревне
есть свой клаг и какой-нить свой царек. Есть телекоммуникационная компания, имеющая сеть кабельных коммуникаций по всей стране. Самый простой способ заработка для черных - перерубить кабель и спокойно сидеть и ждать бригаду ремонтников и конечно попросить с них денег. Так вот у той компании есть
специальная штатная единица - автомобиль передвигается вдоль всех кабельных трасс и тупо раздает деньги местным правителям.
При всем этом денег в стране реально много и страна развивается. Строятся дороги, новые магазины и открываются всякие заведения.
Есть даже бар, где вас накормят
борщем или пельменями)
Наверное стоит еще сказать об одной стороне Нигерии. Девушки. Есть разные. На любителя и очень хорошие. Есть бары в которых за 50 долларов можно найти себе подругу на ночь.Есть одно но! Даже если вы обо всем договорились заранее - будьте готовы к утреннему скандалу,
на тему - а вот еще вот это было,поэтому дай еще денег! Это тоже часть шоу) В одной из крупных нефтяных компаний руководством издан специальный приказ - если приводят девочек к себе домой, на входе все договоренности записываются у охраны и там же оставляется оговоренная сумма, на выходе
производится расчет. Еще одна местная особенность - у большинства волосы нарощенные или приделаны типа шиньонов, соответственно все это периодически может отпадывать в процессе. Ну а еще один приятель периодически терял свою избранницу в темноте:-)
Еще из хорошего - тепло и океан!
Есть отличные районы, с
собственным электричеством ( это вообще очень важный вопрос - так как кондиционеры и холодильники без него не работают,а общее электроснабжение очень не стабильно,может выключаться от минут до суток,поэтому у всех стоят дизели,а это большие затраты на содержание жилья), водой, охраной и всей
инфраструктурой для жизни (фитнес-центры, школы и тд.)
Ну и конечно интернационал! Грани между национальностями совсем стираются, остается только цвет кожи, поэтому большинство белых очень дружелюбны и готовы помочь как минимум советом:-)
Страна разная, есть хорошее и плохое как и везде. Она развивается и там живет 150 млн.человек. В одном Лагосе только от 15 до 20 млн по разным оценкам....
Вот как-то так...
Мы с горяча в тайланде ломанулись хапануть экстрима в чайна тауне, скажу нас даже тайцы увидев предостерегали что до 19часов надо оттуда валить :-D блин мы купились и свалили
Еще несколько моментов вспомнилось.
Про дорожную полицию - тут на автофорумах как-то была тема про то, что нашим сотрудникам можно отдавать в руки копии документов. Так вот в Лагосе - это обязательное условие! Т.е.
им в руки отдаешь ТОЛЬКО копии прав и документов на машину,оригиналы показываешь только из своих рук, ибо если они попали в руки полиции - увеличивается время общения с ними и сумма оплаты за проезд через их пост :-)
Особенности движения - все едут по левому ряду, обгон СПРАВА - совершенно
нормальное и обычное явление.
Есть понятие типа local goverment - что-то типа местного самоуправления(или самоуправства). Т.е. люди без формы, но с какими-то удостоверениями могут (может и вполне законно:-) попросить денег например за использование радио в машине на территории данного района.
Опять же в зависимости от ситуации можно не останавливаться и не разговаривать с ними.
Бензин.Заправок много,но работают только днем. Ночью заправиться невозможно, это необходимо учитывать при поездках. При нас была забастовка на заправках.3 дня ни одна из них не работала. Причина - где-то
арестовали бензовоз с непонятным бензином.Это кому-то не понравилось и заправки перестали работать. Профсоюз - очень жестко контролирует исполнение решений о забастовке. Могут запросто сжечь нарушителей вместе с машиной например....
Качество бензина. В принципе вроде как нормальный...Но
опять же - у знакомых на фирме несколько тойот камри. На всех горит чек. Представительство Тойоты ничего не может с этим сделать. А еще как-то на заправке украли бензовоз с топливом,и чего-то там набодяжили. У одной фирмы порядка 30 машин заправились с утра этой фигней. Боле-менее вышли из положения
только те, кто при падении показателя уровня топлива сразу залили в баки по паре банок очистителя для инжекторов. Поплавки в бензобаках просто разъело...
Про банки.Банки периодически грабят.Поэтому просто так в него войти не возможно. В каждом отделении стоит бронированный тамбур.Т.е. входишь
в него, дверь сзади закрывается и только после этого открывается вход. Такая же система в ювелирных магазинах.
Использование карт. Банкоматы есть. В крупных магазинах можно рассчитаться картой Виза, но все-таки не рекомендуют использовать наши карты для оплаты покупок, из-за высокой
вероятности кражи информации о карте. Лучше кэш. Обменять доллары можно не во всех банках и курс, как правило не очень хороший. Поэтому меняют на черном рынке. Курс был 150 найра за 1 доллар. Лучше иметь много мелких купюр для раздачи по месту требования) За 150 найра можно даже много чего купить
или погонять на акадо) Ну а например очень вкусный бенинский ананас стоит 300 найра.
Ну и про строителей. Таджики - просто лучшие ученики Микеланджело в сравнении с ними :-D Нужно сделать проем в стене и вставить туда дверь, с первого раза дверь не подошла, высокая, расхерачили выше,
вставили дверь по верхнему уровню, получился порог на уровне сантимтров 90 от пола) спрашиваем - а как заходить, а он показывает с невозмутимым видом - перелазить нужно...
ну и еще несколько фотографий.
Это попугай Огочка (Ога - это Босс:-), сначала
думали. что это мальчик, но после детального исследования все-таки решили, что это девочка)
Он живет в E-bar на Лекки. Очень популярное место для белых и обеспеченных африканцев. Хозяйка ресторана -русская. В этом месте всегда будут рады русскоговорящему посетителю.
Обязательно попробуйте сую! (курица или говядина на гриле с красным перцем. С пивом или холодным белым вином залетает на счет раз)
Ну и опять про интернационал)
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)