Многие страдают от так называемых морозов - типа машина не заводится. Сидя в тёплом кресле и тупо глядя в окно, приятно думать о том, что нынешние люди представления не имеют о том, что такое сражение с автомобильной техникой на морозе! И вообще, как это заведено, жизни не видели.
Вот
грянули морозы – и в телевизоре немедленно передача о том, как кровавая гэбня в СССР не давала спокойно жить поклонникам группы The Beatles. Тут как тут Андрей Макаревич с рассказами о том, насколько ему было невыносимо творить. Типа смотрите, граждане, как всё было плохо!!! Подумаешь, мороз!
Радуйтесь тому, что советской власти нету! Это херня, что сегодня уже семь человек только в Москве замёрзло насмерть, главное – больше нет СССР.
Но мне думалось про другое. Начать с того, что никаких «тосолов» раньше не было. Прибежав с утреца в автопарк, надо было для начала схватить
пару вёдер (у каждого свои, индивидуальные), добежать до водомаслогрейки (специальное помещение, где была горячая вода и подогрев для масла), набрать пару вёдер воды и бежать обратно к авто – по отвратительным скользким блямбам, выплеснутым предыдущими товарищами. Временами случались падения,
которые вкупе с двумя вёдрами кипятка выглядели значительно интереснее обыкновенных, скучных падений.
Добежав до машины, надо было «пролить движок». В охлаждающей системе есть специальные краники, которые надо открывать вечером (не забыв снять крышку радиатора) для полного слива воды.
Утром льёшь кипяток, он вытекает через краники. В зависимости от холода, проливалось ведро-полтора-два. Если всё нормально, краники можно закрывать и доливать воды до верху. Если ненормально, надо проливать как следует – чтобы движок хоть немного согрелся. Если очень холодно, кипяток замерзает
внутре системы, не добегая до краников. Или в самих краниках замерзает.
В красной армии, как водится, было значительно веселее. Водомаслогрейка была, но горячей воды в ней никогда не было. Потому воду черпали из открытого канализационного люка – она чистая была, но очень холодная.
Ведёр обыкновенных тоже не было, вместо них серьёзными людьми использовались дюралевые «бочки» из-под пирофакелов. Несерьёзные люди бегали с брезентовыми вёдрами. Чтобы не бегать, особо толковые бойцы подъезжали к люку без воды. Для двигателя это крайне вредно, но во всём была виновата проклятая
советская власть, а не солдаты-кочегары.
Воду в системе прихватывало постоянно, температура зверски росла, но потом всё внутре таяло и далее работало нормально. Правда, не у всех. Тяжёлые машины типа тягачей МАЗ-537 (на таких баллистические ракеты раньше возили) стартером на морозе
завести невозможно – замёрзший танковый двигатель с летней солярой никакие аккумуляторы не проворачивают. Бестолковые водители подгоняли передвижную электростанцию (АПА) и пытались завести ей. Умные привлекали воздухозаправщик, подсоединяли к системе воздушного запуска и стартовали так.
Сжатый воздух при расширении сильно охлаждается (у нас был хороший, точка росы минус 40 градусов), потому для пущего эффекту прыскали эфиру в воздухозаборник – с эфирными парами схватывает значительно бодрее. Дизель – особенно бодро. Открываешь вентиль, даёшь давление! МАЗ-537, огромная дура,
начинает трястись мелкой дрожью, потому что сжатый на 150 атмосфер воздух крутит двенадцатицилиндровый танковый движок как детскую игрушку. БАХ!!! – адский взрыв в выхлопной трубе, огонь до земли! Это эфирные пары выходят. Дрын-дрын-дрын, ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ!!! Советское танкостроение – лучшее в мире,
попёрло. Дикий рёв, ч0рные рожы, всё в мазуте, утро началось.
Для разных людей оно начиналось по-разному. Я, например, чужие машины заводил только за деньги. У меня с детства тяга к рыночным отношениям. За это многие комсомольцы меня ненавидели, но деньги всё равно отдавали. Так я
боролся с проклятым советским строем, подрывал его изнутри в наиболее слабых местах.
Машины разных солдат содержались в разных условиях. Если сынок – значит, машина стоит на улице. Если дедушка – в тёплом боксе. Уход и присмотр за машиной дедушки осуществлял, конечно же, специально
назначенный сынок. Бывало, толковые водители забывали сливать воду из двигателя. Вода внутре замерзает и блок цилиндров лопается, выводя двигатель из строя. Это почему-то называется «разморозить движок». Почему «разморозить» - понимать отказываюсь, он ведь замерзает, а не размораживается. Но все
говорят так. А если ты говоришь не так – значит, ты какой-то не такой, как мы. Что-то с тобой не так. Получи-ка в рыло.
Воду грели, как уже говорил выше, специально назначенные кочегары. Они же отапливали тёплые боксы. Печки топили углём и угольной пылью. Кочегары были разные – как
подобает людям. В одной и той же кочегарке работало, к примеру, двое. Приходишь утром к одному – в кочегарке страшная жара, выхлопная труба у печки тёмно-красная, кочегар в одних кальсонах спит на лавке. Приходишь на следующее утро к другому – в кочегарке дикий холод. Бодрствующий от холода кочегар
сидит верхом на печке – в валенках, в ватных штанах, в ватной куртке, в ушанке и в рукавицах, чисто татарский монгол в атаке на Рязань.
Плохая протопка объяснялась тем, что уголь плохой. Автора плохой протопки нисколько не смущало то, что войсковой товарищ тем же самым углем топит
отменно. Уголь, каким бы это странным не показалось, прежде чем закинуть в печку, рекомендуется облить водой. Я химию помню плохо, но облитый водой уголь почему-то горит значительно лучше, чем уголь сухой. Глядя на мучения войсковых товарищей и будучи от природы пареньком изобретательным, я
немедленно выдал рацпредложение: присоединить к печке кислородный баллон. Ну, там, понятно, водяной редуктор, понижающий давление и пресекающий возможность взрыва, все дела.
В кислороде всё горит со страшной силой: как сухое, так и мокрое. Уголь, понятно, тоже. В общем, наладили подачу
кислорода. В первую же ночь кочегар набросал угля побольше, кислород подпустил посильнее, и лёг спать. Понятно, процесс вышел из-под контроля: куча угля занялась адским пламенем, дико раскалилась и расплавила печку. Проснулся наш орёл от холода. Стоявшая рядом металлическая печка сложилась в кучку.
После этого кочегаров заставили прогревать двигатели стоящих в боксах машин по ночам, ибо отопление накрылось. У подавляющего большинства автомобилей марки ЗиЛ-131 было два двигателя: свой собственный, который приводит автомобиль в движение, и здоровенный дизель, приводящий в движение
спецустановку (электрогенератор, к примеру). Греть надо, понятно, оба. И вот кочегар завёл шесть движков передних, шесть движков специальных, а сам, конечно же, в одной из машин уснул. И, естественно, угорел.
Когда чудом пришёл в себя, понял, что умирает. Хватило сил на то, чтобы
открыть дверь и выпасть на пол. По полу с трудом дополз до ворот, где прильнул носом к щели со свежим воздухом и окончательно лишился чувств. А тут как раз пришли дедушки. Заходят в бокс, а там молодой боец валяется без чувств. Нажрался, скотина!!! Бойца немедленно отпинали сапогами со всей уставной
строгостью, потом взяли за руки/за ноги, и вышвырнули в сугроб. Там он через некоторое время очухался и чуть жив прибыл в казарму. Вот такое творилось в комсомольских организациях.
Так что жидкости из водомаслогрейки текли только летом, когда заморозить их не было физической
возможности. Но и тут советские солдаты не обходились без шуток и весёлых розыгрышей! Например, один боец набирает воду в ведро, а его товарищ, проказник такой, незаметно подкрадыватся сзади на топливозаправщике – автомобиле КрАЗ с бочкой, в которую налито 22 (двадцать две) тонны керосина. Бывалый
шутник заглушил двигатель, и, еле шурша резиной, крадётся, чтобы внезапно ударить товарища под зад бампером.
Это очень смешная шутка – бампером бить. Например, военнослужащий первого года службы спит в автомобиле, что решительно запрещено. А ты подкрадываешься к нему спереди и бьёшь
бампером в бампер. Мгновенное пробуждение, истеричное метание по кабине, удары головой обо всё на свете. Очень, очень смешно. Если недостаточно смешно, можно вывести молодого бойца на улицу и набить ему рожу – чтоб не спал на службе, тогда уж точно ухохочешься. А уж если не машину, а человека
бампером под зад стукнуть, то это вообще ураганной силы шутка. Вот до чего доводила замечательных русских и нерусских ребят советская власть.
Ну и вот, крадётся солдат на КрАЗе. Подкрадывается, и надо бы затормозить, а массу своего автомобиля с керосином немного неподрассчитал. И
вместо того, чтобы прикольно стукнуть бампером под зад, вбивает товарища в кирпичную стену, а саму стену проламывает. Товарищ, для которого предназначалась шутка – труп. Шутник получает девять лет и прямо со службы отправляется на лесоповал. Вот такой вот был правовой беспредел, так проклятые
коммунисты ломали молодым парням судьбы.
В общем, холодную воду в промёрзший автомобиль наливать надо было умело. Я неплохо наливал – и себе, и дедушке. Выходит рота в парк, молодые бегут впереди – чтобы к приходу дедушек успеть залить воду и прогреть автомобиль. Не может ведь дедушка
делать всё сам? Не будет же дедушка, как дурак, сидеть в холодном автомобиле? Вот я типа налил в первую очередь ему, машину завёл, налил себе, свою завёл. Сижу, греюсь. Думаю о том, что же коммунистическая партия со мной делает. Гляжу, дедушка забрался на бампер своего авто, поднял капот и машет
рукой, подзывает меня.
Я подбежал, залез к нему на бампер. Бампер у автомобиля ЗиЛ-131 высокий. Стою, а дедушка показывает мне крышку радиатора, которую я забыл на место закрутить. Сперва показал, а потом как даст мне в рыло! Полёт шмеля, спиной и башкой об землю. С тех пор я никогда
не забываю радиаторам крышки закручивать, случись чего.
А сейчас – что? Кругом «тосол», никаких тебе вёдер. Скукота. Воспитательная работа на нуле. The Beatles по-прежнему любой дурак слушать может, как в СССР.
Жаль, Макаревич в армии не служил. Ему и вспомнить, бедолаге,
нечего – как же на самом деле страшно было жить в СССР.
Еще БАМ не упомянули и Беломор-Канал. Не уловил связи между Макаревичем, нынешними морозами и "тяготами и лишениями" армейской жизни. В последней, кстати, не многое изменилось. А тосол был и при советах. Только не для всех
Всё это весело, расскажу, как у нас было в 32 в.г.
В армии у БМП погоняло "беха", у нас были двойки. Так вот двигатель этой чудо техники можно запустить разными способами.
- Аккумуляторами, их два храняться в аккумуляторной комнате, всегда теплые и заряженные. Если злобные
заряжающие их не угробили.
- Сжатым воздухом, баллон с жатым воздухом в кабине.
Есть еще два способа но я уже не помню.
При этом в двигателе есть предпусковой подогреватель, что-то вроде горелки, зажигается и прогревает картер.
Масло в двигателе
одно, зима, лето разницы нет.
Соляра тоже одна "Арктика". Боксы не топят, машины постоянно никто не греет. Есть дежурный тягач, постоянно прогревают только его.
НУ и что?! сейчас демократия,а дурдома ещё больше...
я вот служил в армии водителем в 1980 году,у нас все нормально было.передергивает что-то товарищ...
Тяжёлые машины типа тягачей МАЗ-537 (на таких баллистические ракеты раньше возили) стартером на морозе завести невозможно – замёрзший танковый двигатель
Ваще то предпусковой подогреватель типа нынешней вебасты еще при советской
власти серийно ставился на эти машины
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)