28 июня 2004 года
Японский пробег. Миф или реальность?
Японский пробег. Миф или реальность? Все мы знаем о большом достоинстве праворульных японских автомобилей по сравнению с разными европейцами, американцами и прочими сильно
механизированными нациями — это аксиома о том, что пробег средней нативной машины намного меньше, чем у ее аналога с автобанов, авторутов или хайвэев. Но вот поразмышлять, в какой именно мере это справедливо — все-таки не помешает…
1. «Gasoline in veins»?
Сначала
несколько слов о том, почему у машин из Японии действительно сравнительно небольшие пробеги — таково уж влияние местных условий:
жесткие ограничения скорости (50 км/ч по муниципальным шоссе — не каждый выдержит, да и на покрытие более-менее значительного расстояния уйдет
слишком много времени)
дорогие платные дороги (чтобы ехать побыстрее — надо раскошеливаться, плюс еще тоннели, мосты и прочие коммункации)
нет времени на дальние авторейсы (работа, работа и снова работа — отпуска надо тратить с умом и лучше всего за кордоном)
развитый ж/д
транспорт (по мегаполису быстрее на метро, из пригорода проще добраться на «электричке», для межгорода есть «хикари» и прочие реальное работающие ВСМ)
маленькая страна (действительно, население, примерно как во всей РФ, сосредоточено на площади, равной половине Хабаровского края).
Да уж, не переняли еще японцы у своих рукотворных идолов присущий тем культ автомобиля. Выходит, что городской обитатель страны восходящего солнца вообще не должен бы ездить на машине, дабы не попадать в легендарные гигантские пробки. А среднестатистический житель пригорода — обязан каждое утро
отправляться на автомобиле только до ближайшей станции, парковаться и далее следовать на работу общественным транспортом. В то же время его супруга развозит детей по школам, заезжает в супермаркет, а потом отправляется домой, поддерживать семейный очаг. Вот такая идиллия получается…
2.
Червь сомнения
Но нет покоя от засевшего в глубине души сомнения, взращенного на запредельных пробегах европейских аппаратов, которые лет пятнадцать назад начали активно входить в нашу жизнь. Да и личная практика городского жителя, не сделавшего своим хобби ралли-рейды, подсказывает
нечто иное… Нет, бездоказательно обвинять никого не хотелось бы, да и зачем? Но вот задать кое-какие риторические вопросы, наверное, право имеем. Потому как любую, даже самую радостную гармонию следует иногда «поверять алгеброй» — не призрак ли перед нами? Иначе задумываешься — а зачем же вообще
японцам нужны автомобили, да еще в таком гигантском количестве. Если на них все равно практически не ездят, а только и думают, как бы побыстрее сбросить цену и продать страждущим гайдзинам из солнечной Австралии, Азии и даже суровой России. И все сильнее западает мысль, что «индустрия перемотки»
счетчиков пробега развита на островах не меньше, чем у нас или у наших ближайших западных соседей с берегов Балтики.
3. В райбольнице
А начинается все обычно на стадии первого обслуживания свежеобретенной беспробежной машины где-нибудь на бескрайних просторах нашей
родины. Судя по накалу общественного мнения, само собой разумеется, что мастера из частного специализированного сервиса, через который проходят всего-то пяток машин ежедневно, нельзя считать авторитетом в вопросах пробега и техсостояния. Во-первых, он не официальный сервис, уполномоченный дилером.
Во-вторых, он не бывал в Японии, не пригонял машины из Приморья и не жил их продажей. В-третьих, он просто обязан быть мизантропом по натуре и большим завистником (по отношению к владельцам замечательных и «практически новых» японских автомобилей). Поэтому доверять его примерной оценке пробега по
состоянию ходовой, тормозов и прочих элементов конструкции — ну просто никак нельзя. Особенно, если он утверждает, что прибывшая с аукциона машина, только-только собирающаяся (по одометру) пересечь ленточку 100-тысячного пробега, по ряду внешних признаков успешно разменяла уже не второй, а третий
круг счетчика. Или же если взятая у уважаемого (по крайней мере, среди своих друзей) трейдера (продавца или «поставщика» автомобилей из Японии или Приморья) машинка, отбегавшая «по приборам» всего-то полтинник с небольшим, оказывается, уже тысяч 30, как прошла ТО-100. Нет уж, чтобы не
расстраиваться, лучше будем в вопросе пробега доверять только аукционной карте, комбинации приборов и самому трейдеру (ведь действительно, например, какой-нибудь «Анатолий с улицы Рудольфа Абеля» — это сетевое имя с большой буквы, а что такое его безвестный оппонент вроде «дяди Сани из Мотор-теха»,
который не висит в интернете, не торгует, а все зачем-то крутит гайки в замечательных японских автомобилях — наверное «looser»?), не правда ли :-)?
4. Адвокаты и прокуроры
Но вот стоит только с легким сомнением вынести данный вопрос на публичное обсуждение, как из разных
частей страны раздается хор голосов в поддержку трейдеров, аукционеров и японского автомобилестроения в целом — «японцы покупают машины не для того, чтобы на них ездить!», «неважно, сколько она пробежала, для японки полторы сотни — это только обкатка», «да она еще миллион пройдет», «а поставщик
вообще ни за что не отвечает!» и так далее. Ну а действительно, что такого плохого в скрученном пробеге — это же мелочи? Хотя не совсем — при этом бездарно теряется ценнейшая нить предыдущих плановых ТО. Хорошо еще, что японская техника и расходники держат свой ресурс с изрядным запасом. А вот
трейдерам шестизначные числа на одометре действительно, совсем не нужны, потому как такой замечательный повод для постепенного повышения цен на японки, с киванием в сторону Европы — «мол, гляди — там тачка уже укатанная в нуль, а наши-то — новье», начинает слегка плыть. В-третьих, ощущать себя
известными полорогими парнокопытными, с изрядным аппетитом вкушающими заботливо подкладываемый продукт, особого удовольствия не доставляет. И еще — «недостойная» меркантильная сторона. Проведем некоторую аналогию. Например, крупный продавец, вроде упомянутого выше, доставляет покупателю «аукционный
аппарат с оценкой 4», да еще и не слишком дорого — все замечательно, все довольны. Но проходит совсем немного времени — и у-упс, а машинка-то оказывается битая — одну может догнал кто-то в прошлой жизни, другая самолично передок на прочность проверяла… А как до претензий дойдет — вновь хор вступает
— «до они все битые и вообще это мелочи». Да, в общем-то мелочи, если только гарантированно не ушла (по крайней мере сильно) геометрия кузова с ходовой. В общем-то, мелочи, если не задумываться о реализации этой машины в будущем на вторичном рынке. Мелочи, если забыть, что с заслуженной оценкой «R»
или «RA» этот аппарат стоил бы там намного дешевле (а кстати — рисует воображение несчастного владельца страшные картины — может он и стоил меньше? какие гарантии того, что авто было продано именно за столько, сколько указано в полученных бумагах, а не растеклись «лишние» штука-две между японским
дилером и местным трейдером?). Вот примерно то же самое и с пробегом — каждая отмотанная «в прошлое» тысяча километров оборачивается пусть и не в гигантские, но все-таки осязаемые суммы в долларах, которые у большинства японовладельцев, к сожалению, растут далеко не на деревьях.
5.
Энтомология
Здесь самое место вспомнить науку «о ловле насекомых», которых интересно поискать на японских аукционах. Как писал классик, прокачать их на косвенных… А этого добра там хватает, вот хотя бы один бросающийся в глаза пример. Думаю, все в курсе, что такой класс машин, как
микроавтобусы, развозные микрогрузовики, вагоны и прочие специфичные автотранспортные средства, особенно в «деревянных» комплектациях, приобретается именно с целью активной постоянной езды, а не отстаивания в гараже. Посмотрим же на их заявленные пробеги (по списку крупного аукциона, вроде USS).
Здесь цифры хоть и невелики, но уже легче согласуются с логикой — 30-40 тысяч в год, бывает и по 60. Но — что это? Треть из отобранных образцов набегали в среднем менее 10000 км в год, а процентов десять — вообще 2000-4000. Интересно, не использовались ли эти вполне полноценные грузовые и разгонные
машины в качестве монументов, посвященных достижениям японского автомобилестроения, вроде наших ЗиС-5 и ГАЗ-ААА? Можно ли верить таким фантастически замечательным цифрам? Понимали ли это знаменитые «аукционные эксперты»? Или же в их функции входило только зафиксировать пробег по счетчику,
перечислить видимые повреждения и записать примечания со слов продавца? Можно ли доверять таким «аукционным экспертам» по остальным позициям, машинам и километрам? И кому выгодно отстаивать их правоту?
6. Единожды солгав…
А сейчас мы возьмем в руки калькулятор… Сразу
предупреждаем, что формально так делать нельзя, неправильно и вообще похоже на шарлатанство — надо строить нормальные распределения, распределения Вейбулла, говорить умные слова вроде «старые машины на аукционы не берут», вытягивать длань в сторону «сотен счастливых обладателей»… Но в нашем случае —
важны даже не столько сами цифры, сколько их динамика и общие тенденции. Итак, открываем список выставленных одновременно на один из крупнейших аукционов автомобилей (всего более 10000 позиций — так что получается довольно репрезентативно) с заявленными характеристиками. «В лоб» считаем средний
пробег машин для каждого года выпуска и его прирост. Сводим в таблицу и немного размышляем…
Год
Средний заявленный пробег
Средний прирост
Прогноз
Вот так, допустим с машинами до 3-4 лет
более-менее чисто и хорошо. Ориентировочный среднегодовой пробег 16-17 тысяч, более чем оптимистично.
Но почему-то, перед тем как машине стукнет 4 года, интенсивность езды в падает в два раза. К чему бы? Уж не связано ли это с традицией сякэна (техосмотра) после 3,5,7 и более лет?
Если
предположить, что такое «улучшение» показателей пробега как раз соответствует первому, второму и следующим массовым заходам перепродаж на вторичном рынке — кое-какие нехорошие мысли появляются :-). И вот уже слегка более старый аппарат (5-6-летний) вновь активно рассекает по дорогам Хонсю или
Хоккайдо. Но — недолго длится счастье, по странному совпадению, перед следующим сякэном интенсивность вновь падает, уже втрое.
Дальше же — просто вакханалия щедрости и аккуратности — ежегодный прирост пробега практически неощутим. Немного возрастая на 9-10 году, на 11-м — он весело уходит в
минус (статистика, однако, страшная вещь).
Так какие же выводы можно сделать из этой математики?
или японцы познали счастье автомобилизации и начали активно ездить только после «миллениума»,
или предпродажная подготовка многих аукционных автомобилей все-таки включает в
себя ряд операций, для которых нужна высокооборотная дрель или паяльник с тонким жалом. Так что пусть каждый сам решает, какой вариант ему ближе — оптимистичный или пессимистичный…
ИМХО тут можно сделать любой из трех выводов:
1) (уже сделан)
2) японец, который ездит много - быстрее
продает машину.
3) японец, покупающий новыю машину, ездит много; покупающий подержанную - меньше.
Вообще то идея статьи правильная - открываешь многие аукционы (ну к примеру USS Auto Auction), а там машинки 98-99 года с пробегом в 30-40 тысяч в среднем...
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)