Есть желание сделать автоподсос для карба Солекс. Нужна помощь народа, т.к. в одного все нюансы не учесть.
Вот мои идеи:
---
На тросик подсоса ставится шаговый двигатель, который подключается к блоку
управления. К блоку управления
подходит провод от датчика температуры
охлаждающей жидкости (штатный, в головке блока цилиндров).
Блок управления выполняется на базе процессора PICmicro от Microchip.
При первом включении (подсоединили колодку с питанием к блоку управления,
далее - БУ) БУ
максимально выдвигает подсос, запоминает сопротивление
шагового двигателя, потом максимально задвигает подсос и снова запоминает
сопротивление шагового двигателя. Таким образом мы избавляемся от необходимости
точной установки шагового двигателя относительно тросика подсоса. БУ
далее
оперирует процентной шкалой открытия воздушной заслонки (подсоса).
При включении зажигания БУ считывает и оцифровывает информацию о температуре
двигателя и положении шагового двигателя. В зависимости от температуры
двигателя процессор выбирает приблизительный
необходимый уровень закрытия
воздушной заслонки (ВЗ), основываясь на экспериментальных данных, полученных
до программирования процессора на нескольких машинах. Данные программируются
в виде таблицы (возможно - с интерполяцией, но это не обязательно).
При этом, сразу
после включения зажигания БУ устанавливает уровень закрытия
ВЗ чуть больше, чем необходимо по таблице, для более легкого пуска (у меня
так - если чуток больше вытянут подсос до пуска, то пускается легче). Далее
блок управления следит за оборотами двигателя для определения его
пуска
(обороты более 500) и затем в течение 5 секунд удерживает ВЗ в текущем
положении, после чего устанавливает ее уже в после-пусковое положение (по
таблице).
В режиме "подсос" (т.е. когда уровень закрытия ВЗ больше 0%) БУ может
следить за оборотами двигателя.
При этом, если машина находится в режиме
холостого хода (прогрев, не нажата педаль газа и нет сигналов с датчика
скорости), то блок управления начинает удерживать ВЗ в том положении, чтобы
двигатель работал на приблизительно определенных оборотах, например, при
температуре
0oC - на 1500; а при 50oC - на 1300... ну и так далее. Т.е.
БУ начинает управлять подсосом не только по температуре двигателя, вслепую,
но и по оборотам...
Когда начинается движение или нажимается педаль газа - БУ опять переходит
в "слепой" режим. При этом он не трогает
подсос вплоть до выхода температуры
двигателя за пределы зоны текущей ячейки таблицы (перед движением например
было 1500 оборотов при 30oC... и пока температура, например, не поднимется
до 50oC - следующей контрольной точки - БУ не трогает подсос).
Можно также
попробовать ввести адаптацию... Например, температура двигателя
50oC. По таблице уровень подсоса - 20%. Но при этом уровне на ХХ обороты
двигателя - 1900. Окей, БУ убирает подсос до тех пор, пока обороты не
опустятся до 1300-1400, и получается, что подсос выдвинут только на 16%.
Однако по таблице для 60oC подсос должен быть вытянут на 15%! Значит, не
15%, а, скажем, 11%. И так далее.
Т.к. девайс этот на коленке собранный и разработанный, то нужны будут, я
думаю, еще пара кнопок, упратанных где-нить на панели приборов (подойдут
кнопки от
стеклоподъемника 2110) - нажимая на них можно увеличивать или
уменьшать уровень открытия ВЗ с шагом 10%. При этом автоматическое
регулирование будет отключаться до следующего включения зажигания!
Есть проблема с датчиком педали газа - тот, что на карбюраторе - не
подходит, т.к. при выбвинутом подсосе он будет всегда показывать на
нажатую педаль. Так что нужно думать над чем-нить другим.
---
Прошу отнестись к этому хотябы как к возможности пообсуждать то, как лучше было бы сделать. Если я буду делать это все, то я никого не
заставляю себе делать то же самое (это все таки материальные затраты). Но вот мнение народа услышать хочется, да и мысли как сделать лучше, что у меня не правильно, а что можно доработать.
Также приветствуются мнения о таблице открытия ВЗ и оборотах двигателя. Например, для оборотов я
предлагаю следующее:
Просил же - без таких реплик! На любой вопрос можно ответить - поменяй машину. А я хочу так - с автоподсосом! Воть...
Просьба таких реплик не давать (не проще ли инжектор поставить, не проще машину махнуть, не проще ли и дешевле руками подсос таскать,
не проще ли десятый карб поставить - его точно не надо!)
интересно, а какая примерная стоимость всех этих БУ, е БУ и прочих деталей? а также - уместится ли все это хотя бы только на одном переднем сиденьи?
Лехко :-) Даж под капотом :-)
Слежку за оборотами считаю нецелесообразной -
система должна быть или очень инерционной (работать аналогично ручному подсосу), либо очень быстрой, чтобы не дать движку заглохнуть при перегазовках, переключении передач, остановке на светофоре, тут сложно так быстро управлять заслонкой, а системе сложно понять, что это с оборотами - придется
вводить обратную связь через датчик кислорода, например.
Думаю, наилучший вариант - двигатель, управляющий заслонкой, 5-10 фиксированных ее положений, реализующихся при определенной температуре двигателя, при учете температуры воздуха для определения начального положения заслонки после
пуска движка. Составляешь таблицу, зашиваешь в микроконтроллер, который будет управлять шаговым двигателем и получать инфу от цифровых датчиков температуры, датчика положения заслонки(необязательно, можно при пуске полностью закрывать заслонку и отсчитывать шаги от этого положения, либо от положения
полностью открытой заслонки от микропереключателя ЭПХХ) . Алгоритм будет простой.
Стоимость PIC'а - 300 рублей. Размер блока - маленькая коробочка. Стоимость шагового двигателя - до 1500 рублей (это максимум), скорее всего, меньше гораздо.
Про обороты. Система следит за оборотами только когда машина на ХХ, причем на свободном - не принудительном. Регулировка по
оборотам - только когда скорость сравняется с 0км\ч. При перегазовках заслонка не трогается, как и при трогании с места. Причем можно сделать задержку - скорость сравнялась с 0 и только через 5 секунд, например, система посмотрит на обороты. Т.е. она думает об оборотах только когда отпущена педаль
газа и машина стоит минимум 5 секунд (двиган успевает стабилизироваться).
Причем хочу еще сделать нефиксируемую погрешность оборотов... например, при температуре 30oC - указанные обороты из таблицы +- 120. При температуре 60oC - уже не 120, а 65, например...
Radar, как считаешь, все
равно нестабильно будет работать по оборотам?
Температуру воздуха (начальную) можно поднять от температуры двигателя... т.е. скакать только от одного датчика... хотя еще один датчик - это плюс 200 рублей. Можно себе позволить.
Radar, какую зависимость от температуры воздуха ты
предлагаешь?
Самое проблематичное здесь то, что эту фигушку нужно активизировать при запуске двигателя, т.е. в момент его заводки, когда каждый ампер из аккумулятора на счету. В это время надо помусолиться шаговым двигателем - а время то идёт, стартёр крутит, аккумулятор умирает, смесь в двигатель поступает
непонятная, свечи заливает. Можно конечно сделать двух шаговую заводку. Сначала включил зажигание, подождал, когда моторчик отработает затем запуск. Правда и здесь проблемы, насколько мне помниться там в карбюраторе в системе холодного пуска стоят пружинки (всё вместе по вашему подсос) и рычаг надо
удерживать. Моторчик может его перевести, удержать не сможет. Т.е. надо ставить какой-то втягивающий соленоид или делать какие-то механические фиксаторы, Если удерживать всё это хозяйство на электричестве, то аккумулятору мало не покажется. Как только нагородишь механики и всякой лабуды на
карбюратор, обратишь внимание, что на горячем двигателе и при той тряске и климатических условиях вся эта хрень будет ломаться через день. Плюнешь, на потраченные 10 000 или 20 000 на всё это, скажешь, что поигрался в своё удовольствие и выбросишь. Рукой-то оно надёжнее и точнее, да и гимора
практически нет.
Лично я задвигаю (задвигал) подсос на 6-ке за 3-4 шага. Городить какое-то слежение за оборотами - не целесообразно (на мой взгляд). Операции вроде
Цитата: От пользователя: Rеagеnt
запоминает сопротивление
шагового двигателя
и прочие это вообще бред. Нужно знать только один раз (при вкл. зажигания) крайнее положение двигателя (не важно какое). Для этого используют концевые выключатели. И ничего выдумывать не надо. Нужное положение высчитывается по тикам управления на двигатель.
Кстати. эта железка должна работать в индустриальном диапазоне , т.е. не уже -40...+85. Найти такой шаговый движок - это большая проблема.
Короче, если делать, то максимально простую железку, задвигающую подсос (ориентируясь либо на температуру, либо на время) за 3-5 шагов.
Ничего лишнего не надо...
Такое моё мнение....
P.S. Если хочется что-то более серьёзное, то следует уже городить самодельный инжектор. :-). Что не так уж и сложно, с точки зрения электроники. Как быть с механикой - не известно.
Помнится мне на старых карбовых немцах это было сделано при помощи привода от биметаллическиой пластины. Просто и без затей.
А в данном конкретном случае,
Цитата: От пользователя: smel
Правда и здесь проблемы, насколько мне помниться там в карбюраторе в системе
холодного пуска стоят пружинки (всё вместе по вашему подсос) и рычаг надо удерживать. Моторчик может его перевести, удержать не сможет. Т.е. надо ставить какой-то втягивающий соленоид или делать какие-то механические фиксаторы,
+1,
Тут наверное червячный редуктор нучен, тогда ничего
тормозить не надо, кроме того система будет более точной.
Самый обычный шаговый двигатель держит угол неизменным (иначе нафиг он нужен). Плюс - попробуйте без тросика руками подсос поповорачивать - обратно он поворачиваться не будет, хотя пружинки там есть. Так что - все хокей.
Найти ШД в индустриальном диапазоне - раз плюнуть. Взять тот-же двигатель
от САУО 2110. Да и дофига их. Сам же ЭБУ уже в индустриальном стандарте.
Система от ино-карбов здесь не подходит - надо уже карб переделывать, а мне это не надо... да и хуже она на самом то деле.
Про заводку - здесь да... я думал над этой проблемой (кстати, ШГ потребляет
всего около 200мА!). Есть идея, что, пока ШГ не отработает ЭБУ блокирует сигнал от замка зажигания "CRANK", и как только ШГ установится - сигнал пропускается. Т.е. машина не заводится (даже с повернутым в CRANK ключем) пока ШГ не отработает... т.е. повернули ключ, если ШГ не там, где надо - 2-3
секунды машина не заводится, потом - вжииих.
Кстати, надо бы таблицу сопротивлений штатного датчика температуры найти.
Radar, как считаешь, все равно нестабильно будет работать по оборотам?
Температуру воздуха (начальную) можно поднять от температуры двигателя...
т.е. скакать только от одного датчика... хотя еще один датчик - это плюс 200
рублей. Можно себе позволить.
Radar, какую зависимость от температуры воздуха ты предлагаешь?
Считаю, что за оборотами следить не надо.
Можно брать сигнал с БУ ЭПХХ о понижении оборотов ниже определенного уровня для аварийного прикрытия заслонки на 1-2 шага.
Температуру можно брать и начальную, но будут проблемы при пуске не полностью остывшего движка. Датчик стоит от 80 рублей.
Зависимость коррекции угла заслонки от температуры (для возврата после заводки)... Ведь зимой подсос после полного вытягивания долго не топишь, а летом -
почти сразу убираешь обрано на половину хода.
Решил все-таки заняться этой темой. Теперь уже точно нужна ваша помощь.
Во-первых. Функциональность устройства авто-подсоса:
а) Выставить подсос на определенный уровень _до_ запуска двигателя с учетом поправки запуска (поправка до 15%)
б) После запуска
двигателя через 7 секунд выставить подсос в необходимое положение (уже без поправки запуска)
в) В течение всего времени работы двигателя и включенного зажигания контроллировать уровень закрытия заслонки подсоса (вплоть до 0% при достижении некоторой температуры)
г) Перед запуском
двигателя установить заслонку в нужное положение и зажечь лампочку на приборной панели (например CE) о том, что можно запускать двигатель (и\или использовать реле блокировки старта). После запуска двигателя потушить лампочку. Также пока установлен подсос держать зажженой лампочку на приборной панели
и тушить ее когда подсос уйдет в 0%.
д) Контроль за оборотами по вашим советам ОТМЕНЕН.
Второе - бюджет:
а) Процессор PICmicro - ~350р.
б) Операционный усилитель - ~150р.
в) Остальные детали схемы - пусть будет 300р.
г) Шаговый моторедуктор - от 0 до
1500р (можно использовать от старого принтера например - совет BlackDeath... если подойдет по температурным условиям)
д) Коннекторы - 100р (max).
= итого, пока 900 рублей + стоимость шагового двигателя. до 2400 за устройство вообще (это самый дорогой вариант с использованием ШГ от САУО
2110).
Третье - температурная таблица.
Данные о температуре брать с датчика ОЖ в головке блока цилиндров. Данные для первоначального положения заслонки - с него-же.
Теперь ПРОСЬБА!!!
Народ, помогите пожалуйста - насколько % (приблизительно) и при
какой температуре вы устанавливаете подсос.
Например - посмотрели температуру на улице (машина долго стояла - температура двигателя - примерно та же), посмотрели - насколько установили подсос при заводке и потом - течение процесса.
Очень надо.
Лютче б ты программированием занимался, а не куйней всякой.
Толку большеб было. купил бы себе хотяб инжекторную девятку и забыл бы про подсос как страшный сон:-):-):-):-)
Фигасе... Денег не жалко? Сделай на AVR ATTiny15L к примеру - там встроенный АЦП 10бит на борту, один из портов может работать в режиме ШИМ (в один регистр загружается частота, в другой скважность и
он молотит себе ШИМ сигнал на выходе, встреный тактовый генератор, EEPROM... и все это стоит рублей 30. Есть подороже и помощнее - серия AVR ATMega, есть очень навороченый однокристалки 51-й архитектуры... Но брать PIC за 10 баксов для такой пустячной задачи...
Для справки - Силыч
построен на AT89C2051, а там задачка посложнее - во-первых, реалтайм, во вторых там (в последней прошивке) поцилинбровое прослушванеи детонации и поцилиндровая же коррекция.
На ATTiny15L построен блок управления кулером - при исправной системе охлаждения держит темепературу двигателя с
точногстью не хуже 2 градусов (на моей машине вообще в пределах градуса) при любых условиях. И оптимизирует энергопотребеление при этом. Тоже задачка не из легких оказалась. Есть там по измерению температуры одна тонкость :-)
При температуре 70-80°C можно вообще-то уже убирать подсос
Когда я работал в маленькой психиатрической больнице и ездил на карбовой машине, то подсос убирал при температуре градусов 40, максимум 60... Это при нормальной (по
газоанализатору) настройке карба...
А вообще, задача интересна из чисто теоретических соображений. И только. Практически же, соотношение цена-функциональсть у нее никакая. Лучше бы занялся чем поинтереснее. Типа "экоблока" как когда-то немцаы делали - там карб изначально настраивается
на обогащенную смесь, в коллекторе под карбом делается отверстие с регулируемым проходным сечением и ставится лямбда-зонд, по сигналу с которого контроллер , путем изменения проходного сечения отверстия, обеспечивает нужный состав смеси на входе в цилиндры. Просто и изящно - никаких примочек карбу
не надо, карб может быть любым (разве что жиклеры немного доработать придется для обогащения смеси).
Или того проще - выкинул бы карб к такой-то матери и соорудил бы блок моновпрыска (кстати, как-то даже видел в магазине на Блюхера-Уральской в подвальчике (Контур?) корпус блока
моновпрыска для нивы.
Эх-хе-хе... Эту бы энергию да в мирное русло... Ну чего вам подсос дался? Эта вещь обращает на себя внимание 1-2 раза в день и автоматизация сего дубоустойчивого узла не приведет к реальному улучшению
потребительских свойств нашемобиля. Видимо дело, скорее всего, в том, что Вы, уважаемый Денис, кипите энергией и желаете потратить ее на креатив, связанный с автоматикой, искусственным интеллектом и авто. Это стремление, само по себе, похвально. Посему предлагаю Вам, Денис, на мой взгляд, тему,
которая может дать более благодарный результат. А почему бы Вам не поставить в выхлопной тракт Лямду, и по информации с нее не оптимизировать смесь? Допустим, c помощью того же шагового двигателя не покручивать винт качества на карбюраторе?
Или того проще - выкинул бы карб к такой-то матери и соорудил бы блок моновпрыска (кстати, как-то даже видел в магазине на Блюхера-Уральской в подвальчике (Контур?) корпус блока моновпрыска для нивы.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)