Начиналось все еще в августе 2011-го. Именно тогда я впервые попытался пройти этот хребет в одно рыло. Но помешала засуха в сочетании с жарой за +30 и неправильная организация похода - на второй день полдня потратил на поиски воды в районе перевала между Южной Поперечной и г. Мохнатый Дол, а
поскольку это был уже понедельник и в следующий понедельник на работу - решил, что в график не уложусь, вернулся к оставленному в Тюлюке автомобилю и уехал на Таганай.
В этот раз все наконец-то получилось. Помня о том, что воды придется тащить на себе приличное количество, поскольку
есть она там не на всех перевалах, вес рюкзака пришлось уменьшать за счет других вещей - не задумываясь, выкинул из списка пилу, горелку, баллоны, а из еды взял преимущественно сухой паек - кстати, на поддержание сил вполне хватило (за весь поход горячее питание было только один раз).
Осталось только заброситься. За два дня до выезда проклял все, отстояв час в очереди на вокзале за билетом (поскольку поездами дальнего следования я пользуюсь раз в пять лет, от такого "удовольствия" сильно отвык). Тарифы РЖД - это вообще отдельная тема, при автомобильной заброске у меня на
бензин ушло бы раза в полтора меньше, если не в два. В пятницу, 19.07, погрузился в поезд (Екатеринбург-Анапа, отправление в 19:44 местного) и в 5:30 следующего дня выгрузился в Вязовой. Оттуда заказал такси до Меседы (710 руб.) и уже около 7 утра вышел на маршрут...
В Меседе вышел на дорогу, идущую на юго-восток в сторону излучины Юрюзани, и двинулся по ней. Особого эстетического удовольствия дорога не доставила, поскольку все утонуло в тумане - вот так, например, выглядела окраина села:
Брод оказался ниже колена, быстро перешел на другой берег и двинулся в гору по просеке с элекрическими столбами. Как только выдвинулся - начало поливать (до этого
около часа громыхало, надеялся, что пройдет стороной - не прошло). Натянув дождевик, продолжил путь по пояс в мокрой траве и вышел к Евлахте, дабы набрать воды (дождь к этому времени закончился):
После продолжительного привала
пошел вдоль хребта по дороге, ведущей по левому берегу Евлахты. Вскоре дорога перешла в еле заметную тропу, а затем и она куда-то затерялась. Пошел напрямик, попал в какие-то буреломные дебри, пересек пару ручьев - истоков Евлахты, наконец "нащупал" нужное направление на подъем - но тут опять
загремело и полило. Поскольку как раз подошло время очередного привала, стал пережидать ливень сидя - ощущения все равно не из приятных, особенно когда град лупит по спине, на которой только дождевик и футболка под ним...
Посидел так около часа и пошел на подъем через лес. Совершенно
неожиданно вновь обнаружил тропу, некоторое время шел по ней, потом понял, что она уходит на нижнее плато под Поперечной, где соединяется с тропой из Тюлюка. Поскольку у меня был план пройти по верху северную часть хребта, вышел на первый попавшийся курумный язык и стал по нему подниматься
наверх:
Когда преодолел половину подъема - началась третья гроза за день. В этот раз поливало не сильно (зацепило краем), но я все равно предпочел отсидеться на островке леса - ломать ноги на мокром куруме как-то не хотелось... С
этого места оказался неплохой вид на Нургуш:
На следующее утро высунул голову из палатки и обнаружил вокруг сплошной туман. Решил валяться до победного конца, т.к. запас времени у меня в этот раз был достаточный, да и предыдущую ночь в паровозе нифига не выспался.
После 14:00 наконец-то выглянуло солнце, начал собираться. Перед
выходом полазил по скалкам, пофоткал с них Нургуш и северо-восточный отрог Зигальги с каменной рекой в верховьях Евлахты:
Свернулся и продолжил подъем. От места стоянки
предстояло преодолеть еще несколько курумных взлетов и лесных участков с той же проклятой травой, не подсохшей после вчерашнего, в итоге выбрался наконец на плато вершины 1270:
На
Поперечную поднимался уже на закате, навевавшем неприятные мысли о том, что завтра погода опять испортится (судя по пелене облаков, в которые скатилось солнце):
Уже в 22:30 выбрался на вершину, долго на ней не задержался, т.к.
ничего интересного там нет, и стал спускаться на нижнее лесистое плато к штатной стоянке у ручья. На спуске полюбовался на восход луны над Иремелем:
К стоянке вышел уже в сумерках, обнаружил на ней группу из трех человек - мужик
лет 40-50 и двое подростков (видимо, дети). Пообщались немного, рассказал ему о своих "похождениях" двухленей давности - он в ответ сказал, что воды действительно с каждым годом все меньше, я, говорит, в 90-е ходил как-то, так под Мерзлым Утесом откровенное болото было... Потом они отошли ко сну,
любезно предложив перед этим воспользоваться костром - я, естественно, отказываться не стал и устроил сушку ног и башмаков, которые за полдня на солнце так и не подсохли, тем более с учетом мокрой травы под ногами, тоже не успевшей высохнуть. Спать ушел уже глубокой ночью, часа в 2-3.
На третий день опять спал "до победы" - поднялся после 10:00, когда соседи по стоянке уже собирались выходить. Первый и единственный раз за весь поход сварил горячую еду, покушал, заполнил всю имевшуюся тару водой из ручья и выдвинулся аккурат в тот момент, когда опять начало греметь... дождь настиг
у границы леса через пять минут после выхода. Решил переждать, но долго в итоге не засиживался (в этот день гремело не часто и поливало не сильно) и под моросящим дождем вышел на перевал между Главной и Южной Поперечными. Окружающие виды оптимизма не внушали:
Дошел до склона Южной Поперечной и стал пониматься, стараясь лезть по тундре, а не куруму - с отсыревшего лишайника, покрывающего камни, даже вибрамы соскальзывали "на ура"... С подъема сфотофизировал только что пройденное
перевальное плато - в хорошую погоду оно смотрится куда симпатичнее:
Быстро добрался до вершины (подъем там недолог), потом очень долго "скатывался" с неё до следующего перевала - мешали сырые камни. Когда достиг дороги,
пересекающей седловину - наконец-то выглянуло солнце:
... но выглянуло ненадолго, хотя особого дождя в этот день больше не было. Стал подниматься по лесу к скальной сопке между перевалом и г. Мохнатый Дол. С неё открылся весьма
монументальный вид на Южную Поперечную:
А вот непосредственно этот самый Дол из
списка траверсов пришлось выкинуть, поскольку, ступив на курум и пару раз поскользнувшись, я понял, что рискую сегодня с горы не спуститься, а ночевать на вершине с дальнейшим выбиванием из графика не планировалось. Пришлось обходить гору по лесу (сильно не расстроился, так как, судя по отчетам,
смотреть на вершине особо нечего), но даже обход прилично вымотал - здешние леса как раз на высоте около километра имеют наименьшую проходимость вследствие высокой травы и скрывающегося в ней бурелома.
На следующей седловине опять обнаружил дорогу, прошел немного по ней до середины
перевала, там "добил" немного уменьшившиеся запасы воды из приличных размеров ручья и начал вечерний подъем на следующую горку, со склона которой полюбовался закатом:
За два дня до выезда проклял все, отстояв час в очереди на вокзале за билетом (поскольку поездами дальнего следования я пользуюсь раз в пять лет, от такого "удовольствия" сильно отвык).
Можно воспользоваться сайтом РЖД. Найти там
подходящий поезд, можно места выбрать, оплатить с банковской карты. А потом приехать на жд вокзал и спокойно и без очередей распечатать свой билет:-)
Я так делаю.
Можно воспользоваться сайтом РЖД. Найти там подходящий поезд, можно места выбрать, оплатить с банковской карты. А потом приехать на жд вокзал и спокойно и без очередей распечатать свой билет
вы думаете, я не в курсе? просто у меня
банковской карты нет... бывает такое. :beach:
Цитата: От пользователя: Харниш
никогда не понимал одиночек
Олег, я вот давно хотел вас спросить... скажите, вы в жизни такой же зануда, как на форуме?... :beach:
(продолжение)
На четвертый день наконец-то распогодилось - грозовые облака, правда, наблюдались на северо-западе, в районе Трехгорного, и даже громыхание иногда доносилось, но на хребте в этот раз было спокойно. Утром немного подсушился у костра, после чего продолжил путь по гребню в сторону
горы 1235. На подступах к вершине высокотравье быстро сменилось на легко проходимую лесотундру, и такой ландшафт оставался неизменным до самого Мерзлого Утеса - этот участок оказался самым легким.
Это вид с 1253 на северо-запад - гроза над Трехгорным:
Ближе к вершине Мерзлого
Утеса тундра вообще напоминает асфальт в том смысле, что там можно развивать невероятную скорость, т.к. нет характерных для Южного Урала каменных руин, заросших можжевельником. По такому вот "полю" очень быстро дошел до вершины, с которой вдоволь нагляделся на окружающие виды.
С часик посидел на вершине и стал спускаться в Александровский провал - самую глубокую седловину на хребте. Большая часть спуска шла вот по такому курумному склону:
Спустился на седловину, набрал воды в ручье и стал подниматься на следующую часть хребта в сторону горы Глухариной. Вот так выглядит с подъема только что пройденный Мерзлый Утес:
Думал в этот вечер дойти до 1203, она же Антенная - не вышло, участок до её предгорий оказался самым трудным, хотя и весьма
красивым из-за обилия скальных пиков - вот один из них, только что пройденный (справа вершинная башня Глухариной):
А вот лес, из которого торчат эти скалы, доставил немало хлопот - такого количества бревен в траве не было ни на
одном другом участке. Громко матерясь, кое-как преодолел все это безобразие и встал на предвершине Антенной, покрытой лесотундрой - палатку втыкал между елок уже почти в полной темноте.
На пятый день удалось встать пораньше, в связи с чем прошел он достаточно результативно. За один переход дошел до Антенной, скалы на пути становились все изысканней:
С какой целью строился этот объект (да так и не достроился) - не знаю, да и, похоже, никто точно не знает (в Сети вроде в
основном пишут, что это антенны аэронавигации). Объект не функционирует и потихоньку разрушается - на фото видно, что часть сеток вот-вот отвалится (часть уже отвалилась и раскидана у подножия).
Отсюда уже довольно неплохой вид на башкирскую Зигальгу (между скалами видны все Шеломы,
перекрывающие друг друга):
После Антенной остался последний лесистый участок гребня, на котором я чуть не дал крюк, но вовремя спохватился и вскоре вышел к последней глубокой седловине, по которой проходит граница Южно-Уральского
заповедника. Несмотря на те ужасы, с которыми эта седловина описана в отчетах, на деле все прошлось не так уж и сложно - видимо, из-за того, что я к этому моменту научился правильно преодолевать полянки с высокотравьем, обходя зигзагами поваленные бревна.
На перевале обнаружилась
дорога весьма неплохого качества, недавно чистившаяся от завалов. Поскольку запас воды к этому времени был на треть выработан, а оставшейся могло не хватить (в башкирской части Зигальги ручьев на хребте нет в принципе) - оставил рюкзак на перевале и пошел вниз за водой. Обозначенный на карте в 1,5
км. от этого места ручей оказался высохшим, из-за чего пришлось пройти в один конец километров 5 и сбросить порядка 300-400 м. высоты, прежде чем нашел наконец приемлемый ручеек, из которого пополнил запасы, после чего вернулся на перевал.
На перевале перекусил и, грубо нарушив
природоохранное законодательство, вступил на территорию заповедника. Никаких угрызений совести при этом не испытал - во-первых, потому что прекрасно знал об истинных целях учреждения ООПТ (объект на Ямантау и все такое), а во-вторых, весь причиненный мной ущерб биогеоценозу выразился не более чем в
топтании тундры и поедании черники и голубики. А вот следов совершенных другими "туристами" более глобальных нарушений в виде кострищ - этого добра на оставшейся части хребта обнаружил предостаточно.
В общем, преодолев лесистый участок подъема, добрался до своей любимой тундры и пошел
по ней, обходя острые пики четвертого и пятого Шеломов. С этого места самый лучший вид на всю челябинскую часть хребта:
Традиционно в сумерках добрался до седловины к югу от горы 1293 (она же Четвертый Шелом), посреди которой и встал на ночлег. Поход перешел в финальную стадию - на завтра остались два самых последних и самых глобальных траверса -
Малый и Большой Шеломы, а дальше только вниз...
На шестой день погода опять начала портиться - с утра было облачно, ветрено и периодически моросило, хотя и солнце иногда выглядывало. Свернул лагерь и пошел штурмовать предпоследнюю вершину маршрута - Малый Шелом, зафотофизировав перед подъемом стоящий на краю седловины останец "Дракон":
Хотя набрать нужно было всего-то метров 200-250, подъем дался тяжеловато - видимо, начала сказываться усталость, накопившаяся за предыдущие дни... В итоге выбрался-таки на верхнее плато, дошел до
вершинного скальника... все, "боевая" часть похода вроде как закончилась. Нормальных видов с вершины на окрестные хребты не получилось, поскольку во многих местах над горами нависли тучи - вот, например, хребет Нары начало заливать:
Под такой вот "небесной симфонией" начал спуск на северо-запад, чтобы выйти к дороге Двойниши-Верхний Катав за пределами заповедника. Когда подошел к краю плато - над
Нарами начало греметь, так что всю дорогу до леса мысленно просил Перуна пройти мимо - курумный спуск с Шелома в этом направлении довольно крут, не представляю, как бы я дошел до леса, если бы накрыло ливнем на камнях... но все обошлось, гроза прошла стороной. На спуске обнаружился еще один неплохой
вид на Малый Шелом:
Долго еще так спускался, наконец дошел до равнины, на которой чуть не упорол не север мимо дороги, но вовремя спохватился и вышел-таки на бывшую узкоколейку, которая приятно удивила своей проходимостью:
По этой дороге шел еще около двух часов, пару раз безуспешно пытаясь свернуть к Катаву (своротки либо терялись в болоте, либо уходили параллельно реке в сторону вырубов), и наконец дошел до штатной стоянки у реки в паре-тройке
километров от Верхнего Катава. Последний час пути со всех сторон опять начало сверкать и греметь - идти в сумерках через лес в такую погоду то еще удовольствие... однако до стоянки добрался сухим. Поставил палатку, и как только забрался в спальник - началось... такого светопреставления с интервалом
1-2 секунды между вспышками я в этом сезоне еще не наблюдал. Долго не мог заснуть, восторгаясь "световым шоу" и радуясь тому, что нахожусь не в горах... наконец отрубился, убаюкиваемый шумом ливня.
Ваше право.Никогда не
понимала турклубы. Одному комфортнее. Ни за кого не отвечаешь, никто мозг не выносит.
Сёдня с Талаты вернулись, желание - куда-нить на Полярный одной по-быстрому сбегать. Напрягают люди, какими бы притёртыми они не были. Но.. ресурс времени и денег исчерпан. Хотя сходили сказочно..
Ваше право.Никогда не понимала турклубы. Одному комфортнее. Ни за кого не отвечаешь, никто мозг не выносит.
Сёдня с Талаты вернулись, желание - куда-нить на Полярный одной по-быстрому сбегать.
Всё фигня, кроме пчёл. И пчёлы тоже фигня(с) :-D
А если по теме, я крайнее время люблю очень глубокие Севера. Там пока одиночные походы финансово не потянуть..
(окончание)
На седьмой и последний день хотел встать пораньше, дабы успеть выброситься - но раньше 9:30 не вышло (хотя у меня в этом походе в принципе не было ни одного подъема раньше 9:00 - ну сова я, ненавижу рано вставать... :-D). Не спеша свернулся, перед выходом устроил себе наконец
капитальную помывку с мылом в Катаве и уже после 12:00 вышел в сторону Верхней Катавки.
За
полчаса дошел до Верх-Катавки, там узнал у местных, что автобус до Катав-Ивановска ходит только по понедельникам, но бывшая узкоколейка вполне проходима и попутки по ней идут часто. Набрал воды в колодце, после чего устроил последний в этом походе привал. Пока отдыхал, вдоволь налюбовался видом на
хребет - даже не верилось, что меньше суток назад я был там, наверху:
Отдохнув, направился дальше по "узкоколейке", вместо которой обнаружилась нормальная отсыпная трасса. Когда через 20 мин. после выхода подходил ко второму
километровому столбу, тормознул "жигули" с семейной парой пенсионного возраста - довезли не просто до Катава, а прямо до автостанции. Мужик еще и оказался почти что моим земляком - 26 лет жизни провел в Магнитогорске, на моей родине... в общем, за разговорами на природно-таежно-медвежие темы время
прошло незаметно.
В Катав-Ивановске дождался последнего автобуса до Вязовой (отправление 18:15, предыдущий ушел в районе 15:00 за 10 минут до моего прибытия) и уже через час был на станции. Там скоротал пару часов за парой пива, созерцая скальные обрывы над Юрюзанью, и в 21:30
погрузился в поезд (тот же, на котором забрасывался - Анапа-Екатеринбург). В Ё-бург прибыл хмурым туманным утром, так не вязавшимся с субботне-воодушевляющим настроением, и с головой окунулся в цивилизованно-пивные выходные... но это уже совсем другая история. :beach:
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)