Караванный вал на Чусовой - огромная рукотворная волна, несущая в Каму барки горнозаводского флота, груженые пушками, ядрами, ружьями, слитками чугуна и меди, полосами железа. Первый караванный вал был запущен в 1703 году. В этом году исполняется 310 лет !!!
"Первый сплав на Чусовой прошёл в 1703 году. По царскому указу тобольский воевода князь Черкасский отправил на Уткинскую казенную пристань 400
тобольских и верхотурских крестьян во главе с дьяком Семеном Ремезовым и служилым человеком Иваном Станикеевым.
Корабли везли изделия Каменского и Невьянского заводов: 323 пушки, 12 мортир, 14 гаубиц и 1550 пудов образцов железа (почти 25 тонн)."
Откуда такие
подробности, если не из архивных документов?
Дополню:
Невьянский завод
15 декабря 1701 г. невьянская домна дала первый чугун.
8 января 1702 г. выковано первое железо
Каменский завод
15 октября 1701г. выплавлен первый чугун.
Ходил, ходил по ссылке. И там верно указано, что для создания вала использовалась вода из прудов заводских плотин на притоках Чусовой (на самой реке возводить плотины было запрещено). А действующие к 1703 г. заводы Каменский, Невьянский и Ницынский все находились на восточном склоне Урала и реки, на
которых они стояли, относятся к бассейну Северного Ледовитого океана и с Чусовой, боюсь, никак не связаны. А вал давала вода из прудов заводов, образованных уже в 1720-1740 г.г. - Полевского, Северского, Ревдинского, Васильево-Шайтанского (Первоуральск), Билимбаевского и далее вниз по Чусовой.
vakuev всё верно написал.
Уточнить даты первого караванного вала можете попробовать у Бориса Петрова - он за сплав "железных караванов" по Чусовой прибит. http://www.facebook.com/mforum2?fref=pymk - он на фейсбуке.
Д. Н. Мамин-Сибиряк в своё время не мало написал о Чусовой и о сплавах. Например произведение "Бойцы" "Очерки весеннего сплава по Чусовой".
Не помню есть ли там привязка к датам, но почитать интересно. В красках, так сказать.. :-)
Опять же боюсь :-) что ниличие волока под горой Волочихой не говорит о том, что продукцию первых заводов волочили мимо этой горы. В то время уже была более удобная дорога через Аятскую слободу на казённую Уткинскую пристань, по которой товар свозился телегами. Но эта дорога гораздо севернее г.
Волчиха. После пуска Уктусского завода в 1704 году Татищев велел разведать ипроложить более короткую дорогу к пристани. Вот она-то уже проходила в районе горы Волочиха, но только по правому берегу Чусовой.
Я один не вижу связи между сухопутным перемещением грузов до пристани и "караванным валом"? Одно с другим никак не связано ИМХО.
В том смысле что сплав ещё не означает наличие этого самого вала.
Я один не вижу связи между сухопутным перемещением грузов до пристани и "караванным валом"? Одно с другим никак не связано ИМХО.
В том смысле что сплав ещё не означает наличие этого самого вала.
Да, вроде связь понятная. Первые
проходы этого маршрута были без вала, но не было бы их, то потом и вал не зачем было бы устраивать.
Первый железный караван может быть даже более значимое событие, но первый караванный вал - более интересное. :-) Где-то еще были аналоги этому?
Но, до 300-летнего юбилея этого события,
похоже еще далеко.... если только первый вал не начинался в более ранние годы где-нибудь в среднем течении.
Ну вообще при молевом сплаве леса вроде практиковалось подпруживание с последующим валом. Решение достаточно очевидное.
А римляне вообще запруживали реку, а потом резко ее
выпускали для мытья золота в промышленных масштабах - потоп размывал специально подрубленный золотоносный берег и уносил легкие породы, а золото оставалось в специальных ловушках на месте.
Водяной вал - это технология. Отмечать юбилей технологии - это нонсенс (конечно, если это не нечто эпохальное). А вот сами караваны - это уже Явление. Кстати Железные караваны ходили не только по Чусовой.
Кстати Железные караваны ходили не только по Чусовой.
Но это уже Челябинская область. А у нас и постоянно - только по ней.
Цитата: От пользователя: Paty
Если тут все верно, то получается, что не раньше
1735 года
Точно. Потому что до этого пристани были ниже, а следовательно воды больше, хоть и не намного.
Сегодня читал уральское горное обозрение за 1898 (или 99) год и там написано, что тагильский караван отплыл не дожидаясь вала.
[/quote
плавили Сергинские, Артинские, Красноуфимские, сверху шли шемахинские, нязепетровские, уфалейские и пр. караваны, предварительно пускали вал, но не такой мощный плотин меньше, река более полноводная.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)