Уникальнейшие этнографические заметки и фотокарточки доктора Сенкевича.
Из цикла публикаций в журнале "Уральский следопыт" 2012 года Алексея Слепухина
...В своих экспедициях мы постоянно отмечаем вљповедении ?цивилизованных? пренебрежительные замечания иљухмылки, да иљдела их
порой нељкрасят. Кљсожалению, иљсами манси, наљнаш взгляд, совсем потеряли интерес кљсвоей культуре, смирились сљприниженным положением. Словно древние боги отвернулись отљних, иљэто современные вогулы прочувствовали иљнељстремятся уже кљсохранению себя иљсвоей интереснейшей культуры.
А ведь
иљсейчас, сто лет спустя после путешествий Носилова К.Д, Инфантьева П. П. иљСенкевича Э. М., уљманси можно выявить иљзамысловатые приспособления для хозяйства иљохоты, иљдедовские музыкальные инструменты ?для призыва духов?, да иљигрушки, чьи каноны нељсильно-то
отличаются отљтех, что изготавливали еще сто лет назад?
Такие картинки иљявляются уникальнейшими свидетелями истории одного изљкоренных народов Урала иљСибири.
Работы иљфотоархив доктора Сенкевича представляют собой прекрасный образец этнографических иљантропологических наблюдений.
Давайте начнем знакомиться сљего заметками.
"Мансийский пауль (Архив Сенкевича Т. Л.). Изучая коллекцию фотографий доктора Сенкевича вљтечение двух лет, мы пришли кљвыводу, что наљэтом снимке изображен
Немнельский пауль. Присмотревшись, возле кола (колљ? дом по-мансийски) сфотографировались два наших герояљ? Пилька иљСопша (читай ниже). Пауль действительно небольшойљ? вљцентре кол (дом) сљлюдьми. Спереди дети, вљглубине взрослый человек, возможно, Данила Чекатов, их отец. Перед домом стоят три
пары подростковых охотничьих лыж иљодни взрослые (см.љфото ?Пилька иљСопша?), трое нарт (грузовые), две собаки. Слева отљдома два сумьяха (лабаз или амбар)љ? ?избушки наљкурьих ножках?, аљсправа незаконченное строение. Позади чуть вдали стоит мань-колљ? дом для рожениц. Вот, собственно, иљвесь
Немнельский пауль..."
?Кондинский или верхнепелымский вогул, прежде всего, кроток, добродушен; немного наивен, всегда легкомыслен, но в то же время с оттенком меланхолии. Тяжелой работы вогул недолюбливает. По натуре он страстный охотник и склонен к увлечению,
заметно отличаясь в этом отношении от русского промышленника, никогда не упускающего из вида материальную сторону дела. Вместе с этим вогул скрытен, особенно когда дело касается религиозных верований, ибо до сих пор большинство вогулов поклоняется своим шайтанам. Имея всегда ровное, слегка
меланхолическое, свойственное жителям глухих лесов, настроение, вогул любит все, что возбуждает его психику, т.е. табак и водку. Все они курят и все ? охотники выпить при всяком случае, быстро пьянея.
"Уральский следопыт", июнь 2012
Уникальнейшие этнографические заметки и фотокарточки
доктора Сенкевича. начало XX века
2/0 |
| Поделиться:
Re: Уникальнейшие этнографические заметки и фотока...
особенно потрясли две фотографии десятилетней девочки Федоры, дочери Ульяны Денисовны, Леутомья-пауль (Нерпалы).
На одной фотографии Эмиль Марианович сумел передать образ стесняющейся, робкой девочки-вогулки. Только глаза живо и пытливо смотрят в объектив, ожидая, возможно, какого-то
чуда.
На другом снимке Федора занята серьезным делом ? несет за спиной маленького вогульчонка, наверное, младшего братика. Она идет вслед за старшим мужчиной. На ней сорочка, юбочка, разорвавшийся понизу передник и платок (из той же
ткани, что и юбочка) на голове, который делает ее старше. Здесь она уже хозяйка, помощница, маленькая женщина.
?Данил, играющий на гусе (музыкальный инструмент по типу арфы). Данил Чекатов ? единственный музыкант на Конде, умеющий по обычаям предков отпеть убитого медведя со всеми церемониями и по всем правилам. Владелец вотчины с бобровыми
колониями (фраза подчеркнута, т.к. бобры играли огромную роль в пушном промысле). Лежит на оленьей шкуре; на ногах туфли из шкурок утки турпана. Шкурки вывернуты пером вовнутрь и туфли готовы (достаточно быстро и просто, но не долговечно). На полке, завернутая в тряпки рядом с лампой, известная на
несколько сот верст?. бутылка из-под рябиновки в форме медведя. В ногах сидит сын Пилька?.
"Уральский следопыт", июнь 2012
Уникальнейшие этнографические заметки и фотокарточки доктора Сенкевича. www.uralstalker.com
1/0 |
| Поделиться:
Re: Уникальнейшие этнографические заметки и фотока...
Манси в окрестностях Пелыма (Архив Сенкевича Т. Л.). Перед нами
семейство. Центральное место занимает хозяин семьи и, возможно,
пауля. Напомним, что Сенкевич путешествовал и охотился как на реке
Пелым, так и на его правом
притоке Оусе. В руках у мужчины санквылтап
(?поющий кораблик?) ? музыкальный инструмент для ?призыва духов?.
Спереди и сзади от него сидят две женщины старшего возраста, возмож-
но, мать и какая-то родственница. В правой части ? вогулка с пятью
детьми, его жена. На руках у
нее самая маленькая, за спиной ? в платке
и с передником девочка постарше. Мальчишки-бутузы в броднях сидят
подле нее, даже не глядя в объектив. Пятого ребенка справа не видно.
Все семейство одето уже не по-вогульски ? одежда сшита из купленного
у русских материала, а
возможно, и приобретена уже готовая. Лишь лица,
санквылтап да бродни на ногах у мальчишек ? вот все, что может выдать
в них вогулов.
2/0 |
| Поделиться:
Re: Уникальнейшие этнографические заметки и фотока...
?Лук или самострелы сегодня употребляются только в самых глухих углах края ? в Нерпалах? - писал доктор Сенкевич в своих заметках. Эмилю Мариановичу повезло ? он увидел и сумел запечатлеть старинный способ добычи лосей и северных оленей с помощью больших луков-самострелов.
Во время наших экспедиций, общаясь с представителями народа манси, мы не раз задавали им вопрос о подобных луках-самострелах, но никто из ныне живущих не смог ничего сообщать нам об этом виде охоты. Лишь деда Дима Мульмин, хозяин дома рода
Юпланковых, наш информатор и герой повествования ?Лица исчезающего народа? (см. публикацию в журнале ?Уральский следопыт? ? 10/2009 год), упомянул, ?что лет тридцать назад в своих угодьях на Пелыме находил полусгнивший самострел?. Поэтому найденные нами фотокарточки их архива Сенкевичей, являются
уникальными, ведь на них доктор сумел запечатлеть и саму охоту самострелом на лося в ?городьбах или загородках?, и самого вогула-промышленника, обустраивающего эту охоту
Настораживание вогулом луков на лося или оленя на
тропах (Архив Сенкевич Т.Л.).
Подобная охота была популярной и добычливой. Сметливые и практичные охотники-промышленники давно приметили то обстоятельство, что лось, а равно и северный олень, плохо преодолевает препятствие в виде высоко расположенных горизонтальных бревен, т.к.
перепрыгивать через них не привык, предпочитая лишь обходить его. Так и появились охотничьи ?загородки или городьба? на лосиных и оленьих тропах с импровизированными узкими ?воротцами?, в торце которых и располагались самострелы. Охотники настолько точно рассчитывали расстояние выстрела, высоту
установки самострела и ширину ?воротцов?, что попадание в цель было наверняка.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)