Конечно особенно классно когда подвижной состав остался
Судя по артефактам электрификации, предположил, что линия Источник ? Парк ГРЭС ранее использовалась для поставки угля с Волчанского разреза прямиком на ГРЭС. Забросили её,
скорее всего, после того, как разрез стал стремительно истощаться, а Серовская ГРЭС перешла на экибастузский уголь, а так же частично на газ.
Сложно сказать, как и когда хопперы, крытые вагоны и платформы попали на этот путь, но полагаю, случилось это во время экономического кризиса
середины 90-ых. Вагоны могли загнать на хранение через предполагаемый Пост 2 км (со сменой направления) со станции Серов-Сортировочный.
А вообще, чтобы собрать мёртвые железные дороги Свердловской области в некий единый перечень, необходима система. Во-первых, я бы сразу разделил узкоколейные и ширококолейные железные дороги. По первым лучше обратиться к материалам Сергея Болашенко (сам слабо ориентируюсь в узкоколейках). А вот
вторые можно было бы разделить по семи направлениям от областного центра (по часовой стрелке): Егоршинское, Тюменское, Курганское, Уфалейское, Казанское, Пермское, Серовское.
Кто готов всерьёз заняться? Кому, на самом деле, всё это интересно? (Судя по ?активности? в данной теме, никому
:-( )
А вот
вторые можно было бы разделить по семи направлениям от областного центра (по часовой стрелке): Егоршинское, Тюменское, Курганское, Уфалейское, Казанское, Пермское, Серовское.
Это всё частности.
К какому
из четырёх направлений (Тюменское, Курганское, Казанское или Пермское) приписывать РАМ?
Снятый путь Подволошная - Заводская - это Пермское?
А его продолжение Дегтярск - Крылатовское - это уже Казанское?
(Направление на Красное - это Егоршинское или Серовское (если учесть, что
когда-то оно соединялось с обоими)? ;-) )
Чтобы хорошо изучать старые ветки - надо в архивах сидеть и плотно работать. Есть у кого время на это? У меня нет.
К какому из четырёх направлений (Тюменское, Курганское, Казанское или Пермское) приписывать РАМ?
Тут всё просто: т. к. ст. Седельниково является пунктом смены локомотивов и локомотивных бригад, она автоматически определяется,
как центральная точка (подобная Екатеринбургу). А потому: РАМ восточнее Седельниково ? это курганское направление, а РАМ западнее Седельниково ? казанское направление.
Цитата: От пользователя: IAGSoft
Снятый путь Подволошная - Заводская - это Пермское?
А его
продолжение Дегтярск - Крылатовское - это уже Казанское?
Учитывая, что это некогда ведомственная линия СУМЗа, а СУМЗ всё же относится к Ревде, я бы обе ветки прикрепил к казанскому направлению.
Цитата: От пользователя: IAGSoft
Направление на
Красное - это Егоршинское или Серовское
По логике (основываясь на сегодняшних реалиях) это именно серовское направление.
Кстати, кроме РАМа и Уралмашевской ветки, существует масса пограничных (соединительных) участков, где определить точное направление
затруднительно. Однако я бы не стал из-за этого строить какую-то глобальную проблему. Ведь суть темы не в точном определении направлений, а в облегчении систематизации недействующих линий.
Цитата: От пользователя: IAGSoft
Чтобы хорошо изучать старые ветки - надо в
архивах сидеть и плотно работать.
Это программа максимум. Для начала же можно было бы просто составить список таких веток.
2. Подъездной путь от Товарного двора (ст. Товарная) к Электростанции (полуостров Конный): http://www.1723.ru/read/map/map1931.htm . Примерно в начале 1930-ых годов западная часть пути отдана под трамвайное движение, а предположительно в 1960-ых (после
строительства прямого подъездного пути к ВИЗу от ст. Свердловск-Сортировочный) ликвидирован участок от ст. Свердловск-Товарный к Верх-Исетскому заводу.
3. Подъездной путь от ст. Электростанция к Московскому тракту: http://www.1723.ru/read/map/1947.htm . Предположительно, просуществовал лишь с конца 1940-ых до
начала 1950-ых гг.
4. Подъездной путь от Верх-Исетского завода к Цеху холодного проката (ЦХП): http://www.1723.ru/read/map/1947.htm . Прекратил функционировать в середине 1990-ых.
5. Подъездной путь от ст. Товарная к р. Мельковка (вдоль нынешней ул. Челюскинцев): http://www.1723.ru/read/map/map1931.htm . Предположительно,
эксплуатировался в 1930-е годы.
6. Чётный путь перегона Свердловск-Пассажирский ? Шарташ (вдоль нынешней ул. Восточной ? от ст. Свердловск-Пассажирский до ул. Шевченко): http://www.1723.ru/read/map/map1931.htm . Ликвидирован в середине 1940-ых.
7. Подъездной путь от ст. Шарташ (ранее Екатеринбург-III)
к цехам бывшего Екатерининского железоделательного завода ?Монетка? (по ул. Малышева): http://www.1723.ru/read/map/1947.htm . Демонтирован в конце 1950-ых, начале 1960-ых гг.
Судя по следам на местности - именно не реализован. Т.е.это не "мёртвая дорога", а "жертва аборта".
Надо у Кнута уточнить ? он вроде в курсе.
Цитата: От пользователя: IAGSoft
Именно от
Екатеринбург-III, а не Екатеринбург-II?
Как я понял, Екатеринбург-II ранее был чем-то вроде пассажирского парка, а Екатеринбург-III - чем-то вроде товарного двора (позднее - сортировочный парк станции Шарташ).
Цитата: От пользователя: IAGSoft
Можно
поподробнее? Это тот п/п, который сейчас заканчивается на территории Уральского завода металлоконструкций?
Это я как раз у Вас хотел уточнить. Знаю, что с конца 2000-ых один путь из двух на переезде не функционирует, однако автомобилям до сих пор приходится по нему
кувыркаться.
Цитата: От пользователя: IAGSoft
Только кмк б/п 4/9 был где-то здесь
В Викимапии Блок-пост 4/9 км указан неверно. Ибо поздней осенью 1988-го года произвёл, возможно, самый первый свой одиночный длительный ж. д. поход по уфалейскому ходу
- от стадиона Лестеха до моста через р. Исеть, и обратно (по мосту тогда пройти не отважился, т. к. было уже темно). А посему хорошо помню, что от ж. д. переезда (на Сибирском тракте) в сторону Уктуса шла двухпутка примерно метров 300-500, после чего происходило смыкание (вроде был ещё тупик). Так
же хорошо помню коричневый деревянный одноэтажный барак со светящимся окошком, находившийся с восточной стороны непосредственно у стрелки смыкания путей. Именно он и был станционным зданием, как я тогда понял. Проходя мимо, ещё пожелал, чтобы никто из этого барака не вышел, и не шуганул одиноко
блуждающего по путям подростка. :-)
Это я как раз у Вас хотел уточнить.
Знаю, что с конца 2000-ых один путь из двух на переезде не функционирует, однако автомобилям до сих пор приходится по нему кувыркаться.
Понял.
Этот путь очень быстро кончался за
переездом на территории базы.
Уже не надо кувыркаться, заасфальтировали.
Цитата: От пользователя: Эдвардт
шла двухпутка примерно метров 300-500, после чего происходило смыкание (вроде был ещё тупик).
Возможно. Моя реконструкция основана на
следах на местности - там довольдо далего идёт насыпь на два пути. И чуть южнее ещё недавно были развалины будочки, а-ля стрелочный пост.
Узкоколейка Медный-Электростация (Большой Конный полуостров),уже упомянутая здесь-Участок от Большеконного до Широкой Речки эксплуатировался изредка ещё в 1967-68 гг.
От Широкой Речки до Медного на пассажирском поезде я ездил в 1976году-и вроде как ещё пару лет после она действовала.В 1980
видел в районе Медного уже разрушенный заправочный пункт на УЖД. Где-то в этот промежуток она и сгинула окончательно..
...Исправил,ошибка была.Сорри.
Этот путь очень быстро кончался за переездом на территории базы.
Уже не надо кувыркаться, заасфальтировали.
Я-то как раз понял так, что ближний к ?Калине? путь шёл ранее к промышленному дублёру Северного обхода: http://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=24265...
, а дальний ? к неким базам, и затем снова пересекал Комсомольскую по пути к Втузгородку. Какой же всё-таки путь сняли и закатали: южный или северный? Если южный, то как сейчас осуществляются манёвры к промзоне, параллельной Северному обходу?
Цитата: От пользователя: IAGSoft
И чуть южнее ещё недавно были развалины будочки, а-ля стрелочный пост.
Узкоколейка Медный-Электростация (Малый Конный полуостров),уже упомянутая здесь-Участокот Малоконного до Широкой Речки эксплуатировался изредка ещё в 1967-68 гг. От Широкой Речки до Медного на пассажирском поезде я ездил в 1976году-и вроде как ещё
пару лет после она действовала.В 1980 видел в районе Медного уже разрушенный заправочный пункт на УЖД. Где-то в этот промежуток она и сгинула окончательно...
Кстати, нашёл часть этой узкоколейки на километровке 1991-го года, и даже в дорожном атласе 2003-го. Так же о её продолжении от Широкой Речки к Электростанции свидетельствует грунтовая дорога ?
скорее всего, она попросту продублировала маршрут железки. Интересно, пробовал ли кто-нибудь зарисовать маршрут всей линии на гугл-снимке?
Вот ещё информация из энциклопедии:
Торфовозная. Длина 11 км.
Широкореченское т/пр. До середины 1960-х годов было ответвление
на Большой Конный полуостров к работавшей в то время на торфе электростанции им. Куйбышева. Потом электростанцию закрыли, и надобность в подъездном пути отпала, хотя разобран он был только в конце 1960-х гг.
В справочнике ?Улицы Свердловска? 1969 года указано, как добраться до Медного
по УЖД: автобусом 9 до остановки "Второй участок", далее по узкоколейной железной дороге.
В середине 1980-х гг. добыча торфа на Широкореченском торфопредприятии полностью прекратилась. В то время еще можно было видеть в районе Медного разработанные торфяные поля и стоящие торфяные
машины. Вывоза торфа по узкоколейке уже практически не было. Пути были в очень скверном состоянии, а пассажиры в посёлок Медный уже ездили на 185 автобусе. Этот автобусный маршрут, открытый в середине 1980-х гг., начинался почти в центре Свердловска у техникума связи и проходил через рабочий
посёлок Широкая речка, где начиналась узкоколейка. Таким образом, надобность в узкоколейке отпала, и летом 1983 г. пассажирское сообщение было отменено.
УЖД разобрана в начале 1990-х гг. Остались насыпи.
Подвижной состав: Мотовозы ТУ2М-071 и 074, вагоны ?Пафаваг?,
грузовые вагоны для перевозки торфа.
Широкореченское торфопредприятие положило в 1930-х годах начало поселку Широкая Речка, когда на Большеконном полуострове в 1927 году была запущена первая в
Свердловске электростанция им. Куйбышева и для работы этого гиганта потребовался торф. Торфа на Широкой - на несколько столетий хватит: вот и построили здесь Широкореченское торфопредприятие, и поселение основали для рабочих и их семей, и даже проложили узкоколейную железную дорогу для быстрой
доставки топлива на станцию.
В середине 1980-х гг. добыча торфа на Широкореченском торфопредприятии полностью прекратилась. В то время еще можно было видеть в районе п. Медного (Медный участок) разработанные торфяные поля и стоящие торфяные машины.
Широкореченское торфопредприятие находилось в посёлке Широкая Речка, примыкающем к юго-западной окраине города Екатеринбурга (в 1924-1991 годах Свердловск).
Торфопредприятию принадлежала узкоколейная железная дорога торфовозного назначения, имеющая длительную историю.
Конфигурация линий подвергалась значительным изменениям.
Первый участок узкоколейной железной дороги был построен в 1920-х годах. Он предназначался для доставки топливного торфа на электростанцию имени В. Куйбышева, находившуюся на берегу Верх-Исетского пруда, в посёлке Большой Конный
(в настоящее время известен как Зелёный Остров, входит в состав города Екатеринбурга, является конечным пунктом однопутной трамвайной линии).
Протяжённость линии от электростанции до Широкореченского торфомассива составляла приблизительно 8 километров. Линия узкоколейной железной
дороги пролегала по направлению север-юг.
Приблизительно в 1965 году электростанция в Большом Конном была закрыта. После этого линия на Большой Конный была разобрана. Торф стал доставляться в основном на торфобрикетный завод, построенный в Широкой Речке. На торфопредприятии к тому
времени появился второй посёлок ? Медный, был освоен Медный торфомассив.
Вплоть до начала 1980-х годов существовало регулярное пассажирское движение по маршруту Широкая Речка ? Медный. Посёлок Медный в то время не имел автобусного сообщения, попасть туда можно было только пассажирским
поездом. Пассажирское движение было отменено после открытия автобусного маршрута Свердловск ? Медный.
К Широкореченскому торфопредприятию относился также Палкинский торфомассив и посёлок Палкинский торфяник. Сведений о наличии на Палкинском торфомассиве узкоколейной железной дороги
нет.
Среди известного подвижного состава узкоколейной железной дороги ? тепловозы ТУ2М, пассажирские вагоны Pafawag.
Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в начале 1990-х годов.
В сентябре 2002 года автор побывал в посёлке Широкая Речка.
Описание поездки, включавшей посещение Широкой Речки, находится здесь: http://n05.narod.ru/poezdka2002ural.html.
На тот момент в посёлке Широкая Речка сохранялись отдельные полуразрушенные объекты торфопредприятия. Рельсов и подвижного состава найти не удалось.
Какой же всё-таки путь сняли и закатали: южный или северный? Если южный, то как сейчас осуществляются манёвры к промзоне, параллельной Северному обходу?
Внимательно посмотрел гугл-снимок, и понял, чо к чему: оказывается,
Комсомольскую у ?Калины? пересекали не два пути, а три. Закатали, видимо, самый южный (обособленный). Осталось выяснить, осуществляются ли какие-нить манёвры по самому северному подъездному пути.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)