Новые водохранилища будут построены на реках Дарья и Шишим. Проектно-сметная документация будет разрабатываться в течение трех лет, в настоящее время на объектах ведутся проектно-изыскательские работы.
Может ли это уменьшить полноводность Чусовой и пр.?
О её полноводности только с иронией говорить можно. От такой полноводности не убудет.
А потеме по закону сообщающихся сосудов...
На Волге с десяток водохранилищ, годовой сток за десятки лет не
меняется...
Впечатления от киоска в Екве остались далеко не самые лучшие. Продукты из-под полы, главный товар при этом, увы, - алкоголь, недружелюбное отношение мужика-продавца-хозяина киоска... Цены при этом очень завышены. Булка хлеба стоила прошлым летом 30 рублей. Высокие цены хозяин объясняет плохой и
дальней дорогой до Н.Тагила.
Помимо водохранилищ главной белой на Чусовой являются:
1. Хромпик и СУМЗ, которые могли бы поставить систему очистки рециркуляционню, но не будут этого делать.
2. погодные условия. В этом году уровень воды и так будет катастрофически мал.
3. Люди: туристы-сплавщики, рыбаки, местные
жители.
Может ли это уменьшить полноводность Чусовой и пр.?
Нечего там уменьшать. Чусовая никогда не была полноводной рекой. Чтобы сплавлять по ней барки с грузом была придумана специальная технология, т.н. "караванный вал":
Цитата: Ведь Чусовая просто физически не могла пропустить по себе ?железные караваны?. Она была слишком мелкая ? даже в половодье. И тогда горнозаводская держава переоборудовала реку, словно промышленный агрегат. На несколько дней заводы превращали Чусовую в гигантский гидравлический
механизм по сбросу сотен барок со склонов Урала в глубокую Каму.
На притоках Чусовой стояло полтора десятка горных заводов. Каждый завод ? со своим прудом. По приказу горного генерала все заводы в точно высчитанный момент открывали шлюзы плотин. Вода из прудов валилась в Чусовую ? и
?наливала? реку. Такое происходило всего раз в году: весной, после ледохода.
Заводы запускали вниз по Чусовой огромную волну ? рукотворное цунами. О его высоте можно судить по кыновской пристани: палуба загруженной барки была на уровне верхней кромки валунов. Такая волна прокатывалась по
Чусовой от верховьев до низовьев за 4-5 дней. Её называли ?караванным валом?.
?Караванный вал? и нёс на себе ?железные караваны?. Только так они могли миновать чусовские отмели и перекаты. Но за те 4-5 дней, пока вода прудов катилась по руслу реки, требовалось отправить в плавание всю
горнозаводскую армаду. Здесь было как при сёрфинге: упустил волну ? жди следующую, но она придёт лишь через год.
А волна летела по реке со скоростью в 30-40 километров в час. Верхом на её гребне неслись караваны в сотни барок. Скорость была их главным врагом. Неуклюжими, громоздкими судами
управляли бурлаки про помощи вёсел. Каждое весло делали из цельного соснового бревна. Весло толкала артель из десятка бурлаков. На барке было всего четыре весла: два на носу и два на корме. Бурлаки просто не успевали реагировать на опасности. В тесноте ?караванного вала?, на крутых излучинах
Чусовой, барки сталкивались или выпихивали друг друга на мель или на скалу.
Массовая вырубка лесов по бассейну Чусовой способствовала очень серьёзному изменению гидрологического режима. Изменился как общий объём, проходящий через водоток (испарение с покрытой лесом
поверхности значимо иное, нежели с не покрытой лесами), так и водный режим. Ранее Чусовая, не взирая на зарегулированность значительной части стока, была вцелом гораздо полноводнее, особенно в летне-осенний межень.
Нам в прошлом году пришлось непосредственно столкнуться с осенним крайне
низким уровнем воды в реке от Камского моря до устья Серебряной. Конечно, годик был выдающийся, о чём говорили все встреченные местные жители. Но явно за последние несколько столетий в летне-осенний межень река стала гораздо мельче.
Нам пришлось местами проводить байдарку осадкой около 27 см
начиная почти от Вереино, а осенью 1582 (?) года дружина под предводительством Ермака Чусовую прошла на стругах осадкой до 1 метра (у больших стругов, которые скорее всего были брошены у начала волока недалеко от устья Кокуя). Правда, и Черкас Александров и Тобольские старики-ермаковцы отмечали, что
Чусовую с Серебрянной прошли "по большой воде", т.е. им с водичкой повезло.
Массовая вырубка лесов по бассейну Чусовой способствовала очень серьёзному изменению гидрологического режима. Изменился как общий объём, проходящий через водоток (испарение с покрытой лесом поверхности значимо иное, нежели с не покрытой лесами), так
и водный режим.
кроме этого на вырубленных площадях резко меняется режим таянья снега. Весной на открытых участках снег тает намного интенсивнее, чем под пологом леса. Происходит быстрый сброс талых вод с вымыванием почвы. Влага не успевает впитываться в почву. В результате имеем
мелководные мутные речки.
Там где леса более менее сохранились, вода в реках чистая, дно просматривается на глубине 5-6 м
Происходит быстрый сброс талых вод с вымыванием почвы. Влага не успевает впитываться в почву.
Там есть ещё один момент: под пологом леса поверхность почвы лучше впитывает поверхностные воды и лучше их удерживает (из-за изобилия мелких
пустот), чем на обезлесеных и особенно задерненых участках. Причём, это работает не только в период таянья снега, но и в период интенсивных дождей в безснежный период.
Боюсь что цели парка противоположные, например восстановить узкоколейку до Усть-Утки от Н.Тагила для туристов
а, де она проходила? не по берегу ведь, наверно?
В прошлом году по Кругобайкальской железной дороге прокатилась. Тоже
туристов возят. Неплохая была экскурсия. Там кроме туристов и сотрудников никого не возят. Регулярного пассажирского и грузового сообщения нет.
Что будет с Чусовой?
А вот что! :-)
Готовьтесь, чусовляне, сплавы не за горами! Так что делайте плакаты, растяжки и белые шары и ленточки, в наше простестное время, власти мочат штаны при их виде! :-p
Отстоим, сохраним Чусовую - мать Урала, Великий Меховой путь, дорогу
весенних караванов и первопроходцев, наше национальное достояние!
На следующюю зиму включаю в планы по проезду на веле
По Дарье с тропками-то худо там лишь в обе стороны были от насыпи УЖД береговые слабохоженые. А лес весьма туго с велом проходим (разнокалиберный подрост, "арочные" черёмушники,
крупный валежник), т.ч. если что раза три подумайте, прежде чем забуриваться в чащу, в надежде "авось дальше полегчает".
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)