Цитата: Шайтанский завод лежит в 44 в. от Екатеринбурга, на зап. склоне Урала, на небольшой р. Шайтанке, притоке
Чусовой. Проехать в завод можно и со станции Билимбай Перм. ж.д. (2-я ст. от Екатеринбурга), которая соединена с Ш. заводом узкоколейной веткой в 23 в.
Цитата: Билимбаевский завод находится в 10 в. от Шайтанска, в 55 в. от Екатеринбурга по тракту и в 27 в. от ст. Билимбай перм.
ж.д., которая соединена с Шайтанским заводом узкоколейной веткой.
Кто-нибудь может прокомментировать это? Какова была трассировка этой ветки? У меня нет идей.
4/0 |
| Поделиться:
Re: Узкоколейка между ст. Таватуй и Первоуральском
Шайтанский завод в первой цитате => старотрубный в Первике на р.Шайтанка и 2 прудах по ней.
Билимбаевский завод (Строгановский) во 2-й цитате => он и есть Билимбаевский завод .
Т.к. ж/д проходит южнее Чусовой в Билимбурге, очевидно что первая часть УЖД шла от станции на Север
через нынешний автомост или где-то рядом до Бил.завода. Оттуда она шла примерно вдоль старого Сиб.тракта, участок которого ныне соед Билимбай мимо Птичника с плотиной Нижнего пруда Первика.
Таватуй тут как бы не при чём. :-)
По книге:
От Шайтанского завода до Билимбаевского завода 10 верст (сходится).
Но от станции Билимбаевская до Билимбаевского завода 27 верст (не сходится, по прямой там 4 км)
Но от станции Билимбаевская до Билимбаевского завода 27 верст (не сходится, по прямой там 4 км)
Теперешняя ст.Билимбай и тогдашняя - это две разные станции, находящиеся на двух разных ветках: теперешняя - на ветке Пермь-Шаля-Е-бург,
тогдашняя - на ветке Гороблагодатская -Н.Тагил - Е-бург (там, где теперь Таватуй, видимо). В те времена ветки через Шалю попросту не существовало.
3/0 |
| Поделиться:
Re: Узкоколейка между ст. Таватуй и Первоуральском
В районе 70 годов от ст. Таватуй на ю/з шла заброшенная узкоколейка.Но это вроде как уже советских времён УЖД, хотя и очень старая...Через пару км на ней был заброшенный посёлочек Смородинка-подсобное хозяйство Золотопродснаба. Почта,магазин,детсад, улочка из 15 домиков в горку-всё целёхонькое,даже
дрова во дворах, и всё открыто!,..Крохотный прудочек под обрывом.. а всё -про всё дед-сторож,очень гостеприимный мужичёк.. Мы там 1970 Новый год встречали всем турклубом КВАНТ Абсолютно все дома и даже бани заняты были-народ из Тагила и Свердловска и всех окрестностей был :-)
13/0 |
| Поделиться:
Re: Узкоколейка между ст. Таватуй и Первоуральском
Но от станции Билимбаевская до Билимбаевского завода 27 верст (не сходится, по прямой там 4 км)
Цитата: От пользователя: IAGSoft
Нынешняя станция Таватуй до 1904 года называлась ст. Тарасково, до 1907 года - ст.
Билимбай.
Цитата: От пользователя: pbagdonas
В те времена ветки через Шалю попросту не существовало.
Да. Линия Пермь - Кунгур - Екатеринбург открыта в 1909 году.
Цитата: От пользователя: SVAGA
В районе 70 годов от ст. Таватуй на ю/з шла заброшенная узкоколейка.Но это вроде как уже советских времён УЖД, хотя и очень старая...Через пару км на ней был заброшенный посёлочек Смородинка-подсобное хозяйство Золотопродснаба.
На моих
картах грунтовая дорога от Таватуя через ур.Смородиновый/Смородиновое (на разных картах по разному) идёт в Починок. Хотя какое-то ответвление на юг виднеется, но уж больно изгибистое и пунктирное. Нужно будет попробовать там летом пошукать. У меня надежда обнаружить остатки мостов - ручьёв там
много...
Свага, а есть какая-то информация о предназначении этой (Таватуй - Смородиновое) узкоколейки? Чуть южнее, в Аяти, полно торфовозных, а здесь для чего?
ОК, убедили, поправляюсь.
Согласен, что могла быть такая УЖД от Таватуя.
Её возможное предназначение - перевозка продукции железоделательных заводов для перегрузки на Горнозаводскую ЖД (т.к.в период межени Чусовая не годилась для сплава барок)
На 500-метровке чётко видна грунтовка
через Смородиновый на Юг:
Но если это дорога по линии бывшего полотна, тогда там должна сохраниться нехилая насыпь - такие горы как показаны на карте -это нетарированные подъемы, абсолютно непроходимые для паровозной техники. Если же это просто грунтовка а не УЖД, насыпи скорее всего нет - Уралы залезут в гору и без
неё. :cool:
0/0 |
| Поделиться:
Re: Узкоколейка между ст. Таватуй и Первоуральском
Её возможное предназначение - перевозка продукции железоделательных заводов для перегрузки на Горнозаводскую ЖД (т.к.в период межени Чусовая не годилась для сплава барок)
С этим вопросов нет, это очевидно.
Вот "советская" УЖД на
Смородинку для чего была? (Кстати, она вполне могла проходить (частично?) по насыпям УЖД Билимбай (Таватуй) - Шайтанский завод.
Цитата: От пользователя: -OVM-
На 500-метровке чётко видна грунтовка
через Смородиновый на Юг:
На других картах она не такая
чёткая. И рельеф пересекает довольно смело, хотя для узкоколейки нормы не такие жесткие.
1/0 |
| Поделиться:
Re: Узкоколейка между ст. Таватуй и Первоуральском
И рельеф пересекает довольно смело, хотя для узкоколейки нормы не такие жесткие
На территори области в войну и после несколько лет действовали в леспромхозах несколько необычных узкоколеек -на конной откатке и даже на рабочей силе. Работало
местное население,пленные и т. наз. Трудармия-ссыльнопереселенцы,в основном приволжские этничесие немцы. На примитивных тележках откатывались по несколько стволов-рельеф при этом особенно не принимался в расчёт.Как вершина технической мысли,иногда после войны в качестве локомотива использовался
трактор-"сотка" без гусениц. (сам такое видел!) И уж совсем экзотическая УЖД-на деревянных рельсах и конной тяге существовала в районе нынешней ст. Крутиха. Такие забавные там сохранились дорожки в лесу -о три колеи... И кладбище там в лесу с католическими крестами с тех пор...
8/0 |
| Поделиться:
Re: Узкоколейка между ст. Таватуй и Первоуральском
Дорога же ст.Таватуй - Первоуральск скорее всего действовала до 1909 года, после пуска линии Пермь - Кунгур - Екатеринбург, которая прошла как рядом с Билимбаевским, так и с Шайтанским заводом, она должна была потерять своё значение. Т.е.
дорога действовала во вполне мирное время.
Свага, из Смородинки, что возили, не подскажите? Золотишко?
0/0 |
| Поделиться:
Re: Узкоколейка между ст. Таватуй и Первоуральском
Есть крупный специалист по истории Билимбая и Первоуральска - историк Нина Валентиновна Акифьева. Живёт в Первоуральске, работает на кафедре истории России УГТУУПИ.
Если с ней встретитесь - поделитесь информацией
1/0 |
| Поделиться:
Re: Узкоколейка между ст. Таватуй и Первоуральском
из Смородинки, что возили, не подскажЕте? Золотишко?
Это было просто подсобное хозяйство золотодобывающей частной артели-временный посёлочек.Сама артель работала в районе д.Тарасково.Им выделяли землю под такие хозяйсва в стороне от
населённых пунктов-чтоб не смущали местное население,ибо их доход в разы отличался от аборигенов....
3/0 |
| Поделиться:
Re: Узкоколейка между ст. Таватуй и Первоуральском
Между ст. Таватуй и речкой Большой Чёрной есть три велопроезжаемых дороги. Первая - классическая (северная), по которой мы со стороны НУ ездим к Кырманским и Кобыльей голове - проезжаема на авто. Чуть южнее - остатки узкоколлейки. Я там ездил, есть трек, местами остались шпалы. Вблизи реки насыпь
уходит на северо-запад, пересекает первую дорогу, идёт вдоль реки.
Из достоверных источников знаю фрагменты истории Смородинового, и подтверждаю информацию, что в 70х годах было подсобное хозяйство. Ранее там был лесозаготовительный пункт. Еще раньше, до революции - был посёлок
небольшой. Причём этот поселок был до того, как появилась ст. Таватуй.
Сейчас в Смородиновом пусто- поля и остатки фундаментов. Место красивейшее, чувствуется, что раньше была деревенька. Из Починка до Таватуя через Смородиновый ездили неоднократно, могу дать треки, как лучше проехать
1/0 |
| Поделиться:
Re: Узкоколейка между ст. Таватуй и Первоуральском
Ещё по теме - мостов на траектории узкоколлейки нет. В Починок она не шла - рельеф не тот, а насыпь обрывается на левом берегу Бол.Чёрной, в ур. Смородиновый не заходит.
Исходная картинка
доступна в альбомах. Треки в окрестностях Смородинового. Средняя дорога от Смородинового до Таватуя, почти совпадающая с грунтовкой на карте - это и есть узкоколлейка. Хотя есть мнение, что это - деревянный водовод (акведук).
Да, если вернуться к исходному вопросу о узкоколлейке м/у
Первоуральском и ст. Таватуй. Не знаю насчёт узкоколлейки, а дорожка такая есть (на карте выше в Смородиновом она ответвляется на юго-запад). Мы со Старокотом по ней ездили. Местами дорога подозрительно прямая, но уклон слишком сильный для узкоколлейки. Выходит она в совхозе №2 (на картах так
обозначено).
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)