Всем привет! У кого есть информация, где она проходила? Ею пользовались для прохода из Московии в Сибирь до прокладки Бабиновской дороги и неофициально проникали тем же путём уже после возникновения Бабиновского пути. По Бажову она проходила в обозримых окрестностях от Уфы в верховья Нязи с
пересечением Уральского хребта у Азов-горы, далее через район Курганово в Арамильскую слободу. Слышал ещё один вариант, что когда Татищев искал более прямой путь соединения западной части России со вновь выстроенным Екатеринбургом в обход Верхотурья, то крестьяне деревни Подволошной указали ему
часть "старой казанской тропы". От Подволошной шла на Талицу, поворачивала на юг вдоль Чусовой. Далее тоже не совсем ясно - то она пересекала Чусовую в районе Половинного Истока, потом шла ещё выше по Чусовой по правому берегу до примерно района В. Макаровой и поворачивала в сторону деревни Верхний
Уктус (на месте которой впоследствии возник Горный Щит), после шла на Уктусский завод и далее на Арамильскую слободу. То пролегала до переправы через Чусовую в районе Курганово, далее также шла через Верхний Уктус и Уктусский завод. Есть еще якобы вариант прохождения Казанской дороги - по Южному
Уралу в районе оз. Зюраткуль.
И не "якобы вариант", а самая настоящая Казанская дорога, остатки ее по сей день живы на перевале Б.Нургуш, в окрестностях озера Зюраткуль, хорошо она сохранилась в хребте Уреньга. Книга у меня есть про то. Ходил по ней много лет, ибо родом я с тех мест, вот только до Уреньги никак не собрался. А
места там знатные....
Знатные, согласен! :-) А куда она вела дальше на восток? Просто, мне кажется, удобнее пересекать хребет всё-таки в районе Среднего Урала. Впрочем это и было доказано проложением Сибирского тракта.
Книгу поищите, называется "Горное сердце края" Челябинск, издательство "Рифей", 1994г. тираж 13000. Интереснейшая книга, я ее читал раз 100. Когда настроение плохое, когда ностальгия задавит и т. п. В ней кстати, не только про старую Казанскую дорогу, но и про то как Урал стал российским, про
памятник ЮНЕСКО - "Пороги", про становление железоделательных заводов, про Саткинский мет.завод, про Айские пещеры, притесы, и много другого интересного....Написана очень интересно, лучше многих художественных произведений. :-)
То, что Горный Щит ставили не на Верхнем Уктусе (Фоминой).
С Верхнего Уктуса в Щит сбежали остатки уцелевших селян после набегов 1709-1721 годов, точнее из переписей можно сделать такой вывод, вот и вся связь.
Книгу поищите, называется "Горное сердце края" Челябинск, издательство "Рифей", 1994г. тираж 13000. Интереснейшая книга, я ее читал раз 100. Когда настроение плохое, когда ностальгия задавит и т. п. В ней кстати, не только про старую Казанскую
дорогу, но и про то как Урал стал российским, про
памятник ЮНЕСКО - "Пороги", про становление железоделательных заводов, про Саткинский мет.завод, про Айские пещеры, притесы, и много другого интересного....Написана очень интересно, лучше многих художественных произведений.
Помимо единственной легальной дороги в Сибирь через верхотурскую таможню, существовало еще несколько дорог сквозь Уральский хребет, которыми легально пользовались отдельные служилые люди и нелегально – все остальные. Одна из таких дорог, известная как
«Казанская тропа», проходила южнее современного Екатеринбурга по линии Горный Щит – Арамиль и далее по реке Исети. Движение по тропе к середине XVII века стало столь заметным, что верхотурские власти, отвечавшие за прохождение грузов и людей в Сибирь и обратно, на месте пересечения Калмацкой дороги
и Казанской тропы в 1655 году поставили Катайский острог (ныне – город Катайск Курганской области). Таким образом Казанская тропа была легализована и встал вопрос о заселении земель вдоль нее. В 1660/61 году появились желающие поселиться в самых верховьях реки Исеть. Были проведены осмотры местности
и определены границы новой Арамильской слободы. Но башкирский набег 1662-1663 года на полтора десятилетия отодвинул ее основание.
Собственно говоря, насколько я понимаю, таких "казанских дорог" было несколько. А поскольку они все вели от направления Казани в Сибирь, то так их и называли в той или иной местности Урала.
Вот ещё:
Е"сли же какие-нибудь высокопоставленные чиновники направлялись в Сибирь по неотло-
жным государственным делам, то им разрешалось иногда проехать другим путём. Так слу-
чилось, например, с русским посольством под начальством Избранта Идеса, направлявшимся в 1692 году по
распоряжению Петра I в Китай.
Началась весенняя распутица, и, чтобы не задерживать посольство, соликамский воевода предложил изменив маршрут и ехать по Чусовой, Он выделил пять небольших судов
с пятью гребцами в каждом. Путники сплавились по Каме и поднялись по Чусовой до
Уткинской слободы (теперь село Слобода, в 3 км от железнодорожной станции Коуровка).
Это на 206 км выше устья Серебрянки, докуда дошел по Чусовой Ермак."
О"т Уткинской слободы путешественники проследовали просёлочной дорогой через невысокие среднеуральские горы и на их
восточном склоне вышли к Аятской слободе.
Затем через Арамашевскую слободу достигли реки Нейвы и сплавились по ней, а также
по Нице, Туре и Тоболу до Тобольска. На восточном склоне Урала, как и на реке Чусовой, Идес не мог обойтись без помощи местного населения. Значит, русским этот путь
через Средний Урал уже был хорошо известен. Но пользовались они им только для местных нужд."
Взято здесь http://prvregion.narod.ru/data/hstpm/dr_d_ural.htm...
С этого же сайта:
"Вскоре после основания Чусовской слободы (в 1655 году) была узаконена «Казанская тропа» - путь пересекавший реку Чусовую в районе нынешнего села Курганово, выходивший на Исеть в
месте впадения Арамиля и идущий далее вниз по Исети. Без сомнения и жители Чусовской слободы очень скоро освоили дорогу по Исети."
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)