Я смотрю, тренд последних нескольких дней - обсуждение передачи Елены Чекаловой. Как же без меня? Я тоже должна сделать пару метких замечаний. В подражание Дмитрию Быкову. Только без стихов.
Вы знаете, почему так популярны Джейми Оливер, Гордон Рэмзи,
Хестон Блюменталь и Хью Фернли-Витингстолл? Потому что в Англии отличная кухня и самые лучшие в мире повара? Нет, конечно. Но зато в Великобритании самое лучшее в мире телевидение. Там умеют делать замечательные телепрограммы, в том числе и кулинарные. После просмотра передачи "Счастье есть" я могу
отметить, что наше телевидение не очень прекрасное, такое умеренно великолепное телевидение, местами даже совсем унылое говно. По пунктам:
1. Нет концепции. Про что кино? В чем идея? Какова композиция выпуска - начало, конец, рубрики, иллюстрации? У Оливера всё очевидно: обед из трёх
блюд за пол часа по любому случаю, вплоть до прихода сантехников. Или в "Джейми дома" простой продукт, чаще овощ, из которого можно приготовить что-нибудь интересное и не очень тривиальное, опять три блюда, небольшой рассказ о продукте и советы по огородничеству. Пастораль. Общая идея - "ядерный
реактор - это очень просто", вкусный обед доступен любому, покупайте региональные продукты на рынках и в маленьких лавках, потому что это здорово и вкусно. А здесь что? Первая серия про то, как варила щи свекровь, вторая - про итальянскую кухню. Один глаз на Кавказ, второй в Арзамас. Отдельно
хочется заметить, что итальянская, как французская, кухня позволяет сделать двадцать передач, это если так, просто немножко о региональных особенностях рассказывать или чуть-чуть пройтись по продуктам. А тут широкой метлой смахнули всю Италию в одну корзину. Как если бы делать передачу об эпохе
Возрождения и показать Мону Лизу и Сикстинскую Мадонну, да и то вверх ногами - "А в следующем выпуске мы расскажем вам об искусстве Древней Греции".
2. Картинка. Не пожалели средствов. Готовка - дело довольно камерное, там самое интересное происходит в сковородке и тарелке. Один из
принципов фуд-порна - крупный план. Здесь оператор висит как муха на потолке спортзала. Помещение огромное. А ведущая маленькая, она сама по себе некрупного сложения. Я бы еще преположила, что тут задумывалась маленькая хозяйка большого дома, если бы я вообще могла заподозрить какие-то продуманные
решения. Получилась же картина "Очень одинокий петух". Плюс то, что все заметили, стол не по размеру - он и слишком высокий и слишком громоздкий. Из-за него торчит бедная Елена Чекалова, как куколка из маппет-шоу. Есть такая дисциплина - эргономика. Она для того и придумана, чтобы столы и стулья
были нужной высоты. И чтобы ведущая не выглядела нелепо.
Да, еще важное замечание - картинка на экране должна соответствовать тексту. Если за кадром звучит "ля-ля-ля диеты, датированной 1100 годом" не надо показывать римский форум. Между "диетой" и форумом пропасть в тысячу лет. Не нужно
демонстрировать, что режиссер школьный курс истории пропустил, мечтая о телекарьере. И если сказано "песто", то в тот же момент на экране должно быть песто, а не с отставанием на полтакта. Если ведущая говорит "какая корочка на гратене", то надо показывать крупным планом корочку, а не угол студии.
3. Целевая аудитория. Я думаю, что вот эту тупую аудиторию придумывают девушки-редакторы 25-ти лет. Они хором говорят "Наша аудитория тётки, знаете такие старые, ну которым уже сорок, они ничего не поймут. И еще они экономят". Я думаю, они сильно изменят своё мнение, почитав злые
отзывы в сети. Ни эти девушки, ни сама Елена Чекалова, ведь это она написала свой текст (причем давно, про болоньезе я читала еще в Коммерсе) с реальными людьми не сталкивались, в магазины Елена Чекалова не ходит (эпизод с гумовским гастрономом №1 достоин отдельного упоминания), поэтому с той вот
матчастью, которая дает зрителю эффект узнавания в деталях, всё плохо. Во-первых, не надо со зрителем разговоривать, как с умственно отсталым - почему-то с людьми, про которых думается, что они тебя не понимают, например, иностранцами, начинают говорить громко и при этом отчаянно жестикулировать. Но
он не глухой, это я для справки. Выбранная манера вовсе не выглядит доверительной, так с равными не разговаривают, так учительница младших классов объясняет детям, что они должны встать парами и дружно отправиться за ней в столовую. И слегка сюсюкающий стиль Дарьи Донцовой (это еще на сцену не вышли
подруги Геля, Танька и Ленка) тоже к себе не располагает.
И вот как-то нелогично звучат намёки на экономию: "зимой помидоры дорогие" - они не дорогие, они не вкусные, "дешевая паста", "дешёвое вино", "вместо анчоусов возьмите кильки", при этом кухня увешана дорогой медной посудой, и
хозяйка на голубом глазу говорит "а помнишь мы в Париже" или "мы в Италии". Надо быть честными со своим зрителем - да, жена известного телеведущего может себе позволить куда больше, чем средняя домохозяйка. Для нас это тоже не секрет.
Ну и немножко надо знать, что доступно в наших
магазинах, а что нет. Скажем, каперсы есть повсеместно, с анчоусами похуже, но необязательно уж прямо кильку, есть и отечественные анчоусы, хотя это всё тот же пряный посол, но хотя бы хамса, и в принципе они тоже очень вонючие. В Москве и Петербурге нет никаких проблем со щукой в сезон. У нас с
поздней осени в Бибирево приезжали машины, ставили палатки и пожалте, хочешь щука, хочешь живой карась и карп, хочешь сазан и толстолобик. Продукты надо оценивать не в категориях "дорого-дешево", а "хорошо-плохо".
И вообще мы получаем ту аудиторию, которую сами себе придумываем.
4. Собственно кулинария. Я не буду обсуждать рецептуру и процесс. Это привилегия китченнахов. Но меню надо продумывать в плане какой-то идеи и гармоничности - пардон, обед из "грибной закуски" и щей - это уж какой-то концептуализм. От себя замечу, что маринованные грибы (зачем их
промывать?) со сметаной, как и маринованные огурцы с кефиром, неплохое средство против запоров. Это моё крайне субъективное впечатление. Вообще в русской деревенской традиции всё же больше грибы солёные. Но это бог с ним.
Странно выглядит обед, где на приготовление одного блюда должно уйти
два дня. Передача предполагает, что вот при нас приготовили и сейчас любящий муж съест. Он что, два дня тут грибной закуской пробавлялся?
И вот зачем брать блюдо, которое изначально включает в себя телятину, а потом заменять телятину на курицу, а заодно и поменять половину ингридентов?
Если были опасения, что чего-то не достать или что у нас дороже курицы никто себе ничего позволить не может, то не проще ли сразу брать рецепт без анчоусов, но с курицей?
Объем тоже имеет значение. Почему щи в маленьком горшочке на двоих, а рагу болоньезе на пять человек. Там в общей
сложности ушел килограмм мяса. На телятине экономим, а тут лохань болоньезе не жалко. И рецепт дается в этих же пропорциях. Ну немножко надо прикидывать не только сколько гостей в передаче, но и на какое количество человек готовит средняя хозяйка. Расчет порций. Елена Чекалова сразу теряет в моих
глазах еще два балла как домохозяйка. Опять же, итальянский обед в смысле даже примитивной идеи такой же неудачный - зачем к довольно активному и сытному болоньезе мясная закуска? Тут бы пошло что-нибудь полегче. Эти вещи надо продумывать и планировать.
И пожалуйста-пожалуйста, Елена,
больше никогда не выковыривайте фарш руками из включенного в сеть блендера. И по телику, и дома. Я вам расскажу, как в аналогичном случае он включился, слава богу, я ковыряла там ложкой. Честно, залитая кровью кухня не самое хорошее начало дня.
5. Текст. Формат передачи заставляет
ведущих всё время что-то говорить. Этот поток сознания всё же стоит контролировать. Много уже было сказано и про спагетти, которые совсем не шпажки, и про пенне. Отдельный вопрос к знатокам - расхожая цитата якобы из Молоховец про "если к вам неожиданно нагрянули гости..." кому-нибудь в
перовисточнике попадалась? Мне нет, но у меня репринт и не самый лучший. Мне сдается, что это такой штамп, как и "бистро произошло от слово "быстро" (нет, не произошло. Французы даже версию с русским происхождением этого слова не рассматривают). "Щука - деревенская рыба". А существует городская? Я
даже её знаю - рыбка-нефтянка. Её рыбаки на набережных ловят. "Серые щи делются из серых листьев капусты, ну это такие листья снружи, их обычно срезают, они серые". Чего? Я в светлые времена очень много работала на уборке капусты, листья есть, но они зеленого цвета. Это всё, конечно курьезы и
издержки формата, вон Алексей Зимин в передаче про карася на вопрос "А карась на вкус сладкий это от сметаны?" ответил "Это рыбий жир даёт сладость". Честно, Алексей, ну что это вдруг вам такая мысль пришла в голову насчет сладости рыбьего жира? Я хохотала, конечно, но всё же.
Но вот
есть вещи, которые совсем не годятся. Полагаю, возможен такой телеповар, в устах которого слова "вываливаем" и "хлюпает" будут вполне естественны и органичны. Если этот повар родной брат персонажа Дилана Морана из "Блэк Букс". Но для "милой и уютной хозяйки" это не не подходит категорически. Вообще
от этого сюсюкаеще панибратского стиля надо отказываться (см. пункт "Аудитория"). Мне, честно говоря, ужасно не нравились тексты Чекаловой в "Викенде".
6. Гости. А вот это жопа. Ну что там делал Сергей Шакуров? Зачем он пришел? Зачем его жена пришла? Зачем знаменитости? Ну не нужны они
уже никому сто лет. А ведь в следующем выпуске будет Дмитрий Дибров! Жду! Никто не любит Дмитрия Диброва сильнее меня. Надеюсь, его там запекут с кильками.
Очень странная серия с Парфёновым. Понятно, что звезда и всё такое должен был представить ведущую и рекомендовать её зрителям,
мол, проверенно, мин нет, женщина хорошая, я ел и не умер. Но почему-то Леонид Парфёнов включил робота и стал сам по себе безо всякого предупреждения вести программу "Намедни". Заговорил голосом диктора и начал доставать из кустов рояли. У меня в памяти всплыла сцена из "Шоу Трумена", когда,
помните, жена Трумена начинает рекламировать какой-то растворимый напиток типа "кола-као, чемпион среди какао" и Трумен смотрит на неё в ужасе, а потом говорит "С кем ты сейчас разговариваешь?". Тут попер похожий сюрреализм. Ну и если расчитывали на тупых и экономных, то чего вдруг за хлебом пошли в
Гастроном №1 в ГУМе?! Вы бы еще в Глобус Гурмэ за солью сбегали. При этом Парфёнов продолжал вещать с дикторскими интонациями. Ужас. Ничего себе муж с женой пошли в булочную. Что это с вами?
Но что действительно непрятно удивило, так это такая мелкая профессиональная деталь. Ведущий,
как и киноактер, всегда знает, где камера (а не знает - подскажут). И вот дружное семейство Парфёновых стоит за кухонным столом, что-то режет, а все лишние предметы - кувшины, миски, чашу блендера ставят на край стола ПЕРЕД собой. То есть, загораживают картинку. Зритель видит ряд использованной
посуды. Елена Чекалова потом тоже забывала посуду где попало, иногда под рукой, непроизвольно начинаешь следить - разобьет стеклянный кувшин сейчас или нет. Потом эти кувшины исчезают. У Оливера тоже мусор и лишний хлам самопроизволно исчезает, но Оливер отлично использует пространство - я теперь
стала очень обращать внимание на то, как здорово он выдерживает именно телевизионную специфику. У него кухня специально под это заточена. Мусор легко сбрасывается в дырку в столешнице, сам он не забывает убрать ненужное из поля зрения. Профи.
Относительно же того, что Елена Чекалова
пожаловалась на блогеров и даже затребовала, но через посредников, объяснений, это совсем как-то неправильно. Во-первых, можно было обратиться напрямую, во-вторых... Если сердцем всё так принимать горячо, то зачем обнажать при мужчинах плечо.
Знаете, Корпускула все верно подметила.
Но есть одно но - от передачи Чекаловой появляется такое же чувство, как после просмотра "Рататуя" - готовить может каждый. Она не злобная, она абсолютно счастливая и самодостаточная женщина, которая
любовно рассказывает о еде.
Другое дело - что недостатков, конечно, полно. И главный - размытость формулировок и отсутствия жесткости в подаче материала. Заменили лук на чеснок, рис на картошку, анчоус на шпроты... И вперед. Напоминает тот самый анекдот про "Битлов", которые и шепелявят, и
заикаются, и слуха тоже не имеют. А все потому, что так напел по телефону Рабинович.
пятиминутную рубрику в утренней программе я всегда смотрел с удовольствием.
а вот час тяжко смотреть, как она ходит туда-сюда и льёт воду, как во франции овощечистку называют нож-эконом.
Цитата: От пользователя: Las714
Очень странная серия с
Парфёновым.
из-за этого мерзавца я испортил рыбные котлеты сливочным маслом :-D
С удовольствием прочла, что я оказывается тупая :-) Часть той самой тупой аудитории :-) Смотрю программу Чекаловой с большим удовольствием. И вообще большая полклонница пары Чекалова-Парфенов. Считаю эту кулинарную передачу одной из лучших в сегменте. во всяком случае от передачи жены этого... ну
режиссера... меня просто начинает трясти :-)
Честно скажу - когда она была в 10-ти минутке "Доброго утра", смотрела, записывала рецепты, но сейчас в "своей" передаче стало настолько все растянуто, наиграно, и во многом не правдоподобным.........
Конечно понятно желание Леонида продвинуть свою жену, но не так "топорно" это надо делать
(имхо)
от передачи жены этого... ну режиссера... меня просто начинает трясти
от Юли что-ли в "Едим дома"? :-D
Ну по мне, так она на кухне (в передаче) привлекательнее Чекаловой уж точно, натуральнее, что-ли.
ничего не имею против
Елены, но натянутая улыбка и конролируемый ангельский голосок - раздражает, про рецепты - отдельная тема......
дада :-) безумно раздражает :-) особенно, что она все время суетится, бегает и типа разговаривает со зрителбницей на "ты". Причем я где-то понимаю, что это ее фишка и как бы это может даже свежо, но просто
меня раздражает и все :-) И готовит она вечно какую-нить пафосную еду, которую я не способна оценить. Знаете, я даже допускаю, что это просто я такая дерёвня и ничо не понимаю :-) Но мне Чекалова нравится, а Юля раздражает, и все тут :-D
Про гармоничность... Не знаю... Мне вот хочется прийти к Чекаловой домой, пошвыркать чайку, угоститься стряпней, вот хочется! Я люблю такиех пухленьких хозяюшек с таким "ангельским" голоском, они уютные! А вот в гости к Юле - совсем не хочется. Это ж уши завянут слушать ее трындеж. И глаза заболят
следить за ее передвижениями.
дада безумно раздражает особенно, что она все время суетится, бегает
Можно себе поставить камеру и записать себя на кухне :-)
Уверена, большая половина женщин именно так на кухне себя и ведут (быстро, четко, а не вяло, танцуя
:D)
У меня всегда из-за этого с мужем спор, что на кухне я все четко выполняю и экономлю каждую минуту, в итоге за пару часов умудряюсь приготовить обед из 3-х блюд и десерт, а еще м/у делом собакевича накормить, ребенка на горшок посадить, и даже запустить ПММ или стиралку ;-)
А он
- сначала все по рецепту по тарелочкам разложит, нарежет, натрет - и только потом готовит :-) Даже воду заранее не поставит на плиту, все четко по-шагово, как в программе :-) пункт один, пункт два :-) :lol:
Конечный результат конечно отличный, но сам ПРОЦЕСС.............
:-d
(кухня в усмерть, весь день потерян)
:lol: вот интересно, реально горячее масло можно накрывать крышкой? там же конденсат собирается и он капнет в масло, и при открытии крышки можно глаза недосчитаться... я бы не рискнула...
Цитата: От пользователя: Нуиладна
Мне вот хочется прийти к
Чекаловой домой, пошвыркать чайку, угоститься стряпней, вот хочется! Я люблю такиех пухленьких хозяюшек с таким "ангельским" голоском, они уютные! А вот в гости к Юле - совсем не хочется. Это ж уши завянут слушать ее трындеж. И глаза заболят следить за ее передвижениями
ну дело вкуса
конечно, а мне чекалова кажется какой-то неестественно доброй и несколько зомбированной. этот ее голосок какой-то маниакальный оттенок имеет...
нее...если выбирать между ней и Юлей, однозначно выбираю Юлю.
она за полчаса целый обед приготовит, при этом реально видно, как можно
спланировать все приготовление, чтобы сэкономить время.
пока например тесто подходит, ты начинку там рубишь, тем временем варишь овощи, а в холодильнике застывает желе...
тут наверно дело все в темпераменте, я не терплю никаких промедлений :-D
Можно себе поставить камеру и записать себя на кухне
Зачем? Я же неимею претензий к тем, кто суетится на кухне. Мне просто неприятно смотреть на это по телеку. Короче, дело вкуса. Но я приняла к сведению, что я часть тупой адуитории
:-D
Хех, я посмотрела именно этот выпуск - первый раз эту передачу. Хохотала долго))))) Дибров был как будто его пыльным мешком из-за угла стукнули :-D А
сама передача не понравилась.. Затем я переключила на нтв - и опля - Высоцкая (повезло сравнить обе передачи в один день) - здесь я переключила через пять минут. От ее трескотни и беготни заболела голова :-D Единственная передача, которую я смотрела с удовольствием была с Оливером - у него тааак
вкусно, что хотелось бежать и сразу готовить. вот.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)