Губернаторам вернули право "вето"
Министр РФ по связи и информатизации Леонид Рейман заявил, что внедрение системы повременного учета стоимости телефонных переговоров (СПУС) должно происходить "по мере готовности региона и по согласованию с губернаторами".
Таким образом,
губернаторы вновь обрели право "вето" по вопросам введения повременки. До 1999 года региональные администрации осуществляли регулирование тарифов на услуги местной телефонной связи. При этом местные власти, в основной массе, никаким регулированием не занимались: они попросту жертвовали
экономическими интересами телефонистов в угоду своим политическим и электоральным амбициям. В период с 1996 по 1998 годы, например, в СПб абонплата за телефон повышалась лишь однажды - на 17%. Для сравнения: рост тарифов на горячую воду и отопление за тот же период составил 5,97 раза.
В
начале 1999-го функции регулирования естественных монополий в области связи были переданы министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Связисты было отпраздновали победу. Предполагалось, что "регулирование тарифов будет осуществляться так, чтобы эксплуатационные
показатели региональных телефонных компаний вернулись на докризисный уровень". Телефонисты надеялись, что размер абонплаты вернется на позиции июля 1998 года, когда частные пользователи платили за услуги связи около $ 5/мес (против "посткризисных" $ 1,8/мес).
Но ничего подобного не
произошло. Нынешней весной, подводя итоги деятельности отрасли связи за прошлый год, Валерий Яшин, гендиректор холдинга "Связьинвест" (объединяющего 80 региональных телефонных компаний), вновь назвал неэффективное тарифное регулирование "основной причиной, сдерживающей развитие традиционных
операторов связи": "До сих пор существует порочная практика перекрестного субсидирования, а тарифы на услуги не только не обеспечивают инвестиционную составляющую, но и не покрывают расходы на производство услуг".
Однако в июле телефонисты, казалось, вновь увидели свет в конце туннеля:
МАП зарегистрировал в министерстве юстиции методику, по которой должен устанавливаться порядок цен при повременной системе учета стоимости телефонных переговоров. С принятием этого документа пал фактически последний бастион на пути широкого внедрения повременки. Около 40 региональных предприятий
электросвязи сразу же обратились в МАП с предложением ввести повременный учет стоимости телефонных разговоров для всех категорий абонентов.
Тем неожиданней прозвучало заявление министра связи, что внедрение СПУС необходимо согласовывать с губернаторами. За прошедшие годы отношение
местных властей к повременке нисколько не изменилось. И связистам об этом хорошо известно. В этом году "Московская городская телефонная сеть" (МГТС) планировала перейти на повременной учет стоимости телефонных переговоров. Однако столичная мэрия в очередной раз торпедировала повременку в Москве,
договорившись с мажоритарным акционером МГТС - АФК "Система" - об отмене этой акции.
Инициатива возврата губернаторам права "вето" на введение повременки принадлежит МАПу. Еще в начале года Илья Южанов, министр РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, заявил, что
решение о введении повременки должно приниматься по согласованию с местными властями: "И МАП будет настаивать, чтобы в решении столь ключевой проблемы участвовали региональные администрации!"
Впрочем, телефонисты не особенно рассчитывают на "милость" губернаторов. Как сообщил Леонид
Рейман, в новом законе "О связи" (который, как ожидается, будет рассмотрен на осенней сессии Государственной Думы) "не будет никаких обязательных механизмов по внедрению повременной системы оплаты телефонных переговоров". С учетом заявления министра о необходимости согласовывать внедрение СПУС с
региональными властями, можно с большой долей уверенности предположить, что существует политическое решение о "моратории на повременку". И одним из условий этого моратория, скорее всего, является доведение тарифов на услуги телефонной связи до себестоимости. По оценкам "Связьинвеста", для покрытия
текущих расходов размер ежемесячной абонплаты за телефон необходимо увеличить до $ 6-10 - в зависимости от региона. В принципе, рост тарифов до уровня себестоимости может стать компромиссом, учитывающим интересы как связистов, так и рядовых абонентов.
С сентября абонплата за телефон
повысилась в 34 регионах, в среднем на 18%. "Связьинвест", рассчитывавший на 30%-ный рост тарифов, намерен инициировать следующее увеличение абонплаты за телефон в конце нынешнего или начале следующего года.
Действие "моратория на повременку" может закончиться после очередных выборов, а
может - уже в следующем году. Дело в том, что правительственный план приватизации на 2003 год предусматривает, в частности, продажу 25% минус 2 акции "Связьинвеста". Очевидно, что внедрение повременки в большинстве регионов значительно улучшит финпоказатели телефонного холдинга и его
привлекательность для инвесторов.
В 1997 году блокирующий пакет акций "Связьинвеста" (25% плюс 1 акция) был продан консорциуму Mustcom Ltd., представляющему интересы Джорджа Сороса и Владимира Потанина, за $ 1,875 млрд. Нынешние руководители отрасли связи неоднократно заявляли, что
рассчитывают выручить "за второй пакет не меньше, чем за первый". Однако при существующей тарифной политике в отношении традиционных предприятий электросвязи этим чаяниям вряд ли суждено будет сбыться.
В общем верно всё, пока политики зарабатываю популисткий политический капиталл. АТС заржавеют окончательно и у всех будут мобильники:-) У ГТС нет будущего уже сейчас, а без повремёнки никогда , даже на рынке корпоративного и частного предоставления выделенных каналов.
Это понятно. Однако ГТС уже мёртв, просто он как курица без головы мечется по двору. А поскольку головы уже нет, то он (ГТС) о своём положении не догадывается:-) А промедление с повремёнкой просто делает яму в которой похоронят ГТС глубже.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)