РЫНОК МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ В ОЖИДАНИИ ДЕМПИНГА НОВИЧКОВ По мнению операторов, дешевизне тарифов клиенты стали предпочитать качество услуг Мобильная связь существует всего каких-то полвека, а рядовому потребителю она стала доступна лишь в последние полтора десятилетия. В конце прошлого
года число абонентов сотовой связи в России достигло 125 миллионов, это 85процент проникновения. В нашем регионе данный показатель превысил сто процентов. Это означает, что на одного астраханца приходится более чем один номер мобильного телефона. Как считают эксперты, рынок мобильной связи в
настоящее время находится в стадии переходного периода - от экстенсивного развития он переходит к интенсивному. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ ПЛАТЯТ БОЛЬШЕ
<Первичный> рынок мобильной связи, предполагающий подключение абонентов самых разных возрастов и социальных групп, широкий охват
регионов, в целом сформировался. В стадии бурного развития находится <вторичный> рынок (предоставление дополнительных услуг и сервисов, музыки, игр). По данным опроса ИА <ВолгаИнформ>, сегодня в России мобильной связью пользуются 66процент семей, причем в 40процент из них есть по два
сотовых телефона, а в 3процент - больше четырех. Треть <мобилизованных> семей расходует на сотовую связь менее 300 рублей ежемесячно, еще одна треть - до 500 рублей и лишь 1процент - свыше 3000 рублей. Установлена такая закономерность: чем выше уровень образования респондентов, тем большую
сумму они тратят на мобильную связь. На территории нашего региона сегодня действуют три самых крупных федеральных оператора мобильной связи, так называемая <большая тройка> - МТС, ВымпелКом (БиЛайн) и МегаФон, и один региональный оператор - ЗАО <Астрахань GSM>. По данным Интерфакса, по
России процентное соотношение абонентов этих операторов в прошлом месяце распределялось следующим образом: МТС - 34,3процент , ВымпелКом - 33,5процент , МегаФон - 18,4процент. Аналитики обращают внимание на то, что доля МТС в доходах рынка в период со II квартала 2005 г. по I квартал 2006 г.
снизилась с 42процент до 37процент , а у ВымпелКома выросла с 33процент до 35процент. А по итогам I квартала объем выручки распределился так: МегаФон - 700 млн. долларов, МТС - 929 и ВымпелКом - 871. Общие доходы рынка мобильной связи, по мнению некоторых аналитиков, приближаются к 10 млрд. долларов
(два года назад - 8 млрд.). В то же время эксперты говорят о том, что крупнейшие игроки на сотовом рынке не смогут себе позволить пойти на дальнейшее снижение цен, поскольку это повлечет ощутимое падение доходов. В отличие от европейских стран российский рынок заполнен еще не полностью, поэтому в
ближайшее время вряд ли кто из операторов будет позиционироваться как более демократичная (а соответственно, более дешевая и, на взгляд потребителя, менее качественная) компания. Так что <большая тройка>, по мнению аналитиков, и дальше будет единодушна в определенной <амбициозности> и
<скупости>. КАЧЕСТВОМ - ПО ДЕМПИНГУ НОВИЧКОВ
Процесс формирования астраханского рынка сотовой связи окончательно еще не завершен. Напомним, что МегаФон и ВымпелКом (БиЛайн) появились в регионе в 2002 году, МТС - в 2004-м. Еще раньше, в 1997 году, сформировался СМАРТС,
член Средневолж-ской Межрегиональной Ассоциации Радиотелекоммуникационных Систем - первый оператор стандарта GSM в Астрахани. По данным отдела маркетинга компании, сегодня абонентская база возросла более чем в 350 раз и насчитывает свыше четверти миллиона пользователей сотовой связи. Кстати,
возможно, в ближайшее время этот оператор подвергнется реформированию - по данным центральных СМИ, ожидается, что компания вольется в Tele-2 (в самой компании прокомментировать ее будущее отказались). Неофициальные источники не исключают появления до конца года в Астрахани еще одной компании -
<SkyLink>, так что возможность выбора у потребителя будет. Если еще в прошлом году основные игроки рынка собирались облегченно вздохнуть, то теперь напряженно ожидают прихода новичков. <Войти можно, но с убийственно демпинговыми предложениями. И год-два работать себе в убыток>, - заметил
один из представителей <большой тройки>. Как сообщили <АВ> в астраханском ВымпелКоме, проникновение общей мобильной связи в регионе составляет 109,5процент. Регион входит в десятку самых <омобильненных> в стране (причем этот показатель снизился, пару лет назад астраханцы входили в
пятерку лидеров). Перспективы развития у местного рынка мобильной связи есть: укрупнение компаний-операторов, развитие и внедрение новых технологий, стремление к универсализации услуг. Приоритетными действиями всех операторов мобильной связи является охват крупных населенных пунктов, трасс, мест
отдыха иногородних клиентов компаний. В компаниях не скрывают, что предпочитают работать с корпоративными абонентами, рассматривая их как наиболее выгодных клиентов. По мнению коммерческого директора астраханского филиала ОАО <ВымпелКом> Андрея Кладинова, универсализация (когда набор услуг у
всех операторов примерно одинаков) по основным положениям у представителей <большой тройки> в Астрахани уже произошла. <Приоритетными становятся сервис и качество услуг. Если будет продолжаться непрерывная погоня за новыми абонентами, это может вызвать перегруз и сбой сети. Когда народу
много, качество обслуживания может отставать, что нежелательно при сегодняшних потребностях клиентов>, - сказал Кладинов. Консультант по PR астраханского филиала ОАО <МСС-Поволжье> (МегаФон) Елена Иванова высказывается более осторожно: <Если не глобализация, то некие рыночные процессы в
нашем регионе определенно происходят>. По мнению операторов, есть основания полагать, что экстенсивное развитие сменилось интенсивным. Директор по маркетингу астраханского филиала ОАО <Мобильные ТелеСистемы> Денис Еремин утверждает, что астраханский рынок мобильной связи достиг
определенного насыщения. По его словам, при существующей массе ценовых предложений потенциальные абоненты сотовых компаний уже перестают обращать внимание на <кричащие цены> и стали чаще выбирать не дешевые тарифы, а качественный сервис и удобство обслуживания. ПЛАНЫ И
СТАНДАРТЫ
С американского стандарта AMPS начинали в прошлом веке Астрахань-Мобайл (впоследствии вошедший в МТС) и БиЛайн. Сегодня стандартом связи у всех имеющихся операторов является GSM (разработанный лет 15 назад в Германии). Считается, что он еще не исчерпал себя. Возможно, в другом
стандарте будет работать <SkyLink>, но, по мнению экспертов, к ее услугам, скорее всего, прибегнут не более 3-5процент клиентов, предпочитающих скоростной интернет. Так что телефонные аппараты (а их смена неизбежна при переходе со стандарта на стандарт) абоненты пока могут менять реже, чем
оператора. Впрочем, по наблюдениям компаний, у россиян, особенно южан, сильна тяга к покупке более новых и дорогих аппаратов. Споры отечественных специалистов на сетевых и реальных форумах о необходимости перехода к стандарту третьего поколения 3G вряд ли имеют сейчас под собой практическую основу.
Главное назначение технологий 3G - обеспечение скорости передачи данных не только голоса и текста, но и изображений, звука и видео. Вопрос внедрения новых технологий на астраханских просторах вовсе не умозрителен: предоставление услуг интернета операторами мобильной связи для некоторых астраханцев -
дополнительное удобство, а для юридических и физических лиц, живущих и работающих в отдаленных районах, откуда нельзя выйти в сеть со стационарного телефона, - жизненная необходимость. Коммерческий директор филиала ВымпелКом Андрей Кладинов согласен, что интерес к новому стандарту должен
развиваться, но сомневается, что сегодня он будет востребован более чем 2-5процент потребителей: <Основная часть абонентов еще не испытала всех плюсов имеющегося стандарта, освоив лишь голосовой трафик и sms-сообщения. Астраханцы используют GPRS-комплекты для выхода в интернет лишь с 2003 года.
Только начинается массовое освоение mms-сообщений, которые мы, кстати, первыми предложили в Астрахани>. Сотрудники МегаФона называют GPRS вчерашним днем. Директор астраханского отделения ОАО <МСС-Поволжье> Олег Гиляровский считает, что, скорее всего, у нас с внедрением стандарта 3G уже
опоздали и впоследствии сразу придется перескакивать на 4G. Громадье тарифов постепенно сменяется несколькими отработанными. По утверждению консультанта по PR филиала <МСС-Поволжье> Елены Ивановой, когда будущие клиенты просят подобрать самый дешевый тариф, то они неправильно формулируют
вопрос: <Самых дешевых не бывает, бывает самый выгодный для данного абонента в зависимости от того, куда ему приходится звонить - на стационарные, мобильные, общаться с абонентами этой же компании. Об этом и нужно спрашивать оператора>. Грубо говоря, тариф один, а к нему можно выбрать услуги
по наиболее привлекательным для клиента направлениям, как бы модификаторы. В ВымпелКоме также не видят смысла в большом количестве тарифных планов. Тарифные планы МТС представляют собой <конструктор": при подключении абонент получает тарифный план с единой стоимостью вызова по всем направлениям,
но достаточно активировать необходимые дополнительные услуги, снижающие стоимость вызова по желаемым направлениям, и абонент существенно оптимизирует свои затраты на мобильную связь. СКОЛЬКО ЗАПЛАТИТ ЗВОНЯЩИЙ
Разумеется, интересы (и доходы) операторов мобильной связи оказались
затронутыми введением в России с 1 июля принципа <платит звонящий> - в виде поправок к ФЗ <О связи>. (Кстати, СМАРТС, как бы опередив тенденции рынка, еще в апреле ввел тарифный план <Витамин С> со всеми входящими бесплатно.) По заявлению газете <Южный репортер> коммерческого
директора филиала ВымпелКом в ЮФО Дмитрия Морозова, если предложенные тарифы не будут скорректированы, ущерб для компании составит около 3процент выручки (около 100 млн. долларов в год). Пресс-секретарь ОАО <Мобильные ТелеСистемы> Кирилл Алявдин сообщил, что в компании будут пересмотрены
некоторые существующие тарифы. А генеральный директор <Мобиком-Кавказ> (МегаФон) Андрей Крайник высказал предположение, что для компенсации убытков хорошим вариантом может стать развитие и популяризация дополнительных услуг. Директор астраханского отделения ОАО <МСС-Поволжье> Олег
Гиляровский констатирует: <С принятием этих поправок полностью вступил в действие рыночный механизм>. Хотя в общих чертах позиция астраханских операторов мобильной связи такова: изменения, происходящие внутри отрасли и компании, не должны затронуть абонентов, на них никто отыгрываться не
собирается. Впрочем, как известно, сотовые операторы являются частными компаниями и вмешательство в тарифную политику со стороны государства минимально. Однако уже через месяц лидеры сотового рынка России объявили о введении в августе доплаты за соединение - фиксированной суммы, которая будет
списываться автоматически после первых трех секунд разговора. Это нововведение не коснется звонков в экстренные и бесплатные справочные службы, разговоров продолжительностью менее 3 секунд. Для остальных размеры стоимости соединения, зависящие от региона и тарифного плана, будут составлять 35-50
копеек. Впрочем, через некоторое время МТС и ВымпелКом отказались от намерения брать плату за соединение, решив увеличить на аналогичную сумму стоимость первой минуты разговора. Таким образом, операторы <большой тройки> собираются компенсировать потери прибыли от введения принципа <платит
звонящий>. По словам менеджера по маркетингу филиала ВымпелКом Лилии Митрюшкиной, изменения не коснутся корпоративных и тех новых рублевых тарифных планов, которые введены с апреля. В компании СМАРТС <АВ> сообщили, что приняли решение выводить на рынок тарифные планы без платы за
соединение. Ситуацией, складывающейся на рынке мобильной связи, заинтересовалась федеральная антимонопольная служба (ФАС) России, встав на защиту абонентов и охарактеризовав вводимые одновременно тремя компаниями новшества как <неправомерные>. В настоящее время ФАС проводится проверка с целью
выяснения, не нарушено ли антимонопольное законодательство действиями операторов сотовой связи. На днях руководитель Астраханского УФАС Николай Маслов в телеинтервью назвал конкуренцию на областном рынке сотовой связи развитой и добросовестной, однако отметил, что сейчас Астраханское УФАС занимается
изучением рынка мобильной связи в регионе и в ближайшее время будет определена его точная классификация. Еще одна законодательная новация - 1 июля вступил в силу и ФЗ <О рекламе>, ограничивающий деятельность операторов. В МегаФоне рассказали, что и раньше старались не злоупотреблять общением с
клиентами, теперь же обращаться к ним (с рассылкой сведений об услугах или поздравлениями с праздниками) будут только с разрешения абонента. А в ВымпелКоме поведали, что, поскольку единая реклама идет на федеральном уровне, все принципы и подходы наверху и утверждаются. СПРАВКА
<АВ>
История беспроводной связи началась 105 лет назад. В июле 1905 года английской компании <Маркони> удалось передать сигналы в Ньюфаундленд. В 1921 году полиция Детройта получила возможность использовать мобильную связь в автомобилях. Предтечей сотовой связи стала связь
радиотелефонная, первая система которой начала действовать в 1946 году в США. На создание первой мобильной сети Motorola затратила 15 лет и 100 млн. долларов. Первый в мире звонок с мобильного телефона сделал руководитель проекта Мартин Купер 3 апреля 1973 года в Нью-Йорке. Телефон назывался
Dyna-Tac, вес его был около килограмма. Первая модель мобильника была одобрена официально в 1983 году. Стоила она около десяти тысяч долларов, через год цена снизилась в 2,5 раза, в 1991 году - в десять раз. Реальной проблемой в создании мобильных телефонов был их размер, пока не появились дешевые и
доступные микросхемы. В 1990 году было заявлено о новом стандарте связи GSM, созданном подразделением Groupe Special Mobile. Впрочем аббревиатуру скоро стали расшифровывать как Global System for Mobile Communication. Тогда же появились стандарты ADC, CDMA. В 1992году в Германии стал применяться
стандарт связи второго поколения. А к середине девяностых большинство цивилизованных стран плавно переходило на цифровые спецификации. В 1991 году в Петербурге начала свою работу сотовая компания <Дельта Телеком>, ставшая первым оператором сотовой связи на российском рынке. Тогда сотовый
телефон в России стоил две тысячи долларов, столько же подключение к сети, а минута разговора - доллар. В мире используется около 2 млрд. единиц мобильных телефонов, из которых более двух третей подключены к стандарту GSM. Вторым по популярности идет CDMA.
Ольга Калинина, Астраханские
ведомости (Астрахань) http://fas.gov.ru/article/a_9424.shtml
ЗЫ немного баянистое, но мне показалось интересным, что Мотифффф уже начал демпинг :-)
Цитата: эксперты говорят о том, что крупнейшие игроки на сотовом рынке не смогут себе позволить пойти на дальнейшее снижение цен, поскольку это повлечет ощутимое падение доходов. В отличие от европейских стран российский рынок заполнен еще не полностью, поэтому в ближайшее время вряд ли кто из
операторов будет позиционироваться как более демократичная (а соответственно, более дешевая и, на взгляд потребителя, менее качественная) компания. Так что <большая тройка>, по мнению аналитиков, и дальше будет единодушна в определенной <амбициозности> и <скупости>.
а вот про тему смены освобождение мотей кода теле2 и глобализации оной:
Цитата: Еще раньше, в 1997 году, сформировался СМАРТС, член Средневолж-ской Межрегиональной Ассоциации Радиотелекоммуникационных Систем - первый оператор стандарта GSM в Астрахани.
...................................
Кстати, возможно, в ближайшее время этот оператор подвергнется реформированию - по данным центральных СМИ, ожидается, что компания вольется в Tele-2 (в самой компании прокомментировать ее будущее отказались).
0/0 |
| Поделиться:
Re: РЫНОК МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ В ОЖИДАНИИ ДЕМПИНГА НОВИ...
Цитата: По данным опроса ИА <ВолгаИнформ>, сегодня в России мобильной связью пользуются 66процент семей, причем в 40процент из них есть по два сотовых телефона, а в 3процент - больше четырех. Треть <мобилизованных> семей расходует на сотовую связь менее 300 рублей ежемесячно, еще одна
треть - до 500 рублей и лишь 1процент - свыше 3000 рублей. Установлена такая закономерность: чем выше уровень образования респондентов, тем большую сумму они тратят на мобильную связь.
кстати, всякие Марафончики и СвоиПлюсики, а так же MAXI, где включён "пакет" необходимых услуг (аля
комплексный обед) - неплохой способ повысить АРПУ
1/0 |
| Поделиться:
Re: РЫНОК МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ В ОЖИДАНИИ ДЕМПИНГА НОВИ...
кстати, всякие Марафончики и СвоиПлюсики, а так же MAXI, где включён "пакет" необходимых услуг (аля комплексный обед) - неплохой способ повысить АРПУ
А мен кажется - не надо дурить людей всякими там марафонами, а надо
дружественно относится к абонентам, любить их и тогда они будут отплачивать звонкой монетой...
0/0 |
| Поделиться:
Re: РЫНОК МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ В ОЖИДАНИИ ДЕМПИНГА НОВИ...
надо дружественно относится к абонентам, любить их
Это вы что подразумеваете?
При условии что я последний раз в офисе своего оператора был......эээээ.... прошлым летом что ли.... А рекламу вижу только в форуме )))))
0/0 |
| Поделиться:
Re: РЫНОК МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ В ОЖИДАНИИ ДЕМПИНГА НОВИ...
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)