На прошлой неделе был в Красноярске, просто очаровательный Сибирский город.
Посетил там местный краеведческий музей, о чем и расскажу ниже.
В Красноярске, не смотря на морозы которые стоят всю зиму (когда я там был было -32) Енисей не застывает, либо из-за каскада ГЭС выше по
течению, либо от быстрого течения.
Сам музей 3-этажный, первый это этнография, второй животный мир края и третий это дореволюционный Красноярск и советское прошлое.
На первом этаже представлены все
коренные этнические группы проживающие на территории края, от самых северных долганов, до самых южных хакассов. У всех свои особенности в образе жизни, который и накладываает отпечаток на одежду, жилище и т.п., но в то же время есть и мног общих черт в плане орудий охоты и рыбалки.
Очень
удивило устройство чума (раньше просто не задумывался над этим).
Чум разделен на две не равные по площади зоны. Первая ближе к входу
это рабочая и жилая зона, здесь раздевались, готовили пищу, принимали гостей,
вторая часть отгорожена занавеской из шкур - это место для сна и отдыха.
Другие народности в чумах не живут, а строят небольшие (буквально 1,5*2 м) избушки на полозьях и перевозят их на оленьих упряжках. Эти передвижные балки также разделены на две зоны как и чум.
Нарты
поражают легкостью своей конструкции, и неким изяществом. Сначала не понял для чего задние стойки выполнены под углом, а не вертикально. Потом дошло - амортизировать на кочках. Отличное и самое простое решение для такой задачи.
Лыжи не длинные, но очень широкие, обиты мехом, при чем не камусом а именно мехом. Обиты комбинировано, по краю, более плотный, жесткий и упругий мех - скорее всего олень, а вот
большая часть обшита мягким мехом, не смог определить с какого зверя.
Вначале охотились с луками, копьями и странным оружием у которого на длинном копейном древке закреплено длинное до 400-500 мм металлическое лезвие. Заточка односторонняя, но и колющие удары тоже позволяет наносить.
Практически у каждой из местных этнических групп в наконечниках стрел попадаются раздвоенные в виде двузубой вилки. не понял для чего.
Потом когда цивилизация дошла до севера, то и с переделанными винтовками системы Крнка и Бердана, при этом безжалостно отпиливались стволы оставляя лишь 30-40
мм.
Рыбу ловили и сетями и на крючки, судя по размеру крючков рыбы было много и она была крупная
Местные высшие силы было принято изображать в деревянных скульптурах, есть хорошие, добрые божества, которые помогают и приносят удачу, их надо ставить возле своего стойбища. Есть злые, их надо подбрасывать недоброжелателям. (на
фотографии настоящие скульптуры шаманов с заброшенных стойбищ, не новоделы)
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)