Пресс-конференция руководителя Департамента Министерства природных ресурсов и экологии РФ А.Берсенева
Доброе утро! Мы приветствуем посетителей сайта РБК и начинаем нашу интернет-пресс-конференцию. Тему нашего разговора мы обозначили так: "Новые
охотничьи билеты: как охотнику не стать браконьером?"
На этой неделе Совет Федерации принял законопроект, продлевающий срок действия охотничьих билетов до 1 июля 2012г. Почему было принято такое решение? На этот и другие вопросы, связанные с огромным охотничьим потенциалом России,
сегодня ответит директор департамента государственной политики и регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии России Антон Берсенев.
Это решение принято потому, что необходимо обеспечить переходный период по получению
охотниками билетов единого федерального образца. Так как законом об охоте этот переходный период не был предусмотрен, было принято решение изменить данную норму и установить срок действия охотничьих билетов, продлить его до 1 июля 2012г.
Вопрос: Чем была вызвана необходимость замены
действующих охотничьих билетов на новые, единого образца?
А.Берсенев: Прежде всего, это требование закона. Оно было установлено для того, чтобы как унифицировать сведения об охотниках, так и внести в систему выдачи охотничьих билетов какое-то единообразие. До сегодняшнего момента
существует масса различных форм охотничьих билетов, которые выдают различные общественные организации и органы исполнительной власти. Они все не единообразны, и базы данных совместить невозможно. Все-таки необходимо создание единого информационного пространства для ведения охотничьего хозяйства, и
сведения об охотниках – это одна из его составляющих.
Я бы отметил, что охотничий билет подтверждает то, что данные об этом охотнике занесены в государственный охотничий реестр, а также он служит для того, чтобы охотники получали разрешение на добычу животных.
Ведущий: Вернемся
к новым охотничьим билетам. Будут ли предусмотрены льготы для каких-то категорий граждан?
А.Берсенев: Льгот не может быть предусмотрено, потому что выдача охотничьих билетов - совершенно бесплатная процедура, охотники ничего не платят.
Вопрос: Будут ли засчитаны
членские взносы, внесенные за 2011г.?
А.Берсенев: Как я уже сказал, законопроектом предусмотрено продление срока действия билетов, выданных до 1 июля 2011г., срок действия которых не истек. Срок действия билетов продляется по решению общественной организации, продление может быть
разным, но в основном это до 31 марта следующего за уплатой членских взносов года. Поэтому эти билеты будут сохранять свое действие до того срока, на который они продлены общественной организацией. Но продление должно состояться до 1 июля 2011г.
Вопрос: Как вы оцениваете готовность
субъектов Федерации к выдаче новых документов?
А.Берсенев: Достаточно высоко. Потому что тот короткий срок, который был у субъектов, чтобы подготовиться, они использовали очень эффективно. 19 мая мы провели специальное совещание на эту тему в министерстве, где субъекты рассказали о
том, как они подготовились, о связанных проблемах. В основном это проблемы финансирования, для охотника, как я уже отметил, эта процедура совершенно бесплатная. С уверенностью можно сказать, что не менее 70% субъектов готовы очень хорошо. По последним данным, уже бланки билетов единого федерального
образца, можно сказать, получаются субъектами из типографий. Конечно, и процедуры, существующие по государственным закупкам, немного снижают скорость получения этих бланков. Но, учитывая поправку, которая будет принята, надеемся, что президент ее подпишет, я думаю, что получение билетов единого
федерального образца пройдет достаточно спокойно.
Вопрос: Какова на сегодня примерная численность охотников в РФ, граждан, состоящих в охотобществах?
А.Берсенев: По уточненным данным этого года, это около 3 млн 100 тыс. человек. Можно с уверенностью сказать, что 5 млн,
конечно, нет, но членов различных организаций – около 2 млн человек, около 1 млн 700 тыс. человек - членов общественных организаций, объединенных Росохотрыболовсоюзов, и остальные общественные организации – порядка около 300 тыс., это "Динамо", военные и т.д.
Вопрос: Из каких средств
будет осуществлено финансирование всего процесса замены охотбилетов?
А.Берсенев: Из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Иван Максимович (Королев): Где можно ознакомиться с формой нового документа? Какие документы надо предоставить, чтобы заменить билет в
указанные сроки?
А.Берсенев: Ответ один - на сайте Минприроды. На нем все очень хорошо видно. Если вы посетите раздел "Охота", там все существует и все размещено.
Б.Малов (Москва): При замене билета нужно будет заново сдавать охотминимум?
А.Берсенев: Нет,
не нужно. Требования закона это не устанавливают.
Вопрос: Вы сказали, что не менее 70% субъектов уже готовы к обмену билетов. Тем не менее, насколько я понимаю, срок обмена продлевается именно по той причине, что субъекты не готовы к этому обмену. Зачем же все-таки тогда нужно
продление?
А.Берсенев: Я попытался пояснить сразу же, что законом не было предусмотрено переходного периода, теперь уточняю. Норма, которая позволит вступить в силу соответствующему приказу, вступает в силу только с 1 июля. И с 1 июля должна была бы осуществляться выдача билетов
единого федерального образца. Переходный период не был предусмотрен. И не только неготовность субъектов вызвала необходимость принятия такой поправки, а и, скажем так, предосторожность, чтобы не возникли очереди у охотников, чтобы охотники спокойно эти процедуры осуществляли. Мы рекомендовали
субъектам, чтобы было комфортнее охотникам, выдавать охотничьи билеты и получать сведения от охотников для занесения в реестр по почте. Процедура очень несложная. Мы разработали типовую форму заявления охотника, разместили на своем сайте информацию, которая очень доступна и очень легко
воспринимается.
В настоящее время, по нашим данным, ажиотаж вокруг данного вопроса снят. Естественно, самое главное - все-таки принятие этого закона. Поэтому никаких противоречий здесь нет, необходимость принятия этого закона была обусловлена не только короткими сроками подготовки субъектов,
но и заботой о том, чтобы охотнику было спокойно и комфортно.
Максим (Москва): Сохранятся ли билеты, выданные в охотобществах? Например, "Динамо".
А.Берсенев: Они, естественно, сохранятся. Это вообще-то документ, подтверждающий членство в общественной организации. Он
необходим охотнику. Поэтому никакого изъятия членских охотничьих билетов не будет, это я вас уверяю.
А.Сергеев (Ханты-Мансийский автономный округ): Как Вы представляете замену охотничьих билетов у тундровиков и таежников, которые круглый год живут в лесу?
А.Берсенев:
Таких охотников очень мало, которые совершенно не имеют связи, скажем так, с органами какими-то. Один простой пример: вообще в Российской Федерации запрещено охотиться с незарегистрированным охотничьим оружием. Процедура получения разрешения на охотничье оружие гораздо сложнее и, можно сказать,
структурированнее, чем процедура получения охотничьего билета. Еще раз расскажу для жителей отдаленных районов, что очень удобно будет это делать по почте. И эту возможность, и рекомендации по осуществлению этой процедуры мы с субъектами обсудили как раз на этом совещании. Я полностью уверен, что
если субъекты РФ осознают свою ответственность как раз перед этими категориями граждан, то они наладят получение по почте билетов единого федерального образца.
Ведущий: Предлагаю коснуться темы создания охотничьего хозяйства в стране в целом. Как Вы его оцениваете?
А.Берсенев: Вопрос непростой. Я бы сказал так: состояние охотничьего хозяйства прежде всего характеризует численность охотничьих ресурсов. Только используя охотничьи ресурсы, юридические лица получают какую-то прибыль и вообще ведут это охотничье хозяйство. Можно оценить его как динамично
развивающееся, но имеющее определенные, достаточно серьезные проблемы.
О проблемах охотничьего хозяйства много говорится. Одна из основных - это охрана охотничьих угодий от браконьеров, не побоюсь этого слова. Вообще, в целом охрана животного мира - это важная государственная задача. Задача
прежде всего по сохранению биоразнообразия в целом. Мы знаем, что охотничьи животные - элементы биоразнообразия, охотники и хозяйства заинтересованы в том, чтобы охотничьи животные сохранялись, и видовое разнообразие было стабильным. Учитывая, что у нас динамика численности животных положительная,
динамика объема продукции охотничьих хозяйств также положительная, можно сказать, что в целом охотничье хозяйство динамично развивается. Но проблемы существуют.
Ведущий: Какие именно проблемы Вы бы отметили?
А.Берсенев: Одна из них - борьба с браконьерством, другая -
дисбаланс между группами видов - хищники и их жертвы. Все они являются охотничьими животными. В настоящее время у нас для скорейшего увеличения численности охотничьих животных есть серьезная естественная преграда - большая численность, например, волков, других хищников. В целом, проблема -
ограниченность ресурсов, доступность для охотников этих ресурсов. Если бы у нас была такая численность животных, как, например, в североамериканских странах, где очень развито охотничье хозяйство, мы бы эту проблему и не поднимали. Потому что само наличие ресурсов упростило бы регулирование и
доступность. Мы считаем, что целевое направление стратегии развития охотничьего хозяйства - это прежде всего то, что охотничьих животных должно всем хватать.
Я могу привести пример. У меня есть небольшой слайд на эту тему, где сравниваются показатели, к примеру, добычи копытных животных в
странах, где развито охотничье хозяйство, в пересчете на одного охотника. Например, в Норвегии каждый охотник может ежегодно добыть одно копытное животное. А в России в целом, если разделить добычу охотничьих животных на общее количество охотников, то один охотник может добыть одно копытное животное
один раз в 25 лет. Конкуренция между охотниками создает, соответственно, проблему регулирования как в условиях ведения закрепленного охотничьего хозяйства, так и в условиях регулирования этих вопросов государством. Выдача всевозможных разрешительных документов как раз и усложняется, потому что
приходится что-то делить, ресурсов не хватает. Не хватает и общедоступных видов. Численность, например, таких общедоступных видов, как птицы и мелкие пушные животные, те же зайцы, незначительная. Численность основных видов охотничьих гораздо меньше, чем число охотников.
Так как все эти
полномочия у нас переданы в субъекты, возникают всевозможные темы, в частности о коррупции. Это возникает в условиях дефицита всегда. Я могу сказать, что в нашей стране очень серьезный потенциал в охотничьем хозяйстве, и если сравнить так называемую расчетную численность охотничьих ресурсов с той,
которая в настоящее время у нас существует, то сравнение будет не в пользу фактов. У нас сейчас численность охотничьих ресурсов, как пример, по копытным, около 3 млн особей, а расчетная численность – около 20 млн особей. Можете себе представить, какие у нас ресурсы и резервы заложены. А это все
резервы для развития сопутствующих видов бизнеса, то есть сопутствующие товары будут производиться, если будет увеличено количество ресурсов и количество охотопользователей, в большем объеме, сопутствующие виды услуг, транспорт, прежде всего, снаряжение и орудия охоты и т.д.
Вопрос:
Как Вы относитесь к запрету необоснованного изъятия охотничьих угодий у общественных объединений охотников?
А.Берсенев: Скорее всего, посетитель сайта хотел спросить, почему существуют факты необоснованного изъятия. Конечно, мы на эти факты всячески реагируем. Все они должны быть
подвергнуты анализу и соответственно должны быть приняты меры не только со стороны Министерства природных ресурсов, но и со стороны правоохранительных органов. Мы считаем и убеждены, что именно пользователи в закрепленных охотничьих угодьях наиболее эффективно ведут охотничье хозяйство. Исходя из
этого мы будем совершенствовать со своей стороны законодательство именно для того, чтобы пользователю было удобно, чтобы не было препятствий в развитии этого направления. Чем больше пользователи вкладывают в развитие угодий, тем больше охотничьих животных, тем меньше проблем с доступностью для
охотников. Задача состоит в упрощении системы пользования охотничьими ресурсами для бизнеса и для охотников.
Вопрос: Если говорить о нововведениях, которые ожидают российских охотников в ближайшее время, то чем Вы их порадуете или огорчите?
А.Берсенев: Очень надеюсь,
что в ближайшее время будут совершенствованы наши законы, которые регулируют деятельность именно в плане упрощения административных процедур по выдаче всевозможных разрешительных документов. Такие инициативы сейчас находятся в Госдуме, и я надеюсь на скорейшее их принятие. Это первое.
Во-вторых, несомненно значимым будет вступление в силу новых правил охоты для охотников. Этот документ включает в себя консерватизм основ регулирования, который был и ранее, то есть правила охоты отличаются от действующих сейчас правил добывания именно по своей структуре. Определен круг
запрещенных, например, орудий охоты, и, соответственно, очень демократизирована и сделана удобной для субъектов РФ, которые являются именно регуляторами, процедура определения, например, сроков охоты. В этих правилах содержится очень много норм, к которым все уже привыкли. К сожалению, они несколько
трансформированы действующим постановлением правительства о добывании охотничьих животных. Вступление в силу правил охоты будет значимым для охотников, и, надеюсь, будут приняты изменения в закон, который позволит упростить процедуру выдачи разрешений на охоту.
Вопрос: Как Вы
оцениваете перспективы существования общественных охотничьих организаций?
А.Берсенев: Задача общественных охотничьих организаций - учесть интересы их создателей. Это записывается в уставе, и они ведут всевозможные виды деятельности именно для этого. Уверен в том, что общественные
охотничьи организации, которые занимаются решением своих задач, то есть добиваются, чтобы учитывались интересы их членов, всегда будут существовать и играть серьезную роль в развитии охотничьего хозяйства. Многие общественные организации сейчас имеют закрепленные охотничьи угодья очень большой
площади, например за Росохотрыболовсоюзом (российская ассоциация общественных объединений охотников и рыболовов) закреплено 200 млн га - это серьезная площадь, и они проводят большой объем работы.
В этот период, когда есть членские охотничьи билеты, в результате регулирования выдачи которых
общественные организации получают значительные средства, необходима перестройка структуры работы общественных организаций: они должны больше внимания уделять интересам охотникам. Если общественные организации будут этим заниматься, их перспективы, я думаю, очень хорошие. Кроме того, думаю, что нужно
создание новых общественных организаций, которые имели бы одноуровневую систему выборов и учитывали интересы именно рядовых их членов. Кроме того, необходимо совершенствование нормативно-правовой базы для того, чтобы именно за такими организациями на приоритетных условиях могли быть закреплены
охотничьи угодья. Проще сказать, коллективы охотников должны иметь свои охотничьи угодья. Это развито во всех странах, особенно в Европе, когда имеются охотничьи угодья у каких-то юридических лиц, которые могут позволить себе большие инвестиции в охотничье хозяйство, и тут же рядом находятся угодья
какого-то коллектива, населенного пункта, где проживают охотники. Это, скажем так, новелла, мы над этим вопросом сейчас серьезно работаем.
Вопрос: Существует проблема борьбы с браконьерством, какие законодательные инициативы готово предложить Минприроды?
А.Берсенев:
Минприроды уже постоянно выступает со всевозможными законодательными инициативами на эту тему. Конечно же, самая главная законодательная инициатива, которую нужно предлагать или поддерживать, это расширение круга лиц, которые могут осуществлять надзор в сфере охотничьего хозяйства. Есть два пути.
Это или увеличение количества государственных инспекторов, которые наделены всеми необходимыми для этого полномочиями. И второй путь - участие в этой работе штатных работников охотпользователей. Мы как раз сейчас, зная, что первый путь достаточно затратен, идем по первому пути за счет создания
условий для принятия госпрограммы по увеличению финансирования переданными полномочиями субъектов РФ. Это первый путь и для того, чтобы было достаточное количество инспекторов в субъектах РФ. И второй путь – это всевозможные механизмы, согласно которым могут принимать участие в охране охотничьих
угодий именно штатные работники. Мы видим, что необходимо определить порядок производственного контроля. Возможно привлечение частных охранных предприятий (ЧОП) к этому, если у охотпользователей есть желание этим заниматься. Подчеркну, этот вопрос небесплатный, поэтому охотпользователи сами
принимают решение о привлечении этих организаций. Есть еще один путь, по которому возможно те субъекты, которые осознают важность этого процесса, пойдут. Это увеличение специализированных государственных учреждений субъектов. Сотрудники этих учреждений правами наделены, поэтому мы всячески
рекомендуем субъектам расширять эти организации, которые могут осуществлять контроль в области охоты. Вот, пожалуй, те пути, которые мы видим.
Конечно, необходимо серьезное совершенствование законодательства. И, в принципе, здесь очень серьезна роль общественных организаций, которые должны,
прежде всего, пропагандировать бережное отношение к природе. В этом их самая главная роль в обучении охотников и поддержании традиций бережного природопользования. Работу в этом направлении необходимо сейчас однозначно увеличивать.
Пархоменко (Сити FM): Вы назвали цифры по численности
животных, которые являются охотничьим ресурсом. А есть ли какая-то статистика по тому, сколько и каких добывается браконьерами? И, если сравнить, сколько добывается законно и хотя бы ориентировочно, сколько добывается браконьерами?
А.Берсенев: Конечно, есть такие данные. Это
экспертные оценки. Уровень браконьерской добычи сопоставим с уровнем официальной добычи. Это примерно один к одному. По разным видам по-разному это бывает. Но отмечу, кроме того, что у нас есть незаконная добыча, я уже отмечал роль хищников в охотничьем хозяйстве, роль высокой численности хищников в
настоящее время.
Общий объем добычи охотников – не важно каких, законных или незаконных, а браконьеры тоже "охотники" - гораздо меньше, чем, например, в России общий объем добычи охотничьих животных всех видов волками. Этот пример для того, чтобы понимать: все люди, не важно, браконьеры или
охотники с разрешениями, добывают меньше, чем добывают в России этих животных один вид – волки. В этом серьезная проблема, потому что численность этого вида очень сильно увеличивается. Объем добычи (они тоже добываются, это тоже охотничьи животные и охота на них очень развита) несопоставим с их
биологическим приростом, и это серьезная проблема. Она очень остро стоит в Южном федеральном округе, на юге Сибири, и это как раз тормозит в целом увеличение численности нехищных охотничьих животных, которые являются все-таки основой животных, на которых охотятся. Большое количество людей охотится
все-таки на нехищников. По волкам я вам покажу материалы, и вы можете ими воспользоваться.
Ольшанский (журнал "Охота"): Как предполагает Министерство природных ресурсов заставить пользователей вложить свои средства в развитие охотничьего хозяйства, привлечь их к этому виду
деятельности?
А.Берсенев: Понимаете, пользователей не нужно заставлять, нужно создавать условия. Мы как раз занимаемся нормативным регулированием в области охоты, и наша задача - создать условия с помощью издания нормативных актов. Например, все знают, что Министерство природных
ресурсов издало приказ о нормировании добычи лимитрованных видов. Этот приказ на слуху, его всевозможные источники анализируют оценивают, зачастую критикуют. Это приказ 138-й об установлении нормативов добычи.
Самая главная идея, которая содержится в этом нормативном акте, о том, чтобы был
механизм заявления объема добычи, чтобы было меньше коррупциогенных факторов в процессе квотирования. Существуют нормативы, от численности и плотности охотничьих ресурсов, которые позволяют охотнику, заявляя, получить нужные объемы добычи. Пользователь знает, какой он получит лимит, так как
известно, что ресурс ограничен и отдельные ценные виды квотируются. И этот вопрос – один из ключевых. Создание такого условия, мы считаем, очень передовой шаг. Пока этот шаг не оценен всеми охотопользователями, но уже сейчас мы видим, как процедура изменилась. Ранее процедура квотирования проходила
таким образом: определялся лимит на весь регион, потом этот лимит орган делил по своему усмотрению. Сейчас эти нормативы, которые установили четкую зависимость определенного объема квоты от численности или от плотности животных, позволяют охотнику аргументированно и обоснованно заявлять о выделении
определенной квоты и, соответственно, получать, потому что у органа нет основания отказать. Это пример того, как мы пытаемся создать максимально комфортные условия, чтобы охотники были заинтересованы в увеличении численности. Чем больше численность, тем больше квота по особо ценным и квотированным
видам. Все наши нормативные акты должны быть на это направлены, чтобы создавать комфортную среду для деятельности охотопользвателей. Я уже говорил, что именно в закрепленных хозяйствах мы наблюдаем положительную динамику численности охотничьих животных. Не важно, за кем именно это закреплено,
коммерческие это организации, общества охотников или другие общественные организации.
Еще одно направление нашей работы - мы считаем, что необходимо уточнить обязательства охотников, которые не должны допускать снижения численности охотничьих ресурсов или их нерационального использования.
Ольшанский (журнал "Охота"): Основной документ, который подписывает охотопользователь, - договор с государством о том, что он берет в аренду государственные ресурсы - землю, леса - и работает. В чем его суть? Где в договоре, или в другом документе написано о том, что предполагается
привлечь, сохранить, довести до оптимальных параметров?
А.Берсенев: Спасибо за вопрос, хороший вопрос, с удовольствием на него отвечу. Там планирование, в котором как раз и определяются целевые показатели, а именно достижение определенной численности. Согласен с вами полностью, что
необходимо совершенствовать этот документ. Именно поставить в условиях пользования этот целевой показатель существенным условием этого договора.
Кроме того, мое убеждение в том, что перед заключением охотохозяйственного соглашения это охотничье угодье должно быть подвергнуто инвентаризации
именно с точки зрения наличия там животных и, соответственно, оценки состояния среды их обитания для того, чтобы определить эти целевые показатели. Пути совершенствования закона я вижу в том, чтобы условием перед заключением охотохозяйственного соглашения было проведение охотоустройства. Затраты на
это проведение могли бы, конечно, стать и первоначальным шагом аукциона при закреплении такого охотничьего угодья, если оно происходит на аукционе, чтобы было сразу понятно: мы договариваемся сразу о том, что имеется численность такая-то, далее эта численность должна достичь такого-то объема. И
тогда я считаю совершенно логичным, чтобы с такими охотопользователями, которые достигли этих показателей, охотохозяйственное соглашение далее было заключено не на аукционе уже, а как продолжение договора. Любой договор может быть продлен, если стороны удовлетворились по результатам своей работы
достигнутыми показателями. Государство заинтересовано в том, чтобы численность животных была оптимальной с точки зрения экосистемы и производства, получения от них какой-то продукции, не важно какой – материальной или нематериальной, соответственно, и чтобы охотопользователь был удовлетворен, зная о
том, что если он достиг этих показателей, то дальше с ним будет заключен договор. Я считаю, что главное направление – совершенствование норм закона.
Вопрос из зала: Новые правила охоты, о которых Вы говорили: в каком статусе сейчас находится данный документ и когда он начнет
действовать?
А.Берсенев: Документ зарегистрирован в Минюсте, это приказ Минприроды. Он вступит в силу после отмены определенных положений постановлений правительства РФ, которые в настоящее время регулируют добывание охотничьих животных. В настоящее время правила охоты - это
постановление правительства "О правилах добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты". Этот документ был принят во исполнение закона о животном мире еще до вступления закона об охоте. Поэтому закон об охоте в настоящее время определяет правила охоты как основной документ,
регулирующий охоту, и как только это соответствующее постановление будет отменено, вступят в силу правила охоты. Мы направили в правительство соответствующий проект постановления. Решение за правительством.
Андреевич (Владивосток): Каким нормативным документом регламентируется изъятие
охотничьих животных для научных целей? Складывается впечатление, что под научными целями просто "блатным" за "определенную" плату организовывают охоту в неустановленное время.
А.Берсенев: Есть соответствующий документ Минприроды России, с которым тоже можно ознакомиться на нашем
сайте. Я вас уверяю в том, что получение разрешения для добычи животных для научных целей - очень хорошо контролируемая процедура. Естественно, на местах, так как эти полномочия переданы в субъекты, могут возникать какие-то нарушения. По каждому этому факту соответствующие органы должны
реагировать.
Илья Анатольевич (Барнаул): Это правда, что охотничьи билеты не будут выдавать тем, у кого есть задолженности?
А.Берсенев: Такого требования в законе не существует. Единственное требование, это наличие дееспособности и отсутствие судимости за совершенное
умышленное преступление.
Вопрос: Не повлечет ли замена охотбилета коррупционных схем?
А.Берсенев: Есть такое опасение только в том случае, если будет создан дефицит и очереди. Такое опасение существует. Опять же надо заниматься этим вопросом в субъектах. Минприроды РФ
будет, естественно, мониторить ситуацию. Мы приняли решение ежемесячно информировать друг друга, то есть субъекты РФ, о ходе этих процедур и о достигнутых показателях, сколько выдано.
Вопрос: Планируются ли какие-нибудь мероприятия по борьбе с волками?
А.Берсенев:
Мероприятия запланированы со стороны наших федеральных источников. Они еще не приняты, но запланированы в рамках государственной программы, которая сейчас подготовлена министерством. Для этих целей запланирована специальная программа, направленная на увеличение субвенций на общую сумму 420 млн руб.
Надо стимулировать охотников, чтобы они добывали волков. Я сам очень много охотился на волков, знаю, с какими затратами связана такая охота. Мы предлагаем, чтобы за добычу одного волка охотнику выплачивалась премия в размере 30 тыс. руб., потому что расходы на добычу одного волка сопоставимы с ценой
примерно одной тонны бензина. Это самая затратная охота, это самый опытный и умный хищник, который умеет за себя постоять. Никаких опасений по поводу снижений численности волка у нас нет, нам бы ее довести до расчетных показателей, до уровня примерно 1970--1980-х годов. Тогда численность составляла
около 20 тыс. по стране, перед этим в 1960- 1970-е годы были проведены широкомасштабные мероприятия по регулированию численности.
В настоящее время численность приближается к 60 тысячам, показатель повышается довольно значительно. Конечно, при снижении численности корма волков рост этой
популяции тоже замедляется. Но мы приходим к тому, что у нас экологическая пирамида, на вершине которой находятся эти крупные хищники, приобретает более остроконечную форму, то есть численность жертв сокращается. В дальнейшем сократится численность хищников. Если мы собираемся использовать ресурсы
для себя, мы должны каким-то образом регулировать. Существующая сейчас численность, например, копытных гораздо выше, чем она была, скажем, несколько веков назад. Когда в естественном балансе находились эти группы видов, численность по некоторым из них была гораздо ниже, по некоторым - гораздо выше.
Это все естественные процессы, но если мы хотим получать продукцию, мы должны этими процессами управлять. Иначе в природе, конечно, будет достигнут нормальный баланс, но не будет места еще дополнительному изъятию, которое мы хотим осуществлять.
Никита Орлов (Москва): Какие меры
предполагает принять Минприроды для обеспечения права на охоту теми охотниками, которые и с наступлением 1 апреля 2012г. еще не успеют получить охотбилеты единого федерального образца?
А.Берсенев: Не установлено окончание даты выдачи билетов единого федерального образца. Они будут
выдаваться и дальше, и охотник спокойно обратится в орган за получением билета единого федерального образца. Процедура ничем не отличается и не будет отличаться. Она будет такой же простой. Если охотник забыл или не нашел времени, он совершенно спокойно после 1 марта придет и получит билет единого
федерального образца на таких же условиях, как и до 1 марта 2012г.
Жанбек Сарлыков (Рудный): Я – гражданин Казахстана. Каким образом я могу получить разрешение на охоту в РФ? Какова цена вопроса, что для этого надо и куда обращаться?
А.Берсенев: Разрешением на охоту для
него будет просто путевка, выданная охотпользователем. Здесь охотничий билет не требуется. Естественно, и разрешение на добычу должно быть. Но это уже охотпользователь, куда поедет этот гражданин на охоту, он же все равно поедет не на пустое место, а к кому-то, и здесь процедура очень упрощена.
Специального билета, который был нужен раньше, билета иностранного охотника, процедура получения которого была достаточно запутана, сейчас не требуется.
Вопрос: Как Вы как профессиональный охотовед оцениваете отношение зеленых движений в России к охотникам, к проблеме волков? Есть ли
взаимоотношения и каковы они?
А.Берсенев: Есть, конечно, взаимоотношения, они очень интересно развиваются. По проблеме волков отношения, скажем так, не налажены, но уже есть опасения зеленых организаций относительно наших инициатив, что мы можем нанести ущерб популяциям волков.
Вообще, зеленые организации хорошо отправлять в те регионы, где можно показать: посмотрите, сколько этих животных у нас есть.
Очень хорошее взаимодействие налажено по вопросам регулирования добычи водоплавающих. Были проведены консультации с Союзом охраны птиц, с рабочей группой по
гусеобразным, выработаны нормы, которые будут в правилах охоты, по регулированию весенней охоты на водоплавающих. Считаю, что в этой части отношения развиваются динамично и зеленые организации нас понимают.
Надеюсь на то, что любые природоохранные и так называемые зеленые организации не
забудут никогда цитату одного известного французского эколога, который сказал: "Дичь губит не охотник, а бульдозер". Эти слова были сказаны в 60-е годы, и думаю, что это должно быть, скажем так, целевым направлением в нашей работе. Мировая практика показала, что в странах с развитой экономикой
именно через охотничьи хозяйства сохраняется видовое разнообразие. Это наиболее эффективный путь. Посмотрите на Северную Америку, сколько там дичи! И даже там уже считается неэффективной охрана любого вида, даже редкого, через тотальные запреты. Через использование мы заинтересовываем людей в
сохранении: кто больше охотника заинтересован в том, чтобы сохранялся какой-нибудь охотничий вид? Есть определенные виды, в сохранении которых заинтересованы только охотники, например, в восстановлении численности овцебыка в нашей стране. Мы знаем, что создана на Таймыре устойчивая группировка с
высочайшей численностью при полном отсутствии этого вида на территории нашей страны в 1950-е годы. По сохранению, например, такого вида, как амурский тигр, Россия приняла меры начиная с 1950-х годов как по запрету охоты, так и созданию условий для увеличения численности этого вида. Численность была
повышена в 10 раз - этого крупнейшего хищника, который является вершиной экологической пирамиды и для существования которого нужны, конечно же, определенные условия. Общий уровень развития охотничьего хозяйства, общий уровень численности самых разных видов позволит нам сохранять и все виды, которые
мы хотим сохранять. В принципе биоразнообразие нужно сохранять - это государственная задача. Соответственно, зная особенности биологии, мы их должны сохранять, создавая условия для их жизни, а не только запреты вводить.
Вопрос: Сколько лет потребуется для того, чтобы охотники поменяли
свои билеты? Ваши службы готовы к такому наплыву желающих быть законопослушными, все-таки в стране охотой занимаются миллионы человек?
А.Берсенев: Еще раз подчеркну, что Минприроды не обменивает охотничьи билеты. Этим занимаются субъекты РФ. Сколько лет потребуется? В зависимости от
того, как активно охотники сами захотят это сделать. Я уверен, что в течение года этот вопрос можно решить, так как органы субъектов РФ, даже те, кто не готов сейчас, будут готовы в ближайшее время. Этот переходный период и должен нам помочь, для того чтобы все желающие охотники, которые будут
активно отстаивать свои позиции, интересоваться, во всяком случае, как это проделать, а для этого не нужны какие-то огромные трудозатраты, какие-то списки документов, могли в течение года обменять свои билеты, или, вернее, получить билеты нового образца. Еще раз подчеркну, что членские охотничьи
билеты удостоверяют именно членство в общественной организации, и никто их изымать не собирается.
Вопрос: Есть ли данные, сколько у нас сегодня охотников?
А.Берсенев: 3 млн 100 тыс. человек. Эти данные, конечно, уточнятся, когда будут накоплены данные
охотохозяйственного реестра.
Вопрос: У нас у многих охотников сейчас уже билеты государственного образца, которые выдавались ранее департаментом Минсельхоза. В этой ситуации они просто прекращают свое действие, и билет заменяют на новый?
А.Берсенев: Совершенно так.
Процедура замены ничем не отличается. Единственное, на что обращу ваше внимание: если эти билеты не прекратили срок своего действия и выданы до 1 июля, то они в настоящее время действуют так же, как и билет единого образца.
Игорь (Саратов): Когда в России появится профессиональный
праздник "День охотника"?
А.Берсенев: Хороший вопрос, и мы его обсуждали с коллегами. Есть предложение, естественно, обсудив это с максимальным количеством охотников, сделать этот праздник в начале октября. Почему? Да потому что в это время наступает самый интересный период для
охотников во всех субъектах РФ – открыта охота на какие-то виды животных. Вопрос в том, сделать эту дату неизменяемой, установив конкретную дату, или приурочить ее к какому-то выходному дню. Этот вопрос мы обсудим на ближайшем заседании Общественного совета при Минприроды по охоте. Я думаю, что в
средствах массовой информации, а также и в интернете мы его обсудим и придем к единому мнению, потому что вопрос касается большого количества охотников.
Ведущий: Предлагаю коснуться темы создания охотничьего хозяйства в стране в целом. Как Вы его оцениваете?
А.Берсенев: Вопрос непростой. ...Можно оценить его как динамично развивающееся, но имеющее определенные, достаточно серьезные
проблемы.
пипец, оказывается динамично развивающееся...
не интересное интервью, пустой базар, как обычно...
3/0 |
| Поделиться:
Re: Пресс-конференция по изменениям в законодатель...
Только ЧОПы еще не охраняли угодья, они же хуже волков
ЧОПу совершенно фиолетово кого или чего охранять, лишь бы платили
их привлечение - это очередная попытка решить проблему через задний проход
охрана охотугодий
должна быть государственная, но гос-ву выгодней потратить деньги на выборы или просто спи"№ть, вот и ищут варианты
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)